Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Учебно - методическое пособие

Наречие как часть речи

Жукова Елена Васильевна,
учитель русского языка
и литературы  ГБОУ СОШ №593
Приморского района Санкт-Петербурга

Цель: распределение  учебного тренировочного материала при изучении одной из трудных тем 6 -7  классов

Актуальность: предложенный дидактический материал рассчитан на усиление практической направленности уроков с целью овладения учащимися функциональной грамотностью, развития  их орфографической и пунктуационной зоркости при работе с текстами (или отрывками из художественной литературы).

Тема 1  «Разряды наречий»

«Разряды наречий»  Рассмотрев таблицу, рассказать о разрядах наречий и дополнить 3 столбик примерами слов, находящимися под таблицей.

 Вопросы, на которые отвечают наречия

Значения наречий

Примеры

 Как? Каким образом?

Образа действия

Быстро, медленно, по – хорошему

 Когда? С каких пор?

 Как долго?

Времени

Сегодня, завтра, скоро

 Где? Куда? Откуда?

Места

Вверху, внизу, издали

 Почему? Отчего?

Причины

Сгоряча, сослепу, со зла

 Зачем? С какой целью?

Цели

Нарочно, назло, незачем

 Сколько? В какой   степени?

Меры и степени

Слишком, досыта, вдоволь

 

Работа с текстом: заполнить пропуски, сделав выбор орфограмм. Вставить пропущенные знаки.

   (Не) ожиданно  щ(и,е)нок забрался в пещеру  в которой ц..рила мгла. Разве (не)  может появит…ся (с,з) десь из отнюдь (не) светлого прохода какая  (нибудь) ф…гура?  Может быть,  кто  (нибудь)  пр..таился  (с,з) десь?  В мозгу щ(и,е)нка смутно возникали вопросы вроде этих. Мёртвая тиш…на царила (во) круг,  и казалось  будто всего в (не,ни) скольких шагах (в) переди мрак (з,с)гущает…ся  в ч…рные провалы. Такие места индейцы всегда называли «мухнеду» - глухие закоулки   где злые духи унич..тожили  поч…ти всякую жизнь выр…стив совсем бе(з,с) просветные зар…сли. Одни совы пом…гающие злым силам живут в таких заклятых вл(о,а)дениях.  Обессил…в щ…нок бросился наутёк.

 Задания:

  1. Выпишите в столбик наречия, вспомнив, что они отвечают на вопросы: где? Куда? Зачем? Откуда? Почему? Когда? Как? С какой целью? В какой степени? В какой мере? Рядом допишите вопрос.

  2. Добавьте везде слово, от которого данное наречие зависит. Какой частью речи это слово является? Что может обозначать наречие?

  3. Сформулировать ответ на вопрос: «Что такое наречие?»

     

    Работа с текстом: 1.Выписать наречия и определить их разряд по значению.

    2. Провести работу с текстом:

       (Н..) когда раньш.. я (н..) спала в спальном мешке прямо в ш..ртах и деш..вой фу..болке-распаш..нке но под могуч..е буханье пр..боя, хотя уснула поч..ти сразу. Но позже ра…будили меня какие (то) ш..рох и ш..пот доносящиеся (с) верху. (Н..) где (н..) кого (н..) было видно но кто(то) тихо и методично стонал. (Н..) чуть (н..)  и(з,с)пугавшись я вылезла из спального мешка и еще даже ра..пахнула полы п..латки. За ее пр..делами было свеж… Я эакуталась ж..лтам плюш..вым плащ..м и  побыстрее поб…жала на звук. (В) верх поднимат…ся было трудновато.

     

    Тема 2 «Разграничение омонимичных слов. Наречия и другие части речи»

    Работа с текстом: 1.Указать буквой Н наречия. 2.Границами указать одиночное деепричастие или дееприч. Оборот, подчеркнуть их. 3. Выписать наречия с вопросами, на которые они отвечают.

