Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка уроков русского языка.
5 класс УМК Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой

Однородные члены предложения

Дедухова Лариса Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №385 Санкт-Петербурга

 

Тема: Однородные члены предложения (7 часов)

Цели:  Сформировать представление об однородных членах предложения и способах их связи

- Ввести способы связи однородных членов предложения.

- Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Термины и понятия- предложение, простые и сложные предложения, члены предложения, грамматическая основа, второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, схема предложения.

Планируемый результат:

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание помочь Йохану;

- позитивное отношение к процессу  оформления предложений с однородными членами в письме Йохана;

- осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова«предложение»,  «члены предложения»,  «грамматическая основа», «второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения», «схема предложения»,  и использовать их в активном словаре;

- определять различие простых предложений, осложненных однородными членами и сложных предложениями, и обосновывать свое мнение;

- определять однородные члены в тексте и обосновывать свое мнение;

- определять способ связи однородных членов предложения и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания для оформления  предложений с однородными членами в письме Йохана.

Регулятивные умения:

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-  соотносить учебные действия с известным правилом;

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом;

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

- строить и писать предложения с однородными членами, расставляя знаки препинания;

- определять однородные члены в предложении и обозначать их графически;

- определять в тексте сложные предложения;

- писать предложение и расставлять знаки препинания в  предложении с обобщающим словом при однородных членах;

- составлять текст письма Йохана, используя правила построения предложений с однородными членами в русском языке.

 

Организация образовательного пространства:

Межпредметные связи:

Литературное чтение

Тема - И.А. Крылов "Басни"

Биология

Тема – "Грибы"

Изобразительное искусство

Тема –  "Виды живописи"

Ресурсы:

Информационный материал

Учебник «Русский язык» ч.2, рабочая тетрадь №2,

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Электронный диск к учебнику УМК «Просвещение»

Интерактивный материал

Карточки с учебными заданиями.

Технология изучения темы:

1 этап:  Самоопределение к деятельности (ситуативное задание)

Побывав в международном лагере в Крыму, Ваня познакомился с  Йоханом из Финляндии. Йохан увлекается изучением русского языка и радуется общению с русскими сверстниками, чтобы лучше знать иностранный для него язык.  По возвращению из международного лагеря между Ваней и Йоханом завязалась переписка. Однажды Йохан написал в письме: «Дорогой  Ваня! Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно. Твой друг Йохан». Получив письмо, Ваня понял, что Йохан не владеет правилами построения предложений в русском языке. Ребята, каким правилом построения предложения не владеет Йохан?

       Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.

        Есть ли у вас желание научить Йохана правилам построения предложений в русском языке?

2 этап. Учебно-познавательная деятельность

Учебные задания  на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Блок А.  Работа с простыми предложениями, осложненными однородными членами

Задание 1 (З)  

Назовите  значение выражения «предложение»,  «члены предложения»,  «грамматическая основа», «второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения», «схема предложения».

 Задание 2 (П)  Слайд 3.

Можно ли утверждать, что предложение «Осел, Козел и косолапый Мишка затеяли сыграть квартет» имеет только одно подлежащее? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3 (У)  Слайд 4,5,6.

Определите слово, с которым связаны выделенные слова.

Собака, Кот, Ворона и Хомяквесело играли в салочки (играли).

Определите члены предложения, которыми являются выделенные слова.

Кот лениво потянулся ивышел из комнаты(сказуемые).

Определите слово, с которым связаны сказуемые.

Напишите каждое предложение и составьте его схему.

Сообщение учителя

Члены предложения, которые связаны с одним и тем же членом предложения, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления, называются однородными.

Однородные члены предложения не зависят друг от друга и могут соединяться как без союзов, так и при помощи союзов.

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

Задание  4 (З)

Назовите условия, при которых члены предложения будут однородными.

Расскажите о способах связи однородных членов предложения.

Задание 5 (П)Слайд 7.

Можно ли утверждать, что в предложении «Весна выдалась теплой и сухой» однородными являются второстепенные члены предложения? Обоснуйте свое мнение.

Задание 6 (У)              Слайд 8.

Составьте и напишите одно предложение:

- с однородными главными членами предложения

- с однородными второстепенными членами предложения.

(Снег и ветер бушевали на улице.)

(На заводе рабочие собирали детали тракторов и экскаваторов.)

Задание 7 (У)  Слайд 9.

Дополните  каждое предложение однородным второстепенным  членом предложения.

