Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Урок-практикум по русскому языку в 11 классе

Комплексная работа по тексту упражнения
из учебника при подготовке к ЕГЭ

(Выполнение частей В и С по тексту упражнения 303 учебника «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи»,  авторов А. И. Власенкова,   Л. М.  Рыбченковой).

Тетерина Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ №134 им. С. Дудко
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Место урокав учебном процессе: 

завершающие уроки по теме «Текст. Типы речи. Стили речи»

Цель уроков: научить применять полученные знания и умения

по теме «Текст. Типы и стили речи» в речевой практике и при подготовке к ЕГЭ.

Задачи уроков:

Образовательная: создать условия для выяснения усвоения программного материала при изучении разделов «Текст», «Типы речи», «Стили речи» и повторении основных правил, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ части В С.

Развивающая: создать условия для развития умений и навыков обучающихся, полученных при изучении разделов «Текст», «Типы и стили речи» для создания самостоятельного текста в формате ЕГЭ.

Воспитательная: создать условия для воспитания культуры речевого поведения, формирования личности обучающихся через трудолюбие, внимания на уроке, интереса к урокам русского языка, воспитание любви  к святыням родного отечества и гордости за него.

Тип уроков:повторение и обобщение изученного материала.

Форма:урок-практикум

Ведущая компетенция: культуроведческая (знание обучающимися признаков текста, типов и стилей речи, использование знаний в речевой практике).

Оборудование: учебник «Русский язык. Грамматика. Стили речи», авторы А. И. Власенков,  Л.М. Рыбченкова; компьютер, проектор, экран, подготовленная презентация.

Урок сопровождается показом презентации

Предварительное домашнее задание:

1. Упражнение 303 (учебник «Русский язык. Грамматика. Стили речи», авторы А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова)

2. Прочитать I, II, IIIчасти текста упражнения

3. Ответить устно на вопросы учебника к данному упражнению – стр.177-178

4. Письменно:

а) 2 вопрос, стр.177 (словарный диктант) - всем.

б) 2 вопрос, стр.178 по вариантам:

1 вариант. Выписать прилагательные и причастия со знаком + из IIчасти текста.

2 вариант. Выписать прилагательные и причастия со знаком - из IIIчасти текста.

Какое настроение они создают?

 

Урок 1

1. Объявление темы урока.

2.Цель для обучающихся:

Сегодня на уроке мы будем анализировать текст упражнения 303, чтобы повторить знания по теме «Текст, его признаки. Типы и стили речи» и применить эти знания в самостоятельной работе при подготовке к ЕГЭ.

3. Формирование мотивации

Кто из вас, ребята, был в Москве? Что вам особенно запомнилось при посещении столицы? Кто видел Храм Христа Спасителя? Какое впечатление он произвёл на вас? Закройте глаза и представьте себе, как он выглядит. Попробуйте описать его.  (Слушаем рассказы ребят).

.Посмотрим на фотографии Храма Христа Спасителя (источник – интернет) – (слайды 8 – 13)

4. Работа по упражнению 303

               1) Проверка домашнего задания:

А)На доске ученик выписывает слова для словарного диктанта

 

Возможно: ознаменование, спасение, повеление, император, архитектор, освящён, тщательность, миллионов, соединение, облицовывалось, мрамор, штукатурка, на века, располагаться, лужёные, перевивали, мемориальная, истинная красота, честолюбие, панорама, горельефы, манифест, рассвет, в предвестии, благословляющий, не подвластного чувству, поверженный, непостижимость, укоризна, постамент и др.)  

  Б) В это время проверяем второе задание:

Какие прилагательные и причастия выписали дома из 2 и3 частей?.

Возможно:

1 вариант.

Золотые, безоблачной, истинная, страждущей, светоносный , высокой, стрельчатая, многоглавая, облицованный, покрытый, густыми, освещённый, прекрасного, мощный, искуснейшие, вдохновенные, в лёгком, серебристом, звёздном, заполнившие, выстилавших, драгоценные, благословляющих, святое и великое, вечная, внутренняя и др.)

2 вариант.

Красно-чёрная,  скрывшая, громадным, взрывной, битого, с не обвалившейся каким-то чудом, страшней,  висящей, поверженный, оставшийся, уходящей, оставленная, удручающее, гротескное, вынужденным, мёртвой, странной, неживой, срезанного, одинокий,  никому не нужной, лунной, бездвижным, мистическом,  чёрный, холодные, грозящей и др.)

Вопрос по каждой группе слов:

                        Какое настроение они создают?

3)Проверяем словарный диктант – слайд14

4).Беседа по тексту:

- Какова тема I, II, IIIчастей текста?

- Чем отличаются I, II, IIIчасти текста?

-          Назовите лексические, синтаксические и композиционные различия в научном и художественном описании храма.

Примерные ответы:

Различия между частями текста

Различиястилистические:

1 научный стиль: краткость, точность, бесстрастность; используются  термины, документы, официальные данные, определения понятий.

2 художественный стиль: стиль художественной литературы, образность, эмоциональность, изобразительно-выразительные средства, возвышенный тон

 Различиялексические:

1 научный стиль: конкретные, официальные слова, слова в прямом значении, абстрактные слова.

2 художественный стиль: слова разных стилей, слова в переносном значении (тропы, цветовые эпитеты), звукопись.

Различия синтаксические:

1 научный стиль: предложения чаще простые, неосложнённые.

