Урок повторения темы "Причастие"
Мастерская по конструированию причастных оборотов
Кудимова Наталия Николаевна,
учитель русского языка
и литературы школы № 495
Московского района Санкт-Петербурга
Сложная для усвоения тема «Причастие» гораздо легче воспринимается учащимися в игровой форме, когда можно принять участие в конструировании причастных оборотов, а также проверить быстроту реакции на различение причастий в потоке речи. Это, безусловно, развивает умение избегать повторяющихся конструкций и украшать речь причастными оборотами.
I. Повторение
-
Различение причастий в потоке речи среди других частей речи.
Блиц-игра в мяч.
Условия игры: учитель называет различные слова и бросает мяч поочерёдно каждому учащемуся, который должен вслух задать вопрос к слову и вернуть мяч, назвав часть речи данного слова. Слова для игры: изредка, светлый, светящийся, исчез, открыты, изменчивый, любого, так как, всё-таки, полёт, древнерусский, росшие , перекликающийся и др.
-
Запись по памяти причастий, выделение суффиксов причастий: светящийся, открыты, росши, перекликающийся.
-
Докажите, что выписаны причастия (обозначают признак предмета по действию, отвечают на вопросы какой? какие? имеют яркие морфемные признаки)
-
Вспомним, что появление причастий в предложении – это сигнал к размышлению: нужна ли запятая.
Когда причастие требует к себе особого внимания и настаивает на особом отношении – выделении запятыми? (ответы учеников о правилах постановки запятых при причастных оборотах).
Итак, мастерская начала свою работу. Учитель показывает попеременно одну из двух карточек:
X |
П.о. |
Сопровождает карточку причастием, которое надо либо распространить, создав п.о, либо подобрать для причастия определяемое слово.
Во время опроса ведётся запись наиболее удачных конструкций.
Выберите одну из конструкций, наиболее подходящую для составления предложения по следующей схеме:
Завершение данного этапа работы – чтение получившихся предложений.
2. Графический диктант (материалы подготовлены заранее учащимися в качестве д/з, предполагающего запись предложений с п.о. из ленты новостей программы «Время»)
-
Российская авиация нанесла точечные удары по территории Сирии, попросившей поддержку в борьбе с террористами.
-
Мост, построенный через Керченский пролив, соединит Керчь и полуостров Крым.
-
Отвод вооружения не завершён, так как боевики отказываются выполнять соглашение, подписанное в Минске.
1.Около доски двое учащихся чертят схемы, соответствующие прочитанным предложениям
2. По окончании графического диктанта осуществляется проверка и объяснение ошибок
III. Заключительная творческая часть мастерской.
На доске записан текст, требующий распространения предложений обособленными и необособленными определениями, выраженными п.о.
Текст.
………осенний дождь вдруг стих, и в воздух.. закружились ре.кие снежинки.7 Они долго пл.сали в лучах ночных фонарей, затем медленно уклад.вались на траву……….., на землю………….
Не прошло и часа, как пр.рода пр.обр.зилась 6до (не)узн.ваемости. Пушист.. снежн.. п.крывало …………. Пр.вр.тило ёлочки и п.ньки в сказочных незнакомцев, ……
Чтение наиболее удачных текстов, разбор учащихся у доски № 2, 6, 7