Методическая разработка уроков русского языка.
5 класс УМК Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой
Однородные члены предложения
Дедухова Лариса Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №385 Санкт-Петербурга
Тема: Однородные члены предложения (7 часов)
Цели: Сформировать представление об однородных членах предложения и способах их связи
- Ввести способы связи однородных членов предложения.
- Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Термины и понятия- предложение, простые и сложные предложения, члены предложения, грамматическая основа, второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, схема предложения.
Планируемый результат:
Личностные умения
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- желание помочь Йохану;
- позитивное отношение к процессу оформления предложений с однородными членами в письме Йохана;
- осознание собственной успешности при изучении темы.
Метапредметные умения
Познавательные умения:
- раскрывать значение слова«предложение», «члены предложения», «грамматическая основа», «второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения», «схема предложения», и использовать их в активном словаре;
- определять различие простых предложений, осложненных однородными членами и сложных предложениями, и обосновывать свое мнение;
- определять однородные члены в тексте и обосновывать свое мнение;
- определять способ связи однородных членов предложения и обосновывать свое мнение;
- использовать приобретенные знания для оформления предложений с однородными членами в письме Йохана.
Регулятивные умения:
-выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- соотносить учебные действия с известным правилом;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом;
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные умения
- строить и писать предложения с однородными членами, расставляя знаки препинания;
- определять однородные члены в предложении и обозначать их графически;
- определять в тексте сложные предложения;
- писать предложение и расставлять знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах;
- составлять текст письма Йохана, используя правила построения предложений с однородными членами в русском языке.
Организация образовательного пространства:
Межпредметные связи:
Литературное чтение
Тема - И.А. Крылов "Басни"
Биология
Тема – "Грибы"
Изобразительное искусство
Тема – "Виды живописи"
Ресурсы:
Информационный материал
Учебник «Русский язык» ч.2, рабочая тетрадь №2,
Демонстрационный материал
Электронная презентация
Электронный диск к учебнику УМК «Просвещение»
Интерактивный материал
Карточки с учебными заданиями.
Технология изучения темы:
1 этап: Самоопределение к деятельности (ситуативное задание)
Побывав в международном лагере в Крыму, Ваня познакомился с Йоханом из Финляндии. Йохан увлекается изучением русского языка и радуется общению с русскими сверстниками, чтобы лучше знать иностранный для него язык. По возвращению из международного лагеря между Ваней и Йоханом завязалась переписка. Однажды Йохан написал в письме: «Дорогой Ваня! Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно. Твой друг Йохан». Получив письмо, Ваня понял, что Йохан не владеет правилами построения предложений в русском языке. Ребята, каким правилом построения предложения не владеет Йохан?
Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.
Есть ли у вас желание научить Йохана правилам построения предложений в русском языке?
2 этап. Учебно-познавательная деятельность
Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
Блок А. Работа с простыми предложениями, осложненными однородными членами
Задание 1 (З)
Назовите значение выражения «предложение», «члены предложения», «грамматическая основа», «второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения», «схема предложения».
Задание 2 (П) Слайд 3.
Можно ли утверждать, что предложение «Осел, Козел и косолапый Мишка затеяли сыграть квартет» имеет только одно подлежащее? Обоснуйте свое мнение.
Задание 3 (У) Слайд 4,5,6.
Определите слово, с которым связаны выделенные слова.
Собака, Кот, Ворона и Хомяквесело играли в салочки (играли).
Определите члены предложения, которыми являются выделенные слова.
Кот лениво потянулся ивышел из комнаты(сказуемые).
Определите слово, с которым связаны сказуемые.
Напишите каждое предложение и составьте его схему.
Сообщение учителя
Члены предложения, которые связаны с одним и тем же членом предложения, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления, называются однородными.
Однородные члены предложения не зависят друг от друга и могут соединяться как без союзов, так и при помощи союзов.
Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Задание 4 (З)
Назовите условия, при которых члены предложения будут однородными.
Расскажите о способах связи однородных членов предложения.
Задание 5 (П)Слайд 7.
Можно ли утверждать, что в предложении «Весна выдалась теплой и сухой» однородными являются второстепенные члены предложения? Обоснуйте свое мнение.
Задание 6 (У) Слайд 8.
Составьте и напишите одно предложение:
- с однородными главными членами предложения
- с однородными второстепенными членами предложения.
(Снег и ветер бушевали на улице.)