2 художественный стиль: предложения разных типов, осложнённые однородными членами, обособленными членами, простые и сложные, односоставные и двусоставные.

 

Различия композиционные:

1 научный стиль: повествование с элементами описания,

параллельная связь, нет развития действия, кульминации, есть ряд отдельных замечаний, перечисление фактов.

2 художественный стиль: описание,  повествование, связь цепная и параллельная, есть развитие действия, классическая композиция, синтаксические средства выразительности – синтаксический параллелизм, конец 2 части – сплошная анафора и т. д.

(Ещё раз уточняем по слайдам 16, 17, 18)

5. Диктант на основе трёх текстов упражнения 303       

                                                      Храм Христа Спасителя

                 Храм Христа Спасителя сооружён был на средства казны в честь победы над Наполеоном. Возведение храма продвигалось медленно, почти сорок лет. И это неудивительно, если учесть ту тщательность, с которой оно велось.

С 1871 года золотые купола храма плыли над Москвой, сияя чистотой в ясной безоблачной синеве неба, связывая времена в одну неразнимаемую цепь. Легко и воздушно возносился он на крови и прахе прежних поколений, дабы вечно возвещать истину о несокрушимости русского духа.

 Облицованный бело-розовым мрамором и гранитом, покрытый золотом на своих пяти главах, невесомо парил храм над всей Москвой, блистая в ясную погоду своим центральным куполом, являя собою материализовавшуюся соборную мощь России.

Думали, храму стоять вечно. И он стоял, овеваемый всеми ветрами, впитывая в себя все беды, выпадающие на долю народа.

Но вот однажды раздался взрыв. Над храмом поднялась вверх громадная красно-чёрная туча пыли, собою всё скрывшая. Дик и страшен был вид поверженного храма. Чёрный силуэт уходящей в небо угловой стены и оставленная в высоте арка создавали удручающее впечатление.

Облитое странным, неживым светом лунного безмолвия, зрелище подавляло величественной и гордой непостижимостью смерти. Постепенно исчезли, как туман, все напоминания о прекрасном храме.

Общее задание: пронумеровать предложения.( должно быть 14 предложений, 185 слов)

6.Задания части В

В1 Указать способ образования слова продвигалось(предл.2).

В2 Из предложения 5 выписать подчинительный союз.

В3 Из предложения 9 выписать словосочетание со связью примыкание.

В4 Среди предложений 5-10 найти сложноподчинённоепредложение с придаточным изъяснительным.

В5 Среди предложений 3-10 найти предложения с обособленными определениями.

В6 Среди предложений 1-4 найти сложноподчинённоепредложение с последовательным подчинением.

В7 Среди предложений 3-8 найти предложение, которое соединяется с предыдущим частицей и личным местоимением 

В8 Вставить пропущенные термины:

Описывая Храм Христа Спасителя, автор восхищается его красотой. Об этом говорят-----------(«золотые купола», «в безоблачной синеве»). Зримый образ храма подчёркивается использованием ----------(«впитывая в себя все беды», «легко и воздушно возносился он на крови и прахе прежних поколений»). Привлечь внимание читателей к главной мысли текста автору помогает такое синтаксическое средство, как----------(предл.14). Взволнованность и торжественность придают тексту -----------(предл.6)  

Ответы:

В 1 – приставочный                             В 5 – 6, 8, 10

В 2 – дабы                                              В 6 – 3

В 3 – раздался однажды                     В 7 – 8

В 4 – 7                                                       В 8 – 3, 7, 5, 6

 

                            Урок 2 (продолжение работы)

1. Ещё раз прочитаем текст.

2. Беседа:

1).Кто автор текста?

2). Какая главная мысль заключается в каждой части?

( 1ч. – Храм строили на века, поэтому строительство велось долго и тщательно.

2ч. – Храм был очень красивый, он стал воплощением памяти, веры и истории народа.

3ч. – Гибель Храма –трагедия русской жизни) 

3). Какие проблемы затрагиваются в тексте?

Варианты:

Роль Храма в жизни русского народа

Может ли храм стоять вечно?

Почему храм стал центром земли русской?

4). Какова позиция авторов П. Проскурина и  П.Паламарчука?

(П. Проскурин: Храм был очень нужен русскому народу.

П. Паламарчук: Гибель Храма – это огромная трагедия, вызывающая удручающее настроение)

Все ответы проверяем  по презентации (слайды -24,25)

3. Письменная работа. Ответить на вопрос:

                     Почему нельзя было взрывать Храм Христа Спасителя?            

Ответы учеников:

1. Храм Христа Спасителя нельзя было взрывать, потому что он был целителем страждущих душ. Его любили, и к нему приходили все: счастливые и несчастные, старые и молодые, убогие и униженные и те, кто повелевал судьбами других. Всем нужен был храм, чтобы получить поддержку и исцеление для души.

 2. Храм нельзя было взрывать, потому что он «являл собой… соборную мощь России – прошлое , настоящее, будущее её народа…». Каждый пришедший к нему ощущал себя частичкой этой мощи, частичкой единого целого – русского народа.

3. Храм нельзя было взрывать, потому что он был приобщён к высокой и светлой тайне, «переданной ему на вечное хранение памятью народа». Храм указывал людям путь к спасению, чтобы народ не заблудился впотьмах и не потерял свою душу

 4. Храм нельзя было взрывать, потому что он поражал красотой необыкновенной, на стенах его был запечатлён навечно целый пласт  русской национальной культуры, вся русская история воплотилась в камне, мозаике, золоте, иконописи и фресках. И все, кто приходил сюда, приобщался к вечности, никто не был равнодушен к красоте храма.

