Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

 

Тема урока "Непроизносимый согласный в корне слова"

Цели урока:

--ввести новую орфограмму"буква непроизносимого согласного";

--закрепить изученные орфограммы--буквы согласных;

--развивать орфографическую зоркость, внимание к значению слова;

--наблюдать над особенностями употребления некоторых слов;

--прививать интерес к родному языку, осознавать его красоту и богатство.

Ход урока.

1.Оргмомент.Устный диктант.

У детей есть сигнальные карточки, с помощью которых  они показывают нужные орфограммы-буквы в словах, которые диктует учитель:

Дельфин, квартира, чемодан, комната, потом,балкон, сосед,закон.

Учитель:--Какие орфограммы в этих словах? (Орфограммы-буквы безударных гласных.)

2.Словарный диктант.

Дети записывают в тетрадь под диктовку учителя слова с изученной орфограммой:

Килограмм, Кирилл,коллектив, кросс, масса, пассажир, перрон, ссора, сумма, орфограмма, потом.

--Какое слово лишнее?Почему? ("Потом".В нём другая орфограмма.)

--Подчеркните орфограмму и поставьте ударение.

--Как мы перенесём (при необходимости) слова с удвоенными согласными в середине слова, например масса или сумма? Вспомните правило переноса этих слов. (Мас-са, сум-ма.)

3.Минутка чистописания.

1).пп тт рр мм

2). Дом построить -- не шапку на голову надеть.

3).Лексическая работа над пословицей.

--Как вы понимаете эту пословицу?

--Когда мы говорим надеть, а когда - одеть? (Дети высказываются.)Оба слова произошли от древнего славянского /д*э т*и/ --"класть".

Учитель предлагает детям к словам надеть и одеть подобрать синонимы и антонимы.

А).Надеть кольцо.Надеть шубу.

Синонимы --натянуть, набросить, накинуть.

Антонимы -- снять,скинуть, сбросить, стянуть.

Б).Одеть ребёнка. Одеть всю семью.

Синонимы -- обрядить, нарядить.

Антоним --  раздеть.

4.Физминутка для глаз.

5.Введение в тему. Совместное открытие нового знания.

1).Распределительный диктант.

--Какие орфограммы-буквы вы знаете? (Проверяемые буквы звонких и глухих согласных и удвоенных согласных.)

--Я вам буду диктовать слова, а вы записывайте их в два столбика в зависимости от орфограмм.Давайте договоримся, какие слова будем писать в левый, а какие в правый столбик.

Учитель диктует слова: хоккей, группа, грусть, ванна, ложка,поезд, масса, гриб.В самом конце учитель диктует ещё два слова с новой орфограммой ( известный, устный), создавая тем самым ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ.

Во время проверки выясняется, что слова известный и устный дети записали по-разному, а некоторые не записали их вообще.

Чтобы дети сформулировали проблему, их необходимо побуждать вопросами:

--Вы по-разному выполнили это задание.Почему? В чём затруднение?(В этих словах нет удвоенной буквы согласного и нет прверяемых букв согласных).

--В этих словах действительно нет знакомых нам орфограмм-букв согласных, но есть другая орфограмма, мы её ещё не знаем. Какой же возникает вопрос?

--Сегодня мы должны найти на него ответ.

2).Наблюдение над словами с непроизносимым согласным звуком. Работа в тетрадях и на доске.

--Запишите транскрипцию слова устный (у с н ы й*)

--Сколько в нём звуков?(5)

После этого учитель учитель задаёт подходящий к данной ситуации ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

--Интересно, а сколько букв в этом слове? Подберите однокоренные слова.

Учитель записывает на доске: уста, устный.

--Какой корень в этих словах?(-уст-)

--Проговорите, как мы запишем слово устный.

Аналогично проходит работа над словом известный.

--Что интересного вы заметили в этих словах?Задавая этот вопрос, учитель побуждает школьников к осознанию противоречия. Дети замечают,что в одних однокоренных словах звук (т)  произносится (уста и известие), а в других (устный и известный) - нет.

--Какой возникает вопрос? (Если звук не произносится, зачем обозначать его на письме?)

--Какое можно дать название звуку, который не произносится?(Варианты ответов)

--Значит, какая сегодня будет тема урока? (Ответы детей.)

Открывается тема, записанная на доске: "Непроизносимые согласные в корне слова".

3).Развитие умений.Работа по учебнику.

Выполняется упр.75 (устно) под руководством учителя.

--Однокоренные ли эти слова?Какой  в них корень?(-вест-).

Произнесём эти слова и прислушаемся, все ли звуки в них произносятся. В каких словах звук (т)  не произносится?Как вы думаете, почему?Где он находится?

--Чего в этих словах больше,звуков или букв?

--Почему в этих словах букв больше, чем звуков? (Потому, что  в них есть непроизносимые согласные).

Упр.76 выполняется письменно. Продолжается наблюдение над однокоренными словами, за тем как пишется корень.

Вывод: есть слова, в которых стоят подряд три согласных звука. Один из них (обычно средний), звук (т) или (д) в корне, не произносится, а буквы т и д пишутся.

4.Наблюдение над правописанием слов с непроизносимым согласным в корне.

1).Постановка второго ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.

--Запишите слова: капустный, звёздный, ужасный.

--О чём вы хотите меня спросить? Какой вопрос возникает? ( Есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук? )

--Как же это узнать?Что вы предлагаете? (Предложения детей)

Если при ответе возникает затруднение, следует спросить, как мы поступаем, записывая слова с другими орфограммами-буквами согласных. Проверяем.

2).Наблюденние за этими словами в упр.77.

--Является ли орфограммой буква непроизносимого согласного?Как её проверить?

Вывод: чтобы не ошибиться в написании слов с буквами непроизносимых согласных, надо подобрать проверочное слово.

--Подберите проверочное слово к слову ужасный. (Ужас, ужасен,ужасающий)

--Выделите корень.Что вы наблюдаете? (В этих словах нет непроизносимого звука, значит, нет и буквы.)

Вывод: чтобы не ошибиться в правописании, надо проверить слово, правильно  подобрав проверочное слово.

 4.Итог урока.

--С какой новой орфограммой мы познакомились?

--Какое правило надо помнить,чтобы не ошибаться в написании слов с этой орфограммой?

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»