(На заводе рабочие собирали детали тракторов и экскаваторов.)
Задание 7 (У) Слайд 9.
Дополните каждое предложение однородным второстепенным членом предложения.
Наступила хмурая, ……….. осень. (дождливая)
Этот кот воровал и мясо, и ….., и сметану. (рыбу)
Он читал стихи выразительно и ……... (эмоционально)
Задание 8 (У) Учебник с.128 упр.523Слайд 10.
Подберите к предложенным схемам соответствующие им предложения:
1.
- - - - - да - - - - - -
(Речка угостила Иванушку молоком да кисельком)
2. и ____ , и _____ , и _____
(В тридевятом царстве по-человечьи говорили и чудища, и птицы, и звери.)
Блок Б. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Сообщение учителя. Слайд 11.
Однородные члены предложений могут связываться либо интонацией, либо союзами.Однородные члены предложения разделяются запятыми, если они:
а) не соединены союзами:
В саду растут яблони, вишни, сливы.
б) соединены союзами А, НО:
В саду растут яблони, а не сливы.
в) соединены повторяющимися союзами:
В саду растут и яблони, и вишни, и сливы.
Однородные члены предложения не разделяются запятыми, если союз «и» соединяет два однородных члена предложения:
В саду росли яблони и вишни.
Задание 1 (З)
Назовите значение выражения «знаки препинания», «способы связи».
Расскажите о способах связи однородных членов предложения и постановке знаков препинания.
Расскажите о постановке знаков препинания в каждом предложении, используя нормы их употребления. Слайд 12.
Не забудьте взять лопаты, экскаваторы, совки, вёдра и грузовики.
Мы ссорились, мирились, но очень подружились.
В моем дневнике стояли и тройки, и пятерки, и четвёрки.
Задание 2 (П)Слайд 13.
Можно ли утверждать, что в предложении «Я любил не кошек, а собак.» бессоюзный способ связи однородных членов предложения? Обоснуйте свое мнение.
Задание 3 (У) Учебник с.133, №.533
Напишите текст, расставляя знаки препинания. Обозначьте графически однородные члены.
Кот сидел на окне тщательно мылся и на Мурзика не смотрел. Только одно ухо у него дрожало от ненависти и презрения к щенку. Мурзик обижался отскакивал и уже не лаял а визжал. Кот поворачивался к нему спиной и громко зевал.
Блок В. Простые предложения, осложненные однородными членами, и сложные предложения
Задание 1 (З)
Назовите значение выражения «грамматическая основа», «простое предложение», «сложное предложение».
Задание 2 (З)
Назовите грамматическую основу каждого предложения в тексте.
Шпуня нарядился не пиратом, не индейцем, а ковбоем. Костюм ковбоя состоял из загнутой с боков шляпы, короткой куртки и очень узких брюк с кожаными заплатками на коленях. В фойе Дома пионеров шумели и толкались Красные Шапочки, оловянные солдатики, Золушки, Чиполлино, доктор Айболит, Белоснежки. Над этой толпой возвышались Три толстяка, и все веселились.
А) Назовите предложение в тексте, соответствующее схеме: Слайд 14, 15.
==== и ==== ____ , ____ , ____ , ____ , ____ , ____ .
(В фойе Дома пионеров шумели и толкались Красные Шапочки, оловянные солдатики, Золушки, Чиполлино, доктор Айболит, Белоснежки.)
_____ ===== - - - , - - - и - - - .
(Костюм ковбоя состоял из загнутой с боков шляпы, короткой куртки и очень узких брюк с кожаными заплатками на коленях.)
Б) Расскажите о соединении однородных членов в каждом предложении (соединены при помощи интонации перечисления и союзов).
В) Назовите предложение в тексте, соответствующее схеме:
, и
Задание 3 (П)Слайд 16.
Можно ли утверждать, что данное предложение соответствует схеме.
Шпуня нарядился не пиратом, не индейцем, а ковбоем
,а
Задание 4 (У)
Дополните каждое предложение соответствующими членами предложения, используя предложенную схему. Слайд 17.
1.О подводных чудесах, о кораллах и …. знает путешественник.
- - - , - - - и - - - === ___
2.Он кормит белок шишками, а Маша ……. птиц крошками.
_____ ======, а _____ ===== .
3.Избушка не стояла, а ……. к забору с крапивой.
___ ==== , а ==== .
4.Его доброта, …., …. окружающих восхищали.