Наступила хмурая, ……….. осень. (дождливая)

Этот кот воровал и мясо, и ….., и сметану. (рыбу)

Он читал стихи выразительно и ……... (эмоционально)

Задание  8 (У) Учебник с.128 упр.523Слайд 10.

Подберите к предложенным схемам соответствующие им предложения:

1.    

       
   

 

 

              - - - - -    да    - - - - - -

 

(Речка угостила Иванушку молоком да кисельком)

           
   
   
 
 

 

 

2.     и   ____  , и   _____ , и  _____

 

(В тридевятом царстве по-человечьи говорили и чудища, и птицы, и звери.)

Блок Б. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Сообщение учителя. Слайд 11.

Однородные члены предложений могут связываться либо интонацией, либо союзами.Однородные члены предложения разделяются запятыми, если они:

а) не соединены союзами:

В саду растут яблони, вишни, сливы.

б) соединены союзами А, НО:

В саду растут яблони, а не сливы.

в) соединены повторяющимися союзами:

В саду растут и яблони, и вишни, и сливы.

Однородные члены предложения не разделяются запятыми, если союз «и» соединяет два однородных члена предложения:

В саду росли яблони и вишни.

Задание 1  (З)

Назовите значение выражения «знаки препинания», «способы связи».

Расскажите о способах связи однородных членов предложения и постановке знаков препинания.

Расскажите о постановке знаков препинания в каждом предложении, используя нормы их употребления. Слайд 12.

Не забудьте взять лопаты, экскаваторы, совки, вёдра и грузовики.

Мы ссорились, мирились, но очень подружились.

В моем дневнике стояли и тройки, и пятерки, и четвёрки.

Задание 2 (П)Слайд 13.

Можно ли утверждать, что в предложении «Я любил не кошек, а собак.» бессоюзный способ связи однородных членов предложения? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3 (У) Учебник с.133, №.533

Напишите текст, расставляя знаки препинания. Обозначьте графически однородные члены.

Кот сидел на окне тщательно мылся и на Мурзика не смотрел. Только одно ухо у него дрожало от ненависти и презрения к щенку. Мурзик обижался отскакивал и уже не лаял а визжал. Кот поворачивался к нему спиной и громко зевал.

Блок В. Простые предложения, осложненные однородными членами, и сложные предложения

Задание 1 (З)

Назовите  значение выражения «грамматическая основа», «простое предложение», «сложное предложение».

Задание 2  (З)

Назовите грамматическую основу каждого предложения в тексте.

Шпуня нарядился не пиратом, не индейцем, а ковбоем. Костюм ковбоя состоял из загнутой с боков шляпы, короткой куртки и очень узких брюк с кожаными заплатками на коленях. В фойе Дома пионеров шумели и толкались Красные Шапочки, оловянные солдатики, Золушки, Чиполлино, доктор Айболит, Белоснежки. Над этой толпой возвышались Три толстяка, и все веселились.

А) Назовите предложение в тексте, соответствующее схеме: Слайд 14, 15.

                               
   
         
             
           
 
 

 

 

    ====   и   ====      ____   ,  ____   ,  ____  ,  ____  ,  ____  ,   ____  .

 

(В фойе Дома пионеров шумели и толкались Красные Шапочки, оловянные солдатики, Золушки, Чиполлино, доктор Айболит, Белоснежки.)

           
   
     

 

 

  _____   =====     - - -  ,    - - -   и  - - -  .

 

(Костюм ковбоя состоял из загнутой с боков шляпы, короткой куртки и очень узких брюк с кожаными заплатками на коленях.)

Б) Расскажите о соединении однородных членов в каждом предложении (соединены при помощи интонации перечисления и союзов).

В) Назовите предложение в тексте, соответствующее схеме:

, и

 

Задание 3  (П)Слайд 16.

Можно ли утверждать, что данное предложение  соответствует схеме.

Шпуня нарядился не пиратом, не индейцем, а ковбоем

 
 

Задание 4  (У)         

Дополните каждое предложение соответствующими членами предложения, используя предложенную схему. Слайд 17.

1.О подводных чудесах, о кораллах и …. знает путешественник.

           
     
 

 

 

- - - ,  - - -  и - - -  ===   ___

 

2.Он кормит белок шишками, а Маша ……. птиц крошками.

         _____ ======, а _____ ===== .

3.Избушка не стояла, а ……. к забору с крапивой.

