Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы 7 вида
Наречие как часть речи
Пидяк Елена Николаевна,
школа №609
Красногвардейского района Санкт- Петербурга
Цель урока: систематизировать и расширить знания учащихся о наречиях.
Задачи:
Образовательная:
1. Дать определение наречию. Акцентировать внимание учащихся на общем грамматическом значении наречий.
2. Объяснить отсутствие непостоянных морфологических признаков, доказав, что наречие – неизменяемая часть речи.
3. Напомнить о синтаксической роли наречий.
Развивающая:
1. Развитие логического мышления и речи учащихся при поиске и формулировании ответов на проблемные вопросы.
2. Развитие таких мыслительных операций как сопоставление, классификация, анализ.
3. Развитие творческих способностей в процессе составления ответов
4.Формирование коммуникативной компетенции путём работы в парах.
Воспитательная:воспитание эстетического вкуса, любви к природе, к пейзажной лирике русских поэтов.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-открытие новых знаний.
Технология:технология проблемно-диалогического обучения.
Оборудование:
• ноутбук,
• мультимедийная презентация;
• раздаточный материал: карточки с дидактическим материалом к уроку, карточки для работы в парах
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Формулирование темы и цели урока.
Приём «яркое пятно».
(Учитель читает стихотворение Осипа Беленького, на экране картинки с изображением снежинок сменяют друг друга)
Замедленно, почти что на весу,
Плывут снежинки тихо, беззаботно.
Ловлю – они повсюду – на носу,
На лбу, ресницы трогают щекотно!
Мороз кусает! Что его укус –
Знакомые проделки и повадки!
Смеюсь! Снежинки пробую на вкус –
Пломбирны, восхитительны и сладки!
Восторженность! Волшебная пора –
Метель очаровала белизною!
Счастливый, я стою среди двора,
И кружатся снежинки надо мною!
Осип Беленький
- Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение?
- Чувством радости, счастья, восторженности!
- Ребята, а вы не заметили в этом стихотворении какое-то необычное слово?
- Пломбирны.
- Есть ли такое слово в русском языке?
- Нет.
- Значит, его придумал сам автор, это авторский неологизм. А как вы думаете, почему снежинки именно «пломбирны»?
- По вкусу напоминают мороженое, пломбир.
- Я надеюсь, что благодаря этому стихотворению, очень позитивному, наполненному целой бурей положительных чувств и эмоций, мне удалось поднять вам настроение и создать положительный эмоциональный настрой на урок.
А сейчас я предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, обратив внимание на первую строфу этого стихотворения. Слова какой части речи встречаются в этих строчках чаще других. (наречия выделены жирным шрифтом)
- Наречие.
- Назовите наречия.
- Замедленно, почти, на весу, тихо, беззаботно, повсюду, щекотно.
- Посмотрите, в одной строфе автор использует 6 наречий! Итак, какова тема урока?
- «Наречие как часть речи».
- Открываем тетради и записываем число и тему урока.(Учитель записывает на доске тему)
С наречием отчасти вы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи вы изучаете её впервые. Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
(Наводящие вопросы:
Чем мы будем заниматься на уроке, о чем вспомним, что узнаем? Когда мы с вами делаем разбор слова как части речи, что мы указываем?)
- Вспомнить, что такое наречие, узнать о морфологических признаках и синтаксической роли наречий.
- Мы дадим определение наречию, поговорим о морфологических признаках и синтаксической роли наречий.
ІІІ. Изучение нового материала.
- Начать разговор о наречии мы должны с определения. Что же такое наречие?
Послушаем историю происхождения этого слова.
Подготовленный ученик рассказывает и одновременно показывает грамотку:
НАРЕЧИЕ НАРЕКАТЬ
РЕЧЬ
РЕЧИСТЫЙ
ИЗРЕЧЕНИЕ
Выступление: Обратите внимание на величавый корень РЕЧЬ. Он был известен ещё в древнерусском языке. Тогда это был глагол со значением «говорить». От него произошли слова, которые вы видите на грамотке, здесь и слово «наречие» в значении «говор». А если буквально перевести слово на русский язык, получится «наглаголие». А в латыни «приглаголие». Это потому, что наречие почти всегда живёт и работает с глаголом, помогает глаголу: примыкая к нему, поясняет, уточняет, придаёт ему чёткость.
Вернёмся к стихотворению. Находим наречие. Например, замедленно. От какого слова задаем вопрос к наречию?