____ , ____ , ____ ===== .
5.Ночь уходит, и …… ……. .
____ ===== , и ______ ===== .
Задание 5 (У) с самопроверкой. Слайд 18.
Определите простые предложения с однородными членами. (1,2,4,5)
Определите сложные предложения. (3)
1. Николай завернул за угол, а потом зашел в арку. 2. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. 3. Над рекой слышались голоса возвращающихся косарей, но никто не прощался 4. Достали нот, баса, альта, две скрипки. 5. Слева, справа, впереди велось наступление.
Блок Г. Предложение с обобщающим словом при однородных членах и знаки препинания в них
Сообщение учителя. Слайд 19.
Обобщающее слово – это слово или сочетание слов, которое является общим по значению для стоящих при нем однородных членов предложения. Обобщающие слова могут употребляться как перед однородными членами предложения, так и после них. Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос и является тем же членом предложения, что и однородные члены. Например:
На столе в вазе стояли полевые цветы: ромашки, незабудки и васильки.
Задание 1 (З)
Назовите значение выражения «обобщающее слово».
Расскажите о роли обобщающего слова в предложении.
Расскажите о постановке знаков препинания в предложении с обобщающим словом.
Задание 2 (П) Слайд 20.
Является ли слово «цветом» обобщающим в предложении «Белым цветом осыпаны яблони, груши и черемуха»? Обоснуйте свое мнение.
Задания3 (У) со взаимопроверкой Слайд 21.
Подберите к однородным членам в левой колонке обобщающее слово из правой колонки и оформите это соответствие цифрами, например, 1-2.
1.Кошки, куры, овцы, собаки |
1.съедобные грибы |
2.Лопаты, грабли, пилы |
2.домашние животные |
3.Пейзаж, натюрморт, портрет |
3.орудия труда |
4.Грузди, опята, сыроежки, лисички |
4.виды живописи |
(1-2, 2-3, 3-4, 4-1)
Сообщение учителя: Слайд 22.
Если обобщающее слово предшествует однородным членам, то перед однородными членами ставится двоеточие. Например:
В лесу еще продолжают цвести кустарники: калина, малина, шиповник.
. : __ , __ , __
Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире.
И птицы, и звери, и маленькие букашки – все слушали песню жаворонка.
__ , __ , __ _ .
Задания4 (З)Учебник с.135, № 537.
Изобразите схему для каждого предложения с обобщающим словом при однородных членах.
Задание 5 (П) Слайд 23.
Можно ли утверждать, что предложение «В корзину мы не клали ядовитые грибы: ни мухоморы, ни поганки» имеет три однородных члена? Обоснуйте свое мнение.
Задания6 (У) Работа на карточках
Напишите каждое предложение, расставляя соответствующие знаки препинания.
Выделите графически обобщающее слово и однородные члены при нем.
1) Мальчик рисовал все самолеты корабли воздушные мосты и дворцы из стекла. 2) Потом снедь лесную начали подавать соленые и вареные грибы свежие и сушеные ягоды дикий мед и клюквенный морс. 3) Корро де Ржа питался только металлическими предметами мечами и шпагами гвоздями и топорами ножами и ножницами. 4) Черный король начал изготовлять дешевую посуду железные кружки железные тарелки миски и горшки.
Блок Д. Однородные члены предложения в текстах разных типов
Задание 1 (З)
Назовите значение выражения «тип текста», «текст описание», «текст повествование», «текст рассуждение».
Назовите вопросы, на которые отвечает текст описание, текст повествование, текст рассуждение.
Сообщение учителя. (тексты на карточках) Слайд 24.
В русском языке различают следующие типы текстов: описание, повествование и рассуждение. В зависимости от типа различается употребление однородных членов в них.
В тексте повествование - однородными будут главные члены предложения, чаще - сказуемые:
Он уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья
В тексте описании - однородными будут второстепенные члены предложения:
Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего, ароматного меда. В середине чернели плотные, тугие зернышки.
В тексте рассуждении - однородными будут как главные, так и второстепенные члены предложения:
«За что я люблю осень?»
Осень – удивительное время года. Сколько всего в этом слове! Тепла, солнца, золота, торжественности, величия, спокойствия. Сколько грусти и печали, счастья и любви. Осень чарует нас своей красотой. Осенние моросящие дожди вызывают у нас чувство печали. Золотая осень – любимое время года многих поэтов, композиторов, художников.