        

          ___ ==== , а  ==== .

4.Его доброта, …., …. окружающих восхищали.

           
     

 

 

____  ,  ____  ,  ____  ===== .

5.Ночь уходит, и ……  ……. .

   

         ____   ===== , и ______ ===== .

 

Задание 5  (У)  с самопроверкой. Слайд 18.

Определите простые предложения с однородными членами. (1,2,4,5)

Определите сложные предложения. (3)

1. Николай завернул за угол, а потом зашел в арку. 2. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. 3. Над рекой слышались голоса возвращающихся косарей, но никто не прощался  4. Достали нот, баса, альта, две скрипки. 5. Слева, справа, впереди велось наступление.

Блок Г. Предложение с обобщающим словом при однородных членах и знаки препинания в них

Сообщение учителя. Слайд 19.

     Обобщающее слово – это слово или сочетание слов, которое является общим по значению для стоящих при нем однородных членов предложения. Обобщающие слова могут употребляться как перед однородными членами предложения, так и после них. Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос и является тем же членом предложения, что и однородные члены. Например:

На столе в вазе стояли полевые цветы: ромашки, незабудки и васильки.

Задание 1 (З)

Назовите значение выражения «обобщающее слово».

Расскажите о роли обобщающего слова в предложении.

Расскажите  о постановке знаков препинания в предложении с обобщающим словом.

Задание 2 (П)               Слайд 20.

Является ли слово «цветом» обобщающим в предложении «Белым цветом осыпаны яблони, груши и черемуха»? Обоснуйте свое мнение.

Задания3 (У)           со взаимопроверкой  Слайд 21.

Подберите к однородным членам в левой колонке обобщающее слово из правой колонки и оформите это соответствие цифрами, например, 1-2.

 

1.Кошки, куры, овцы, собаки

1.съедобные грибы

2.Лопаты, грабли, пилы

2.домашние животные

3.Пейзаж, натюрморт, портрет

3.орудия труда

4.Грузди, опята, сыроежки, лисички

4.виды живописи

(1-2, 2-3, 3-4, 4-1)

Сообщение учителя: Слайд 22.

Если обобщающее слово предшествует однородным членам, то перед однородными членами ставится двоеточие. Например:

В лесу еще продолжают цвести кустарники: калина, малина, шиповник.

           .    : __  ,  __  ,  __    

 

Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире.

И птицы, и звери, и маленькие букашки – все слушали песню жаворонка.

                     __  ,  __  ,  __  _     .

 

Задания4 (З)Учебник с.135, № 537.

Изобразите схему для каждого предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Задание 5 (П) Слайд 23.

Можно ли утверждать, что  предложение «В корзину мы не клали ядовитые грибы: ни мухоморы, ни поганки» имеет три однородных члена? Обоснуйте свое мнение.

Задания6 (У)  Работа на карточках

Напишите каждое предложение, расставляя соответствующие знаки препинания.

Выделите графически обобщающее слово и однородные члены при нем.

1) Мальчик рисовал все самолеты корабли воздушные мосты и дворцы из стекла. 2) Потом снедь лесную начали подавать соленые и вареные грибы свежие и сушеные ягоды дикий мед и клюквенный морс. 3) Корро де Ржа питался только металлическими предметами мечами и шпагами гвоздями и топорами ножами и ножницами. 4) Черный король начал изготовлять дешевую посуду железные кружки железные тарелки миски и горшки.

Блок Д. Однородные  члены предложения в текстах разных типов

Задание 1 (З)

Назовите  значение выражения «тип текста»,  «текст описание»,  «текст повествование», «текст рассуждение».

Назовите вопросы, на которые отвечает текст описание, текст повествование, текст рассуждение.

Сообщение учителя. (тексты на карточках) Слайд 24.

В русском языке различают следующие типы текстов: описание, повествование и рассуждение. В зависимости от типа различается употребление однородных членов в них.

В тексте повествование - однородными будут главные члены предложения, чаще - сказуемые:

Он уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья

В тексте описании - однородными будут второстепенные члены предложения:
Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего, ароматного меда. В середине чернели плотные, тугие зернышки.

В тексте рассуждении - однородными будут как главные, так и  второстепенные члены предложения:

 «За что я люблю осень?»

Осень – удивительное время года. Сколько всего в этом слове! Тепла, солнца, золота, торжественности, величия, спокойствия. Сколько грусти и печали, счастья и любви. Осень чарует нас своей красотой. Осенние моросящие дожди вызывают у нас чувство печали. Золотая осень – любимое время года многих поэтов, композиторов, художников.