5. Храм нельзя было взрывать, потому что люди  шли к нему: «из года в год стар и млад со своим горем и со своей надеждой». Здесь любили сидеть и убогие, и униженные, и счастливые, и несчастные. Все искали и находили помощь и защиту своей душе. ( В слабом классе возможно использовать как наглядный образец эти примерные ответы). ( слайды 27-29)

4. Приведите аргументы в защиту своего мнения.

Аргументы обучающихся: (слайды 30 – 35)

 1. Для русского человека храм всегда был олицетворением высшей духовной силы, местом единения людей. Не случайно храмы строили всегда в центре любого поселения, а площадь, на которой стоял храм, часто называлась Соборной. Поезжайте в любой небольшой городок Ленинградской области, в Гатчину или Пушкин, и там вы найдёте Соборную площадь, на которой стоит Храм.

2.Санкт-Петербург славится своими храмами и соборами.Один из них – Храм Спаса Воскресения на Крови или Храм Спаса-на-Крови. Он прекрасен! Но судьба его тоже трагична. Построенный в 1907 году, он был закрыт в 1930 году. В годы блокады в нём был морг. И только через пятьдесят лет после закрытия  лет началась реставрация храма. В 2004 году в  храме была проведена первая служба .Один из них – Храм Спаса Воскресения на Крови или Храм Спаса-на-Крови. Он прекрасен! Но судьба его тоже трагична. Построенный в 1907 году, он был закрыт в 1930 году. В годы блокады в нём был морг. И только через пятьдесят лет после закрытия  лет началась реставрация храма. В 2004 году в  храме была проведена первая служба.

3. В нашем районе есть небольшой храм -Храм Ильи Пророка. В нём всегда много народа. Люди идут сюда в дни радости и скорби. И всегда обретают здесь духовную поддержку, приобщаются к вечному, высшему и начинают чувствовать себя частицей соборной мощи своего народа.4. Вспомним, как в художественной литературе отражается эта тема.

 4.В драме «Гроза» А. Н. Островский представляет нам свою героиню Катерину, которая «до смерти любила в церковь ходить». Она там молилась и плакала, а о чём – сама не понимала. Только душа её расцветала, и это помогало ей обретать смысл жизни.

 5. У Дмитрия Кедрина есть замечательное стихотворение «Зодчие», посвящённое строителям ещё одного замечательного храма Москвы, - Храма Василия Блаженного. В нём он описывает, как строили этот храм:

Мастера выплетали  Узоры из каменных кружев,

 Выводили столб И, работой своею горды,

 Купол золотом жгли, Кровли крыли лазурью снаружи

И в свинцовые рамы Вставляли чешуйки слюды.

И уже потянулись Стрельчатые башенки кверху.

Переходы, Балкончики,

 Луковки да купола…

5. После обсуждения всех ответов делаем вывод:

Вот отнимите у людей  храм, уничтожьте его, и с ним уйдёт вера – в себя, в жизнь, в высший смысл. Человек завянет и погрузится в беспросветный мрак, из которого нет выхода.

С этой точки зрения статьи П. Проскурина и П. Паламарчука очень важны, так как направлены на то, чтобы люди не повторяли ошибок прошлого в будущем.

6. Домашнее задание:

Написать сочинение по одной из поднятых проблем в формате ЕГЭ.

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 Урок -  практикум по русскому языку в 11 классе

Комплексная работа по тексту упражнения из учебника при подготовке к ЕГЭ.

(Выполнение частей В и С по тексту упражнения 303 учебника «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи»,  авторов А. И. Власенкова,   Л. М.  Рыбченковой).

Учитель русского языка и литературы

 ГБОУ №134 им. С. Дудко

 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Тетерина Людмила Николаевна

Место урокав учебном процессе: 

завершающие уроки по теме «Текст. Типы речи. Стили речи»

Цель уроков: научить применять полученные знания и умения

по теме «Текст. Типы и стили речи» в речевой практике и при подготовке к ЕГЭ.

Задачи уроков:

Образовательная: создать условия для выяснения усвоения программного материала при изучении разделов «Текст», «Типы речи», «Стили речи» и повторении основных правил, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ части В С.

Развивающая: создать условия для развития умений и навыков обучающихся, полученных при изучении разделов «Текст», «Типы и стили речи» для создания самостоятельного текста в формате ЕГЭ.

Воспитательная: создать условия для воспитания культуры речевого поведения, формирования личности обучающихся через трудолюбие, внимания на уроке, интереса к урокам русского языка, воспитание любви  к святыням родного отечества и гордости за него.

Тип уроков:повторение и обобщение изученного материала.

Форма:урок-практикум

Ведущая компетенция: культуроведческая (знание обучающимися признаков текста, типов и стилей речи, использование знаний в речевой практике).

Оборудование: учебник «Русский язык. Грамматика. Стили речи», авторы А. И. Власенков,  Л.М. Рыбченкова; компьютер, проектор, экран, подготовленная презентация.

