Технологическая карта урока в 6 классе
Урок письма
Смирнова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №471 Санкт-Петербурга
Тема урока «Урок письма» Класс:6 «Б» |
Тип урока Урок развития речи. Урок общеметодической направленности |
Задачи Образовательные: Формировать развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Развивающие: Формировать исследовательские умения через использование приемов анализа, сравнения, наблюдения. Содействовать развитию речевой и культурологической компетентностей. Воспитательные: Воспитывать интерес к русской истории, культуре, языку Воспитывать умение вести учебный диалог; Способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. |
Основные понятия, изучаемые на уроке: письмо, адресат, адресант, типы речи, рассуждение-размышление, замысел автора, композиция, система персонажей, цветовое решение |
Вид используемых на уроке средств ИКТ: ПК, мультимедиа-проектор, экран, презентация, аудиозапись, видеозапись |
Методическое назначение средств ИКТ: формирование умений и навыков по систематизации информации, создание информационной модели изображения с целью изучения и исследования, визуализация информации и взаимосвязь между объектами |
Образовательные ресурсы:MSPowerPoint? Web-браузер, поисковые системы, http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26219, http://iremember.ru/pisma-s-fronta/blog.html |
УМК: 1. Русский язык. Теория. 5-9 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Бабайцева.Л.Д.Чеснокова. - М.: Дрофа,2012. - 319 с. 2. Практика. 6 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред.А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа,2012. -270 с. 3. Русский язык. Русская речь.6 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И.Никитина. - М.: Дрофа,2011. -156 с. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I.Организационный момент (2 минуты) |
Приветствие |
Приветствие |
|
Личностные: Самопроверка готовности к работе |
|
II. Мотивация (3 минут) |
Учитель подводит учащихся к осознанию темы, создает благоприятную, располагающую атмосферу. Чтение эпиграфа (написан на доске) (Приложение 1)
|
Слушают, читают эпиграф. Строят предположения о ходе урока Записывают тему у рока в тетрадь |
Беседа |
Личностные: самоопределение. Регулятивные:целеполагание.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества обучающихся с учителем, одноклассниками. |
Психологичес- кий настрой учителя и учащихся |
III.Актуализация знаний (минуты) |
Вступительное слово учителя. (Приложение 2) Создание речевой ситуации - Какую форму речи вы выберете, чтобы сообщить информацию на дальнее расстояние? - Каким типом речи вы будете пользоваться, чтобы передать какую-либо информацию? - Какой стиль речи вы будете использовать? - В какой ситуации используют этот стиль? Запись в тетрадь ассоциаций со словом «письмо» |
Цели и задачи формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Отвечают на вопросы
Записывают, читают |
Введение в урок проблемного диалога, беседа
Вовлечение учащихся в живое обсуждение предложенной темы |
Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. |
Настрой на исследователь скую работу |
IV. Изучение нового. Практикум
|
Слово учителя об эпистолярном жанре, о цензуре. Рассказ о видах писем о структуре письма. Раздает памятные буклеты (Приложение 3) На дом было задано посмотреть в толковом словаре значения слов адресат, адресант, конверт, письмо. Подобрать и записать синонимы к данным словам Словарная диктовка (Приложение 4) На доску проецируется треугольник солдатского письма с фронта Великой Отечественной войны. Слайд 9 -Что вы видите на экране? - Почему письмо сложено треугольником? Слайд 15
Звучит аудиозапись стихотворение Эдуарда Асадова «Письмо с фронта» Слайд 19 Приложение 5
- О чем говорит в строках письма боец?
Учитель беседует с учащимися о письмах с фронта, о тяжелом военном времени Приложение 6 Презентация с музыкой слайды 2-18 |
Слушают, участвуют в диалоге.
Отвечают, читают ответы
Записывают: адресат-получатель, весточка-информация, здравствуйте - привет.
