Почему пятиклассники безграмотны?
Кириллова Наталья Викторовна,
учитель высшей категории ГБОУ средней школы № 229 г.СПБ
Каждый раз, когда учитель русского языка принимает пятиклассников, эта встреча омрачена огромным количеством ошибок в работах новых учеников. Вначале мне, как и многим начинающим учителям, казалось, что безграмотность учащихся – это недоработка учителя начальных классов. Но, пройдя сама как учитель начальную школу, став учителем русского языка в средней школе, поняла, что причина неграмотности часто кроется в другом.
Многим словесникам знаком целый набор постоянно повторяющихся ошибок, но не все задумываются, почему они повторяются из года в год, а в последнее время стали ещё более распространены. Так как по второму образованию я логопед, то я обратила внимание, что более трети типовых ошибок у пятиклассников связано с нарушением письменной речи (дисграфия, дислексия). Не в каждой школе имеется логопед, а родители не всегда замечают эти нарушения, так как интеллект у таких детей не нарушен. Поэтому очень важно, чтобы учитель-словесник мог диагностировать данные нарушения письменной речи и рекомендовать родителям обратиться к специалисту.
Учение о нарушениях чтения и письма существует уже более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.
На мой взгляд. учитель русского языка должен владеть определёнными знаниями в области логопедии, чтобы оказать своевременную помощь ученику.
Итак, что же такое дисграфия? Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма [1].
Важно учителю не путать ошибки при дисграфии с ошибками «роста», «физиологическими», закономерно встречающимися у детей младшего подросткового возраста. При дисграфии ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняющимися длительное время. Также надо помнить, что ошибки при дисграфии характеризуются нарушением фонематического принципа письма, то есть ошибки наблюдаются в сильной фонетической позиции (ЛОПАДА – вместо ЛОПАТА, ДМ – вместо ДОМ), в отличие от орфографических ошибок, которые наблюдаются лишь в слабой фонетической позиции (ВАДЯНОЙ – вместо ВОДЯНОЙ, ДАМА – вместо ДОМА).
Учитель должен особенно внимательно отнестись к искаженному написанию букв, замене рукописных букв, графически сходными (например, л-м, ц-щ). Такие искажения говорят о необходимости консультации специалиста.
Учителя средней школы часто не обращают внимания на нарушение звукобуквенной структуры слова: перестановка букв, пропуски, добавления букв, слогов (например, ВЕСЕНА – вместо ВЕСНА, СТАНА – вместо СТРАНА). Даже в Нормах оценивания письменных работ по русскому языку говориться о том, что не учитываются ошибки, искажающие внешний облик слова. Если беспрекословно придерживаться этих рекомендаций, то можно вовремя не скорректировать процесс письма у учащегося, и это приведет к запущенной форме дисграфии.
Особое внимание требуется проявлять к детям, у которых явно выражено нарушение звукопроизношения, а также к тем, у кого были проблемы в постановке звуков в младшем школьном возрасте. Такие ученики часто страдают артикулярно-акустической дисграфией, проявляющейся в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи. Избавиться от таких ошибок иногда можно после нескольких занятий у логопеда по постановке правильной артикуляции звуков.
Иногда учителя русского языка в своей практике встречаются с многочисленными ошибками в написании букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие (Ч - Щ, Ц – С, З – Ж и т.п.), при этом произношение звуков является нормальным. Никакие заучивания пар звонких и глухих, всегда мягких и твердых звуков не даст нужного эффекта, так как у таких детей слабая слуховая дифференциация, им трудно правильно различить и выбрать фонемы, потому что для этого необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука. Задача учителя-словесника диагностировать подобные нарушения и привлечь специалиста для оказания необходимой педагогической помощи.
Несформированность анализа предложений обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов, в раздельном написании слов с приставками. Наиболее распространенными ошибками при этом виде дисграфии являются искажения звукобуквенной структуры слова, обусловленные недоразвитием фонематического анализа. Наиболее распространены следующие ошибки:
- пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ – ДОЖДИ, ДЕКИ - ДЕНЬКИ)
- пропуски гласных (МЛЬЧИКИ – МАЛЬЧИКИ, ДУМЕТ – ДУМАЕТ)
- перестановка букв (ПАКЕЛЬКИ – КАПЕЛЬКИ, БУКЛА - БУЛКА)
- пропуски, добавления, перестановки слогов (МОКАРЫ – КОМАРЫ, ВЕСИПЕД - ВЕЛОСИПЕД) [2].
Уже после первых письменных работ в пятом классе необходимо выделить тех учащихся, которые допускают подобные ошибки и провести (если в школе нет логопеда) диагностические работы, а не записывать этих учеников в разряд двоечников. Ведь иногда это не вина, а беда этого ребенка, и он нуждается в квалифицированной помощи.
Как часто ученики не дописывают слова, и мы, учителя, ругаем их за небрежность, невнимательность, а ведь это может быть проявлением аграмматической дисграфии, для которой характерно нарушение согласования, управления в словосочетаниях, пропуск предлогов, окончаний.
Хочется рекомендовать начинающему учителю-словеснику внимательно отнестись к ошибкам, допускаемым пятиклассниками, попытаться четко дифференцировать их, отличая орфографические ошибки и ошибки, связанные с проявлением у учащегося одного из видов дисграфии. Для этого не так уж много и надо: проведите несколько диагностических работ, приведенных ниже.
1. Списывание (с печатного и рукописного текста).
Быстро пролетело лето. Пришла осень. С каждым днем все меньше и меньше становится на деревьях листьев. Трепетная осинка стоит вся красная, багровая, золотистая. Но ветер срывает и это убранство. Исчезли цветы. Трава клонится к земле, и как будто просит снега.
По К. Ушинскому.
2. Письмо под диктовку (слуховой диктант).
Серая и холодная осень. Чаще льет дождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу. Поблекли упавшие на землю листья. Только иногда на голой ветке можно найти маленький флажок. Это последний листок. Над землей плывут хмурые тучи. Вот-вот пойдет снег.
3. Письмо предложений или текстов с недифференцируемыми учениками по слуху звуками.
П-Б: Час в добре пробудешь, все горе позабудешь. Учись доброму – худое на ум не пойдет.
Т-Д: Кафтан новый, да дыры стары. За битого двух небитых дают, да и то не берут.
Ш-Щ: Щеголь Ивашка: что ни год, то рубашка. Нашел дурак игрушки – лбом орехи щелкать.
А-Я: Бояться несчастья – счастья не будет. Апрель с водой, а май с травой. Автомат не лопата – друзья солдата. И т.п. [2].
Опыт моей работы показывает, что в отдельных случаях коррекция письма может быть проведена и самим учителем, правда, для этого надо познакомиться с современной литературой по логопедии и очень хотеть помочь своему ученику.
Литература:
1. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой —— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников —— М.: «Владос», 1997.