Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Развитие орфографической зоркости
на уроках русского языка в 5-х – 9-х классах

Щедрина Жанна Вячеславовна

     Формирование орфографической зоркости (умения видеть орфограмму в слове) и орфографического слуха (умения слышать орфограмму в слове) – основная задача учителя на уроке.

      Орфографический слух – наиболее сложное явление, поэтому первоначально отрабатывается орфографическая зоркость и на этой основе идёт становление умения находить орфограмму в слове на слух.

      Орфографические ошибки всегда рассматривались применительно к отдельным словам и словосочетаниям. Но в реальной учебной речевой деятельности (сочинение, изложение, диктант) учащиеся в качестве минимальной речевой единицы пользуются предложением и, следовательно, нарушают прописные нормы не в отдельных словах и словосочетаниях, а в словах и сочетаниях, имеющих линейную последовательность.

 Выявлена закономерность: распределение орфографических ошибок        сосредоточено в последних словах предложения и в словах-сказуемых.

      Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Но все упражнения нужно проводить целенаправленно, систематически, только тогда может быть положительный результат.

        Для выработки орфографической зоркости упражнения необходимо располагать в определённой последовательности в зависимости сложности и самостоятельности: письмо с проговариванием, списывание, комментированное письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, письмо под диктовку, свободный диктант ,письмо по памяти, творческие работы.

                                                            План.

1.Понятие орфографии, её основные разделы, свойства орфографии и методические выводы.

2.Морфологический характер нашей орфографии (основной принцип русской орфографии: морфологический или фонемно-морфологический ) и вытекающий из него методический принцип аналогии и противопоставления.

3.Психологические основы усвоения орфографии.

          Орфография -  исторически сложившаяся система единообразных написаний, которую принимает и пользует общество. Правило, обеспечивающее единообразие в тех случаях, где возможно написание разное. Это часть науки о языке в его письменной форме, изучающая написанное и устанавливающая единообразное написание.

 Орфография делится на разделы:

1.Обозначение звуков буквами в составе слов и морфем.

2.Слитные, полуслитные и раздельные написания.

3.Употребление прописных и строчных букв.

4.Правила переноса слов.

5.Правила графического сокращения слов.

                                     Свойства орфографии:

1.Орфография обусловлена законами языка.

2.Системность орфографии – (совокупность, взаимосвязь правил).

3.Условность (так принято писать).

4.Парность большинства написаний. Наличие взаимных орфограмм.

                   Из этих свойств русской орфографии вытекают выводы:

I.Орфография должна изучаться на основе фонетики и грамматики.

          Есть минимум фонетических и грамматических умений для изучения орфограмм:

-звуко-буквенный анализ;

-нахождение ударения;

-морфемный состав слова;

-определить способ словообразования;

-знание наречий и их грамматические признаки;

-умение устанавливать связи слов.

II.При изучении отдельных правил следует показывать их взаимосвязь, системность.

III.Приходится много запоминать, потому что много условного.

IV.Необходимо проводить сопоставления смешиваемых правописаний.

V.Поскольку орфография навык -речевой, постольку работа по орфографии должна быть не изолированной, а связана а развитием речи.

Для основного раздела образования обозначение звуков ведущим принципом правописания является морфологический или фонемно-морфологический, т.е.  единообразное написание морфем с проверкой по сильной позиции.

морф. -  красный флаг

неморф. – красной лентой

морф.-  шёл по улице

неморф. – по линии

             приставка

 

приставка

корень

  приставка

   корень       

сдать

сдать

убирал

посмотрел

морф.

фонетич.

неморф.

морф.

Из этого вытекает принцип аналогии: родственные морфемы надо писать одинаково.

            В орфографии большое значение имеет навык. Навыки – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, выработанной в процессе её воспитания. Чтобы выработать навык, надо поставить ребёнка перед такой целью, чтобы орфография сочеталась с развитием речи.

               В обучении орфографии следует опираться на теорию поэтапного формирования умственных действий школьника:

-подготовительный этап – это создание проблемных ситуаций, возбуждение интереса.

-ориентированный – это создание материализма, ориентирования основных действий (алгоритм).

-этап материализованного действия.

-громкоречевой этап.

-речь про себя.

-умственный этап – автоматизация.

Развитие орфографической зоркости.

Орфографическая зоркость – умение обнаружить орфограммы. орфограммы передают буквы, которые в слабой позиции, но могут быть и в сильной. высшая степень развития орфографической зоркости – умение распознавать орфограммы, следовательно, соотнести их с правильными.

Обычно при зрительном восприятии ученики обнаруживают не более 40% орфограмм. Развитию орфографической зоркости способствует методика «Проверяю себя». Если систематически применять эту методику, то повышается развитие зоркости до 70%-90%.Орфографическая зоркость может формироваться быстрее, если ученику даются

 теоретические понятия (орфограммы) ,понятие о слабой и сильной позиции для гласной и согласной.

         Для проверки орфографии нужно подобрать то же слово, родственное с тем же корнем, в котором нужный звук оказывается в сильной позиции:

- в приставке-  собраны;

- в корне– мир;

- в суффиксе – отчизна;

- в окончании – в земле.

