автор: Прокопенко Галина Ивановна
Петергофская гимназия императора Александра II
Знакомство пятиклассников (или шестиклассников, в зависимости от используемого вами УМК) с поэмой Гомера «Илиада» наиболее целесообразно проводить, используя метод «погружения», при котором литературное произведение «ляжет» на фактический материал уроков истории, будет подкреплено образами античных героев во время экскурсии в Эрмитаж, «прорастет» через творческую работу на уроках русского языка при изучении темы «Лексика», ИЗО (иллюстрации к разным сценам поэмы, практическая работа по созданию щита Гефеста), музыки (песни, связанные с поэмой, музыка греческих танцев) и сценического мастерства (инсценировка отдельных эпизодов поэмы). Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся : знакомство с Троянским циклом греческих мифов, работа над гекзаметром.
Тип урока: закрепление изученного с применением ИКТ
Технология: основная – развивающего обучения «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
ИКТ: Классификация – кодирование информации в виде цифрового диктанта.
Формирование УУД:
Общеучебные
· умение преобразовывать и воспроизводить информацию;
Логические
· анализ: объектов с целью выделения признаков;
· синтез: самостоятельное достраивание недостающих компонентов;
· выбор оснований для классификации;
· установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
· планирование собственных действий;
· формирование устойчивого произвольного внимания;
· коррекция знаний;
· взаимоконтроль;
· само- и взаимооценка.
Тема урока «С русского на русский»(закрепление по теме «Лексика»)
Место урока в образовательной системе: входит в систему уроков погружения «Читая поэму Гомера «Илиада»
Цель урока: закрепление изученного по теме «Лексика» с опорой на знания, полученные на уроках, литературы, истории, ИЗО, музыки, сценического мастерства в системе уроков погружения «Читая поэму Гомера «Илиада»
Ход урока.
1 этап. Разминка.
Технологический прием «Вызов» (активизация полученных ранее знаний)
Задание. Отгадайте фрагменты поэмы Гомера «Илиада» по лексическому ряду (задание выполняется в тетради по карточкам, лежащим на партах)
Iколонка
народы, браки, пиршества, невесты, чертоги, светильники, песни
ясноречивые, веселые, почтенные
смотрят, дивуются, провожают, раздаются
IIколонка
Торжище, спор, мзда, убийство, свидетели
Шумный, градские, звонкоголосые, справедливые
Спорили, клялся, заплатил, отрекался
Взаимопроверка выполненного и коллективный результат.
2 этап. Сообщение темы урока «С русского на русский»
- Подумайте, почему наш урок так называется?
Попробуем догадаться вместе. Для этого нам придется поработать.
3 этап. Работа по теме урока.
1.Анализ поэтического текста.
Технологический прием «Осмысление» (освоение знаний при активной интеллектуальной деятельности)
Чтение про себя, а затем вслух выразительно ( запись – на интерактивной доске)
Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,
Старца великого тень чую смущенной душой.
Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера,
Боком одним с образцом схож его перевод.
А.С.Пушкин
- Чему посвящена эпиграмма А.С.Пушкина?( предварительно учитель дает толкование слову «эпиграмма»)
2. Словообразовательный анализ слова.
- Как вы понимаете смысл слова «преложитель»?
Разберите слово сначала по составу, затем сделаем словообразовательный разбор ( на доске и в тетрадях).
- Какая морфема помогает нам определить лексическое значение слова? В каком значении употреблена в этом слове приставка ПРЕ- ?
- Подберите современное слово-синоним к слову «преложитель»
3. Систематизация правил.
Прочитайте правила переводчиков, записанные на карточке (рабочий материал – на столе), и расставьте цифры в порядке значимости.
· сохранить стихотворный размер
· передать сюжет
· передать мысли и чувства автора
· сохранить достоверность фактов
· понимать значение каждого слова (знать и понимать язык писателя)
· сохранить стиль писателя
· сохранить звучание оригинала
Проверка полученного (коллективно).
4 этап. Закрепление.
Задание 1.
Работа с дидактическим материалом (карточка)
Технологический прием «Вызов»
Прочитайте текст. Заполните пропуски и подготовьте развернутый ответ.
……………… поэт Гомер написал свои знаменитые поэмы «…….» и «…….» в ……. веке. Он был ……. (автором песен). Обе поэмы написаны ……. (размер стиха).
Впервые фрагменты этих поэм на наш язык перевели древнерусские книжники в 16 веке.
Полностью обе поэмы были переведены на русский язык только в …… веке. Одну поэму – «…….» - перевел ……, а другую – «……» - ……. .
В ……. веке эти поэмы перевели заново на русский язык Минский и Вересаев.
Проверка. Развернутый ответ ( можно с дополнительной информацией)
Задание 2.
Цифровой диктант
Расставьте над словами цифры: 1 – однозначные слова, 2 - многозначные слова, 3 - омонимы.
Небо, брак, муж, город, представить, месяц, венчаться, камень, камыш, лист, пар, невеста, золотой, лев, корзина, сердце, стан, блеск, кисть.
(проверке – на экране ИД)
Задание 3.
Запишите в тетради синонимы к данным словам и выражениям, а там, где возможно, и антонимы.
Работал (он щит)
Обширный (круг)
(солнце) неистомное
Венчается (небо)
Блюдёт
Ясноречивые (народы)
Почтенные жены
(крыльца) воротные
Отрекаться в приёме
Доброхотствовать
Ярёмный вол
(варианты ответов – на ИД)
- Какие варианты вы нашли еще, которых нет на доске?
5 этап. Осмысление изученного.
Технологический прием «Рефлексия»
- Что значит выражение «Вернемся к нашим баранам»?
- Итак, вернемся к нашим баранам: почему же наш урок называется « С русского на русский»? Попробуйте объяснить. (заслушивание 3-4 ответов)
6 этап. Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок,
сбор карточек.
Итак, я надеюсь, вы тоже поняли, почему урок называется « С русского на русский». Также предполагается на других уроках русского языка проведение изложения «Подвиги и смерть Патрокла» и сочинения-миниатюры «Герои и боги Эллады». . Надеюсь, что вся система уроков «погружения» поможет учащимся лучше представить эпоху Древней Греции, обогатит не только их знания, но и душевный опыт.