Урок русского языка в 8 классе
«Контрастные слова»
(о словах-антонимах)
Бекяшева Раиса Борисовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 78 Калининского района Санкт - Петербурга
Цели:
Образовательные:
1)Дать понятие антонимов, антонимичных пар; познакомить с понятием антитезы, контекстуальным антонимом, показать способы образования антонимов
Развивающие:
1)Уметь находить антонимы в тексте.
2)Использовать их в речи.
3)Расширить словарный запас учащихся.
4) Делать речь выразительной, эмоциональной.
Воспитывающие:
1)Воспитывать культуру речи на примере русских пословиц, показать их
нравственную глубину.
2)Воспитывать внимание к слову.
Этапы урока.
I.Объяснение нового материала. Запись темы.
1. Знакомство с целями урока. (3 мин.)
2. Работа с текстом.
Учитель выразительно читает текст:
Живут в соседстве грусть и радость.
Не разорвать меж ними пут.
На это сетовать не надо.
Что ж делать, пусть себе живут!
В соседстве слава и забвенье,
И всемогущество, и прах,
И с поколеньем поколенье,
И жизнь от смерти в двух шагах.
Живут в соседстве быль и небыль,
И вдохновенье в том числе,
Поэт рождается на небе, а погибает на земле.
Задание:
- определите тему стихотворения, основную мысль;
- озаглавьте текст;
- найдите в тексте слова с противоположным значением, выпишите их в тетрадь. (15 мин.)
II.Введение термина, понятия АНТОНИМЫ.
3. Индивидуальное задание (запись на доске, ученик работает у доски):
Жаркое лето
Начало года
Облачное небо
Глубокие знания
Въезжать во двор
Задание:
- подберите антонимы к выделенным словам;
- запишите пары слов;
- подумай те, как образуются антонимы;
- определите части речи антонимичных пар. (5 мин.)
III. Работа класса с использованием мультимедиа
4. Восстановите пословицы и объясните их смысл. Укажите в них слова с противоположным значением.
А) ….. друг лучше …… двух
Б) Вещь хороша, когда…
В) Плохой хозяин десять работ…, ни одной не… (7 мин.)
IV.Закрепление.
На доске:
«И грус…но и радос..но. Странный лес в с…нтябре- в нем рядом и весна и осень .Ж…лтый лист и з…ленная тр…винка. П..блекшие и зацв..тающие цветы. Св..ркающий иней и бабочки. Теплое со..нце и х..лодная белая радуга. Ув..дание и ра..цвет. Тиш..на и песни. И грус..но и радос..но».
Вопросы - задания:
- прочитайте текст, определите его тему
- что грустного и радостного заметил автор Н.Сладков в сентябрьском лесу? На каком языковом явлении построен текст? Спишите, вставьте пропущенные буквы. Найдите слова, которые проявляют свои противоположные свойства в данном тесте. (15 мин.)
Введение термина контекстный антоним.
V. Домашнее задание:
Продолжите текст или напишите сочинение - миниатюру на тему «Грустное и радостное в осени»
VI. Итог урока.
Слово учителя.
Лингвистический комментарий:
«Антонимы издавна используются поэтами и писателями для создания контрастных образов, для резкого противопоставления мыслей. Такой художественный прием называется АНТИТЕЗОЙ (с греческого языка «противоположение»).
В индивидуальном творчестве мастеров слова некоторые противопоставляемые образы ощущаются только в тексте произведения. Вне его они могут и не быть антонимами. Такие слова - антонимы называются контекстуальными».
Вопрос:
- как вы поняли, что такое антонимы? (5 мин.)
Спасибо за урок!