Осени посвящены прекрасные картины, музыкальные произведения, стихи.

Задание 2 (З)

Расскажите об особенностях употребления однородных членов предложения в текстах разных типов.

Задание 3 (П) Слайд 25.

Можно ли утверждать, что данный текст «Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге» является рассуждением? Обоснуйте свое мнение.

Задание 4 (У) Работа на карточках.

Определите тип текста и напишите его название.

1 – Текст описание. Утро в развалинах.

2. – Текст повествование. Тигры в цирке.

3. -  Текст рассуждение. Гибель великих цивилизаций.

1. Роща встретила мальчуганов утренним шумом, задорным гомоном птиц и теплым запахом высыхающей травы. Вот и развалины – молчаливые и величественные. В подвалах темных окон пустота. Кое-где по изгрызенным ветрами и дождями карнизам пробивались поросли молодого кустарника.

2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

3.Что же помешало этой отлаженной системе отношений дожить до нашего времени? Почему мы не видим ни римлян, ни Великого шелкового пути? Да потому, что уже в конце I - начале II века н. э. пришли в движение многие народы, дотоле спокойно жившие в привычных условиях.

Задание 5 (У) Слайд 26.

Напишите текст и подчеркните слова, которые позволяют определить тип текста.

1. Перепёлка из всего семейства куриных – самая маленькая курочка. Она быстро одомашнивалась, любила тихие слова и человеческие руки, из которых сыпались и катились к ней вкусные крупинки. (повествование)

2. Ещё не бегут шумные ручьи, не слышно щебетанье птиц. Но тёплые ручьи весеннего солнца уже начинают согревать землю. Мягкий, солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны. (описание)

Блок Е. Диагностика качества освоения темы

Контрольное задание

Диктант

    Цветочный город

В одном сказочном городе жили коротышки. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов, а сам город назывался Цветочным.

Лето подходило к концу. На улицах зацвели самые красивые цветы: белые хризантемы, красные георгины, разноцветные астры. Огненные настурции вились по огородам, по стенам домов и цвели даже на крышах. Ветерок доносил нежный запах резеды и ромашки.

За рекой был лес. Коротышки делали из березовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами.

(По Н. Носову)

Грамматическое задание

1. Определите в тексте предложение с однородные членами предложения обозначьте их графически.

2.  Определите в тексте предложение с обобщающим словом при  однородных членах предложения обозначьте его графически.

3. Изобразить схему шестого предложения.

3 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

·        выбор варианта задания(информативный, импровизационный, эвристический);

·        выбор способа деятельности(индивидуальный или коллективный);

·        самоорганизациюпо выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

     Побывав в международном лагере в Крыму, Ваня познакомился с  Йоханом из Финляндии. Йохан увлекается изучением русского языка и радуется общению с русскими сверстниками, чтобы лучше знать иностранный для него язык.  По возвращению из международного лагеря между Ваней и Йоханом завязалась переписка. Однажды Йохан написал в письме: «Дорогой  Ваня! Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно. Твой друг Йохан»

Получив письмо, Ваня понял, что Йохан не владеет правилами построения предложений в русском языке.

Ребята, каким правилом построения предложения не владеет Йохан?

Есть ли у вас желание научить Йохана правилам построения предложений в русском языке?

Информативный вариант. Слайд 27.

Исправьте ошибки в предложении  Йохана. Для этого, определите главное слово и используйте правило построения предложений с однородными членами. «Дорогой  Ваня! Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно. Твой друг Йохан».

Импровизационный вариант.Слайд 28.

Составьте текст письма Йохана, используя правила построения предложений с однородными членами в русском языке.

Эвристический вариант. Слайд 29.

Убедите Йохана в необходимости использования правил построения предложений  в русском языке, чтобы он не совершал ошибок, допущенных в письме.

Самоанализ и оценка ученика

. Задание на самоанализ.  Слайд 30

Закончите предложения:

1 Мне важно правильно строить предложения с однородными членами, потому что……

2. Чтобы составить предложение с однородными членами без ошибок, нужно ………….

II. Задание на самооценку.  Слайд 31

Закончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) умением использовать правила построения предложений с однородными членами в   русском  языке.

Я могу легко ………… (сложно, затруднительно) объяснить Йохану необходимость их использования, чтобы избежать ошибок.

