Открытый урок по русскому языку в 6а классе гимназии №157
Лингвистический анализ текста
Тарасова Наталия Анатольевна
Я помню руки матери моей,что ут…рали слезы мне когда-то,
в пригоршнях пр…н…сили мне с полей
все, чем весна в родном краю б…гата.
Я помню руки матери моей,
суровой ласки ре…дкие мгновенья.
Я ст…новился лучше и сильней
от каждого ее пр…к…сновенья.
Я помню руку матери моей
и я хочу чтоб повторяли дети
Натруженные руки матерей
Святее вас нет ничего на свет…!
(Н. Рыленков)
Тема урока:
Цели урока:
План урока: |
Лингвистический анализ текса (Н. Рыленков «Руки матери»).
1) обобщить имеющиеся у учащихся различные знания по разделам русского языка; 2) повторить и обобщить практические навыки по определению литературных терминов; 3) работать над художественным образом; 4) совершенствовать выразительное чтение стихотворного текста; 5) воспитывать у детей бережное отношение к матери. |
|
||
I. Оргмомент. II. Первоначальное восприятие текста после прочтения и литературоведческий анализ. - К какому роду литературы принадлежит это произведение? К лирике. (Предложить учащимся на широких полях выписывать все термины, встречающиеся во время урока). - Какие роды литературы имеются еще? Эпос, драма. - Каждое художественное произведение, в том числе лирическое имеет тему. Что такое тема? О чем это произведение? - Какова же тема этого стихотворения? Оно о матери. - Тема – одно из составляющих содержания художественного произведения. А что еще, кроме, темы, входит в понятие «содержание художественного произведения»? Сюжет и идея. - Можем ли мы говорить о сюжете, когда речь идет о лирическом произведении? Нет, сюжет есть в эпическом и драматическом произведениях. Значит, мы можем в этом стихотворении определить его идею. Но прежде скажем, что такое идея художественного произведения? Идея – это основная, главная мысль произведения. Прочитайте внимательно стихотворение и скажите, в каких словах выражена его основная мысль, идея? Натруженные руки матерей! Святее вас нет ничего на свете. - Как можно озаглавить это стихотворение? «Руки матери». - Это название совпадает с авторским. III. Работа со словарем. - В каком разделе русского языка изучается словарный запас? Лексика. - В строчках, выражающих идею стихотворения, есть слово «святее». Прочитаем словарную статью слова «святой» в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова. |
Лирика
Эпос, драма Тема
Сюжет, идея
Лексика
|
|||
Святой: |
1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. Святая вода. 2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). Святая любовь к родине. 3. Истинный, величественный и исключительный по важности (высок.). Святое дело. 4. Святой – человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии. Причислить к лику святых. |
|
||
- Это слово («святой») однозначное или многозначное? Многозначное. - В каком из четырех значений использовано это слово в стихотворении Н. Рыленкова? Во втором. - Какие слова называются синонимами? Слова различные по звучанию, но одинаковые по значению. - Назовите синонимы к слову «святой». Дорогой, драгоценный и др. - Почему автор выбрал это слово? Потому что оно отражает чувство любви и признательности поэта к своей матери. IV. Работа над художественными средствами. - Мы знаем, что поэты и писатели говорят со своими читателями при помощи художественных образов. А как они создают образы в своих произведениях? При помощи художественных средств. - Какие из них можете назвать? Называют многие… - Давайте посмотрим, какие художественные средства Н Рыленков использует в этом стихотворении? А предварительно вспомним, какую часть речи мы сейчас изучаем? Имя прилагательное. - Найдем имена прилагательные в этом стихотворении и подчеркнем их в тексте. В родном краю, суровой ласки, редкие мгновенья. - Каким художественным средством являются имена прилагательные в художественном тексте? Эпитетами. - Для чего служат эпитеты? Эпитеты служат для уточнения понятия о художественном образе. - Какие еще художественные средства встречаются в этом стихотворении? Метонимия: руки матери утирали, приносили. - Что такое метонимия? Художественная подмена. V. Орфографическая работа. - Выписать все слова с пропущенными буквами и графически выделить орфограммы. |
Однозначные и многозначные слова
Синонимы
Художественный образ
Художественные средства
Эпитеты
Метонимия |
|||
утирали приносили – носит приносили (присоед.) богата – слов. редкие – реденький становился – стань прикосновенья (неполн. д.) прикосновенья (нет а) на свете – 2 спр., п. п. |
глаг. глаг. глаг. кр. прил. прил. глаг. сущ. сущ. сущ. |
|
||
VI. Морфологическая работа. - Назовите, какими частями речи являются слова, над которыми мы работали? - Как называется раздел русского языка, в котором изучаются части речи? Морфология. VII. Морфемный разбор слова. - Как называется раздел русского языка, в котором изучается состав слова? Морфемика. - Для морфемного разбора предлагаю вам слово. утирали - Чем интересно это слова для морфемного разбора? Суффикс л не входит в основу. VIII. Фонетический разбор слова. - Найдите в тексте слово, интересное для фонетического разбора. обоснуйте свой выбор (из первых двух строк стихотворения). Возможно: моей – [май’эи’]. Количество букв и звуков не совпадает. IX. Пунктуационная работа. - Выпишите в тетрадь последнее четверостишие и сделайте пунктуационный разбор предложения. Я помню руки матери моей, и я хочу, чтоб повторяли дети: «Натруженные руки матерей! Святее вас нет никого на свете». А: «П». [−=], и [−=], (чтоб =−). [˯˯˯! =]. - Какое это предложение? С прямой речью. - Что представляют собой слова автора? Сложное предложение с различными видами связи. - Чем осложнена прямая речь? Обращением. X. Подведение итогов. - Чем мы сегодня на уроке занимались? - Какие термины повторили? - Какие виды разбора сделали? - Какой знак пунктуации в записанном предложении выражает чувства поэта к своей матери? Восклицательный знак. - Какие это чувства? Любви, глубокого уважения, признательности. XI. Домашнее задание. - Написать рассказ о своей маме и выразить в нем свои чувства к ней. |
Морфология
Морфемика
Фонетика |