Тема урока "Непроизносимый согласный в корне слова"
Цели урока:
--ввести новую орфограмму"буква непроизносимого согласного";
--закрепить изученные орфограммы--буквы согласных;
--развивать орфографическую зоркость, внимание к значению слова;
--наблюдать над особенностями употребления некоторых слов;
--прививать интерес к родному языку, осознавать его красоту и богатство.
Ход урока.
1.Оргмомент.Устный диктант.
У детей есть сигнальные карточки, с помощью которых они показывают нужные орфограммы-буквы в словах, которые диктует учитель:
Дельфин, квартира, чемодан, комната, потом,балкон, сосед,закон.
Учитель:--Какие орфограммы в этих словах? (Орфограммы-буквы безударных гласных.)
2.Словарный диктант.
Дети записывают в тетрадь под диктовку учителя слова с изученной орфограммой:
Килограмм, Кирилл,коллектив, кросс, масса, пассажир, перрон, ссора, сумма, орфограмма, потом.
--Какое слово лишнее?Почему? ("Потом".В нём другая орфограмма.)
--Подчеркните орфограмму и поставьте ударение.
--Как мы перенесём (при необходимости) слова с удвоенными согласными в середине слова, например масса или сумма? Вспомните правило переноса этих слов. (Мас-са, сум-ма.)
3.Минутка чистописания.
1).пп тт рр мм
2). Дом построить -- не шапку на голову надеть.
3).Лексическая работа над пословицей.
--Как вы понимаете эту пословицу?
--Когда мы говорим надеть, а когда - одеть? (Дети высказываются.)Оба слова произошли от древнего славянского /д*э т*и/ --"класть".
Учитель предлагает детям к словам надеть и одеть подобрать синонимы и антонимы.
А).Надеть кольцо.Надеть шубу.
Синонимы --натянуть, набросить, накинуть.
Антонимы -- снять,скинуть, сбросить, стянуть.
Б).Одеть ребёнка. Одеть всю семью.
Синонимы -- обрядить, нарядить.
Антоним -- раздеть.
4.Физминутка для глаз.
5.Введение в тему. Совместное открытие нового знания.
1).Распределительный диктант.
--Какие орфограммы-буквы вы знаете? (Проверяемые буквы звонких и глухих согласных и удвоенных согласных.)
--Я вам буду диктовать слова, а вы записывайте их в два столбика в зависимости от орфограмм.Давайте договоримся, какие слова будем писать в левый, а какие в правый столбик.
Учитель диктует слова: хоккей, группа, грусть, ванна, ложка,поезд, масса, гриб.В самом конце учитель диктует ещё два слова с новой орфограммой ( известный, устный), создавая тем самым ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ.
Во время проверки выясняется, что слова известный и устный дети записали по-разному, а некоторые не записали их вообще.
Чтобы дети сформулировали проблему, их необходимо побуждать вопросами:
--Вы по-разному выполнили это задание.Почему? В чём затруднение?(В этих словах нет удвоенной буквы согласного и нет прверяемых букв согласных).
--В этих словах действительно нет знакомых нам орфограмм-букв согласных, но есть другая орфограмма, мы её ещё не знаем. Какой же возникает вопрос?
--Сегодня мы должны найти на него ответ.
2).Наблюдение над словами с непроизносимым согласным звуком. Работа в тетрадях и на доске.
--Запишите транскрипцию слова устный (у с н ы й*)
--Сколько в нём звуков?(5)
После этого учитель учитель задаёт подходящий к данной ситуации ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
--Интересно, а сколько букв в этом слове? Подберите однокоренные слова.
Учитель записывает на доске: уста, устный.
--Какой корень в этих словах?(-уст-)
--Проговорите, как мы запишем слово устный.
Аналогично проходит работа над словом известный.
--Что интересного вы заметили в этих словах?Задавая этот вопрос, учитель побуждает школьников к осознанию противоречия. Дети замечают,что в одних однокоренных словах звук (т) произносится (уста и известие), а в других (устный и известный) - нет.
--Какой возникает вопрос? (Если звук не произносится, зачем обозначать его на письме?)
--Какое можно дать название звуку, который не произносится?(Варианты ответов)
--Значит, какая сегодня будет тема урока? (Ответы детей.)
Открывается тема, записанная на доске: "Непроизносимые согласные в корне слова".
3).Развитие умений.Работа по учебнику.
Выполняется упр.75 (устно) под руководством учителя.
--Однокоренные ли эти слова?Какой в них корень?(-вест-).
Произнесём эти слова и прислушаемся, все ли звуки в них произносятся. В каких словах звук (т) не произносится?Как вы думаете, почему?Где он находится?
--Чего в этих словах больше,звуков или букв?
--Почему в этих словах букв больше, чем звуков? (Потому, что в них есть непроизносимые согласные).
Упр.76 выполняется письменно. Продолжается наблюдение над однокоренными словами, за тем как пишется корень.
Вывод: есть слова, в которых стоят подряд три согласных звука. Один из них (обычно средний), звук (т) или (д) в корне, не произносится, а буквы т и д пишутся.
4.Наблюдение над правописанием слов с непроизносимым согласным в корне.
1).Постановка второго ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.
--Запишите слова: капустный, звёздный, ужасный.
--О чём вы хотите меня спросить? Какой вопрос возникает? ( Есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук? )
--Как же это узнать?Что вы предлагаете? (Предложения детей)
Если при ответе возникает затруднение, следует спросить, как мы поступаем, записывая слова с другими орфограммами-буквами согласных. Проверяем.
2).Наблюденние за этими словами в упр.77.
--Является ли орфограммой буква непроизносимого согласного?Как её проверить?
Вывод: чтобы не ошибиться в написании слов с буквами непроизносимых согласных, надо подобрать проверочное слово.
--Подберите проверочное слово к слову ужасный. (Ужас, ужасен,ужасающий)
--Выделите корень.Что вы наблюдаете? (В этих словах нет непроизносимого звука, значит, нет и буквы.)
Вывод: чтобы не ошибиться в правописании, надо проверить слово, правильно подобрав проверочное слово.
4.Итог урока.
--С какой новой орфограммой мы познакомились?
--Какое правило надо помнить,чтобы не ошибаться в написании слов с этой орфограммой?