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка уроков русского языка по теме

"Однородные члены предложения"

5 класс УМК Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой

Дедухова Лариса Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Санкт-Петербург

учитель русского языка и литературы

Тема: Однородные члены предложения (7 часов)

Цели:  Сформировать представление об однородных членах предложения и способах их связи

- Ввести способы связи однородных членов предложения.

- Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Термины и понятия- предложение, простые и сложные предложения, члены предложения, грамматическая основа, второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, схема предложения.

Планируемый результат:

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание помочь Йохану;

- позитивное отношение к процессу  оформления предложений с однородными членами в письме Йохана;

- осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова«предложение»,  «члены предложения»,  «грамматическая основа», «второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения», «схема предложения»,  и использовать их в активном словаре;

- определять различие простых предложений, осложненных однородными членами и сложных предложениями, и обосновывать свое мнение;

- определять однородные члены в тексте и обосновывать свое мнение;

- определять способ связи однородных членов предложения и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания для оформления  предложений с однородными членами в письме Йохана.

Регулятивные умения:

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-  соотносить учебные действия с известным правилом;

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом;

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

- строить и писать предложения с однородными членами, расставляя знаки препинания;

- определять однородные члены в предложении и обозначать их графически;

- определять в тексте сложные предложения;

- писать предложение и расставлять знаки препинания в  предложении с обобщающим словом при однородных членах;

- составлять текст письма Йохана, используя правила построения предложений с однородными членами в русском языке.

 

Организация образовательного пространства:

Межпредметные связи:

Литературное чтение

Тема - И.А. Крылов "Басни"

Биология

Тема – "Грибы"

Изобразительное искусство

Тема –  "Виды живописи"

Ресурсы:

Информационный материал

Учебник «Русский язык» ч.2, рабочая тетрадь №2,

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Электронный диск к учебнику УМК «Просвещение»

Интерактивный материал

Карточки с учебными заданиями.

Технология изучения темы:

1 этап:  Самоопределение к деятельности (ситуативное задание)

Побывав в международном лагере в Крыму, Ваня познакомился с  Йоханом из Финляндии. Йохан увлекается изучением русского языка и радуется общению с русскими сверстниками, чтобы лучше знать иностранный для него язык.  По возвращению из международного лагеря между Ваней и Йоханом завязалась переписка. Однажды Йохан написал в письме: «Дорогой  Ваня! Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно. Твой друг Йохан». Получив письмо, Ваня понял, что Йохан не владеет правилами построения предложений в русском языке. Ребята, каким правилом построения предложения не владеет Йохан?

       Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.

        Есть ли у вас желание научить Йохана правилам построения предложений в русском языке?

2 этап. Учебно-познавательная деятельность

Учебные задания  на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Блок А.  Работа с простыми предложениями, осложненными однородными членами

Задание 1 (З)  

Назовите  значение выражения «предложение»,  «члены предложения»,  «грамматическая основа», «второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения», «схема предложения».

 Задание 2 (П)  Слайд 3.

Можно ли утверждать, что предложение «Осел, Козел и косолапый Мишка затеяли сыграть квартет» имеет только одно подлежащее? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3 (У)  Слайд 4,5,6.

Определите слово, с которым связаны выделенные слова.

Собака, Кот, Ворона и Хомяквесело играли в салочки (играли).

Определите члены предложения, которыми являются выделенные слова.

Кот лениво потянулся ивышел из комнаты(сказуемые).

Определите слово, с которым связаны сказуемые.

Напишите каждое предложение и составьте его схему.

Сообщение учителя

Члены предложения, которые связаны с одним и тем же членом предложения, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления, называются однородными.

Однородные члены предложения не зависят друг от друга и могут соединяться как без союзов, так и при помощи союзов.

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

Задание  4 (З)

Назовите условия, при которых члены предложения будут однородными.

Расскажите о способах связи однородных членов предложения.

Задание 5 (П)Слайд 7.

Можно ли утверждать, что в предложении «Весна выдалась теплой и сухой» однородными являются второстепенные члены предложения? Обоснуйте свое мнение.

Задание 6 (У)              Слайд 8.

Составьте и напишите одно предложение:

- с однородными главными членами предложения

- с однородными второстепенными членами предложения.

(Снег и ветер бушевали на улице.)

(На заводе рабочие собирали детали тракторов и экскаваторов.)

Задание 7 (У)  Слайд 9.

Дополните  каждое предложение однородным второстепенным  членом предложения.

