Конспект урока в 5 классе
Чередование гласных а-о в корнях лаг-лож
Шатковская Ирина Гарриевна,
учитель русского языка ГБСКОУ школы №3
Санкт-Петербурга
Цель: познакомить учащихся с правописанием чередующихся гласных в корнях ЛАГ-ЛОЖ
Задачи: обучающая - научить детей применять изученное правило в словах на данную орфограмму
развивающая – способствовать развитию логического мышления, памяти; обогащать словарный запас
воспитывающая – бережное отношение к языку, аккуратность, умение работать в паре
Тип урока: сообщение новых знаний
Тип урока по содержанию: орфография
Ход урока:
- Организационный момент
- Повторение изученного материала
а) словарный диктант с комментарием (угадать слово и правильно его записать)
-народное празднество с шествием, уличным маскарадом (карнавал)
- впечатление от чего-нибудь неожиданного, странного, непонятного (удивление)
- цифра, изображающая число один/ самая низкая школьная отметка (единица)
-условное изображение какого-нибудь предмета, понятия (эмблема)
-находящийся, расположенный в центре чего-нибудь (центральный)
-человек, который помогает кому-нибудь в чем-нибудь (помощник)
- древний, сохранившийся с давних времен ( старинный)
3. Подготовка к восприятию нового
-Посмотрите еще раз на записанные слова. На какие две группы их можно разделить? (обратим внимание на безударные гласные)
-Назовите слова, в которых безударные гласные проверяются ударением. А какие слова отнесем в другую группу?
ð есть безударные гласные, проверяемые ударением и не проверяемые ударением.
-Существует еще одна группа безударных гласных. Это чередующиеся гласные. Почему они так названы? В этих корнях гласные проверить ударением нельзя, т.к. под ударением одна гласная, а без ударения другая (происходит чередование). Написание этих гласных зависит от определенных условий. Таких условий много. Сегодня мы с вами поговорим лишь об одном. Давайте попробуем вместе выявить это условие и сформулировать правило.
4. Этап наблюдения
-Посмотрите на доску и прочитайте записанные слова: предлОжение
излАгать
улОжить
слАгаемое
- Какие корни здесь выделены? Что происходит с гласными в корнях? Подумайте и скажите, от чего зависит написание гласной в корне? (от согласного, стоящего за ней).
- Попробуйте сформулировать правило (дети воспроизводят правило)
-Давайте проверим, верно ли мы сформулировали правило. Откройте учебники на с.175, прочитайте правило. (запись в теоретическую тетрадь). Обратите внимание на графическое обозначение орфограммы. (коллективное проговаривание правила)
5. Объявление темы и целей урока (дети формулируют самостоятельно)
6. Первичное закрепление материала
а) комментированный диктант (упражнение для наблюдения)
б) диктант с сигнальными карточками
записать прилагательное, занимать высокое
положение, уменьшить слагаемое, закончить изложение, полагаться на друзей, положить на стол
(1-дети записывают словосочетания, выполняют графический комментарий; 2-проверяем диктант, используя сигнальные карточки с буквами А-О)
в) разгадывание кроссворда в парах (раздаточный материал)
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вопросы: 1. прибавить одно число к другому (сложение)
2. синоним слов пересказ (изложение)
3. бывает сложное и простое (предложение)
4. название одного из чисел при сложении (слагаемое)
5. часть речи, которая обозначает признак предмета (прилагательное)
7. Домашнее задание
8. Подведение итогов, оценивание.
9. Рефлексия