       (С) зади за с…баками  бли(с,з)ко (не) пр…ближаясь бежал поджарый пуш…стый зверь. Пр…нюхиваясь к снегу он нёсся (в) перёд боясь отстать от обоза. Когда люди останавливали с…бак, (на) миг останавливался и он. Этот зверь вытянув морду в сторону людей втягивал ноздрями дон…си…шиеся до него запахи. «Это волчица,» -  сказал Билл подойдя к товар…щу стоя…шему у саней. (Не) дождавшись темноты волч…ца начала подходить к с…бакам уже освобождён…ых от упря(ш,ж)ки. Билл (по) этому развёл (по) ярч(и,е,о) огонь.

    Новые наречия. В тупик, на корточки, на цыпочки, на карачках, по памяти, под мышки, в потемках – впотьмах, исподлобья, исподтишка, впопыхах, не раз – ни разу. (учить!)Словарная работа:по словарю проверь, как пишутся наречия в предложении. Составить с ними свои предложения.

     

    Задание:Рассказать, как отличить наречие от существительного и местоимения с предлогом.

    Провести работу с текстом:

       Свернув (в) бок и пройдя (н..) сколько шагов ( в) прав(о,а) я (в) тайне надеялась встретит..ся с об..тателями острова. Я продвигалась (на) угад потому что (н..) чего (во) круг не видела. Вся надежда была (на) удачу. (На) силу пр..одолевая усталость и отгоняя м..шкару которая (с) плош.. садилась (на) глаза я (на) конец добралась да крутого обрыва. Пришлось встав (на) корточки подползать (к) краю чтобы заглянуть (в) низ. (В) потьмах плохо было видно что там происходило но стало понятно что (с) ходу все предусмотреть нельзя. (По) этому я оставила свою затею (на) утро.

     

    Материал для самоподготовки

    Пишутся слитно:

Наречия, образованные следующими сочетаниями:

предлог + прилагательное,
предлог + собирательное числительное,
предлог + местоимение,
предлог + наречие.


ИСКЛЮЧЕНИЯ:

1) на боковую, на попятную, на мировую;

2) предлог по + собирательное числительное;

3) предлог + прилагательное на гласную

 

 вслепую
 надвое
 вовсю
 донельзя

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

 1) на боковую, на   попятную, на мировую

 2) по двое, по трое

 3) в открытую


Предлог + существительное без пояснительных слов

 навстречу
 вконец
 сплеча


Наречия, которые без предлогов не употребляются

 вприпрыжку
 вдоволь
 впотьмах

 

 

Наречия со значением пространства и времени

 вниз, сверху
 сначала, наконец

Пишутся раздельно:

Предлог по + собирательное числительное

 по двое
 по трое

Предлог + существительное на гласную

 в одиночку
 до отказа
 на износ

Предлог + существительное во множественном числе

 в ногах
 на днях


Предлог + прилагательное на гласную


 в открытую

Наречия, образованные повтором существительных с предлогом либо если второе существительное – в творительном падеже

Д уша в душу
д урак дураком


Наречные сочетания, которые имеют две и более падежные формы

 на карачки – на       карачках;
 под мышку – под  мышкой – из-под мышек


Существительные с предлогами, имеющие наречное значение

 по совести, на совесть,   с ведома, с размаху, до зарезу и др.

Наречия на боковую, на попятную, на мировую

 

Как отличать наречия от существительных с предлогами.

Слитно пишутся наречия:

вверх, вверху, доверху, кверху, наверх, сверху;

ввысь, вглубь, вдаль, вдали, издали;

вниз, внизу, снизу, книзу;

вначале, сначала, вширь, назад, вконец

 Следует отличать от  существительных с предлогами, которые пишутся раздельно.

 Отличить помогает наличие зависимого слова, которое относится к существительному с предлогом, а не к наречию

Внизу раскинулся лес.

 

(ВНИЗУ – наречие)

 В низу этой горы – лес

 

 (есть  зависимое слово горы; значит,

 В – предлог, НИЗУ –  существительное)

Птица устремилась ввысь.

