Методическая разработка урока русского языка для 6 класса
с использованием рейтинговой накопительной системы оценивания
Деепричастный оборот
Николаева Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии №505
Красносельского района Санкт-Петербурга
Тип урока: объяснение нового материала, 1 академический час
Цели урока:
Знание: уметь находить деепричастия, образовывать деепричастия от глаголов, деепричастные обороты.
Понимание: находить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, объясняя их постановку.
Применение: уметь выбирать грамматически правильное продолжение предложения, исправлять ошибки в построении предложение с деепричастным оборотом.
Анализ: уметь выполнять синтаксический разбор предложения, осложненного обособленным определением, выраженным деепричастным оборотом.
Синтез: уметь составлять по картине предложения с деепричастным оборотом, рассказ по картине, включая предложения с деепричастным оборотом.
Оценка: уметь оценивать орфографические и пунктуационные умения
Оборудование:
- Учебник по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской
- Раздаточный материал
- Технологическая карта урока
- Рабочая карта
План урока:
1. Организационный момент 1 мин
2. Сообщение темы и цели урока 1 мин
3. Ознакомление с технологической картой урока 3 мин
4. Обобщение изученного
А) Первый этап (знание) 3 мин
Б) Второй этап (понимание) 7 мин
В) Третий этап (применение) 10 мин
Г) Четвертый этап (анализ) 8 мин
Д) Пятый этап (синтез) 10 мин
5. Итог урока 2 мин
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, сегодня мы приступаем к изучению темы «Деепричастный оборот».
В течение урока вы будете выполнять различные задания, которые в зависимости от сложности будут оцениваться определенным количеством баллов. Работа на уроке будет оценена по сумме набранных баллов.
3. Ознакомление с технологической картой урока.
- Рассмотрите технологическую карту урока, напишите в специальной строке свою фамилию и имя.
- Прочитайте, какое максимальное количество баллов можно набрать за урок.
- Ознакомьтесь с тем, как набранный балл переводится в отметку.
4. Обобщение изученного.
А) Первый этап (знание).
- Дайте определение деепричастия. От какой части речи образуется деепричастие?
Каким способом? Сегодня мы приступаем к изучению деепричастного оборота. Вспомните, что называется причастным оборотом? Что мы назовем деепричастным оборотом?
- Прочитайте задания ПЕРВОГО этапа. Посмотрите, сколько баллов можно получить за каждое. Выберите то, которое вам по силам. Выполните его на распечатках.
(Проверка правильности выполнения)
- В технологической карте урока в графе «Мои баллы» впишите заработанный вами балл.
Б) Второй этап (понимание).
- ВТОРОЙ этап покажет, насколько хорошо вы понимаете тему.
- Прочитайте задания. Посмотрите в технологической карте, как оценивается каждое. Выберите, какое задание вы будете выполнять. Выпишите номера предложение, в которых употреблен деепричастный оборот, и расставьте знаки препинания.
(После выполнения задания выполняется фронтальная проверка).
- Впишите в технологическую карту те баллы, который заработали вы.
В) Третий этап (применение).
- ТРЕТИЙ этап покажет, как хорошо вы умеете применять знания на практике.
- Ознакомьтесь с заданиями. Посмотрите в технологической карте, как оцениваются эти задания. Выберите то задание, которое вы можете выполнить.
(Выполняется взаимопроверка. Ученики называют грамматически правильное продолжение предложения, аргументируя свой выбор, исправляют ошибки в построении предложений, объясняют постановку знаков препинания. Анализ ошибок).
- Впишите полученные баллы в технологическую карту.
Г) Четвертый этап (анализ).
- При выполнении заданий этого этапа вам надо будет проанализировать предложенное предложение, выполнить его синтаксической разбор, аргументировать ответ.
- Прочитайте задания, посмотрите в технологической карте, сколько баллов ставится за каждое. Выберите посильное для себя задание.
(Выполняется фронтальная проверка).
Д) Пятый этап (синтез).
- На этом этапе урока вам надо самим составить по картине предложения или связный рассказ, включив в предложения деепричастные обороты.
-Прочитайте задания. Посмотрите в Технологической карте, как они оцениваются. Выберите то задание, которое вы будете выполнять.
(При проверке получившиеся предложения и тексты зачитывают по два человека. Тот, кто ответил, вписывает свои баллы в Технологическую карту и подсчитывает общий балл. У всех учеников собираю рабочие карты, технологические карты урока, проверяю работу, выставляю баллы.)
5. Итог урока.
- Какую тему изучали сегодня на уроке?
- Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения:
1. Было трудно…
2. Было интересно…
3. Теперь я могу…
4. Я бы хотел…
(Ученики зачитывают получившиеся предложения, оценивая свою деятельность на уроке, высказывая впечатления.)
Рабочая карта учени…
Тема урока «Деепричастный оборот»
Этап 1 (знание)
Задание 1
Образуйте от глаголов деепричастия с помощью суффиксов –я, -в. Добавьте к деепричастиям зависимое слово (зависимые слова).
Собирать_____________________________________________
Протереть____________________________________________
Замереть_____________________________________________
Отпирать_____________________________________________
Задание 2
Найдите деепричастия. Добавьте к деепричастиям зависимое слово (зависимые слова). К каким частям речи относятся все слова?
Играючи_____________________________________________
Заигравшийся_________________________________________
Играю_______________________________________________
Играя________________________________________________
Выиграв_____________________________________________
Заигранная___________________________________________
Этап 2 (понимание)
Задание 1
Выпишите номера предложений, в которых употреблен деепричастный оборот. Обозначьте границы деепричастного оборота.
- Он шёл, насвистывая какую-то песенку.
- Из дома вышел человек и направился к машине.
-
Человек, вышедший из дома, направился к машине.
- Выйдя из дома, человек направился к машине.
Задание 2
Выпишите номера предложений, в которых употреблен деепричастный оборот. Расставьте знаки препинания, графически объясните их постановку.
- Блеснула яркая молния и раздался удар грома.
- Не узнав горя не узнаешь и радости.
-
Много тайн хранят леса опалённые войной.
- Снег падал на землю покрывая ее пушистым ковром.
Этап 3 (применение)
Задание 1
Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Запишите полученное предложение. Объясните постановку знаков препинания.
Отдавая тепло сердца,
на душе появляется радость.
человек обретает душевную красоту.
мир ответит тем же.
возникают ростки светлых надежд.
Задание 2
Исправьте ошибки в построении предложений. Запишите получившиеся предложения. Объясните постановку знаков препинания.
Прочитав рассказ, он показался мне грустным.
__________________________________________________________________
Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш.
__________________________________________________________________
Подходя к лесу, мне стало холодно.
__________________________________________________________________
Этап 4 (анализ)
Задание 1
Выполните синтаксический разбор предложения.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
Задание 2
Вставьте пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложения.
Ск..льзя по утре(н, нн)ему снегу
Друг милый пр..дадимся бегу
(Не)терпеливого коня…
__________________________________________________________________
Этап 5 (синтез)
Рассмотрите цветную вклейку №16 – юмористические рисунки художника Н.Радлова. Выберите одну из историй.
Задание 1
Составьте 3-5 предложений по рисункам, включив в них деепричастные обороты.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2
Составьте небольшой рассказ (3-5 предложений) по рисункам, включив в предложения деепричастные обороты.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения:
Было трудно____________________________________________________________
Было интересно__________________________________________________________
Теперь могу______________________________________________________________
Я бы хотел_____________________________________________________
Технологическая карта урока «Деепричастный оборот»
Фамилия, имя_______________________________________________________________
Первый этап
|
баллы |
мои баллы |
примечания |
Я могу образовать от глаголов деепричастия и добавить к ним зависимое слово |
1 |
|
|
Я могу отличить деепричастия от других частей речи, образовать деепричастные обороты, определить, к какой части речи относятся слова |
3 |
|
|
Второй этап
|
баллы |
мои баллы |
примечания |
Я могу найти предложения с деепричастным оборотом, обозначить границы деепричастного оборота |
2 |
|
|
Я могу выписать номера предложений с деепричастным оборотом, правильно расставить знаки препинания |
3 |
|
|
Третий этап
|
баллы |
мои баллы |
примечания |
Я выбрал грамматически правильное продолжение предложения, объяснил постановку знаков препинания |
2 |
|
|
Я исправил ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами |
4 |
|
|
Четвертый этап
|
баллы |
мои баллы |
примечания |
Я правильно выполнил синтаксический разбор предложения |
2 |
|
|
Я правильно вставил пропущенные буквы, расставил недостающие знаки препинания. Я выполнил синтаксический разбор предложения |
4 |
|
|
Пятый этап
|
баллы |
мои баллы |
примечания |
Я составил 3-5 предложений по рисункам, включив в них деепричастные обороты |
3 |
|
|
Я составил небольшой рассказ (3-5 предложений) по рисункам, включив в предложения деепричастные обороты |
5 |
|
|
Максимальное количество баллов за урок - 19