         Чтобы правильно написать орфограмму, нужно определить:

1.Передаёт ли орфограмма звук слабой позиции?

да                                      нет

                                              по спец.правилам

2.Соответствует ли основному закону правописания?

да                                                                                            нет

Определили  морфему                                                       Определили морфему

Проверь по сильной   позиции                                          и применили спец.правило

Система работы с орфограммой:

1.Умение обнаруживать орфограммы в зрительно воспринимаемом тексте без пропуска букв.

2.Умение обнаруживать орфограмму на слух.

3.Умение записывать текст с пропуском сомнительных орфограмм.

            Сначала отыскиваем орфограмму в корне – гласную, потом согласную. Орфограмма подчеркивается, и обозначается    дугой.          

Каждый тип орфограммы имеет свои опознавательные признаки. Существуют буквенные и небуквенные орфограммы.           

  Орфограммы букв гласные и их признаки.

1.Гласные безударные; ударные после шипящих и ц; безударные после шипящих и ц – двойная орфограмма. (пример: цирковой, широкий)

2. Согласные глухие и звонкие в конце слов и перед согласной, непроизносимые удвоенные.

3.ь и ь  стечение любого согласного с ( j)

4.Слитно, раздельно, дефисом.

5.Перенос слов.

   Работа над орфографическими правилами.

1.Сиситема в изучении правил.

2.Внимание опознавательным признакам орфограмм.

3.Занимательность. Поэтапная отработка.

4.Учёт вариантов трудностей.

 Орфографический разбор. Его место, виды.

       Каждое новое правило соотносим с разделами орфографии, соотносим с группами орфограмм, с морфемой, с основным принципом русской орфографии.

Частное правило следует сразу давать как часть общего (правописание ь после шипящих).

  Когда начинаем знакомиться с новым правилом, начинаем с опознавательных признаков.

Правило на правописание з-с в   приставках  : (безвкусный – бесшумный)

Опознавательный признак  орфограмм – стечение согласных познавательных признаков.

На уроках изучения орфографического правила обращаться к учебнику. Выделяем норму, составляем алгоритм и обязательно анализируем образец письма.

Далее тренируем по алгоритму:

1. Письмо с пропуском орфограмм.

2.Подбираем родственные слова.

4.Определяем начало согласного корня, вписывается буква.

5.Проверка.

3.Выделяем корень.

Виды орфографического разбора:

1.По способу выполнения.

2.по времени объяснения (предварительно, последующий).

3.По полноте (тематический, полный, выборочный).

5.По языковому материалу (отдельные слова, словосочетания, предложения, анализ      текста).

       Также необходимо развитие слуха, развитие навыков морфологического анализа и развитие словарного запаса учащихся.

1. Слова из 2-3 слогов с ясной для учащихся семантикой проверяется изменением формы (носить – носит, трава – травы) или родственным словом , равным корню (зелёный – зелень, кормить – корм)

2.Слова-омофоны или слова с корнями-омофонами (развивался – развевается, старожил – сторожил); их надо брать в контексте.

3.Безударные  после шипящих и ц  (шиповник, шептать, шестёрка, цепочка)

4.Труднопроверяемые слова .

             Для усвоения правописания полезны обозначения схемы без конкретных лексических значений:

1. приставка:  во    –   суффикс: ых

2. приставка : по  -      суффикс:  ому

3. приставка: по –         суффикс:  и

4. приставка:  кое-

5. суффиксы:    –  нибудь,  то,  либо

6.  еле-еле  и др.

                                     Особо трудные случаи:

- приставка в наречиях;

- различные части речи с не и приставка не;

- правописание сложных слов;

           Приставка в наречиях труднонаписуема, т.к.- приставка в наречиях пишется раздельно, напр: в обнимку, без устали, до отказа., за границей, в насмешку, на лету.

          Для распознавания слитного и раздельного написания нужен алгоритм: слово + слово с приставкой не создаёт антоним.

понимание       -          непонимание

охотно            -             неохотно

Когда нельзя подобрать синоним, его можно заменить близким по значению выражением.

Антоним с не иногда является словарным ( активный – неактивный ).

Антоним могут иметь с приставкой   - не  не только качественные прилагательные, но и относительные прилагательные-термины.

Например:   возвратное - невозвратное

Раздельному написанию приставки   -не  с прилагательными способствуют зависимые слова с  ни. Это приставка. ( Ни с чем не сравнимый  /причастие/,но никем непобедимый.

Слитно пишутся прилагательные и причастия, не имеющие зависимых слов со значением степени качества.  ( слишком независимое, крайне не обдуманное)

Целесообразно использовать обобщающие таблицы на этапе закрепления, умене применять их при проверочных работах.

                                   Е - И в безударных личных окончаниях глаголов

                                                     неопределённая форма

на  -ить(кромебрить, стелить)                                                                  остальные

7 на– еть

4 на – ать

 

IIспряжение                                                                                                        Iспряжение

 и                                                                                                                            е

Показаны те опорные точки орфографического правила, которые учащиеся должны твёрдо знать, чтобы свободно рассуждать о написании  и-е  в окончаниях глаголов.