 

(ВВЫСЬ – наречие)

 Птица устремилась в высь неба

 

 (есть  зависимое слово неба; значит,

 В – предлог, ВЫСЬ –  существительное)

Сначала подумай – потом говори.

 

(СНАЧАЛА – наречие)

 С начала года прошло две недели.

 

 (есть  зависимое слово года; значит,

 С – предлог, НАЧАЛА –  существительное)

Он вконец утомился

 

(ВКОНЕЦ – наречие)

 Он встал в конец очереди

 

 есть зависимое слово  очереди;  значит,

 В – предлог, КОНЕЦ – существительное)

Как отличать наречия от местоимений с предлогами.

Слитно пишутся наречия:

затем, оттого, отчего, потому, поэтому

 Следует отличать от местоимений с  предлогами, которые пишутся раздельно.

 Как отличить?

 Наречие можно заменить близким по смыслу наречием, а местоимение нет.

Сначала он пошел в школу, затем (=потом) в библиотеку.

Поэтому (=потому) он хорошо учится.

 За тем зданием находится библиотека.

 

 По этому льду ходить опасно.

 

Тема 3«Наречия и другие части речи»

Задание:Образовать от прилагательных наречия с помощю суффиксов –О или -Е. От какого слова нельзя образовать наречие? Почему?

Веселый

Надежный

Торжественный

Поросячий

Автомобильный

Работа с текстом1.Определите (по вопросу), к какой частпи речи относятся омонимичные слова

Новогодний костюм гномика хорошо смотрится на малыше.  Платье мамы малыша тоже хорошо. Поведение (не) годяя всегда достойно порицания. В этот раз он вел себя достойно. На душе в (пред) праз…ничные дни радос…но. Голос Деда Мороза звучал радос…но. Лицо ребёнка радос…но.

Работа с текстом2. Определите (по вопросу), к какой части речи относятся омонимичные слова. Доставьте пропущенные знаки.

(Не) закончен…ое строителями ш…ссе пролегало по болотистой мес…ности. (По) этому пути ещ… (н…) кто (не) ездил,  (по) этому возникла (не) обходимость проверки чертежей в очередной раз. Инж…нер сверялся (по) тому чертежу, который сам (не) однократно уже использовал в работе, (по) тому был уверен.  (За) чем нужно это ш…ссе  (не) раз спраш…вали у инж…нера (не) верящие в проект люди. И он об…яснял (за) чем.

 

Тема 4 «Н и НН в наречиях»                                                              

Работа с текстом:раскрыть скобки, сделать выбор орфограмм, расставить знаки.

 

Ребята смотрели растерян…о на Гарри а он стремительн..о брос(и,е)лся (в)  верх по лестнице прыгая через три ступеньки. Ему было стран…о  что н..кто (не) бежит за ним. Из (за) собствен..ого топота мальчик н..чего (не) мог слышать. (На) верху было душно и противно от неубран..ой пыли. Гарри сворачивая (на) лево ..глядывал покрашен..ые  темной  краской стены. На одной из них было начертан…о  какое (то) слово. Немедлен..о бросившись к на(т,д)писи Гарри чуть (не) упал.

 

  Задание: слова с Н и НН в суффиксах подчеркнуть как члены предложения и над ними определить часть речи.  

 

Тема 5«Степени сравнения наречий»

 

Наречие (образованы от качеств. прилагательных)

Простая сравнительная степень

Составная сравнительная

Рано

РаньшЕ

 

Поздно

ПозднЕЕ

БОЛЕЕ поздно

Хорошо

ЛучшЕ

 

 

Творческое задание.Степени сравнения. Заменить начальную форму наречий или прилагательных в скобках какой-либо формой степени сравнения.

