Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

 

 

Создание творческой среды в школьном коллективе

 

 

 

Михайлова Марина Евгеньевна

Учитель русского языка и литературы школы № 585 Санкт-Петербурга

 

 


 

 

Создание творческой среды в школьном коллективе

Многие десятилетия школа и научно-педагогическая мысль занимаются поиском путей повышения эффективности учебного процесса, направленных на творческое развитие детей. Для этого требуется сформировать из ученика субъект деятельности, то есть такого учащегося, который почувствовал бы себя на уроке активным творцом, а не пассивным исполнителем.

         Каждый ребенок – это уникальный, неповторимый мир, это индивидуальность, требующая особого подхода. Очень важно создать на уроке ситуацию успеха, чтобы каждый ученик поверил в свои силы. Эмоциональный комфорт и творческая раскованность на уроке возможны только при условии отношения учителя к ученику как к равному, когда не порицаются ошибочные действия школьника.

         Конечно, взаимоотношения ученика и учителя – очень важная составляющая учебного процесса. Но любовь к предмету и любовь к учителю не одно и то же.  Я не согласна с теми, кто говорит, что, заслужив уважение учеников, преподаватель автоматически прививает интерес к своему предмету. Это половина успеха, но еще не победа. Учеба – очень трудный процесс, который требует от ребенка большого интеллектуального, эмоционального, физического напряжения. Не каждый способен на такой «подвиг». Тают силы – тает интерес. Учителю довольно часто приходится «заставлять» ученика осваивать материал. Но такие знания недолговечны. Если же у ученика есть интерес к изучаемому предмету, он с радостью будет воспринимать все, что связано с этим предметом. Важно не только объяснять новый материал, но и дать возможность ученику самому  «открыть» новое, то есть учить удивляться.  В этом первоочередную роль играет создание на уроке творческой среды.

Что же такое творчество?Р. Мэй  пишет: «…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира»1.По мнению Д. В. Винникотта, «творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека»2. Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения: «Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы»3. Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью. Через творчество раскрываются потенциальные возможности и способности ученика.

В.А.Ясвин отмечает, что   творческая среда создает благоприятные условия для саморазвития свободной и активной личности, которой свойственна инициативность в освоении и преобразовании окружающего мира, высокая самооценка, открытость, а также свобода суждений и поступков. Творческая среда отличается высокой внутренней мотивированностью деятельности, которая сопровождается эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроением4. Становится ясно, что создание творческой среды в учебной деятельности не только создает комфортную обстановку на уроке, формирует коллектив, прививает интерес к предмету, но и при систематической работе способствует интеллектуальному развитию всех учащихся. Но нужно помнить, что сущность этой среды - совместный поиск, совместное созидание, творческие споры равных партнеров. «Творческая» среда «изживает себя», когда в группе выделяется авторитарный лидер, который стремится направлять мысли и деятельность своих товарищей.

Кроме того, важной составляющей является доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка непосредственно в процессе выполнения творческих заданий.

Также учащиеся должны представлять усвоенный материал в виде, отличном от того, в котором они получили его от учителя, а не максимально точно воспроизводить заученную информацию.

Каковы же основные задачи педагога?Это создание условий для самостоятельной работы, вооружение учащихся методами и приёмами творческой работы, обеспечение школьникам основных условий для творческой деятельности, предоставление учащимся времени для осуществления всех фаз творчества (подготовка идеи; созревание идеи; озарение; проверка своей идеи, воплощенной в действительность).

         Заниматься творчеством можно поодиночке, а можно создать творческую группу из тех, кто тебе ближе по духу и убеждениям. Поэтому на уроках я применяю как индивидуальные, так и групповые формы работы. Но их объединяет одно: задания должны вызывать интерес у детей и стремление к творчеству.

         Групповые формы учебной деятельности способствуют формированию навыков самостоятельной работы, расширяется словарный запас школьников, со временем исчезает боязнь говорить у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе. Такая работа сплачивает школьников: им приходится общаться не только в школе, но и вне ее стен. Повышается ответственность, так как от результата твоей работы зависит успех всей группы.