Урок сопровождается показом презентации

Предварительное домашнее задание:

1. Упражнение 303 (учебник «Русский язык. Грамматика. Стили речи», авторы А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова)

2. Прочитать I, II, IIIчасти текста упражнения

3. Ответить устно на вопросы учебника к данному упражнению – стр.177-178

4. Письменно:

а) 2 вопрос, стр.177 (словарный диктант) - всем.

б) 2 вопрос, стр.178 по вариантам:

1 вариант. Выписать прилагательные и причастия со знаком + из IIчасти текста.

2 вариант. Выписать прилагательные и причастия со знаком - из IIIчасти текста.

Какое настроение они создают?

 

Урок 1

1. Объявление темы урока.

2.Цель для обучающихся:

Сегодня на уроке мы будем анализировать текст упражнения 303, чтобы повторить знания по теме «Текст, его признаки. Типы и стили речи» и применить эти знания в самостоятельной работе при подготовке к ЕГЭ.

3. Формирование мотивации

Кто из вас, ребята, был в Москве? Что вам особенно запомнилось при посещении столицы? Кто видел Храм Христа Спасителя? Какое впечатление он произвёл на вас? Закройте глаза и представьте себе, как он выглядит. Попробуйте описать его.  (Слушаем рассказы ребят).

.Посмотрим на фотографии Храма Христа Спасителя (источник – интернет) – (слайды 8 – 13)

4. Работа по упражнению 303

               1) Проверка домашнего задания:

А)На доске ученик выписывает слова для словарного диктанта

 

Возможно: ознаменование, спасение, повеление, император, архитектор, освящён, тщательность, миллионов, соединение, облицовывалось, мрамор, штукатурка, на века, располагаться, лужёные, перевивали, мемориальная, истинная красота, честолюбие, панорама, горельефы, манифест, рассвет, в предвестии, благословляющий, не подвластного чувству, поверженный, непостижимость, укоризна, постамент и др.)  

  Б) В это время проверяем второе задание:

Какие прилагательные и причастия выписали дома из 2 и3 частей?.

Возможно:

1 вариант.

Золотые, безоблачной, истинная, страждущей, светоносный , высокой, стрельчатая, многоглавая, облицованный, покрытый, густыми, освещённый, прекрасного, мощный, искуснейшие, вдохновенные, в лёгком, серебристом, звёздном, заполнившие, выстилавших, драгоценные, благословляющих, святое и великое, вечная, внутренняя и др.)

2 вариант.

Красно-чёрная,  скрывшая, громадным, взрывной, битого, с не обвалившейся каким-то чудом, страшней,  висящей, поверженный, оставшийся, уходящей, оставленная, удручающее, гротескное, вынужденным, мёртвой, странной, неживой, срезанного, одинокий,  никому не нужной, лунной, бездвижным, мистическом,  чёрный, холодные, грозящей и др.)

Вопрос по каждой группе слов:

                        Какое настроение они создают?

3)Проверяем словарный диктант – слайд14

4).Беседа по тексту:

- Какова тема I, II, IIIчастей текста?

- Чем отличаются I, II, IIIчасти текста?

-          Назовите лексические, синтаксические и композиционные различия в научном и художественном описании храма.

Примерные ответы:

Различия между частями текста

Различиястилистические:

1 научный стиль: краткость, точность, бесстрастность; используются  термины, документы, официальные данные, определения понятий.

2 художественный стиль: стиль художественной литературы, образность, эмоциональность, изобразительно-выразительные средства, возвышенный тон

 Различиялексические:

1 научный стиль: конкретные, официальные слова, слова в прямом значении, абстрактные слова.

2 художественный стиль: слова разных стилей, слова в переносном значении (тропы, цветовые эпитеты), звукопись.

Различия синтаксические:

1 научный стиль: предложения чаще простые, неосложнённые.

2 художественный стиль: предложения разных типов, осложнённые однородными членами, обособленными членами, простые и сложные, односоставные и двусоставные.

 

Различия композиционные:

1 научный стиль: повествование с элементами описания,

параллельная связь, нет развития действия, кульминации, есть ряд отдельных замечаний, перечисление фактов.

2 художественный стиль: описание,  повествование, связь цепная и параллельная, есть развитие действия, классическая композиция, синтаксические средства выразительности – синтаксический параллелизм, конец 2 части – сплошная анафора и т. д.

(Ещё раз уточняем по слайдам 16, 17, 18)

5. Диктант на основе трёх текстов упражнения 303       

                                                      Храм Христа Спасителя

                 Храм Христа Спасителя сооружён был на средства казны в честь победы над Наполеоном. Возведение храма продвигалось медленно, почти сорок лет. И это неудивительно, если учесть ту тщательность, с которой оно велось.

С 1871 года золотые купола храма плыли над Москвой, сияя чистотой в ясной безоблачной синеве неба, связывая времена в одну неразнимаемую цепь. Легко и воздушно возносился он на крови и прахе прежних поколений, дабы вечно возвещать истину о несокрушимости русского духа.

 Облицованный бело-розовым мрамором и гранитом, покрытый золотом на своих пяти главах, невесомо парил храм над всей Москвой, блистая в ясную погоду своим центральным куполом, являя собою материализовавшуюся соборную мощь России.

Думали, храму стоять вечно. И он стоял, овеваемый всеми ветрами, впитывая в себя все беды, выпадающие на долю народа.

Но вот однажды раздался взрыв. Над храмом поднялась вверх громадная красно-чёрная туча пыли, собою всё скрывшая. Дик и страшен был вид поверженного храма. Чёрный силуэт уходящей в небо угловой стены и оставленная в высоте арка создавали удручающее впечатление.