Одноглазый (быстро) _________________ помч…лся за зайцем и (решительно) ______________ чем (рано) _____________,  наск…чил на него. Схватив зайца и уж(о,е) (спокойно) _________________  опустившись на землю  волк стал раз…скивать единствен…ым глазом волчицу. … Она взяла у него зайца  и (по + быстро) _________________  о…грызла ему голову  впившись  в неё острыми, как бритва, зубами.  Хотя тёплая кровь растерзан…ого звер…ка была (сладкий) ___________ других зап…хов,  Однлглазый  ждал своей очер…ди.  Насытившись  волчица поделилась мясом с супругом.  Эта волч…я пара (дружно) __________ ____ и (хорошо) ______________, чем другие, переносила трудности.

 

Тема 6«Правописание НЕ с наречиями на –О, -Е»

Задание:Списать текст, заполняя пропуски словами с частицей или приставкой НЕ, выбирая их из группы слов для справки:

 

  Твоя … может привести к ..., и настроение твое … испортится. Когда на уроке ты получишь «три», то, …., тебе станет … . Если ты не подготовишься к уроку, то тебе будет далеко … и … . Ты будешь отвечать … и …, и учителю (н…) чего не останется, как … тебя наказать … оценкой. Не … о своих … дома ты будешь рассказывать …, а … . Отнюдь … будет твоим родителям, когда они узнают о …

 

Слова для справок:(не) пременно, (не) удовлетворительный, (не) приятность, (не) весело, (не) уверенно, (не) радостно, (не) рвно, (не) организованность, (не) удача, (не) спокойно, (не) медленно, (не) уютно, (не) достатки, (не) решительно, (не) громко, (не) разборчиво.

 ! не случайно (всегда пиши раздельно!)

 

Рассказатьо правописании НЕ с наречиями на –о,-е

Провести работу с текстом:

 

Я отошел (не) много назад и понял что портрету больше.. (не) требует..ся (н..) чего. (Не) брежно я бросил кисть на маленький столик и (не) весело и устало поплелся к кушетке. Кушетка была (не) убрана с самого утра и простыни (не) ак..уратно выглядели при свете пробивающемся из-за тюля. Я (не) решительно опустился (не) на кушетку а на пол и глядел на портрет. Это была отнюдь  (не ) худшая из моих работ. (Не) ожиданно я почу..ствовал себя опустош..нным потому что внезапное пр..кращение работы вывело меня из р..вновесия.

 

Тема 7«Ь после шипящих на конце наречий»

Рассказатьо правописании ь после шипящих на конце наречий.

Провести работу с текстом:

 

  Свернув (в) бок и пройдя (н..) сколько шагов ( в) прав(о,а) я (в) тайне надеялась встретит..ся с об..тателями острова. Я продвигалась (на) угад потому что (н..) чего (во) круг не видела. Мне было (не) втерпеж… и я готова была нестись (в) скач….Но (на) силу пр..одолевая усталость и отгоняя м..шкару которая (с) плош.. садилась (на) глаза я кара(п,б)калась (в) верх и чуть не упала (на) взнич..  пока (не) добралась да крутого обрыва. Какая (то) птица (на) отмаш… задела меня крылом  и я уж.. непроч.. была вернут..ся обратно.

 

Тема 8 «НЕ и НИ в отрицательных наречиях»

 

Рассказатьо правописании отрицательных наречий.

Провести работу с текстом:

 

(Н..) когда раньше я (н..) спала в спальном мешке в п..латке но под шум пр..боя уснула поч..ти сразу. Через (н..) которое время ра..будила меня песня земли. (Н..) где (н..) кого (н..) было видно но тихое медлен..ое стенание  (н..) пр..рывалось и даже сопровождалось (н..) (с) чем не сравнимыми в(з,с)криками. (н..) (за) чем мне было напом..нать что так поют тюлени. (Н..) чуть (н..)  и(з,с)пугавшись я вылезла из спального мешка и ра..пахнула полы п..латки.