Осени посвящены прекрасные картины, музыкальные произведения, стихи.
Задание 2 (З)
Расскажите об особенностях употребления однородных членов предложения в текстах разных типов.
Задание 3 (П) Слайд 25.
Можно ли утверждать, что данный текст «Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге» является рассуждением? Обоснуйте свое мнение.
Задание 4 (У) Работа на карточках.
Определите тип текста и напишите его название.
1 – Текст описание. Утро в развалинах.
2. – Текст повествование. Тигры в цирке.
3. - Текст рассуждение. Гибель великих цивилизаций.
1. Роща встретила мальчуганов утренним шумом, задорным гомоном птиц и теплым запахом высыхающей травы. Вот и развалины – молчаливые и величественные. В подвалах темных окон пустота. Кое-где по изгрызенным ветрами и дождями карнизам пробивались поросли молодого кустарника.
2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
3.Что же помешало этой отлаженной системе отношений дожить до нашего времени? Почему мы не видим ни римлян, ни Великого шелкового пути? Да потому, что уже в конце I - начале II века н. э. пришли в движение многие народы, дотоле спокойно жившие в привычных условиях.
Задание 5 (У) Слайд 26.
Напишите текст и подчеркните слова, которые позволяют определить тип текста.
1. Перепёлка из всего семейства куриных – самая маленькая курочка. Она быстро одомашнивалась, любила тихие слова и человеческие руки, из которых сыпались и катились к ней вкусные крупинки. (повествование)
2. Ещё не бегут шумные ручьи, не слышно щебетанье птиц. Но тёплые ручьи весеннего солнца уже начинают согревать землю. Мягкий, солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны. (описание)
Блок Е. Диагностика качества освоения темы
Контрольное задание
Диктант
Цветочный город
В одном сказочном городе жили коротышки. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов, а сам город назывался Цветочным.
Лето подходило к концу. На улицах зацвели самые красивые цветы: белые хризантемы, красные георгины, разноцветные астры. Огненные настурции вились по огородам, по стенам домов и цвели даже на крышах. Ветерок доносил нежный запах резеды и ромашки.
За рекой был лес. Коротышки делали из березовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами.
(По Н. Носову)
Грамматическое задание
1. Определите в тексте предложение с однородные членами предложения обозначьте их графически.
2. Определите в тексте предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения обозначьте его графически.
3. Изобразить схему шестого предложения.
3 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
· выбор варианта задания(информативный, импровизационный, эвристический);
· выбор способа деятельности(индивидуальный или коллективный);
· самоорганизациюпо выполнению задания:
- планирование деятельности;
- выполнение задания;
- представление результатов деятельности.
Побывав в международном лагере в Крыму, Ваня познакомился с Йоханом из Финляндии. Йохан увлекается изучением русского языка и радуется общению с русскими сверстниками, чтобы лучше знать иностранный для него язык. По возвращению из международного лагеря между Ваней и Йоханом завязалась переписка. Однажды Йохан написал в письме: «Дорогой Ваня! Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно. Твой друг Йохан»
Получив письмо, Ваня понял, что Йохан не владеет правилами построения предложений в русском языке.
Ребята, каким правилом построения предложения не владеет Йохан?
Есть ли у вас желание научить Йохана правилам построения предложений в русском языке?
Информативный вариант. Слайд 27.
Исправьте ошибки в предложении Йохана. Для этого, определите главное слово и используйте правило построения предложений с однородными членами. «Дорогой Ваня! Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно. Твой друг Йохан».
Импровизационный вариант.Слайд 28.
Составьте текст письма Йохана, используя правила построения предложений с однородными членами в русском языке.
Эвристический вариант. Слайд 29.
Убедите Йохана в необходимости использования правил построения предложений в русском языке, чтобы он не совершал ошибок, допущенных в письме.
Самоанализ и оценка ученика
. Задание на самоанализ. Слайд 30
Закончите предложения:
1 Мне важно правильно строить предложения с однородными членами, потому что……
2. Чтобы составить предложение с однородными членами без ошибок, нужно ………….
II. Задание на самооценку. Слайд 31
Закончите предложения:
Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) умением использовать правила построения предложений с однородными членами в русском языке.
Я могу легко ………… (сложно, затруднительно) объяснить Йохану необходимость их использования, чтобы избежать ошибок.