Наступила хмурая, ……….. осень. (дождливая)

Этот кот воровал и мясо, и ….., и сметану. (рыбу)

Он читал стихи выразительно и ……... (эмоционально)

Задание  8 (У) Учебник с.128 упр.523Слайд 10.

Подберите к предложенным схемам соответствующие им предложения:

1.    

       
   

 

 

              - - - - -    да    - - - - - -

 

(Речка угостила Иванушку молоком да кисельком)

           
   
   
 
 

 

 

2.     и   ____  , и   _____ , и  _____

 

(В тридевятом царстве по-человечьи говорили и чудища, и птицы, и звери.)

Блок Б. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Сообщение учителя. Слайд 11.

Однородные члены предложений могут связываться либо интонацией, либо союзами.Однородные члены предложения разделяются запятыми, если они:

а) не соединены союзами:

В саду растут яблони, вишни, сливы.

б) соединены союзами А, НО:

В саду растут яблони, а не сливы.

в) соединены повторяющимися союзами:

В саду растут и яблони, и вишни, и сливы.

Однородные члены предложения не разделяются запятыми, если союз «и» соединяет два однородных члена предложения:

В саду росли яблони и вишни.

Задание 1  (З)

Назовите значение выражения «знаки препинания», «способы связи».

Расскажите о способах связи однородных членов предложения и постановке знаков препинания.

Расскажите о постановке знаков препинания в каждом предложении, используя нормы их употребления. Слайд 12.

Не забудьте взять лопаты, экскаваторы, совки, вёдра и грузовики.

Мы ссорились, мирились, но очень подружились.

В моем дневнике стояли и тройки, и пятерки, и четвёрки.

Задание 2 (П)Слайд 13.

Можно ли утверждать, что в предложении «Я любил не кошек, а собак.» бессоюзный способ связи однородных членов предложения? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3 (У) Учебник с.133, №.533

Напишите текст, расставляя знаки препинания. Обозначьте графически однородные члены.

Кот сидел на окне тщательно мылся и на Мурзика не смотрел. Только одно ухо у него дрожало от ненависти и презрения к щенку. Мурзик обижался отскакивал и уже не лаял а визжал. Кот поворачивался к нему спиной и громко зевал.

Блок В. Простые предложения, осложненные однородными членами, и сложные предложения

Задание 1 (З)

Назовите  значение выражения «грамматическая основа», «простое предложение», «сложное предложение».

Задание 2  (З)

Назовите грамматическую основу каждого предложения в тексте.

Шпуня нарядился не пиратом, не индейцем, а ковбоем. Костюм ковбоя состоял из загнутой с боков шляпы, короткой куртки и очень узких брюк с кожаными заплатками на коленях. В фойе Дома пионеров шумели и толкались Красные Шапочки, оловянные солдатики, Золушки, Чиполлино, доктор Айболит, Белоснежки. Над этой толпой возвышались Три толстяка, и все веселились.

А) Назовите предложение в тексте, соответствующее схеме: Слайд 14, 15.

                               
   
         
             
           
 
 

 

 

    ====   и   ====      ____   ,  ____   ,  ____  ,  ____  ,  ____  ,   ____  .

 

(В фойе Дома пионеров шумели и толкались Красные Шапочки, оловянные солдатики, Золушки, Чиполлино, доктор Айболит, Белоснежки.)

           
   
     

 

 

  _____   =====     - - -  ,    - - -   и  - - -  .

 

(Костюм ковбоя состоял из загнутой с боков шляпы, короткой куртки и очень узких брюк с кожаными заплатками на коленях.)

Б) Расскажите о соединении однородных членов в каждом предложении (соединены при помощи интонации перечисления и союзов).

В) Назовите предложение в тексте, соответствующее схеме:

, и

 

Задание 3  (П)Слайд 16.

Можно ли утверждать, что данное предложение  соответствует схеме.

Шпуня нарядился не пиратом, не индейцем, а ковбоем

 
 

Задание 4  (У)         

Дополните каждое предложение соответствующими членами предложения, используя предложенную схему. Слайд 17.

1.О подводных чудесах, о кораллах и …. знает путешественник.

           
     
 

 

 

- - - ,  - - -  и - - -  ===   ___

 

2.Он кормит белок шишками, а Маша ……. птиц крошками.

         _____ ======, а _____ ===== .

3.Избушка не стояла, а ……. к забору с крапивой.

