Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка урока в 5 классе

Краткие прилагательные

Нестерчук Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
ГБОУ гимназии №406
Пушкинского района Санкт–Петербурга

Цель: грамматические особенности кратких прилагательных.

Задачи:

1.     Предметные:

•      различать полные и краткие прилагательные;

•      определять роль кратких прилагательных в предложении;

•      особенности образования, правописания, употребления в речи;

•      правильно произносить краткие прилагательные.

2.     Метапредметные:

•      закрепление навыков правописания ;

•      наблюдение за употреблением кратких прилагательных в речи.

3.     Личностные:

•      учить навыкам самостоятельного анализа нового материала.

Тип урока: изучение нового материала с использованием интерактивной доски.

План урока:

1.     Проверка домашнего задания.

         2..Образование кратких прилагательных.

        3. Морфологические особенности.

4.  Синтаксическая роль.

        5. Правописание кратких прилагательных.

  6.Употребление в речи кратких прилагательных.

Оборудование:

1.     Интерактивная доска с презентацией к уроку.

2.     Индивидуальные карточки

Использованная литература:

1.     Занимательный русский язык Г. Александрова Санкт- Петербург 1997 год.

Ход урока.

1.     Опрос. Слайд 1

·        Из текста домашнего задания назовите все прилагательные с указанием разряда.

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, из охотничьего домика в лес на лыжах - дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея тонкие стволы молодых берез.

Слайд 2 Знание разряда прилагательных  поможет вам при знакомстве с новой темой.

2.     Новый материал. Слайд 3. Текст  с  пропущенными буквами и знаками препинания. Индивидуальные листы.

Писательский труд -  это призвание. Мы знаем, что  Лермонтов прожил короткую жизнь. И удивляемся тому, что он успел создать огромный литературный мир и сделался величайшим русским поэтом. Раннее звучания его стихов завораживает внимательного и чуткого читателя. Талант поэта был широк, ярок, свеж.

·        Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания, составьте пунктуационные схемы, два последних предложения запишите в тетрадь, оставьте место для темы нашего урока.

 

·        Данный текст поможет нам обратиться к новой теме, а приблизит к ней шуточное стихотворение. Слайд 4.

 

У полных прилагательных отчаянье:

Куда – то убежало окончание.

Умчалось, разрешенья не спросив,

Стал смелый смел

Красивый стал красив.

·        Не произошло ли подобное с прилагательными в нашем тексте, которые стали  короче на целое окончание и поэтому получили новое название, подскажите какое?

Краткие.

·        Какова тема урока?

Краткие прилагательные.

·        Найдите в тексте такие прилагательные. Верните им полную форму.

Широк- широкий, ярок- яркий, свеж- свежий. Слайд 5

 

·        А теперь проведем небольшое исследование. Найдите в тексте прилагательные, от которых нельзя образовать краткую форму. Почему?

Вывод. Качественные прилагательные имеют полную и краткую форму, а относительные - только полную.

·        Слайд 6. План. Поговорим о синтаксической роли кратких прилагательных. Разберем последнее предложение текста.

 

Вывод. Краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми.

·        Рассмотрим морфологические особенности кратких прилагательных. Перед вами рисунки. Слайд 7. У каждого ряда свой зверь. Каковы они в сказках по характеру, поведению, поступкам?

ЛИСА

ВОЛК

ЗАЙЦЫ

Хитра

Хитер

Хитры

Льстива

Жаден

хвастливы

Пронырлива

Зол

Трусливы

Ловка

Груб

робки

 

Решение хитро.

 

Можно ли по этой записи определить, как изменяются краткие прилагательные?

Краткие прилагательные изменяются по родам и числа.

·        Какой морфологический признак есть у полного прилагательного, но отсутствует у краткого? Нужен ли он?

Падеж. Краткие прилагательные всегда сказуемые, а они связаны с подлежащим, которое имеет форму именительного падежа.

 

В древности краткие прилагательные изменялись по падежам:

Пошел старик к синю морю,

Неспокойно синее море.

В языке сохранились устойчивые выражения: на босу ногу, по белу свету, от мала до велика.

Слайд 8. Сравнительная таблица полных и кратких прилагательных. Что узнали о кратких прилагательных на уроке?

 

·        В плане осталось самое важное - правописание. От прилагательных хороший, могучий, певучий образуйте краткие формы. На что оканчивается основа? Слайд 9. Комментарий по таблице правописания «ь». В какую часть таблицы определяем новую орфограмму?

 

Лист в тетради делим на две части: слова с мягким знаком и отсутствием «ь». Слайд 10. Выписать слова с шипящими из стихотворения, одновременно ученик с индивидуальной карточкой у доски.

Мелькнуло солнце из-за туч… .

И был горяч… последний луч… .

Стал вечер ясен и хорош… .

Чуть-чуть заметна листьев дрож… .

Бил под горой студеный ключ… .

Цвел ландыш, нежен и пахуч… .

Вдруг вышел на поляну еж… .

Спросить его мне невтерпеж:

«Кому спешишь ты, еж, помоч…?»

Взаимопроверка выполнения работы по слайду 10

Последнее, на что мы должны обратить внимание, - это употребление кратких прилагательных в речи. Прослушайте строчки А.С. Пушкина:

Выходит Петр. Его глаза                    

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры, Он прекрасен.

Он весь, как божия гроза.

·        В каком стиле чаще всего используются краткие прилагательные? Почему?

·        В книжном. Качество обозначения сильнее, ярче, категоричнее.

Итог урока.

Используя материалы нашего занятия, расскажите о кратких прилагательных.

Домашнее задание: написать сочинение - миниатюру «Зимнее утро», используя краткие и полные прилгательные.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»