Методическая разработка уроков русского языка по теме
"Однородные члены предложения"
5 класс УМК Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой
Дедухова Лариса Владимировна
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Санкт-Петербург
учитель русского языка и литературы
Тема: Однородные члены предложения (7 часов)
Цели: Сформировать представление об однородных членах предложения и способах их связи
- Ввести способы связи однородных членов предложения.
- Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Термины и понятия- предложение, простые и сложные предложения, члены предложения, грамматическая основа, второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, схема предложения.
Планируемый результат:
Личностные умения
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- желание помочь Йохану;
- позитивное отношение к процессу оформления предложений с однородными членами в письме Йохана;
- осознание собственной успешности при изучении темы.
Метапредметные умения
Познавательные умения:
- раскрывать значение слова«предложение», «члены предложения», «грамматическая основа», «второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения», «схема предложения», и использовать их в активном словаре;
- определять различие простых предложений, осложненных однородными членами и сложных предложениями, и обосновывать свое мнение;
- определять однородные члены в тексте и обосновывать свое мнение;
- определять способ связи однородных членов предложения и обосновывать свое мнение;
- использовать приобретенные знания для оформления предложений с однородными членами в письме Йохана.
Регулятивные умения:
-выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- соотносить учебные действия с известным правилом;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом;
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные умения
- строить и писать предложения с однородными членами, расставляя знаки препинания;
- определять однородные члены в предложении и обозначать их графически;
- определять в тексте сложные предложения;
- писать предложение и расставлять знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах;
- составлять текст письма Йохана, используя правила построения предложений с однородными членами в русском языке.
Организация образовательного пространства:
Межпредметные связи:
Литературное чтение
Тема - И.А. Крылов "Басни"
Биология
Тема – "Грибы"
Изобразительное искусство
Тема – "Виды живописи"
Ресурсы:
Информационный материал
Учебник «Русский язык» ч.2, рабочая тетрадь №2,
Демонстрационный материал
Электронная презентация
Электронный диск к учебнику УМК «Просвещение»
Интерактивный материал
Карточки с учебными заданиями.
Технология изучения темы:
1 этап: Самоопределение к деятельности (ситуативное задание)
Побывав в международном лагере в Крыму, Ваня познакомился с Йоханом из Финляндии. Йохан увлекается изучением русского языка и радуется общению с русскими сверстниками, чтобы лучше знать иностранный для него язык. По возвращению из международного лагеря между Ваней и Йоханом завязалась переписка. Однажды Йохан написал в письме: «Дорогой Ваня! Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно. Твой друг Йохан». Получив письмо, Ваня понял, что Йохан не владеет правилами построения предложений в русском языке. Ребята, каким правилом построения предложения не владеет Йохан?
Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.
Есть ли у вас желание научить Йохана правилам построения предложений в русском языке?
2 этап. Учебно-познавательная деятельность
Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
Блок А. Работа с простыми предложениями, осложненными однородными членами
Задание 1 (З)
Назовите значение выражения «предложение», «члены предложения», «грамматическая основа», «второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения», «схема предложения».
Задание 2 (П) Слайд 3.
Можно ли утверждать, что предложение «Осел, Козел и косолапый Мишка затеяли сыграть квартет» имеет только одно подлежащее? Обоснуйте свое мнение.
Задание 3 (У) Слайд 4,5,6.
Определите слово, с которым связаны выделенные слова.
Собака, Кот, Ворона и Хомяквесело играли в салочки (играли).
Определите члены предложения, которыми являются выделенные слова.
Кот лениво потянулся ивышел из комнаты(сказуемые).
Определите слово, с которым связаны сказуемые.
Напишите каждое предложение и составьте его схему.
Сообщение учителя
Члены предложения, которые связаны с одним и тем же членом предложения, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления, называются однородными.
Однородные члены предложения не зависят друг от друга и могут соединяться как без союзов, так и при помощи союзов.
Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Задание 4 (З)
Назовите условия, при которых члены предложения будут однородными.
Расскажите о способах связи однородных членов предложения.
Задание 5 (П)Слайд 7.
Можно ли утверждать, что в предложении «Весна выдалась теплой и сухой» однородными являются второстепенные члены предложения? Обоснуйте свое мнение.
Задание 6 (У) Слайд 8.
Составьте и напишите одно предложение:
- с однородными главными членами предложения
- с однородными второстепенными членами предложения.