 

Тема 9«Дефис в наречиях»

Работа с текстом1: Найти и выделить наречия с изучаемой орфограммой

В (не) знакомом месте мы попали (в) тупик  а местные жители проход между дворами держали (в) тайне и (н…) как (не) желали ею делит…ся. В дороге ещ… раньш…  нас ожидали (не) приятности: (с) начал… мы попали в глубокий овраги  (за) тем в бурелом чуть  (чуть)  (не) провалились в какую (то) яму но (в) миг  успели ухватит…ся за корни старых елей. Естествен…о,  нам надо было искать другой путь.  Взвесив все за и против  мы решили идти (на) прямую. Да,  (на) яву путешествовать в горах без пров…дника трудно и опасно даже (в) троём и (в) четвером.

Работа с текстом2:

Арестован..ый (на) конец поднял глаза устремив их куда (то) (в) даль. Болезнен..ая бледность чуть (чуть) выступила на его лице но взгля(т,д) почему (то) оставался (не) возмутимо яс..ным. (Не) обычное одеяние арестован..ого пр..влекало вн..мание особен..о тех кто ок..зался (не) далеко от реш..тки. Мало (помалу) ле..кий румянец появился на щеках но щетина выступившая кое (где) на нижней половине лица скрывала цвет. Осанка же этой персоны была (точ..) в (точ..) как у галантного дв..рян..ина.

  (По) моему, он (н..) кого (н..) боит..ся говорили (по) всюду в толпе наблюдающей за  ..им.

 

Тема 10«Суффиксы А и О на конце наречий»

Определите конечную букву в наречиях

Пахомов искос… взглянул на Невскую.

Изредк…  набегает ветерок.

Вагон снов…  тряхнуло.

Хозяин велел наглух… забить дачу.

Издавн… русские считались храбрыми воинами.

Жулька металась справ…  налев… и  слев…  направ….

Кирила Петрович запрост… приезжал в домишко товарища.

 

Рассказатьправило написания суффиксов –о, -а на конце наречий.

Провести работу с текстом:

 

Сначал (а,о) собравшиеся (с,з) десь гости выслушали историю что 

(не) давн (а,о) произошла с моим братом. Снов (о,а) и снов (о,а) все разгляд..вали его лоды(ш,ж)ку которая болела но быстр (а,о) заж..вала. Она ещ.. доставляет ему (не) удо(п,б)ства но брат все (равно) решил совершать прогулки в разумных пр..делах (в) прав (а,о) и (в) лев (о) вдоль острова. Я  (ис) кос (о,а) поглядывала на ..его когда он с(и,ы)знов (о,а) пр..нимался ра….казывать свою историю и (за) ведом (о,а) пр…украшал ее фактами.  

 

 

 

Тема 11«О –Е – Ё на конце наречий после шипящих»

  Заменить наречия  синонимами, имеющими после шипящих на конце слова О или Е

Работу выполнить прекрасно –

Любить сильно –

Говорить напевно –

Вести себя дерзко –

Смотреть неодобрительно –

Двигаться неловко –

Говорить доказательно –

Слова – помощники: убеждающ…, вызывающ…, неуклюж…,осуждающ…, блестящ…, горяч…, певуч….

 

Работа с текстом 1. Выделить наречия с изученной орфограммой. Определить форму наречия, подчеркнув его как член предложения.

 Пр..гнув пониж(о,е) голову, растопыр…в крылья и шипя прямо на с…баку шел гусь. Несколько в стороне от нее лежал на матрас…ке кот. Увидев Каштанку, он вмиг вскочил выгнул спину дугой и зашипел. Собака испугалась не на шутку, но, (не) желая выдавать своего страха  погромч(о,ё,е) залаяла и отча(е,я)нно бросилась к коту. Кот, ещ(о,ё,е) сильнее выгнув шею, зашипел и наотмашь ударил Каштанку по голове. Каштанка, отскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась уж(о,ё,е) визгливым лаем.

Рассказатьо правописании –о,е после шипящих на конце наречий.

