Методическая разработка занятия
Приметы старинных слов в современном язык
Прокопенко Галина Ивановна
Проверка домашнего заданияРасшифровка смысла фразеологизмов:Знать на ять – знать досконально, знать на отлично.
Прописать ижицу – наказать, проучить как следует.
Стоять фертом – стоять руки в боки.
Сперва аз да буки, а потом и науки – сначала надо овладеть простейшим, а потом браться за трудное.
Анализ стихотворного текста
Отчего, обжигая горло,
Разбираю часами подряд
Сочетания «оро» и «оло»,
«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?
«Человек некий име два сына…»
Я прислушиваюсь к словам.
Открывается в них Россия,
Легендарная быль славян…
Сто-ро-на. Го-ло-са. До-ро-га.
Я усвоил твердо азы:
С давних лет к открытости слога
Тяготеет славянский язык.
С. Крыжановский
- Как бы вы озаглавили данный текст? Объясните, почему.
- Попробуйте определить, что значит «полногласие» и «неполногласие» слога, анализируя приведенные в тексте слова.
- Как процесс падения редуцированных повлиял на «открытость» слога?
- Выявление различий между старославянскими и исконно русскими словами:
хождение – хожу
гражданин – горожанин
между – межа
освещение – свечение
мощь – мочь
стихотворение – стихотворенье
мгновение – мгновенье
счастие – счастье
- Практическое задание.
Прошло сто лет, и юный град,
Полношных стран краса и диво
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво.
- Найдите старославянизмы. Подберите к ним однокоренные слова с полногласием.
- С какой целью автор употребляет слова старославянского происхождения?
- Самостоятельная работа.
Наб…р…жная, сб…р…гательный (банк), нав…л…чка, в…р…тник, в…р…та, заг…л…вок, г…л…систый, заг…р…дный, д…р…вянный, д…р…жить, ж…р…бьёвка, зап…л…нить, зд…р…вый, з…л…той, ук…р…тить, м…л…дость, м…л…чный, обм…р…к, об…л…чка, об…р…на, наоб…р…т, ош…л…мить, перег…р…дить, п…л…тно, п…р…жний, прив…р…дливый, с…р…дина, см…р…дина, с…л…д, ст…р…жить, т…р…бить, х…л…дный, х…р…мы, пох…р…ны, ч…р…дование, ч…р…з.
Слова для справок: безбрежный, пренебречь, навлекать, возвратить, вратарь, заглавие, главный, возглас, заградительный, древесный, драгоценный, жребий, пленный, здравница, златоглавая, краткий, младенец, Млечный Путь, мрачный, облако, бранить, обратить, шлем, преградить, платок, праздный, вредный, средний, смрадный, сладкий, стража, требовать, прохладный, храм, хранение, учреждение, чрезмерный.
- Подведение итогов занятия
- Домашнее задание.
- подчеркните в этих словах полногласные/неполногласные сочетания.