Записывают
Отвечают, высказывают предположения
- В его письме воспоминания о далеком беспечном детстве, о беззаботной школьной жизни. Эти воспоминания греют душу и ему, и согреют матери, когда она прочтет строки письма. - Звучит сожаление о том, как беспечно воспринимал он в мирное время всё, что имел, и надеется, что вдвойне оценит это вернувшись, непременно вернувшись с войны. - Говорит о том, что в любых испытаниях с ним она – его ангел хранитель – мама. Он верит в победу, и это - главное, что помогает выстоять.
|
Словесные методы: беседа, сообщение Работа с онлайн доской (презентация на экране)
|
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные: умение строить речевое высказывание. Коммуникативные: инициативное сотрудничество впоиске и выборе информации.
|
Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах. |
V.Лингво-физкульт- минутка (3 минуты) |
Учимся складывать письма треугольником
|
Шестиклассники выполняют задания. |
Игровой прием. Здоровьесбере- гающая технология |
Личностные: формирование бережного отношения к своему здоровью. Познавательные: работа с информацией. |
|
VI. Актуализация новых знаний Практикум (15 минут) |
Учитель сообщает, что к теме писем обращались не только композиторы, поэты, но и художники. На интерактивную доску выводится репродукция картины А.И.Лактионова «Письмо с фронта» Слайды 20-21 Предлагает рассмотреть картину. Даёт небольшие комментарии по истории создания картины. Курирует исследовательскую работу Предлагает провести параллель между литературным и художественным произведениями. Выстраивает алгоритм анализа художественного произведения.
Напоминает особенности типа рассуждение-размышление. Организует сравнительный анализ эскиза и окончательного варианта картины. (Приложение 7) |
Рассматривают картину, строят предположения по предложенной ситуации. Определяют авторский замысел.
Анализируют картину по предложенному алгоритму
Сравнивают две работы, формулируют выводы |
Работа с презентацией Знакомство с картиной, воспоминаниями А.И. Лактионова. Беседа. Проблемно-поисковый метод
Сравнительный анализ произведений
|
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание. Коммуникативные: инициативное сотрудничество впоиске и выборе информации. |
Умение грамотно строить высказывание. |
VII.Рефлексивно-оценочный этап (3 минуты) |
Подведение итогов занятия. Анализ своей работы на уроке (чему научились на уроке?) Целеполагание следующего занятия. Домашнее задание |
Учащиеся формулируют затруднения в работе и осуществляют коррекцию самостоятельно, дают оценку своей деятельности и деятельности одноклассников по её результатам.
|
Самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей |
Регулятивные:самооценка. Познавательные: рефлексия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Умение оценивать себя. |
VIII.Домашнее задание (2 минуты) |
Учитель объявляет и комментирует домашнее задание на выбор по данной теме. (Приложение 8) |
Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. |
Метод исследования |
Познавательные: Умение делать выбор и обосновывать его. |
|
Приложение 1
На доске написан эпиграф
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мы верили,
Что письма вновь придут
С знакомою печатью на конверте.
Мы знали:
Каждый дом наш – наш редут.
И каждая семья сильнее смерти.
Константин Бельских
Приложение 2
Вступительное слово учителя
Наш урок посвящен древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству – умению писать письма. А ведь письма сокращают расстояние, дают возможность на несколько минут приблизить дорогого, близкого человека. Они дают возможность состояться содержательному, взаимообогащенному диалогу. Письма в какой-то степени формируют характер человека, ведь в них он сосредотачивается, сам себя познает, объясняет себя другому. Мы должны помнить о важности, значимости эпистолярного жанра.
Приложение 3
Умение писать письма – древнее, благородное, но, к сожалению, утраченное нами искусство. А ведь письма сокращают расстояние, дают возможность на несколько минут приблизить дорогого, близкого человека. Письма в какой-то степени формируют характер человека, потому что в них он сосредотачивается, сам себя познает, объясняет себя другому.
Слово «письмо» пришло в русский язык из греческого и звучало как «эпистола». В нашем языке слово «письмо» имеет 4 значения.
1. Умение, навыки писать, а также само писание.
2. Система графических знаков, употребляемых для писания.
3. Бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо.
4. Стиль, манера художественного изображения.
Эпистола (греч.) – письмо, послание
Этикет составления корреспонденции
1. Письма пишите только на хорошей бумаге. Не используйте для письма листы, вырванные из тетради!