(Снег и ветер бушевали на улице.)
(На заводе рабочие собирали детали тракторов и экскаваторов.)
Задание 7 (У) Слайд 9.
Дополните каждое предложение однородным второстепенным членом предложения.
Наступила хмурая, ……….. осень. (дождливая)
Этот кот воровал и мясо, и ….., и сметану. (рыбу)
Он читал стихи выразительно и ……... (эмоционально)
Задание 8 (У) Учебник с.128 упр.523Слайд 10.
Подберите к предложенным схемам соответствующие им предложения:
1.
- - - - - да - - - - - -
(Речка угостила Иванушку молоком да кисельком)
2. и ____ , и _____ , и _____
(В тридевятом царстве по-человечьи говорили и чудища, и птицы, и звери.)
Блок Б. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Сообщение учителя. Слайд 11.
Однородные члены предложений могут связываться либо интонацией, либо союзами.Однородные члены предложения разделяются запятыми, если они:
а) не соединены союзами:
В саду растут яблони, вишни, сливы.
б) соединены союзами А, НО:
В саду растут яблони, а не сливы.
в) соединены повторяющимися союзами:
В саду растут и яблони, и вишни, и сливы.
Однородные члены предложения не разделяются запятыми, если союз «и» соединяет два однородных члена предложения:
В саду росли яблони и вишни.
Задание 1 (З)
Назовите значение выражения «знаки препинания», «способы связи».
Расскажите о способах связи однородных членов предложения и постановке знаков препинания.
Расскажите о постановке знаков препинания в каждом предложении, используя нормы их употребления. Слайд 12.
Не забудьте взять лопаты, экскаваторы, совки, вёдра и грузовики.
Мы ссорились, мирились, но очень подружились.
В моем дневнике стояли и тройки, и пятерки, и четвёрки.
Задание 2 (П)Слайд 13.
Можно ли утверждать, что в предложении «Я любил не кошек, а собак.» бессоюзный способ связи однородных членов предложения? Обоснуйте свое мнение.
Задание 3 (У) Учебник с.133, №.533
Напишите текст, расставляя знаки препинания. Обозначьте графически однородные члены.
Кот сидел на окне тщательно мылся и на Мурзика не смотрел. Только одно ухо у него дрожало от ненависти и презрения к щенку. Мурзик обижался отскакивал и уже не лаял а визжал. Кот поворачивался к нему спиной и громко зевал.
Блок В. Простые предложения, осложненные однородными членами, и сложные предложения
Задание 1 (З)
Назовите значение выражения «грамматическая основа», «простое предложение», «сложное предложение».
Задание 2 (З)
Назовите грамматическую основу каждого предложения в тексте.
Шпуня нарядился не пиратом, не индейцем, а ковбоем. Костюм ковбоя состоял из загнутой с боков шляпы, короткой куртки и очень узких брюк с кожаными заплатками на коленях. В фойе Дома пионеров шумели и толкались Красные Шапочки, оловянные солдатики, Золушки, Чиполлино, доктор Айболит, Белоснежки. Над этой толпой возвышались Три толстяка, и все веселились.
А) Назовите предложение в тексте, соответствующее схеме: Слайд 14, 15.
==== и ==== ____ , ____ , ____ , ____ , ____ , ____ .
(В фойе Дома пионеров шумели и толкались Красные Шапочки, оловянные солдатики, Золушки, Чиполлино, доктор Айболит, Белоснежки.)
_____ ===== - - - , - - - и - - - .
(Костюм ковбоя состоял из загнутой с боков шляпы, короткой куртки и очень узких брюк с кожаными заплатками на коленях.)
Б) Расскажите о соединении однородных членов в каждом предложении (соединены при помощи интонации перечисления и союзов).
В) Назовите предложение в тексте, соответствующее схеме:
, и
Задание 3 (П)Слайд 16.
Можно ли утверждать, что данное предложение соответствует схеме.
Шпуня нарядился не пиратом, не индейцем, а ковбоем
,а
Задание 4 (У)
Дополните каждое предложение соответствующими членами предложения, используя предложенную схему. Слайд 17.
1.О подводных чудесах, о кораллах и …. знает путешественник.
- - - , - - - и - - - === ___
2.Он кормит белок шишками, а Маша ……. птиц крошками.
_____ ======, а _____ ===== .
3.Избушка не стояла, а ……. к забору с крапивой.
