Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Открытый урок по русскому языку в 6а классе гимназии №157

Лингвистический анализ текста

Тарасова Наталия Анатольевна

Я помню руки матери моей,

что ут…рали слезы мне когда-то,

в пригоршнях пр…н…сили мне с полей

все, чем весна в родном краю б…гата.

Я помню руки матери моей,

суровой ласки ре…дкие мгновенья.

Я ст…новился лучше и сильней

от каждого ее пр…к…сновенья.

Я помню руку матери моей

и я хочу чтоб повторяли дети

Натруженные руки матерей

Святее вас нет ничего на свет…!

(Н. Рыленков)


 

 

Тема урока:

 

 

Цели урока:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока:

Лингвистический анализ текса (Н. Рыленков «Руки матери»).

 

1) обобщить имеющиеся у учащихся различные знания по разделам русского языка;

2) повторить и обобщить практические навыки по определению литературных терминов;

3) работать над художественным образом;

4) совершенствовать выразительное чтение стихотворного текста;

5) воспитывать у детей бережное отношение к матери.

 

I.   Оргмомент.

II.  Первоначальное восприятие текста после прочтения и литературоведческий анализ.

- К какому роду литературы принадлежит это произведение?

   К лирике.

(Предложить учащимся на широких полях выписывать все термины, встречающиеся во время урока).

- Какие роды литературы имеются еще?

   Эпос, драма.

- Каждое художественное произведение, в том числе лирическое имеет тему. Что такое тема?

   О чем это произведение?

- Какова же тема этого стихотворения?

   Оно о матери.

- Тема – одно из составляющих содержания художественного произведения. А что еще, кроме, темы, входит в понятие «содержание художественного произведения»?

   Сюжет и идея.

- Можем ли мы говорить о сюжете, когда речь идет о лирическом произведении?

   Нет, сюжет есть в эпическом и драматическом

   произведениях.

Значит, мы можем в этом стихотворении определить его идею. Но прежде скажем, что такое идея художественного произведения?

   Идея – это основная, главная мысль произведения.

Прочитайте внимательно стихотворение и скажите, в каких словах выражена его основная мысль, идея?

   Натруженные руки матерей!

   Святее вас нет ничего на свете.

- Как можно озаглавить это стихотворение?

   «Руки матери».

- Это название совпадает с авторским.

III. Работа со словарем.

- В каком разделе русского языка изучается словарный запас?

   Лексика.

- В строчках, выражающих идею стихотворения, есть слово «святее».

Прочитаем словарную статью слова «святой» в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.

 

 

 

 

Лирика

 

 

 

 

 

Эпос, драма

Тема

 

 

 

 

 

 

 

Сюжет, идея

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лексика

 

 

 

 

 

 

Святой:

1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью.

Святая вода.

2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.).

Святая любовь к родине.

3. Истинный, величественный и исключительный по важности (высок.).

Святое дело.

4. Святой – человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии.

Причислить к лику святых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это слово («святой») однозначное или многозначное?

   Многозначное.

- В каком из четырех значений использовано это слово в стихотворении Н. Рыленкова?

   Во втором.

- Какие слова называются синонимами?

   Слова различные по звучанию, но одинаковые по

   значению.

- Назовите синонимы к слову «святой».

   Дорогой, драгоценный и др.

- Почему автор выбрал это слово?

   Потому что оно отражает чувство любви и

   признательности поэта к своей матери.

IV. Работа над художественными средствами.

- Мы знаем, что поэты и писатели говорят со своими читателями при помощи художественных образов. А как они создают образы в своих произведениях?

   При помощи художественных средств.

- Какие из них можете назвать?

   Называют многие…

- Давайте посмотрим, какие художественные средства Н Рыленков использует в этом стихотворении?

А предварительно вспомним, какую часть речи мы сейчас изучаем?

   Имя прилагательное.

- Найдем имена прилагательные в этом стихотворении и подчеркнем их в тексте.

   В родном краю, суровой ласки, редкие мгновенья.

- Каким художественным средством являются имена прилагательные в художественном тексте?

   Эпитетами.

- Для чего служат эпитеты?

   Эпитеты служат для уточнения понятия о

   художественном образе.

- Какие еще художественные средства встречаются в этом стихотворении?

   Метонимия: руки матери утирали, приносили.

- Что такое метонимия?

   Художественная подмена.

V.  Орфографическая работа.

- Выписать все слова с пропущенными буквами и графически выделить орфограммы.

Однозначные и многозначные слова

 

 

Синонимы

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественный образ

 

Художественные средства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпитеты

 

 

 

 

 

Метонимия

   утирали

   приносили – носит

   приносили (присоед.)

   богата – слов.

   редкие – реденький

   становился – стань

   прикосновенья (неполн. д.)

   прикосновенья (нет а)

   на свете – 2 спр., п. п.

глаг.

глаг.

глаг.

кр. прил.

прил.

глаг.

сущ.

сущ.

сущ.

 

VI.  Морфологическая работа.

- Назовите, какими частями речи являются слова, над которыми мы работали?

- Как называется раздел русского языка, в котором изучаются части речи?

   Морфология.

VII. Морфемный разбор слова.

- Как называется раздел русского языка, в котором изучается состав слова?

   Морфемика.

- Для морфемного разбора предлагаю вам слово.

   утирали

- Чем интересно это слова для морфемного разбора?

   Суффикс л не входит в основу.

VIII. Фонетический разбор слова.

- Найдите в тексте слово, интересное для фонетического разбора. обоснуйте свой выбор (из первых двух строк стихотворения).

   Возможно: моей – [май’эи’].

   Количество букв и звуков не совпадает.

IX.  Пунктуационная работа.

- Выпишите в тетрадь последнее четверостишие и сделайте пунктуационный разбор предложения.

Я помню руки матери моей,

и я хочу, чтоб повторяли дети:

«Натруженные руки матерей!

Святее вас нет никого на свете».

А: «П».

[−=], и [−=], (чтоб =−).

[˯˯˯! =].

- Какое это предложение?

   С прямой речью.

- Что представляют собой слова автора?

   Сложное предложение с различными видами связи.

- Чем осложнена прямая речь?

   Обращением.

X.  Подведение итогов.

- Чем мы сегодня на уроке занимались?

- Какие термины повторили?

- Какие виды разбора сделали?

- Какой знак пунктуации в записанном предложении выражает чувства поэта к своей матери?

   Восклицательный знак.

- Какие это чувства?

   Любви, глубокого уважения, признательности.

XI. Домашнее задание.

- Написать рассказ о своей маме и выразить в нем свои чувства к ней.

 

 

 

 

 

Морфология

 

 

 

Морфемика

 

 

 

 

Фонетика

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»