Методическая разработка урока в 5 классе
Краткие прилагательные
Нестерчук Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
ГБОУ гимназии №406
Пушкинского района Санкт–Петербурга
Цель: грамматические особенности кратких прилагательных.
Задачи:
1. Предметные:
• различать полные и краткие прилагательные;
• определять роль кратких прилагательных в предложении;
• особенности образования, правописания, употребления в речи;
• правильно произносить краткие прилагательные.
2. Метапредметные:
• закрепление навыков правописания ;
• наблюдение за употреблением кратких прилагательных в речи.
3. Личностные:
• учить навыкам самостоятельного анализа нового материала.
Тип урока: изучение нового материала с использованием интерактивной доски.
План урока:
1. Проверка домашнего задания.
2..Образование кратких прилагательных.
3. Морфологические особенности.
4. Синтаксическая роль.
5. Правописание кратких прилагательных.
6.Употребление в речи кратких прилагательных.
Оборудование:
1. Интерактивная доска с презентацией к уроку.
2. Индивидуальные карточки
Использованная литература:
1. Занимательный русский язык Г. Александрова Санкт- Петербург 1997 год.
Ход урока.
1. Опрос. Слайд 1
· Из текста домашнего задания назовите все прилагательные с указанием разряда.
Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, из охотничьего домика в лес на лыжах - дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея тонкие стволы молодых берез.
Слайд 2 Знание разряда прилагательных поможет вам при знакомстве с новой темой.
2. Новый материал. Слайд 3. Текст с пропущенными буквами и знаками препинания. Индивидуальные листы.
Писательский труд - это призвание. Мы знаем, что Лермонтов прожил короткую жизнь. И удивляемся тому, что он успел создать огромный литературный мир и сделался величайшим русским поэтом. Раннее звучания его стихов завораживает внимательного и чуткого читателя. Талант поэта был широк, ярок, свеж.
· Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания, составьте пунктуационные схемы, два последних предложения запишите в тетрадь, оставьте место для темы нашего урока.
· Данный текст поможет нам обратиться к новой теме, а приблизит к ней шуточное стихотворение. Слайд 4.
У полных прилагательных отчаянье:
Куда – то убежало окончание.
Умчалось, разрешенья не спросив,
Стал смелый смел
Красивый стал красив.
· Не произошло ли подобное с прилагательными в нашем тексте, которые стали короче на целое окончание и поэтому получили новое название, подскажите какое?
Краткие.
· Какова тема урока?
Краткие прилагательные.
· Найдите в тексте такие прилагательные. Верните им полную форму.
Широк- широкий, ярок- яркий, свеж- свежий. Слайд 5
· А теперь проведем небольшое исследование. Найдите в тексте прилагательные, от которых нельзя образовать краткую форму. Почему?
Вывод. Качественные прилагательные имеют полную и краткую форму, а относительные - только полную.
· Слайд 6. План. Поговорим о синтаксической роли кратких прилагательных. Разберем последнее предложение текста.
Вывод. Краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми.
· Рассмотрим морфологические особенности кратких прилагательных. Перед вами рисунки. Слайд 7. У каждого ряда свой зверь. Каковы они в сказках по характеру, поведению, поступкам?
ЛИСА |
ВОЛК |
ЗАЙЦЫ |
Хитра |
Хитер |
Хитры |
Льстива |
Жаден |
хвастливы |
Пронырлива |
Зол |
Трусливы |
Ловка |
Груб |
робки |
Решение хитро.
Можно ли по этой записи определить, как изменяются краткие прилагательные?
Краткие прилагательные изменяются по родам и числа.
· Какой морфологический признак есть у полного прилагательного, но отсутствует у краткого? Нужен ли он?
Падеж. Краткие прилагательные всегда сказуемые, а они связаны с подлежащим, которое имеет форму именительного падежа.
В древности краткие прилагательные изменялись по падежам:
Пошел старик к синю морю,
Неспокойно синее море.
В языке сохранились устойчивые выражения: на босу ногу, по белу свету, от мала до велика.
Слайд 8. Сравнительная таблица полных и кратких прилагательных. Что узнали о кратких прилагательных на уроке?
· В плане осталось самое важное - правописание. От прилагательных хороший, могучий, певучий образуйте краткие формы. На что оканчивается основа? Слайд 9. Комментарий по таблице правописания «ь». В какую часть таблицы определяем новую орфограмму?
Лист в тетради делим на две части: слова с мягким знаком и отсутствием «ь». Слайд 10. Выписать слова с шипящими из стихотворения, одновременно ученик с индивидуальной карточкой у доски.
Мелькнуло солнце из-за туч… .
И был горяч… последний луч… .
Стал вечер ясен и хорош… .
Чуть-чуть заметна листьев дрож… .
Бил под горой студеный ключ… .
Цвел ландыш, нежен и пахуч… .
Вдруг вышел на поляну еж… .
Спросить его мне невтерпеж:
«Кому спешишь ты, еж, помоч…?»
Взаимопроверка выполнения работы по слайду 10
Последнее, на что мы должны обратить внимание, - это употребление кратких прилагательных в речи. Прослушайте строчки А.С. Пушкина:
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры, Он прекрасен.
Он весь, как божия гроза.
· В каком стиле чаще всего используются краткие прилагательные? Почему?
· В книжном. Качество обозначения сильнее, ярче, категоричнее.
Итог урока.
Используя материалы нашего занятия, расскажите о кратких прилагательных.
Домашнее задание: написать сочинение - миниатюру «Зимнее утро», используя краткие и полные прилгательные.