___ ==== , а ==== .
4.Его доброта, …., …. окружающих восхищали.
____ , ____ , ____ ===== .
5.Ночь уходит, и …… ……. .
____ ===== , и ______ ===== .
Задание 5 (У) с самопроверкой. Слайд 18.
Определите простые предложения с однородными членами. (1,2,4,5)
Определите сложные предложения. (3)
1. Николай завернул за угол, а потом зашел в арку. 2. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. 3. Над рекой слышались голоса возвращающихся косарей, но никто не прощался 4. Достали нот, баса, альта, две скрипки. 5. Слева, справа, впереди велось наступление.
Блок Г. Предложение с обобщающим словом при однородных членах и знаки препинания в них
Сообщение учителя. Слайд 19.
Обобщающее слово – это слово или сочетание слов, которое является общим по значению для стоящих при нем однородных членов предложения. Обобщающие слова могут употребляться как перед однородными членами предложения, так и после них. Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос и является тем же членом предложения, что и однородные члены. Например:
На столе в вазе стояли полевые цветы: ромашки, незабудки и васильки.
Задание 1 (З)
Назовите значение выражения «обобщающее слово».
Расскажите о роли обобщающего слова в предложении.
Расскажите о постановке знаков препинания в предложении с обобщающим словом.
Задание 2 (П) Слайд 20.
Является ли слово «цветом» обобщающим в предложении «Белым цветом осыпаны яблони, груши и черемуха»? Обоснуйте свое мнение.
Задания3 (У) со взаимопроверкой Слайд 21.
Подберите к однородным членам в левой колонке обобщающее слово из правой колонки и оформите это соответствие цифрами, например, 1-2.
1.Кошки, куры, овцы, собаки |
1.съедобные грибы |
2.Лопаты, грабли, пилы |
2.домашние животные |
3.Пейзаж, натюрморт, портрет |
3.орудия труда |
4.Грузди, опята, сыроежки, лисички |
4.виды живописи |
(1-2, 2-3, 3-4, 4-1)
Сообщение учителя: Слайд 22.
Если обобщающее слово предшествует однородным членам, то перед однородными членами ставится двоеточие. Например:
В лесу еще продолжают цвести кустарники: калина, малина, шиповник.
. : __ , __ , __
Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире.
И птицы, и звери, и маленькие букашки – все слушали песню жаворонка.
__ , __ , __ _ .
Задания4 (З)Учебник с.135, № 537.
Изобразите схему для каждого предложения с обобщающим словом при однородных членах.
Задание 5 (П) Слайд 23.
Можно ли утверждать, что предложение «В корзину мы не клали ядовитые грибы: ни мухоморы, ни поганки» имеет три однородных члена? Обоснуйте свое мнение.
Задания6 (У) Работа на карточках
Напишите каждое предложение, расставляя соответствующие знаки препинания.
Выделите графически обобщающее слово и однородные члены при нем.
1) Мальчик рисовал все самолеты корабли воздушные мосты и дворцы из стекла. 2) Потом снедь лесную начали подавать соленые и вареные грибы свежие и сушеные ягоды дикий мед и клюквенный морс. 3) Корро де Ржа питался только металлическими предметами мечами и шпагами гвоздями и топорами ножами и ножницами. 4) Черный король начал изготовлять дешевую посуду железные кружки железные тарелки миски и горшки.
Блок Д. Однородные члены предложения в текстах разных типов
Задание 1 (З)
Назовите значение выражения «тип текста», «текст описание», «текст повествование», «текст рассуждение».
Назовите вопросы, на которые отвечает текст описание, текст повествование, текст рассуждение.
Сообщение учителя. (тексты на карточках) Слайд 24.
В русском языке различают следующие типы текстов: описание, повествование и рассуждение. В зависимости от типа различается употребление однородных членов в них.
В тексте повествование - однородными будут главные члены предложения, чаще - сказуемые:
Он уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья
В тексте описании - однородными будут второстепенные члены предложения:
Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего, ароматного меда. В середине чернели плотные, тугие зернышки.
В тексте рассуждении - однородными будут как главные, так и второстепенные члены предложения:
«За что я люблю осень?»
Осень – удивительное время года. Сколько всего в этом слове! Тепла, солнца, золота, торжественности, величия, спокойствия. Сколько грусти и печали, счастья и любви. Осень чарует нас своей красотой. Осенние моросящие дожди вызывают у нас чувство печали. Золотая осень – любимое время года многих поэтов, композиторов, художников.