Но есть и отрицательные моменты в групповой работе. В классе всегда учатся как активные, так и пассивные дети. И часто они просто не принимают участия в работе группы. Надо так построить деятельность творческого коллектива, чтобы каждый проявил себя. Именно на это я обращаю внимание при подготовке заданий. Каждый должен стать участником творчества. Поэтому работа строится по принципу: сколько учащихся в группе – столько заданий. Работа каждого – вклад в общий результат.

Данная форма учебной деятельности эффективна при проведении уроков развития речи. Речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать; прежде всего выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи. Достичь успехов в этом нелегком деле поможет работа в творческих группах.

Например, в 6-ом классе дети должны написать сочинение о зиме. Группы формируются заранее по желанию учащихся. Каждая получает задание. Первая творческая команда должна «совершить путешествие» на реку и озеро: подобрать картинки, тексты, стихи (или сочинить собственные), нарисовать иллюстрации к ним, сделать фотографии. Дети подбирают изобразительные средства. Главное, чтобы каждый ребенок выбрал то задание, которое ему больше по душе.   Другие группы готовят материалы о зимнем городе, третьи – о чудесах, подсмотренных в лесу и т.д. Во время работы учащиеся должны руководствоваться словами К. Г .Паустовского: «Для того, чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые».

На уроке каждая команда знакомит остальных со своими «находками». Каждый из группы делится результатом своей работы: кто-то зачитывает, стихи, отрывки из произведений, кто-то показывает рисунки, фотографии и комментирует их. Остальные делятся впечатлениями, подбирая интересные слова - образы к увиденному и услышанному. Наиболее понравившиеся эпитеты, метафоры, олицетворения, а также удачные образные выражения, созданные детьми, записываются. Аналогичная работа проводится на основе материалов других групп.  Далее каждая команда составляет небольшую пейзажную зарисовку.  Главное условие: мнение каждого учитывается в создании миниатюры. В конце урока учитель включает музыку, подобранную детьми, а школьники зачитывают зарисовки. Создается впечатление целостной картины. Дома, имея достаточно материала, а главное, эмоциональный настрой, дети пишут свои сочинения. Они обогатились не только впечатлениями, но и знаниями.

         Творческие задания также уместны и на этапе усвоения новых знаний. Я не приверженец механического заучивания правил. Лучше, если знания дети «добывают» сами, а закрепление происходит в творческой атмосфере.

Например, изучение темы «Чередующиеся гласные в корне». Каждая группа получает конверт с карточками. Карточек столько, сколько учеников в группе. Задание для всех одно: «Почему эти слова можно назвать двойняшками, а не близнецами?»  Но примеры у всех разные.

 

Выбирать - выберу

Застилать- застелить

Натирать - натереть

Школьники изучают примеры, обсуждают в группе, делают вывод. Когда ответ готов, высказывают свои предположения. Только после обсуждения делается вывод. Затем каждый, имея таблицу «Корни с чередованием гласных», подбирает слова на новую орфограмму, составляет словосочетания, предложения. Каждый получит возможность продиктовать свои примеры классу. Домашнее задание тоже может быть необычным. Группа получает задание в творческой форме представить теоретический материал. Это может быть лингвистическая сказка, стихотворение собственного сочинения, рисунок, на котором в занимательной форме изображено правило. Кто-то может придумать кроссворд, текст со словами на изучаемую орфограмму и т.д. Свою сказку группа может разыграть. Получаются очень интересные миниатюры.  Ученики 5-6 класса с увлечением выполняют эти задания.

Уровень творческой активности у всех детей разный, поэтому и задания должны быть предложены разные, и дети получают возможность выбирать. Если кто-то не хочет участвовать, не надо настаивать. Когда ребенок увидит, с каким интересом другие готовят задание, получают похвалу, он тоже постепенно включится в творческую деятельность.