Провести работу с текстом 2:

 

 (Н..) когда раньш.. я (н..) спала в спальном мешке прямо в ш..ртах и деш..вой фу..болке-распаш..нке но под могуч..е буханье пр..боя уснула поч..ти сразу. Через (н..) которое время ра..будили меня какие (то) ш..рох и ш..пот доносящиеся из(под) земли. (Н..) где (н..) кого (н..) было видно но кто(то) вызывающ… стонал. (Н..) чуть (н..)  и(з,с)пугавшись я неуклюж… вылезла из спального мешка и ещ…  даже ра..пахнула полы п..латки. За ее пр..делами было свеж… Я эакуталась ж..лтам плюш..вым плащ..м и быбралась из п..латки,  прч..м задела плеч..м  зажж..нную лампу которая тут (же) потухла. Но ож..г на плеч.. потом проступил.

 

 

Тема 12 «Употребление наречий в устной и письменной речи»

1) Опираясь на правила произношения наречий, найти 4-е лишнее слово, записать его, устно объяснить свой выбор.

А) скучно, конечно, аналогично, скучно.

Б) издавна, снова, издали, отчасти

В) попасть (в) тупик, идти (на) смерть, сделать (в )тайне, (в) миг понять

Г) втридорога, завидно, красивее, наверх

Д) исподволь, навек, табу, всегда

 

2) Списать предложения,вставляя пропущенные знаки и буквы, слова в скобках замените однокоренными наречиями:

  1. Услышав кошач..ий крик мы (немедлен..ый) втащили ж..вотное в ч..лан и дали ему замечательный уж..н жарен..ую свин..ину заливн..ое из окуня творожн..ики и сметан..ый п..го(к,г).

  2. Кот пошатываясь вышел из ч..лана как-то (особен..ый) сел на пороге и стал мыт..ся (нахальный) поглядывая на нас и на ни(с,з)кие звезды.

  3. Он сло(ф,в)чился (отчаян..ый) удар..л нашу собаку по ушам и со страшным ш..пом будто кто (то) пл..снул воду на раскален..ую сковородку с салом вылетел из кухни.

  4. Потом кот (утомлен..ый)  перевернулся на спину поймал свой хвост (дисц..плинирован..ый) раст..нулся у печ..ки и (мирный) захр..пел.

     

  5. Заменить фразеологизмы  наречиями

Спустя рукава –               душа в душу -

На край света –                ни свет ни заря -

Рукой подать -                  яблоку негде упасть-

 

 

Тема 13  «Правописание наречий»

Работа с текстом. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Расставить знаки препинания.

Наш космический корабль стал пр… ближат…ся к (не) извес…ной планете. Но что такое? На запрос о пр…землении мы не получили (н…) какого ответа. Какое  (то) красноватое  облако начало  сплош… окутывать нас. Корабль напроч… пробил сильную облач…ность и нырнул (в) низ. Мы посмотрели в ил…юминатор и содрогнулись. Кругом все горело. Черный дым поднимался (к) верху. Мы как будто видели кадры старин…ой воен…ой кино (хроники). Раздают…ся страшные взрывы и  выстрелы доносящ…еся с разных сторон  Нам становит…ся  не по себе. Но любопытство сильнее страха  и мы (не)  медлен…о пр…ступили к сн…жению, хотя и было очень горяч… . Не лучш…  бы сидеть (не) вылезая (н…) куда в кабине космического ап…арата?

Правописание наречий (орфографический диктант)

  1. Наотмаш…, вскач.., уж…, замуж…, лиш…, настеж…, невтерпеж…, навзнич.. ., сплош…

  2. А или О ?   Влев…, снов…, издавн…, набел…, вобел…, справ…, вправ…, слев…, досыт…, наглух…, занов…, сумбурн…

  3. Горяч…, вообщ…, ещ…, хорош…, очень общ…, тягуч…, жгуч…, свеж…

  4. (По) видимому, (по) новому, (по) прежнему, (по) вашему, (по) своему, (по) отцовски, (по) свойски, (по) английски, (по) пуритански, (по) одному, (по) двое, (по) рыцарски, (по) трое, (по) очередно, (по) одиночке                 

  5. (Во) первых, (в) третьих, (в) волю, (во) всю, (во) вторых, (еле) еле, точь (в) точь, давным (давно, крест (на) крест, сегодня (завтра), бок (о) бок, взад (вперед), (с) боку (на) бок, как (то), когда (нибудь), (кое) где.  

