Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы 7 вида

Наречие как часть речи

Пидяк Елена Николаевна,
школа №609
Красногвардейского района Санкт- Петербурга

Цель урокасистематизировать  и расширить знания учащихся о наречиях.

Задачи:

Образовательная:

1. Дать определение наречию. Акцентировать внимание учащихся на общем грамматическом значении наречий.

2. Объяснить отсутствие непостоянных морфологических признаков, доказав, что наречие – неизменяемая часть речи.

3. Напомнить о синтаксической роли наречий.

Развивающая:

1. Развитие логического мышления и речи учащихся при поиске и формулировании ответов на проблемные вопросы.

2. Развитие таких мыслительных операций как сопоставление, классификация, анализ.

3. Развитие творческих способностей в процессе составления ответов 

4.Формирование коммуникативной компетенции путём работы в парах.

Воспитательная:воспитание эстетического вкуса, любви к природе, к пейзажной лирике русских поэтов. 

Тип урокаизучение нового материала.

Форма урока: урок-открытие новых знаний.

Технология:технология проблемно-диалогического обучения.

Оборудование:

ноутбук,

мультимедийная презентация;

раздаточный материал: карточки с дидактическим материалом к уроку, карточки для работы в парах

Ход урока

І. Организационный момент.

 

ІІ. Формулирование темы и цели урока.

Приём «яркое пятно».

(Учитель читает стихотворение Осипа Беленького, на экране картинки с изображением снежинок сменяют друг друга)

 

 

 

 

                

Замедленно, почти что на весу,
Плывут снежинки тихо, беззаботно.
Ловлю – они повсюду – на носу,
На лбу, ресницы трогают щекотно!

Мороз кусает! Что его укус –
Знакомые проделки и повадки!
Смеюсь! Снежинки пробую на вкус –
Пломбирны, восхитительны и сладки!

Восторженность! Волшебная пора –
Метель очаровала белизною!
Счастливый, я стою среди двора,
И кружатся снежинки надо мною!

                                   Осип Беленький

- Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение?

- Чувством радости, счастья, восторженности!

- Ребята, а вы не заметили в этом стихотворении какое-то необычное слово?

- Пломбирны.

- Есть ли такое слово в русском языке?

- Нет.

- Значит, его придумал сам автор, это авторский неологизм. А как вы думаете, почему снежинки именно «пломбирны»?

- По вкусу напоминают мороженое, пломбир.

- Я надеюсь, что благодаря этому стихотворению, очень позитивному, наполненному целой бурей положительных чувств и эмоций, мне удалось поднять вам настроение и создать положительный эмоциональный настрой на урок.

А сейчас я предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, обратив внимание на первую строфу этого стихотворения. Слова какой части речи встречаются в этих строчках чаще других. (наречия выделены жирным шрифтом)

- Наречие.

- Назовите наречия.

- Замедленно, почти, на весу, тихо, беззаботно, повсюду, щекотно.

- Посмотрите, в одной строфе автор использует 6 наречий! Итак, какова тема урока?

- «Наречие как часть речи».

- Открываем тетради и записываем число и тему урока.(Учитель записывает на доске тему)

С наречием отчасти вы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи вы изучаете её впервые. Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?

 

 

(Наводящие вопросы:

Чем мы будем заниматься на уроке, о чем вспомним, что узнаем? Когда мы с вами делаем разбор слова как части речи, что мы указываем?)

- Вспомнить, что такое наречие, узнать о морфологических признаках и синтаксической роли наречий.

- Мы дадим определение наречию, поговорим о морфологических признаках и синтаксической роли наречий.

 

ІІІ. Изучение нового материала.

- Начать разговор о наречии мы должны с определения. Что же такое наречие?

Послушаем историю происхождения этого слова.

Подготовленный ученик рассказывает и одновременно показывает грамотку:

 

НАРЕЧИЕ                    НАРЕКАТЬ

 

 

 

                     РЕЧЬ

 

РЕЧИСТЫЙ               

                                     ИЗРЕЧЕНИЕ

 

 

Выступление: Обратите внимание на величавый корень РЕЧЬ. Он был известен ещё в древнерусском языке. Тогда это был глагол со значением «говорить». От него произошли слова, которые вы видите на грамотке, здесь и слово «наречие» в значении «говор». А если буквально перевести слово на русский язык, получится «наглаголие». А в латыни «приглаголие». Это потому, что наречие почти всегда живёт и работает с глаголом, помогает глаголу: примыкая к нему, поясняет, уточняет, придаёт ему чёткость.

 

Вернёмся к стихотворению. Находим наречие. Например, замедленно. От какого слова задаем вопрос к наречию?

                         

Плывут (как?) замедленно

 

Плывут (как?) тихо, беззаботно

(Учитель работает со словосочетаниями на доске)

- Главное слово в этих словосочетаниях – плывут. Это слово какой части речи?