Как запомнить слова из словаря? Можно предложить детям «изобразить» слово. Гласная «ю» в слове «парашют» запомнится лучше, если фантазия детей сделает букву парашютисткой, спускающейся с неба, а на земле – жюри с брошюрами в руках. Такая же работа может быть проведена и со многими другими словами.

На итоговых уроках литературы, посвященных творчеству того или иного поэта, творческие группы создают коллаж. Например, изучив творчество М.Ю. Лермонтова, каждый получает листок и в течение определенного времени может на нем изобразить все, что ассоциируется у него с именем поэта. Кто- то рисует кораблик, кто-то горы или дубовый листочек. Некоторые записывают на листке отрывки из произведений. У кого-то на листке появляется слово «одиночество». В центре коллажа – портрет Лермонтова. Эта работа очень привлекает детей. Образ поэта становится полным, зримым.

С 10- 11 классами мы разрабатываем прогулки по литературным местам. Ученики подбирают материал, иллюстрируют фотографиями, готовят кроссворды, викторины. Заключительным этапом таких уроков является оформление книги, куда входят все материалы, собранные детьми во время подготовки.

Но экскурсии могут быть не только виртуальные. Пешеходную экскурсию «Петербург Достоевского» десятиклассники готовят с огромным интересом. Кто-то разрабатывает маршрут, кто-то подбирает отрывки из произведений, которые можно зачитать на экскурсии, другие  готовят исторические справки.

В 11-ом классе после изучения темы «Серебряный век русской литературы» провожу семинар «Лики Серебряного века». Учащиеся объединяются в творческие группы и выбирают по желанию вопросы для подготовки.

Вопросы к семинару:

  1. Литературное кафе «Бродячая собака».
  2. Музыка Серебряного века. Творчество А.Скрябина. Проблема преображения человеческого духа в космосе.
  3. М.Чюрлёнис – вечная тема мироздания. Мечта создать новый вид искусства – «зримая музыка».
  4. Русская тема как символ национальной самобытной красоты. Б.М. Кустодиев, В.В.Кандинский, полотна Н.К.Рериха.
  5. М.Врубель – основоположник символистской живописи.
  6. Объединение московских художников «Бубновый валет».
  7. Русская архитектура 20-30 годов.

Учащиеся готовят презентации, подбирают музыку. Данный семинар расширяет рамки представлений о Серебряном веке и дает возможность лучше понять литературные эксперименты того времени.

Проектная деятельность тоже должна быть творческим процессом. Учащиеся 5-6 классов часто выбирают темы, связанные с этимологией слов: «Что рассказали мне цветы» (происхождение названий растений), «Иностранцы» в моем доме»(история происхождения названий предметов мебели), «Кто в нашем классе учится?»(происхождение имен). Данная тема интересна тем, что дети не только узнают, что значит то или иное имя, но проводят исследования: какие имена преобладают в школе, какие являются самыми редкими, что знают ученики о своем имени и т.д.

Уроки русского языка и литературы – неисчерпаемый источник не только знаний, но и чудесных открытий, мир непознанного, удивительного, поэтому уроки должны стать праздником для детей. Очень важен эмоциональный настрой учителя, а также его творчество. Дети рассказывают, что их удивило. Преподаватель тоже должен поделиться своими впечатлениями. Какого цвета ягоды рябины или иголки сосны? Принесите на урок веточки этих растений. Дайте детям почувствовать аромат природы, удивительную игру красок. Только совместное творчество учителя и учеников разовьет в детях желание учиться, познавать новое.

Закончить статью хочется словами великого Николая Рериха:  «…Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости своего родного языка, слова».

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. С. 43.
  2. Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. С. 99.
  3. Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. — Мн.: Экономпресс, 2000. С. 20.
  4. 4. ЯсвинВ. Векторная модель школьной среды. http://www.liceum1550.ru/articles/16_10_05_vector.htm



 


 

  

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»