Облитое странным, неживым светом лунного безмолвия, зрелище подавляло величественной и гордой непостижимостью смерти. Постепенно исчезли, как туман, все напоминания о прекрасном храме.

Общее задание: пронумеровать предложения.( должно быть 14 предложений, 185 слов)

6.Задания части В

В1 Указать способ образования слова продвигалось(предл.2).

В2 Из предложения 5 выписать подчинительный союз.

В3 Из предложения 9 выписать словосочетание со связью примыкание.

В4 Среди предложений 5-10 найти сложноподчинённоепредложение с придаточным изъяснительным.

В5 Среди предложений 3-10 найти предложения с обособленными определениями.

В6 Среди предложений 1-4 найти сложноподчинённоепредложение с последовательным подчинением.

В7 Среди предложений 3-8 найти предложение, которое соединяется с предыдущим частицей и личным местоимением 

В8 Вставить пропущенные термины:

Описывая Храм Христа Спасителя, автор восхищается его красотой. Об этом говорят-----------(«золотые купола», «в безоблачной синеве»). Зримый образ храма подчёркивается использованием ----------(«впитывая в себя все беды», «легко и воздушно возносился он на крови и прахе прежних поколений»). Привлечь внимание читателей к главной мысли текста автору помогает такое синтаксическое средство, как----------(предл.14). Взволнованность и торжественность придают тексту -----------(предл.6)  

Ответы:

В 1 – приставочный                             В 5 – 6, 8, 10

В 2 – дабы                                              В 6 – 3

В 3 – раздался однажды                     В 7 – 8

В 4 – 7                                                       В 8 – 3, 7, 5, 6

 

                            Урок 2 (продолжение работы)

1. Ещё раз прочитаем текст.

2. Беседа:

1).Кто автор текста?

2). Какая главная мысль заключается в каждой части?

( 1ч. – Храм строили на века, поэтому строительство велось долго и тщательно.

2ч. – Храм был очень красивый, он стал воплощением памяти, веры и истории народа.

3ч. – Гибель Храма –трагедия русской жизни) 

3). Какие проблемы затрагиваются в тексте?

Варианты:

Роль Храма в жизни русского народа

Может ли храм стоять вечно?

Почему храм стал центром земли русской?

4). Какова позиция авторов П. Проскурина и  П.Паламарчука?

(П. Проскурин: Храм был очень нужен русскому народу.

П. Паламарчук: Гибель Храма – это огромная трагедия, вызывающая удручающее настроение)

Все ответы проверяем  по презентации (слайды -24,25)

3. Письменная работа. Ответить на вопрос:

                     Почему нельзя было взрывать Храм Христа Спасителя?            

Ответы учеников:

1. Храм Христа Спасителя нельзя было взрывать, потому что он был целителем страждущих душ. Его любили, и к нему приходили все: счастливые и несчастные, старые и молодые, убогие и униженные и те, кто повелевал судьбами других. Всем нужен был храм, чтобы получить поддержку и исцеление для души.

 2. Храм нельзя было взрывать, потому что он «являл собой… соборную мощь России – прошлое , настоящее, будущее её народа…». Каждый пришедший к нему ощущал себя частичкой этой мощи, частичкой единого целого – русского народа.

3. Храм нельзя было взрывать, потому что он был приобщён к высокой и светлой тайне, «переданной ему на вечное хранение памятью народа». Храм указывал людям путь к спасению, чтобы народ не заблудился впотьмах и не потерял свою душу

 4. Храм нельзя было взрывать, потому что он поражал красотой необыкновенной, на стенах его был запечатлён навечно целый пласт  русской национальной культуры, вся русская история воплотилась в камне, мозаике, золоте, иконописи и фресках. И все, кто приходил сюда, приобщался к вечности, никто не был равнодушен к красоте храма.

5. Храм нельзя было взрывать, потому что люди  шли к нему: «из года в год стар и млад со своим горем и со своей надеждой». Здесь любили сидеть и убогие, и униженные, и счастливые, и несчастные. Все искали и находили помощь и защиту своей душе. ( В слабом классе возможно использовать как наглядный образец эти примерные ответы). ( слайды 27-29)

4. Приведите аргументы в защиту своего мнения.

Аргументы обучающихся: (слайды 30 – 35)

 1. Для русского человека храм всегда был олицетворением высшей духовной силы, местом единения людей. Не случайно храмы строили всегда в центре любого поселения, а площадь, на которой стоял храм, часто называлась Соборной. Поезжайте в любой небольшой городок Ленинградской области, в Гатчину или Пушкин, и там вы найдёте Соборную площадь, на которой стоит Храм.

2.Санкт-Петербург славится своими храмами и соборами.Один из них – Храм Спаса Воскресения на Крови или Храм Спаса-на-Крови. Он прекрасен! Но судьба его тоже трагична. Построенный в 1907 году, он был закрыт в 1930 году. В годы блокады в нём был морг. И только через пятьдесят лет после закрытия  лет началась реставрация храма. В 2004 году в  храме была проведена первая служба .Один из них – Храм Спаса Воскресения на Крови или Храм Спаса-на-Крови. Он прекрасен! Но судьба его тоже трагична. Построенный в 1907 году, он был закрыт в 1930 году. В годы блокады в нём был морг. И только через пятьдесят лет после закрытия  лет началась реставрация храма. В 2004 году в  храме была проведена первая служба.