Плывут (как?) замедленно
Плывут (как?) тихо, беззаботно
(Учитель работает со словосочетаниями на доске)
- Главное слово в этих словосочетаниях – плывут. Это слово какой части речи?
- Глагол.
- Что обозначают глаголы?
- Действие.
- Значит, наречие, примыкая к глаголу, обозначает?
-Признак действия.
-На какие ещё вопросы отвечают наречия? Давайте обратимся к следующим наречиям и глаголу БЕЖАТЬ ( наречия написаны без вопросов)
Запись на доске:
2. Бежать (когда?) сейчас
8 .Бежать (в какой степени?) очень
3 .Бежать (куда?) вперёд
7. Бежать (как?) медленно
4. Бежать (откуда?) издалека
5. Бежать (почему?) с перепугу
1. Бежать (где?) здесь
6. Бежать (зачем?) специально
Учащиеся перечисляют вопросы, на которые отвечают наречия. Делают запись в тетради.
Учитель: Чтобы лучше запомнить вопросы, на которые отвечает наречие, повторим их несколько раз в заданном порядке
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем и как? |
Обратимся вновь к стихам
Выпишите из этого предложения наречия вместе с тем словом, от которого они зависят.
Плывут тихо, беззаботно.
Попробуем изменить форму слов.
Плывут тихо, беззаботно. (наст.время мн.чл.)
Плывёт тихо, беззаботно (наст. вр. ед.чл.)
Плыли тихо, беззаботно (пр.время множ.чл.)
-Какой вывод можем сделать?
- Форма глагола меняется, а наречие остаётся неизменным.
Наречие – неизменяемая часть речи
- А как этот факт отражается на строении слова? Чего никогда не бывает у наречий?
- У наречий нет окончания.
- Выполним морфемный разбор наречий:тихо, беззаботно, сгоряча, шёпотом, направо.
Напишем предложение: Плывут снежинки тихо, беззаботно.
- Сейчас я предлагаю вам в этом предложении найти и подчеркнуть грамматическую основу и наречия как члены предложения. (У доски работает ученик. Далее происходит проверка.)
-Какой вывод можно сделать?
Наречия в предложении являются обстоятельствами.
4.VІІ. Обобщение изученного материала.
- Назовите ключевые слова сегодняшнего урока, подведите итог. Я прошу вас составить краткую характеристику наречию, закончив предложения на карточке (в парах)
Наречие- это____________________________________________________
Оно примыкает к __________________________________________________.
Наречие__________изменяется. У наречия никогда не бывает______________________________. В предложении оно чаще всего является_________________________________________.
Заглянем в учебник на страницу 91 и сравним определения
1.Наречие- самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы как?когда?где?куда?зачем?с какой целью?в какой степени? и др. 2.Наречия не изменяются. 3. В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.
|
В чём разница? Конечно, наречие обозначает не только признак действия, но и признак признака. Обратимся к предложению. Найдите в нём наречия, поставьте к ним вопросы.
Волшебно и сказочно (насколько?) особенно
Значит, наречие может примыкать и к другим наречиям и обозначать признак признака. А к чему ещё может примыкать наречие?
Чтобы проверить себя, прочти данное ниже предложение с наречиями и определи, что обозначают эти наречия (признак действия или признак признака) и к каким частям речи относятся.
внимательному (насколько?) очень
Вывод: наречие может примыкать и к прилагательному и обозначать признак признака.
Подведём итоги:
-Что такое наречие?
- Как распознать наречие среди других частей речи?
моделируем общий способ действия:
1. Вижу слово, похожее на наречие.
2. Задаю к нему вопрос (чаще от глагола)
3. Изменяю другие слова в предложении, чтобы убедиться в неизменяемости.
Если осталось время! (проверочная работа)
Найди в предложениях наречия, поставьте к ним вопросы и запишите вместе со словом, от которого ставился вопрос.
Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку хрустальную капельку- серёжку. Они долго висят, украшая сосны. Совершенно случайно увидел я эту красоту.
6. Рефлексия
- А сейчас для того, чтобы выразить мысли и чувства, которые вызвал у вас сегодняшний урок, я предлагаю вам продолжить предложение наречиями.
Сегодня урок прошёл (как?) … быстро, интересно, увлекательно, поучительно, …..
Физкультминутка. Звучит запись.
Привет, ребята! Это я, наречие. Вы, наверное, устали сидеть за партами, поэтому я предлагаю провести физкультминутку.
Из-за парт все встали дружно,
Косточки размять нам нужно.
Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули.
Энергично повертелись,
Круг рисуем головой,
А теперь тихонько сели
Изучать характер мой.