Осени посвящены прекрасные картины, музыкальные произведения, стихи.
Задание 2 (З)
Расскажите об особенностях употребления однородных членов предложения в текстах разных типов.
Задание 3 (П) Слайд 25.
Можно ли утверждать, что данный текст «Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге» является рассуждением? Обоснуйте свое мнение.
Задание 4 (У) Работа на карточках.
Определите тип текста и напишите его название.
1 – Текст описание. Утро в развалинах.
2. – Текст повествование. Тигры в цирке.
3. - Текст рассуждение. Гибель великих цивилизаций.
1. Роща встретила мальчуганов утренним шумом, задорным гомоном птиц и теплым запахом высыхающей травы. Вот и развалины – молчаливые и величественные. В подвалах темных окон пустота. Кое-где по изгрызенным ветрами и дождями карнизам пробивались поросли молодого кустарника.
2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
3.Что же помешало этой отлаженной системе отношений дожить до нашего времени? Почему мы не видим ни римлян, ни Великого шелкового пути? Да потому, что уже в конце I - начале II века н. э. пришли в движение многие народы, дотоле спокойно жившие в привычных условиях.
Задание 5 (У) Слайд 26.
Напишите текст и подчеркните слова, которые позволяют определить тип текста.
1. Перепёлка из всего семейства куриных – самая маленькая курочка. Она быстро одомашнивалась, любила тихие слова и человеческие руки, из которых сыпались и катились к ней вкусные крупинки. (повествование)
2. Ещё не бегут шумные ручьи, не слышно щебетанье птиц. Но тёплые ручьи весеннего солнца уже начинают согревать землю. Мягкий, солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны. (описание)
Блок Е. Диагностика качества освоения темы
Контрольное задание
Диктант
Цветочный город
В одном сказочном городе жили коротышки. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов, а сам город назывался Цветочным.
Лето подходило к концу. На улицах зацвели самые красивые цветы: белые хризантемы, красные георгины, разноцветные астры. Огненные настурции вились по огородам, по стенам домов и цвели даже на крышах. Ветерок доносил нежный запах резеды и ромашки.
За рекой был лес. Коротышки делали из березовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами.
(По Н. Носову)
Грамматическое задание
1. Определите в тексте предложение с однородные членами предложения обозначьте их графически.
2. Определите в тексте предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения обозначьте его графически.
3. Изобразить схему шестого предложения.
3 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
· выбор варианта задания(информативный, импровизационный, эвристический);
· выбор способа деятельности(индивидуальный или коллективный);
· самоорганизациюпо выполнению задания:
- планирование деятельности;
- выполнение задания;
- представление результатов деятельности.
Побывав в международном лагере в Крыму, Ваня познакомился с Йоханом из Финляндии. Йохан увлекается изучением русского языка и радуется общению с русскими сверстниками, чтобы лучше знать иностранный для него язык. По возвращению из международного лагеря между Ваней и Йоханом завязалась переписка. Однажды Йохан написал в письме: «Дорогой Ваня! Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно. Твой друг Йохан»
Получив письмо, Ваня понял, что Йохан не владеет правилами построения предложений в русском языке.
Ребята, каким правилом построения предложения не владеет Йохан?
Есть ли у вас желание научить Йохана правилам построения предложений в русском языке?
Информативный вариант. Слайд 27.
Исправьте ошибки в предложении Йохана. Для этого, определите главное слово и используйте правило построения предложений с однородными членами. «Дорогой Ваня! Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно. Твой друг Йохан».
Импровизационный вариант.Слайд 28.
Составьте текст письма Йохана, используя правила построения предложений с однородными членами в русском языке.
Эвристический вариант. Слайд 29.
Убедите Йохана в необходимости использования правил построения предложений в русском языке, чтобы он не совершал ошибок, допущенных в письме.
Самоанализ и оценка ученика
. Задание на самоанализ. Слайд 30
Закончите предложения:
1 Мне важно правильно строить предложения с однородными членами, потому что……
2. Чтобы составить предложение с однородными членами без ошибок, нужно ………….
II. Задание на самооценку. Слайд 31
Закончите предложения:
Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) умением использовать правила построения предложений с однородными членами в русском языке.
Я могу легко ………… (сложно, затруднительно) объяснить Йохану необходимость их использования, чтобы избежать ошибок.