                                      Правописание приставок

                                          1.Найти приставку.

                                          2. Определить её группу.

 

неизменяемое                                              на     з-с                                                  при-,   пре-

Три группы приставок. Учащиеся свободно пользуются правилами правописания не только неизменяемых приставок (материал начальных классов), но и правилами написания  з-с в приставках. Кроме того, они уже будут знать, что групп приставок в русском языке три.

       Примеры:

                                            Выборочный диктант, проводимый в 7 классе.

Выписать краткие страдательные причасти. Обозначить суффиксы. Объяснить их правописание.

1. Заседание кружка посвящено творчеству Т.Г.Шевченко. 2. Эта история рассказана очевидцем. 3.Чародейкою-зимою околдован лес стоит. 4. На жилищное строительство отпущено значительно больше средств, чем в прошлом году. 5.В окрестностях приморского города построен ряд санаториев, больниц и грязелечебниц.

         Выборочный диктант требует от учащихся большого умственного напряжения, мобилизации, внимания и знания. Этот диктант является одним из самых активных приёмов обучения орфографии. Экономичный во времени он даёт возможность приучить школьников быстро схватывать особенности звукового и морфологического состава слова и уже в ходе чтения учителя отбирать на слух нужное. Это следующая ступень самостоятельности учащихся.

       При написании творческого диктанта учащиеся по заданию вставляют в диктуемый текст определённые слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов и письменно или устно объясняют соответствующие орфограммы. При этом у учащихся вырабатывается навык применять орфографические правила в условиях, когда приходится думать о содержании и грамматическом оформлении предложения.

Творческий диктант для 7 класса.

1. Образовать наречия от прилагательных с одной и двумя буквами н.

           Медленный, болезненный, временный, путаный, ветреный, торжественный, искусственный, бешеный, рьяный, беспрестанный, безукоризненный, туманный, организованный, испуганный, необузданный, легкомысленный, нарядный, напрасный, любезный, неугомонный, воспитанный, рассеянный, пасмурный, искренний, осторожный.

2. Образовать наречия. Обозначить  ударение. Указать орфограмму «Буквы о,е после ж,ч,ш,щ на конце наречий»

Хороший – хорошо; певучий – певуче.

Окончательное усвоение учебного материала, когда созревает возможность и необходимость при обучении выполнять разнородные задачи, чтобы довести орфографические действия учащихся до уровня навыка, творческого использования знаний и умений.

Виды упражнений:

1. Записать слова в две колонки: а) с О  2) с Е,Ё после щипящих и Ц.

 Побереж….шь, больш….й, жж..т, печ,,,шь, увлеч…т, шоф…р, ш…колад, испеч…м, сеч…т.

Туч…й, птиц…й, лиц…м, хорош…го, ш…лковый,  ч…рный, ш…рох, ш…рстка, рыж…му, границ…й.

2. Записать под диктовку в две колонки слова а) с ь после шипящих; 2) без ь.

         Чувствуешь, дрожь. молодёжь, горяч, беречь, похож, грач, развлечь, шипуч, помощь, матч, свеж, печь, семь задач, пожалеешь, нет пожарищ, хорош, трубач, сделаешь, живуч, рожь, линюч, дичь, помочь, лечь, луч, училищ, дочь, роскошь, сжечь, жгуч, блестящ, царевич, отрежь.

3. Записать слова под диктовку.

Бе…цветный, ра…порядок, бе…вкусный, …делать, и…лагать, бе… шума, ра…цвет, …бегать, и….бить, …доровье, ни…ший, ра…чесать, ко…ба, бе…шумный, бе… цели, …беречь, ра…ширить, ни…кий, сколь…кий, пол…ти, про…ба, и…печь, …дешний, всколь…ь.

Из продиктованных предложений выписать глаголы, графически обозначить в них орфограммы:

                                                             Летом.

           Приятно летом пойти в лес за грибами или за земляникой. Отправляешься ранним утром. Идёшь по росистому лугу,  а за тобой тянется тёмный след. По телу пробегает лёгкая дрожь. Но вот поднимается заря. Сейчас тёплый свет хлынет на поля. Заискрятся росинки, застрекочут кузнечики, запахнет кашкой. В безоблачном небе зальётся весёлыё жаворонок.

           В лесу тихо, только щебечут птицы. Ты не пропустишь старых берёз на поляне и ёлок на опушке леса. Здесь всегда прячутся белые грибы. Увидишь один – смотришь и другой  просится в корзину. Всё зависит от твоей зоркости. Вот в густой траве под берёзками толпятся коричневые подберёзовики на высоких ножках, а дальше целая цепочка оранжевых лисичек.

            Такие проверочные работы завершают процесс систематизации и обобщения знаний, соответствуют этапу воспроизведения их в свёрнутом виде, этапу сформированности прочного орфографического навыка.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»