3. В нашем районе есть небольшой храм -Храм Ильи Пророка. В нём всегда много народа. Люди идут сюда в дни радости и скорби. И всегда обретают здесь духовную поддержку, приобщаются к вечному, высшему и начинают чувствовать себя частицей соборной мощи своего народа.4. Вспомним, как в художественной литературе отражается эта тема.

 4.В драме «Гроза» А. Н. Островский представляет нам свою героиню Катерину, которая «до смерти любила в церковь ходить». Она там молилась и плакала, а о чём – сама не понимала. Только душа её расцветала, и это помогало ей обретать смысл жизни.

 5. У Дмитрия Кедрина есть замечательное стихотворение «Зодчие», посвящённое строителям ещё одного замечательного храма Москвы, - Храма Василия Блаженного. В нём он описывает, как строили этот храм:

Мастера выплетали  Узоры из каменных кружев,

 Выводили столб И, работой своею горды,

 Купол золотом жгли, Кровли крыли лазурью снаружи

И в свинцовые рамы Вставляли чешуйки слюды.

И уже потянулись Стрельчатые башенки кверху.

Переходы, Балкончики,

 Луковки да купола…

5. После обсуждения всех ответов делаем вывод:

Вот отнимите у людей  храм, уничтожьте его, и с ним уйдёт вера – в себя, в жизнь, в высший смысл. Человек завянет и погрузится в беспросветный мрак, из которого нет выхода.

С этой точки зрения статьи П. Проскурина и П. Паламарчука очень важны, так как направлены на то, чтобы люди не повторяли ошибок прошлого в будущем.

6. Домашнее задание:

Написать сочинение по одной из поднятых проблем в формате ЕГЭ.

 

Урок -  практикум по русскому языку в 11 классе

Комплексная работа по тексту упражнения из учебника при подготовке к ЕГЭ.

(Выполнение частей В и С по тексту упражнения 303 учебника «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи»,  авторов А. И. Власенкова,   Л. М.  Рыбченковой).

Учитель русского языка и литературы

 ГБОУ №134 им. С. Дудко

 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Тетерина Людмила Николаевна

Место урокав учебном процессе: 

завершающие уроки по теме «Текст. Типы речи. Стили речи»

Цель уроков: научить применять полученные знания и умения

по теме «Текст. Типы и стили речи» в речевой практике и при подготовке к ЕГЭ.

Задачи уроков:

Образовательная: создать условия для выяснения усвоения программного материала при изучении разделов «Текст», «Типы речи», «Стили речи» и повторении основных правил, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ части В С.

Развивающая: создать условия для развития умений и навыков обучающихся, полученных при изучении разделов «Текст», «Типы и стили речи» для создания самостоятельного текста в формате ЕГЭ.

Воспитательная: создать условия для воспитания культуры речевого поведения, формирования личности обучающихся через трудолюбие, внимания на уроке, интереса к урокам русского языка, воспитание любви  к святыням родного отечества и гордости за него.

Тип уроков:повторение и обобщение изученного материала.

Форма:урок-практикум

Ведущая компетенция: культуроведческая (знание обучающимися признаков текста, типов и стилей речи, использование знаний в речевой практике).

Оборудование: учебник «Русский язык. Грамматика. Стили речи», авторы А. И. Власенков,  Л.М. Рыбченкова; компьютер, проектор, экран, подготовленная презентация.

Урок сопровождается показом презентации

Предварительное домашнее задание:

1. Упражнение 303 (учебник «Русский язык. Грамматика. Стили речи», авторы А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова)

2. Прочитать I, II, IIIчасти текста упражнения

3. Ответить устно на вопросы учебника к данному упражнению – стр.177-178

4. Письменно:

а) 2 вопрос, стр.177 (словарный диктант) - всем.

б) 2 вопрос, стр.178 по вариантам:

1 вариант. Выписать прилагательные и причастия со знаком + из IIчасти текста.

2 вариант. Выписать прилагательные и причастия со знаком - из IIIчасти текста.

Какое настроение они создают?

 

Урок 1

1. Объявление темы урока.

2.Цель для обучающихся:

Сегодня на уроке мы будем анализировать текст упражнения 303, чтобы повторить знания по теме «Текст, его признаки. Типы и стили речи» и применить эти знания в самостоятельной работе при подготовке к ЕГЭ.

3. Формирование мотивации

Кто из вас, ребята, был в Москве? Что вам особенно запомнилось при посещении столицы? Кто видел Храм Христа Спасителя? Какое впечатление он произвёл на вас? Закройте глаза и представьте себе, как он выглядит. Попробуйте описать его.  (Слушаем рассказы ребят).

.Посмотрим на фотографии Храма Христа Спасителя (источник – интернет) – (слайды 8 – 13)

4. Работа по упражнению 303

               1) Проверка домашнего задания:

А)На доске ученик выписывает слова для словарного диктанта

 

Возможно: ознаменование, спасение, повеление, император, архитектор, освящён, тщательность, миллионов, соединение, облицовывалось, мрамор, штукатурка, на века, располагаться, лужёные, перевивали, мемориальная, истинная красота, честолюбие, панорама, горельефы, манифест, рассвет, в предвестии, благословляющий, не подвластного чувству, поверженный, непостижимость, укоризна, постамент и др.)  