        

          ___ ==== , а  ==== .

4.Его доброта, …., …. окружающих восхищали.

           
     

 

 

____  ,  ____  ,  ____  ===== .

5.Ночь уходит, и ……  ……. .

   

         ____   ===== , и ______ ===== .

 

Задание 5  (У)  с самопроверкой. Слайд 18.

Определите простые предложения с однородными членами. (1,2,4,5)

Определите сложные предложения. (3)

1. Николай завернул за угол, а потом зашел в арку. 2. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. 3. Над рекой слышались голоса возвращающихся косарей, но никто не прощался  4. Достали нот, баса, альта, две скрипки. 5. Слева, справа, впереди велось наступление.

Блок Г. Предложение с обобщающим словом при однородных членах и знаки препинания в них

Сообщение учителя. Слайд 19.

     Обобщающее слово – это слово или сочетание слов, которое является общим по значению для стоящих при нем однородных членов предложения. Обобщающие слова могут употребляться как перед однородными членами предложения, так и после них. Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос и является тем же членом предложения, что и однородные члены. Например:

На столе в вазе стояли полевые цветы: ромашки, незабудки и васильки.

Задание 1 (З)

Назовите значение выражения «обобщающее слово».

Расскажите о роли обобщающего слова в предложении.

Расскажите  о постановке знаков препинания в предложении с обобщающим словом.

Задание 2 (П)               Слайд 20.

Является ли слово «цветом» обобщающим в предложении «Белым цветом осыпаны яблони, груши и черемуха»? Обоснуйте свое мнение.

Задания3 (У)           со взаимопроверкой  Слайд 21.

Подберите к однородным членам в левой колонке обобщающее слово из правой колонки и оформите это соответствие цифрами, например, 1-2.

 

1.Кошки, куры, овцы, собаки

1.съедобные грибы

2.Лопаты, грабли, пилы

2.домашние животные

3.Пейзаж, натюрморт, портрет

3.орудия труда

4.Грузди, опята, сыроежки, лисички

4.виды живописи

(1-2, 2-3, 3-4, 4-1)

Сообщение учителя: Слайд 22.

Если обобщающее слово предшествует однородным членам, то перед однородными членами ставится двоеточие. Например:

В лесу еще продолжают цвести кустарники: калина, малина, шиповник.

           .    : __  ,  __  ,  __    

 

Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире.

И птицы, и звери, и маленькие букашки – все слушали песню жаворонка.

                     __  ,  __  ,  __  _     .

 

Задания4 (З)Учебник с.135, № 537.

Изобразите схему для каждого предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Задание 5 (П) Слайд 23.

Можно ли утверждать, что  предложение «В корзину мы не клали ядовитые грибы: ни мухоморы, ни поганки» имеет три однородных члена? Обоснуйте свое мнение.

Задания6 (У)  Работа на карточках

Напишите каждое предложение, расставляя соответствующие знаки препинания.

Выделите графически обобщающее слово и однородные члены при нем.

1) Мальчик рисовал все самолеты корабли воздушные мосты и дворцы из стекла. 2) Потом снедь лесную начали подавать соленые и вареные грибы свежие и сушеные ягоды дикий мед и клюквенный морс. 3) Корро де Ржа питался только металлическими предметами мечами и шпагами гвоздями и топорами ножами и ножницами. 4) Черный король начал изготовлять дешевую посуду железные кружки железные тарелки миски и горшки.

Блок Д. Однородные  члены предложения в текстах разных типов

Задание 1 (З)

Назовите  значение выражения «тип текста»,  «текст описание»,  «текст повествование», «текст рассуждение».

Назовите вопросы, на которые отвечает текст описание, текст повествование, текст рассуждение.

Сообщение учителя. (тексты на карточках) Слайд 24.

В русском языке различают следующие типы текстов: описание, повествование и рассуждение. В зависимости от типа различается употребление однородных членов в них.

В тексте повествование - однородными будут главные члены предложения, чаще - сказуемые:

Он уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья

В тексте описании - однородными будут второстепенные члены предложения:
Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего, ароматного меда. В середине чернели плотные, тугие зернышки.

В тексте рассуждении - однородными будут как главные, так и  второстепенные члены предложения:

 «За что я люблю осень?»

Осень – удивительное время года. Сколько всего в этом слове! Тепла, солнца, золота, торжественности, величия, спокойствия. Сколько грусти и печали, счастья и любви. Осень чарует нас своей красотой. Осенние моросящие дожди вызывают у нас чувство печали. Золотая осень – любимое время года многих поэтов, композиторов, художников.