  6. Весьма (не) аккуратно, отнюдь (не) специально, (не) вовремя, (не) (на) право, (не) громко, (не) замужем, (не) (за) чем, вовсе (не) дешево, (не) надо, (не) пора; (не) трудно, но волнительно , (не) (по) дружески, (н..) раз, (н..) разу, мне (не) стыдно

  7. (Н..) сколько (не) крупно, (н..) где вздремнуть, (н..) когда и (н..)где не лги, (н..) куда пойти. (н..) чуть (н..) красиво.

  8. Говорить пута..но, выглядеть пркрас..но, излагать длин..о, относиться почтитель..но, извлекать целомудре..но и сдержа..но, орать беше…но                                                                    

     

    Тренировочный текст

    В к..лендарях (не) которых народов (под) час можно от(и,ы)скать пам…тные даты извес…ные только им. Так и л…нинградцы внесли в к…лендарь день 18 января  день прорыва блокады (л,Л)…нинграда. (Не) путайте день прорыва с днем снятия. (Н…) когда (не) забывайте 18 и 27 января! Вы (на) верняка знаете что город  окруж(о,ё)н…ый двойным кольцом голодал и замерзал в суровые зимы 1941 и 1942 годов. И ф…шисты (н…) как (не) ож…дали что измучен…ые сове…ские войска (с) нов(о,а) будут наступать в моро(с,з) (при) чём в таком месте  где их оборонительные укрепления были (не) пр…ступными.

     Начало операции  имеющей название «Искра»  назначили на 12 января когда южный берег Ладо…ско(в,г)о озера напроч… сковал лед  а окружающие (трудно)  проходимые болота промерзли (на) сквозь. Тяж…лая техника могла ле…ко подойти к  .Шлиссельбур…скому выступу хотя он и был пр…надежн…о укреплен немцкими дзотами мин…ыми полями. Танковые баталь…ны и стрелковые д…визии  пошли (в) перед после ма…сированн…ой (арт) подгото…ки сове…кой артил…ерии. Бои приняли затяжной характер  (в) течени… шести дней Ленингра…ский и Волхо…ский фронты проб…вали оборону противника  двигаясь медлен…о (на) встречу (друг) другу.

     18 января 1943 года операц…я по прорыву была завершен…а и первая часть разработан…ого плана «Искра» выполнен…а. В результате окружен…ая груп…ировка немецких войск получила моментальн…о приказ выходить из окружения и соединят…ся с основными силами. Для ж…телей Л… нинграда эта дата стала одной из основных вех в истории блокады. Образован…ый в блокадном кольце к…ридор составлял не более 10 к…лометров в ширину но он дал возможность прол…жить (железно) дорожные пути для (полно) цен…ого снабжения города продовольствием мед..каментами  боепр…пасами которые так (не) обходимы были л…нингра…цам и которых им (не) хватало.

     (Н…) кому и (н…) когда (не) надо забывать даты блокадного к…лендаря.

    Тренировочный тест

1. Укажите правильный ответ:

Наречие  – это ...   А) изменяемая часть речи.         Б) неизменяемая часть речи.  В) служебная часть речи.

2. Неправильно определено главное слово в словосочетании:

А) стояли неподвижно Б) совершенно успокоившись  В) очень хорошо

3. Укажите ряд, в котором все слова пишутся через дефис:

А) где…то, по…совести, в…лево

Б) по…русски,  мало….помалу, во…первых

В) с…права, из…редка, на…вечно

4. Буква О пишется в слове:

А) справ…    Б) досыт…   В) издавн…     Г) затемн…

5. Буква Ё пишется в слове:

А) горяч…  Б) обж…ра  В) заж…г    Г) девч…нка

6. Укажите ряд, в котором во всех словах пишется Ь:

А) обнаруж…те, пустош…, настеж…

Б) сбереч…, невтерпеж…, могуч…

В) навзнич…, много туч…, спряч…

7. Не пишется слитно:

А) задача (не)трудная, а легкая   Б) находится (не)далеко

В) нисколько (не)обижен   Г) (не)быстрей самолета 

8. Укажите предложение, в котором на месте пропуска пишется буква Е:

А) Нос собаки, или чутье, как говорят охотники, (н…)когда не перестанет удивлять человека.