  Б) В это время проверяем второе задание:

Какие прилагательные и причастия выписали дома из 2 и3 частей?.

Возможно:

1 вариант.

Золотые, безоблачной, истинная, страждущей, светоносный , высокой, стрельчатая, многоглавая, облицованный, покрытый, густыми, освещённый, прекрасного, мощный, искуснейшие, вдохновенные, в лёгком, серебристом, звёздном, заполнившие, выстилавших, драгоценные, благословляющих, святое и великое, вечная, внутренняя и др.)

2 вариант.

Красно-чёрная,  скрывшая, громадным, взрывной, битого, с не обвалившейся каким-то чудом, страшней,  висящей, поверженный, оставшийся, уходящей, оставленная, удручающее, гротескное, вынужденным, мёртвой, странной, неживой, срезанного, одинокий,  никому не нужной, лунной, бездвижным, мистическом,  чёрный, холодные, грозящей и др.)

Вопрос по каждой группе слов:

                        Какое настроение они создают?

3)Проверяем словарный диктант – слайд14

4).Беседа по тексту:

- Какова тема I, II, IIIчастей текста?

- Чем отличаются I, II, IIIчасти текста?

-          Назовите лексические, синтаксические и композиционные различия в научном и художественном описании храма.

Примерные ответы:

Различия между частями текста

Различиястилистические:

1 научный стиль: краткость, точность, бесстрастность; используются  термины, документы, официальные данные, определения понятий.

2 художественный стиль: стиль художественной литературы, образность, эмоциональность, изобразительно-выразительные средства, возвышенный тон

 Различиялексические:

1 научный стиль: конкретные, официальные слова, слова в прямом значении, абстрактные слова.

2 художественный стиль: слова разных стилей, слова в переносном значении (тропы, цветовые эпитеты), звукопись.

Различия синтаксические:

1 научный стиль: предложения чаще простые, неосложнённые.

2 художественный стиль: предложения разных типов, осложнённые однородными членами, обособленными членами, простые и сложные, односоставные и двусоставные.

 

Различия композиционные:

1 научный стиль: повествование с элементами описания,

параллельная связь, нет развития действия, кульминации, есть ряд отдельных замечаний, перечисление фактов.

2 художественный стиль: описание,  повествование, связь цепная и параллельная, есть развитие действия, классическая композиция, синтаксические средства выразительности – синтаксический параллелизм, конец 2 части – сплошная анафора и т. д.

(Ещё раз уточняем по слайдам 16, 17, 18)

5. Диктант на основе трёх текстов упражнения 303       

                                                      Храм Христа Спасителя

                 Храм Христа Спасителя сооружён был на средства казны в честь победы над Наполеоном. Возведение храма продвигалось медленно, почти сорок лет. И это неудивительно, если учесть ту тщательность, с которой оно велось.

С 1871 года золотые купола храма плыли над Москвой, сияя чистотой в ясной безоблачной синеве неба, связывая времена в одну неразнимаемую цепь. Легко и воздушно возносился он на крови и прахе прежних поколений, дабы вечно возвещать истину о несокрушимости русского духа.

 Облицованный бело-розовым мрамором и гранитом, покрытый золотом на своих пяти главах, невесомо парил храм над всей Москвой, блистая в ясную погоду своим центральным куполом, являя собою материализовавшуюся соборную мощь России.

Думали, храму стоять вечно. И он стоял, овеваемый всеми ветрами, впитывая в себя все беды, выпадающие на долю народа.

Но вот однажды раздался взрыв. Над храмом поднялась вверх громадная красно-чёрная туча пыли, собою всё скрывшая. Дик и страшен был вид поверженного храма. Чёрный силуэт уходящей в небо угловой стены и оставленная в высоте арка создавали удручающее впечатление.

Облитое странным, неживым светом лунного безмолвия, зрелище подавляло величественной и гордой непостижимостью смерти. Постепенно исчезли, как туман, все напоминания о прекрасном храме.

Общее задание: пронумеровать предложения.( должно быть 14 предложений, 185 слов)

6.Задания части В

В1 Указать способ образования слова продвигалось(предл.2).

В2 Из предложения 5 выписать подчинительный союз.

В3 Из предложения 9 выписать словосочетание со связью примыкание.

В4 Среди предложений 5-10 найти сложноподчинённоепредложение с придаточным изъяснительным.

В5 Среди предложений 3-10 найти предложения с обособленными определениями.

В6 Среди предложений 1-4 найти сложноподчинённоепредложение с последовательным подчинением.

В7 Среди предложений 3-8 найти предложение, которое соединяется с предыдущим частицей и личным местоимением 

В8 Вставить пропущенные термины:

Описывая Храм Христа Спасителя, автор восхищается его красотой. Об этом говорят-----------(«золотые купола», «в безоблачной синеве»). Зримый образ храма подчёркивается использованием ----------(«впитывая в себя все беды», «легко и воздушно возносился он на крови и прахе прежних поколений»). Привлечь внимание читателей к главной мысли текста автору помогает такое синтаксическое средство, как----------(предл.14). Взволнованность и торжественность придают тексту -----------(предл.6)  

Ответы:

В 1 – приставочный                             В 5 – 6, 8, 10

В 2 – дабы                                              В 6 – 3

В 3 – раздался однажды                     В 7 – 8

В 4 – 7                                                       В 8 – 3, 7, 5, 6

 

                            Урок 2 (продолжение работы)

1. Ещё раз прочитаем текст.

