Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Урок русского языка в 8 классе

«Контрастные слова»

(о словах-антонимах)

 

Бекяшева Раиса Борисовна,

учитель русского языка и литературы

 ГБОУ СОШ № 78 Калининского района Санкт - Петербурга

 

Цели:

 

Образовательные:

1)Дать понятие антонимов, антонимичных пар; познакомить с понятием антитезы, контекстуальным антонимом, показать способы образования антонимов

 

Развивающие:

1)Уметь находить антонимы в тексте.

2)Использовать их в речи.

3)Расширить        словарный   запас учащихся.

4) Делать речь выразительной, эмоциональной.

 

Воспитывающие:

1)Воспитывать культуру речи на примере русских пословиц, показать их

нравственную глубину.

2)Воспитывать внимание к слову.

 

 

Этапы урока.

I.Объяснение нового материала. Запись темы.

 

1. Знакомство с целями урока. (3 мин.)

2. Работа с текстом.

Учитель выразительно читает текст:

                                      Живут в соседстве грусть и радость.      

                                      Не разорвать меж ними пут.

                                      На это сетовать не надо.

                                      Что ж делать, пусть себе живут!

                                      В соседстве слава и забвенье,

                                      И всемогущество, и прах,

                                      И с поколеньем поколенье,

                                      И жизнь от смерти в двух шагах.

                                      Живут в соседстве быль и небыль,

                                      И вдохновенье в том числе,

                                      Поэт рождается на небе, а погибает на земле.

Задание:

- определите тему стихотворения, основную мысль;

- озаглавьте текст;

- найдите в тексте слова с противоположным значением, выпишите их в тетрадь. (15 мин.)

 

II.Введение термина, понятия АНТОНИМЫ.

3. Индивидуальное задание  (запись на доске, ученик работает у доски): 

                                                          Жаркое лето

Начало года

     Облачное небо

         Глубокие знания

          Въезжать во двор

Задание:

- подберите антонимы к выделенным словам;

- запишите пары слов;

- подумай те, как образуются  антонимы;

- определите части речи антонимичных пар. (5 мин.)

 

III.  Работа класса  с использованием  мультимедиа

 

4. Восстановите пословицы и объясните их смысл. Укажите в них слова с противоположным значением.

А) ….. друг лучше …… двух

Б) Вещь  хороша, когда…

В) Плохой хозяин десять работ…, ни одной не… (7 мин.)

      

IV.Закрепление.

 

На доске:

«И грус…но и радос..но. Странный лес в с…нтябре- в нем рядом и весна и осень .Ж…лтый лист и з…ленная тр…винка. П..блекшие и зацв..тающие цветы. Св..ркающий иней и бабочки. Теплое со..нце  и х..лодная белая радуга. Ув..дание и ра..цвет. Тиш..на и песни. И грус..но и радос..но».

 

Вопросы - задания:

- прочитайте текст, определите его тему

- что грустного и радостного заметил автор Н.Сладков в сентябрьском лесу? На каком языковом явлении построен текст? Спишите, вставьте пропущенные буквы. Найдите слова, которые проявляют свои противоположные свойства в данном тесте. (15 мин.)

 

Введение термина контекстный антоним.

 

 

V. Домашнее задание:

Продолжите  текст или напишите  сочинение - миниатюру на тему «Грустное и радостное в осени»

 

VI. Итог урока.

 

Слово учителя.

Лингвистический комментарий:

«Антонимы  издавна используются поэтами и писателями для создания контрастных образов, для резкого противопоставления мыслей. Такой художественный прием называется    АНТИТЕЗОЙ (с греческого языка «противоположение»).

В индивидуальном творчестве  мастеров слова некоторые противопоставляемые образы ощущаются только в тексте произведения. Вне его они могут и не быть антонимами. Такие слова  - антонимы называются  контекстуальными».

 

Вопрос:

- как вы поняли, что такое антонимы? (5 мин.)

  

Спасибо за урок!

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»