Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Методическая разработка занятия

Приметы старинных слов в современном язык

Прокопенко Галина Ивановна
Проверка домашнего заданияРасшифровка смысла фразеологизмов:
 Знать на ять – знать досконально, знать на отлично.
Прописать ижицу – наказать, проучить как следует.
Стоять фертом – стоять руки в боки.
Сперва аз да буки, а потом и науки – сначала надо овладеть простейшим, а потом браться за трудное.
Анализ стихотворного текста  
Отчего, обжигая горло,
Разбираю часами подряд
Сочетания «оро» и «оло»,
«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?
«Человек некий име два сына…»
Я прислушиваюсь к словам.
Открывается в них Россия,
Легендарная быль славян…
Сто-ро-на. Го-ло-са. До-ро-га.
Я усвоил твердо азы:
С давних лет к открытости слога
Тяготеет славянский язык.
С. Крыжановский
 
- Как бы вы озаглавили данный текст? Объясните, почему.
- Попробуйте определить, что значит «полногласие» и «неполногласие» слога, анализируя приведенные в тексте слова.
- Как процесс падения редуцированных повлиял на «открытость» слога?

 
  1. Выявление различий между старославянскими и исконно русскими словами:
 
хождение – хожу
гражданин – горожанин
между – межа
освещение – свечение
мощь – мочь
 
стихотворение – стихотворенье
мгновение – мгновенье
счастие – счастье

 
  1. Практическое задание.
- Прочитайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», в котором рассказывается о строительстве нашего города С-Петербурга
 
Прошло сто лет, и юный град,
Полношных стран краса и диво
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво.
 
- Найдите старославянизмы. Подберите к ним однокоренные слова с полногласием.
- С какой целью автор употребляет слова старославянского происхождения?
  1. Самостоятельная работа.
- Вставьте пропущенные буквы, объясните написание пропущенной буквы исторически, подобрав к каждому слову «пару» (в случае затруднения см. слова для справки)
 
   Наб…р…жная, сб…р…гательный (банк), нав…л…чка, в…р…тник, в…р…та, заг…л…вок, г…л…систый, заг…р…дный, д…р…вянный, д…р…жить, ж…р…бьёвка, зап…л…нить, зд…р…вый, з…л…той, ук…р…тить, м…л…дость, м…л…чный, обм…р…к, об…л…чка, об…р…на, наоб…р…т, ош…л…мить, перег…р…дить, п…л…тно, п…р…жний, прив…р…дливый, с…р…дина, см…р…дина, с…л…д, ст…р…жить, т…р…бить, х…л…дный, х…р…мы, пох…р…ны, ч…р…дование, ч…р…з.
 
   Слова для справок: безбрежный, пренебречь, навлекать, возвратить, вратарь, заглавие, главный, возглас, заградительный, древесный, драгоценный, жребий, пленный, здравница, златоглавая, краткий, младенец, Млечный Путь, мрачный, облако, бранить, обратить, шлем, преградить, платок, праздный, вредный, средний, смрадный, сладкий, стража, требовать, прохладный, храм, хранение, учреждение, чрезмерный.
  1. Подведение итогов занятия  
   Полногласие – это такие сочетания «оро», «оло» , «ере», «еле», «ело» в русских словах, которые возникли в результате изменения праславянских сочетаний гласных «о», «е» с плавными «r», «I» между согласными (! в русских словах «пелена» и «шелест» полногласия нет!). Это изменение имело место у восточных славян в Х веке, оно было вызвано действием так называемого закона открытого слога и заключалось в том, что праславянские «tort», «tolt», «tert», «telt» развивали вставной гласный типа «о» и «е» после плавного. Характер вставного гласного различался по говорам древнерусского языка. Полногласие, возникнув в результате фонетического изменения, стало отличительной чертой лексики русского, украинского и белорусского языков. В других славянских языках полногласию соответствует неполногласие: сравним русские «город», «голова», «берег» со старославянскими «градъ», «глава», «брегъ», болгарские «град», «глава», «брег» с польскими “grod”, “glowa”, “brzeg”. Русский язык заимствовал много слов и морфем с неполногласием из церковнославянского языка, а также создал много слов с неполногласием по церковнославянским словообразовательным моделям.
  1. Домашнее задание.
- попробуйте подобрать соответствующие пары к словам: болота, борода, борозда, борона, волосы, ворон, голод, горох, дорога, колода, колодец, колос, короб, корова, мережа (рыболовецкая сеть), молот, мороз, благо, владеть, зрачок.
- подчеркните в этих словах полногласные/неполногласные  сочетания.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»