2. Беседа:

1).Кто автор текста?

2). Какая главная мысль заключается в каждой части?

( 1ч. – Храм строили на века, поэтому строительство велось долго и тщательно.

2ч. – Храм был очень красивый, он стал воплощением памяти, веры и истории народа.

3ч. – Гибель Храма –трагедия русской жизни) 

3). Какие проблемы затрагиваются в тексте?

Варианты:

Роль Храма в жизни русского народа

Может ли храм стоять вечно?

Почему храм стал центром земли русской?

4). Какова позиция авторов П. Проскурина и  П.Паламарчука?

(П. Проскурин: Храм был очень нужен русскому народу.

П. Паламарчук: Гибель Храма – это огромная трагедия, вызывающая удручающее настроение)

Все ответы проверяем  по презентации (слайды -24,25)

3. Письменная работа. Ответить на вопрос:

                     Почему нельзя было взрывать Храм Христа Спасителя?            

Ответы учеников:

1. Храм Христа Спасителя нельзя было взрывать, потому что он был целителем страждущих душ. Его любили, и к нему приходили все: счастливые и несчастные, старые и молодые, убогие и униженные и те, кто повелевал судьбами других. Всем нужен был храм, чтобы получить поддержку и исцеление для души.

 2. Храм нельзя было взрывать, потому что он «являл собой… соборную мощь России – прошлое , настоящее, будущее её народа…». Каждый пришедший к нему ощущал себя частичкой этой мощи, частичкой единого целого – русского народа.

3. Храм нельзя было взрывать, потому что он был приобщён к высокой и светлой тайне, «переданной ему на вечное хранение памятью народа». Храм указывал людям путь к спасению, чтобы народ не заблудился впотьмах и не потерял свою душу

 4. Храм нельзя было взрывать, потому что он поражал красотой необыкновенной, на стенах его был запечатлён навечно целый пласт  русской национальной культуры, вся русская история воплотилась в камне, мозаике, золоте, иконописи и фресках. И все, кто приходил сюда, приобщался к вечности, никто не был равнодушен к красоте храма.

5. Храм нельзя было взрывать, потому что люди  шли к нему: «из года в год стар и млад со своим горем и со своей надеждой». Здесь любили сидеть и убогие, и униженные, и счастливые, и несчастные. Все искали и находили помощь и защиту своей душе. ( В слабом классе возможно использовать как наглядный образец эти примерные ответы). ( слайды 27-29)

4. Приведите аргументы в защиту своего мнения.

Аргументы обучающихся: (слайды 30 – 35)

 1. Для русского человека храм всегда был олицетворением высшей духовной силы, местом единения людей. Не случайно храмы строили всегда в центре любого поселения, а площадь, на которой стоял храм, часто называлась Соборной. Поезжайте в любой небольшой городок Ленинградской области, в Гатчину или Пушкин, и там вы найдёте Соборную площадь, на которой стоит Храм.

2.Санкт-Петербург славится своими храмами и соборами.Один из них – Храм Спаса Воскресения на Крови или Храм Спаса-на-Крови. Он прекрасен! Но судьба его тоже трагична. Построенный в 1907 году, он был закрыт в 1930 году. В годы блокады в нём был морг. И только через пятьдесят лет после закрытия  лет началась реставрация храма. В 2004 году в  храме была проведена первая служба .Один из них – Храм Спаса Воскресения на Крови или Храм Спаса-на-Крови. Он прекрасен! Но судьба его тоже трагична. Построенный в 1907 году, он был закрыт в 1930 году. В годы блокады в нём был морг. И только через пятьдесят лет после закрытия  лет началась реставрация храма. В 2004 году в  храме была проведена первая служба.

3. В нашем районе есть небольшой храм -Храм Ильи Пророка. В нём всегда много народа. Люди идут сюда в дни радости и скорби. И всегда обретают здесь духовную поддержку, приобщаются к вечному, высшему и начинают чувствовать себя частицей соборной мощи своего народа.4. Вспомним, как в художественной литературе отражается эта тема.

 4.В драме «Гроза» А. Н. Островский представляет нам свою героиню Катерину, которая «до смерти любила в церковь ходить». Она там молилась и плакала, а о чём – сама не понимала. Только душа её расцветала, и это помогало ей обретать смысл жизни.

 5. У Дмитрия Кедрина есть замечательное стихотворение «Зодчие», посвящённое строителям ещё одного замечательного храма Москвы, - Храма Василия Блаженного. В нём он описывает, как строили этот храм:

Мастера выплетали  Узоры из каменных кружев,

 Выводили столб И, работой своею горды,

 Купол золотом жгли, Кровли крыли лазурью снаружи

И в свинцовые рамы Вставляли чешуйки слюды.

И уже потянулись Стрельчатые башенки кверху.

Переходы, Балкончики,

 Луковки да купола…

5. После обсуждения всех ответов делаем вывод:

Вот отнимите у людей  храм, уничтожьте его, и с ним уйдёт вера – в себя, в жизнь, в высший смысл. Человек завянет и погрузится в беспросветный мрак, из которого нет выхода.

С этой точки зрения статьи П. Проскурина и П. Паламарчука очень важны, так как направлены на то, чтобы люди не повторяли ошибок прошлого в будущем.

6. Домашнее задание:

Написать сочинение по одной из поднятых проблем в формате ЕГЭ.

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»