Осени посвящены прекрасные картины, музыкальные произведения, стихи.

Задание 2 (З)

Расскажите об особенностях употребления однородных членов предложения в текстах разных типов.

Задание 3 (П) Слайд 25.

Можно ли утверждать, что данный текст «Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге» является рассуждением? Обоснуйте свое мнение.

Задание 4 (У) Работа на карточках.

Определите тип текста и напишите его название.

1 – Текст описание. Утро в развалинах.

2. – Текст повествование. Тигры в цирке.

3. -  Текст рассуждение. Гибель великих цивилизаций.

1. Роща встретила мальчуганов утренним шумом, задорным гомоном птиц и теплым запахом высыхающей травы. Вот и развалины – молчаливые и величественные. В подвалах темных окон пустота. Кое-где по изгрызенным ветрами и дождями карнизам пробивались поросли молодого кустарника.

2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

3.Что же помешало этой отлаженной системе отношений дожить до нашего времени? Почему мы не видим ни римлян, ни Великого шелкового пути? Да потому, что уже в конце I - начале II века н. э. пришли в движение многие народы, дотоле спокойно жившие в привычных условиях.

Задание 5 (У) Слайд 26.

Напишите текст и подчеркните слова, которые позволяют определить тип текста.

1. Перепёлка из всего семейства куриных – самая маленькая курочка. Она быстро одомашнивалась, любила тихие слова и человеческие руки, из которых сыпались и катились к ней вкусные крупинки. (повествование)

2. Ещё не бегут шумные ручьи, не слышно щебетанье птиц. Но тёплые ручьи весеннего солнца уже начинают согревать землю. Мягкий, солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны. (описание)

Блок Е. Диагностика качества освоения темы

Контрольное задание

Диктант

    Цветочный город

В одном сказочном городе жили коротышки. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов, а сам город назывался Цветочным.

Лето подходило к концу. На улицах зацвели самые красивые цветы: белые хризантемы, красные георгины, разноцветные астры. Огненные настурции вились по огородам, по стенам домов и цвели даже на крышах. Ветерок доносил нежный запах резеды и ромашки.

За рекой был лес. Коротышки делали из березовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами.

(По Н. Носову)

Грамматическое задание

1. Определите в тексте предложение с однородные членами предложения обозначьте их графически.

2.  Определите в тексте предложение с обобщающим словом при  однородных членах предложения обозначьте его графически.

3. Изобразить схему шестого предложения.

3 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

·        выбор варианта задания(информативный, импровизационный, эвристический);

·        выбор способа деятельности(индивидуальный или коллективный);

·        самоорганизациюпо выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

     Побывав в международном лагере в Крыму, Ваня познакомился с  Йоханом из Финляндии. Йохан увлекается изучением русского языка и радуется общению с русскими сверстниками, чтобы лучше знать иностранный для него язык.  По возвращению из международного лагеря между Ваней и Йоханом завязалась переписка. Однажды Йохан написал в письме: «Дорогой  Ваня! Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно. Твой друг Йохан»

Получив письмо, Ваня понял, что Йохан не владеет правилами построения предложений в русском языке.

Ребята, каким правилом построения предложения не владеет Йохан?

Есть ли у вас желание научить Йохана правилам построения предложений в русском языке?

Информативный вариант. Слайд 27.

Исправьте ошибки в предложении  Йохана. Для этого, определите главное слово и используйте правило построения предложений с однородными членами. «Дорогой  Ваня! Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно. Твой друг Йохан».

Импровизационный вариант.Слайд 28.

Составьте текст письма Йохана, используя правила построения предложений с однородными членами в русском языке.

Эвристический вариант. Слайд 29.

Убедите Йохана в необходимости использования правил построения предложений  в русском языке, чтобы он не совершал ошибок, допущенных в письме.

Самоанализ и оценка ученика

. Задание на самоанализ.  Слайд 30

Закончите предложения:

1 Мне важно правильно строить предложения с однородными членами, потому что……

2. Чтобы составить предложение с однородными членами без ошибок, нужно ………….

II. Задание на самооценку.  Слайд 31

Закончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) умением использовать правила построения предложений с однородными членами в   русском  языке.

Я могу легко ………… (сложно, затруднительно) объяснить Йохану необходимость их использования, чтобы избежать ошибок. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»