- Глагол.

- Что обозначают глаголы?

- Действие.

- Значит, наречие, примыкая к глаголу, обозначает?

-Признак действия.

 

 

-На какие ещё вопросы отвечают наречия? Давайте обратимся к следующим наречиям и глаголу БЕЖАТЬ ( наречия написаны без вопросов)

 Запись на доске:

2. Бежать  (когда?)                    сейчас

8 .Бежать  (в какой степени?) очень             

3 .Бежать   (куда?)                     вперёд

7. Бежать  (как?)                        медленно

4. Бежать  (откуда?)                  издалека

5. Бежать  (почему?)                 с перепугу

1. Бежать  (где?)                         здесь

6. Бежать  (зачем?)                    специально

Учащиеся перечисляют вопросы, на которые отвечают наречия. Делают запись в тетради.

Учитель: Чтобы лучше запомнить вопросы, на которые отвечает наречие, повторим их несколько раз в заданном порядке

 

Где?         Когда?            Куда?                    Откуда?              Почему?          Зачем и как?

 

 

 

Обратимся вновь к стихам

 

Выпишите из этого предложения наречия вместе с тем словом, от которого они зависят.

 

Плывут тихо, беззаботно.

 

Попробуем изменить форму слов.

 

Плывут тихо, беззаботно. (наст.время мн.чл.)

Плывёт тихо, беззаботно (наст. вр. ед.чл.)

Плыли тихо, беззаботно (пр.время множ.чл.)

-Какой вывод можем сделать?

- Форма глагола меняется, а наречие остаётся неизменным.

Наречие – неизменяемая часть речи

- А как этот факт отражается на строении слова? Чего никогда не бывает у наречий?

- У наречий нет окончания.

- Выполним морфемный разбор наречий:тихо, беззаботно, сгоряча, шёпотом,      направо.

 

 

 

Напишем предложение: Плывут снежинки тихо, беззаботно.

- Сейчас я предлагаю вам в этом предложении   найти и подчеркнуть грамматическую основу и наречия как члены предложения. (У доски работает ученик. Далее происходит проверка.)

-Какой вывод можно сделать?

Наречия в предложении являются обстоятельствами.

 

4.VІІ. Обобщение изученного материала.

- Назовите ключевые слова сегодняшнего урока, подведите итог. Я прошу вас составить краткую характеристику наречию, закончив предложения на карточке (в парах)

 

Наречие- это____________________________________________________

Оно примыкает к __________________________________________________.

Наречие__________изменяется. У наречия никогда не бывает______________________________. В предложении оно чаще всего является_________________________________________.

 

Заглянем в учебник на страницу 91 и сравним определения

 

 

1.Наречие- самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы как?когда?где?куда?зачем?с какой целью?в какой степени? и др.

2.Наречия не изменяются.

3. В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.

 

 

В чём разница? Конечно, наречие обозначает не только признак действия, но и признак признака. Обратимся к предложению. Найдите в нём наречия, поставьте  к ним вопросы.

 

 

Волшебно и сказочно (насколько?) особенно

Значит, наречие может примыкать и к другим наречиям и обозначать признак признака. А к чему ещё может примыкать наречие?

 

Чтобы проверить себя, прочти данное ниже предложение с наречиями и определи, что обозначают эти наречия (признак действия или признак признака) и к каким частям речи относятся.

внимательному (насколько?) очень

Вывод: наречие может примыкать и к прилагательному и обозначать признак признака.

 

 

Подведём итоги:

 

-Что такое наречие?

- Как распознать наречие среди других частей речи?

 

моделируем общий способ действия:

 

1. Вижу слово, похожее на наречие.

2. Задаю к нему вопрос (чаще от глагола)

3. Изменяю другие слова в предложении, чтобы убедиться в неизменяемости.

 

Если осталось время! (проверочная работа)

Найди в предложениях наречия, поставьте к ним вопросы и запишите вместе со словом, от которого ставился вопрос.

 

Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку хрустальную капельку- серёжку. Они долго висят, украшая сосны. Совершенно случайно увидел я эту красоту.

 

 

6. Рефлексия

- А сейчас для того, чтобы выразить мысли и чувства, которые вызвал у вас сегодняшний урок, я предлагаю вам продолжить предложение наречиями.

Сегодня урок прошёл (как?) …     быстро, интересно, увлекательно, поучительно, …..

 

Физкультминутка. Звучит запись.

Привет, ребята! Это я, наречие. Вы, наверное, устали сидеть за партами, поэтому я предлагаю провести физкультминутку.

 

 

Из-за парт все встали дружно,

Косточки размять нам нужно.

Руки к солнцу потянули,

Опустили и встряхнули.

Энергично повертелись,

Круг рисуем головой,

А теперь тихонько сели

Изучать характер мой.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»