Б) Дальше бежать (н…)куда.

В) Он писем не получал (н…)когда.

9. Какое из выделенных слов является наречием?

На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн, и вдаль(1) глядел.

Защитив глаза ладонью от лучей солнца, она пристально всматривалась в даль(2).

А) 1                       Б) 2                        В) 1, 2

10.Найдите в тексте наречия и выпишите их:

Где-нибудь, далеко-далеко, оканчивая собою тонкую ветку, неподвижно стоит отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба, и рядом с ним качается другой

Контрольные работы

Контрольная работа. Заполнить пропуски, раскрыть скобки, вставить недостающие знаки.

  Скоро я лу…ше узнал цв…ток который выр..с на пл..нете Маленько..о принца. У не..о на пл..нете всегда р..сли простые скромные р..стения. У ..их было отнюдь (не) много лепес..ков  зан..мали они мало места и (не,ни) кого (не) бе(з,с)поко..ли. Ра(з,с)крывались цв..ты  (по) утру в тр..ве а (под) вечер ув(е,я)дали. А этот точ… (в)  точ… похожий на другие пророс однажды из зерна зан(и,е)сён..ого сюда (не) ведомо (от) куда. Маленький принц (не) сводил глаз с крохотно..о р..стка  (не) име..щего ещ..  названия. Вдру(к,г) это какая  (нибудь) новая разновидность баобаба? Но кустик (не) долго т(е,я)нулся (в) верх и на …ём быстрее, чем на пл..нете Маленького принца, по(е,я)вился огромный бутон. Мальч..ган предчу..ствовал  что увид..т какое  (нибудь) чудо. А (не) ведомая гост..я  скрывавшаяся в бутоне  (не)  торопливо нар(е,я)жалась пр…м(е,и)ряя  лепес…ки. Она (не) желала являт…ся на свет ра(з,с)тёпан…ой а хотела показат..ся красав..цей. Какая кокетка! Таинствен…ые пр..готовления длились (не) долго. 

  Ах! Я (на) силу проснулась   услышал Маленький принц и понял что уд…вительная гост..я (не) страдает избытком скромности.

  Задания: 1. Выписать наречия, стоящие в простой сравнительной степени.

                   2.  Тринаречия разобрать морфологически

 

Диктант по теме «Наречие»

  1. Ассоль никогда не бывала так глубоко в лесу и не думала, что заблудиться здесь нетрудно. 2) Она была поглощена нетерпеливым желанием догнать уплывающую вдаль игрушку. 3) На берегу ручья было много препятствий, и девочка незаметно теряла силы, останавливаясь все чаще и чаще. 4) Когда  потянулись осоковые и тростниковые заросли, Ассоль еще больше испугалась, что уж не догонит кораблик с алыми парусами. 5) Но,  свернув направо, увидела игрушку, неуклонно бегущую прочь. 6) Кораблик замедлил движение в устье ручья, где было нешироко и мелко. 7) А около ручья на камне сидел незнакомец, разглядывающий паруса и никак не реагирующий на приближение девочки. 8) Это был известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок Эгль, путешествующий пешком по стране.

  1. - Отдай мне кораблик, - отнюдь не смело попросила Ассоль.

    Грамматическое задание

                        1 в.                                                         2 в.

    Из 1 и 2 предложений                                    Из 5 и 6 предложений

    выписать все наречия и определить их разряд по значению

     

    Из 3 предложения                                           Из 4 предложения

    выписать слово в сравнительной степени, определить часть речи

     

    Из текста выписать слова, соответствующие схемам и определить их способ образования

     

     

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»