2. Не начинайте письмо с местоимения «Я».
3. С левого края бумаги донизу оставляйте свободное поле одинаковой ширины.
4. Пишите поздравления, выражение соболезнования, благодарственные письма от руки, а в официальных случаях можно напечатать.
5. Перед отправкой письма проверьте орфографию.
6. Складывайте письмо всегда текстом внутрь.
7. Письмо должно свободно помещаться в конверт.
8. На любой корреспонденции проставляйте обратный адрес.
Приложение 4
Словарная диктовка
Эпистолярный жанр, адресат, отправитель, получатель, долгожданная весточка, полевая почта, информация, обращение, здравствуйте, привет, благодарю, до встречи.
Приложение 5
Стихотворение Эдуарда Асадова «Письмо с фронта»
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник «украшал»,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры –
Все – сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мной, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война не грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
Приложение 6
Письма с войны… С их страниц мы слышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас, за то, чтобы мы жили и сделали то, что они не успели сделать. Письма с войны – это особые письма: это письма, сложенные треугольником. Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой? Когда, где, при каких обстоятельствах попал он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу – почта военного времени нередко задерживалась.… И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате, и холодящая душу тревога: “Не случилось ли чего?» А письма из дома переносили в мирную довоенную жизнь, согревали душу.
Приложение 7
Работа над репродукцией картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта»
– Как называется картина?
Почему?
– Как бы вы назвали эту картину?
- Какой эпизод запечатлел художник на картине?
-Где происходит действие картины?
- Что видим на передний плане картины?
- Что изображено в центре картины?
- На дальнем плане?
-На какую деталь следует обратить внимание во внешности солдата. (Медали за храбрость, их много, значит, это не начало войны.)
- Кто еще присутствует при чтении письма? ( Вся семья. Мать (на переднем плане, деталь – очки), видимо, уже прочитавшая письмо. Стоит в стоптанных туфлях, платок прикрывает седые волосы. Девочка внимательно слушает: ей, наверное, обидно и завидно, что читать письмо дали братишке.)
– Еще один будущий участник беседы: вдали, на заднем плане, шагает навстречу нам солдат в полевой форме, готовый присоединиться к обсуждению вестей с фронта.
Даже письмо приобретает символический смысл – это свет, надежда на победу.
Что в картине контрастирует с основным тоном? Почему? (Обстановка дома: облупившаяся штукатурка, тёмные сени, провалившийся пол - следствие долгой войны, когда не было средств и возможности отремонтировать помещение).
- Почему избрал такой интерьер? (Как бы выход из тёмной войны на свет, к миру, к мирной жизни).
- Каков жанр картины? (Групповой портрет в полный рост).
- Почему именно групповой портрет выбирает художник?
- Как расположены персонажи на картине? (Все они расположены по кругу, взгляды направлены в одном направлении: на мальчика, читающего письмо).
- Почему автор использует такое расположение персонажей на картине? (Показать главного «героя» картины – пришедшее с фронта письмо).
Какие мысли и чувства пробудила в вас эта картина?
- Обратите внимание на фон картины. Какую роль в раскрытии замысла художника играет открывающийся на заднем плане вид?
- Какой он? (Светлый).
- Почему автор использовал именно такой фон? (Он не отвлекает зрителя от главных героев, напротив, оттеняет радость события – получение долгожданного письма).
- Как художник показал, что стоит солнечный и тихий день?
- Какие цвета использовал художник для изображения весеннего солнечного дня?
- Как вы думаете, почему картина называется «Письмо с фронта»?
- Каким настроением, на ваш взгляд, проникнута она?
- С помощью какой цветовой гаммы передает художник это настроение?
- Как вы думаете, каково содержание письма, которое читают и слушают герои картины?
Приложение 8
Дифференцированное домашнее задание (написать на треугольнике, сложенном на уроке)
· письмо с фронта;
· письмо-благодарность ветерану Великой Отечественной войны;
· письмо-размышление «Сегодняшнее поколение о войне и мире».