Формы работы по усвоению написания слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением
Хлынова Валентина Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 561
Калининского района Санкт-Петербурга
Словарная работа – это не эпизод, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка с 1 по 11 класс. Прочное усвоение написания слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением, достигается путём частого их употребления в различных заданиях и упражнениях. Чем богаче словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Работая с детьми с задержкой психического развития, у которых созревание организма и развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия), речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит неравномерно, и в замедленном темпе, могу позволить себе охарактеризовать некоторые особенности их развития. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание и т.д.) не позволяет детям полноценно осуществлять рутинную и напряжённую учебную деятельность – быстро устают. Но эти явления при помощи взрослого компенсируются. Ведущей остаётся игровая мотивация. Первой ступенью к выработке навыка правописания безударных гласных в корне слова является умение определять ударение и выделять безударную гласную. Это должно быть хорошо сформировано в период обучения грамоте, который позволяет заложить основы для воспитания орфографической зоркости учащихся. Знакомство и заучивание слов с непроверяемыми безударными гласными происходит также в период обучения грамоте. Предлагаю некоторые упражнения и игры, которые стимулируют учащегося справиться с поставленной задачей.
Собери буквы в слова
о у
ц с р е е
а и ж д
т л н н ы
й
столица дежурный
р а т
о ь е
л ф ы к
картофель
Собери слоги в слова
воч |
де |
ка |
ки |
ва |
лен |
су |
нок |
ри |
девочка валенки рисунок
Расставь буквы так, чтобы получились слова, обозначающие животных (птиц, растений, учебные вещи и.т. д.)
а к а с б о д е м ь д е в
собака медведь
а ц я з
заяц
Убери слог, чтобы получилось слово
Менасяц, ситарень, даулица, посурада.
Допиши слог, чтобы получилось слово
----мидор ----ревня
----мон ----роз
----герь ----рова
Спиши слова. Составь и запиши слова из выделенных слогов.
Сапоги, горох, одежда, погода.
Огурец, сирень, комната, осина.
Магазин, земляника, ракета, газета
Из каких слов выпали гласные?
- ч-н-к (ученик) -бл-к- (яблоко)
с-л-м- (солома) д-р-г- (дорога)
п-н-д-льн-к (понедельник)
Спиши. Подчеркни слова, где спрятались ноты.
Комната, ягода, ребята, багаж, дорога, земляника, автомобиль, помидор, экскурсия, деревня.
Цепочки:
завтрак, квартира, арбуз, завод, деревня, яблоко, октябрь,….
Впиши пропущенные буквы так, чтобы в каждой строке получились слова из словаря.
|
О |
|
О |
|
|
|
|
О |
|
О |
|
|
|
|
О |
|
О |
|
|
|
|
О |
|
О |
|
|
|
(Корова, погода, борона, соловей )
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
(Болото, золото, молоко, долото, логово.)
|
е |
|
е |
|
|
|
|
е |
|
е |
|
||
|
е |
|
е |
|
|
|
|
е |
|
е |
|
|
|
|
е |
|
е |
|
|
|
|
е |
|
е |
|
|
|
( Север, ветер, мебель, семена, деревня, серебро.)
Дополни предложения по смыслу.
Во дворе каркает -------- и чирикает-------. На -------- мы купили-------- на поезд. В класс вошла-------. По скользкой------едет ------.(Ворона, воробей, вокзале, билет, учительница, дороге, автомобиль.)
Угадай, что это ?
Коллективное посещение музея, выставки- (Экскурсия.)
Буквы, стоящие в определённом порядке- (Алфавит.)
Изображение красками на холсте окружающего мира-(Картина)
Кто это делает ?
Лает-----
Мычит-----
Каркает------
Кукарекает-----
Стрекочет------
Чирикает------
Допиши название животного.
Болтлив как сорока .
Пуглив как заяц .
Ответь на вопрос одним словом.
Кто следит за чистотой в классе? (Дежурный )
Кто трудится на заводе ?( Рабочий.)
Выборочный диктант. Запиши слова с непроверяемой безударной гласной в корне.
Колхоз собрал хороший урожай пшеницы. Пенал, карандаш, тетрадь- учебные вещи. Под берёзой сидит заяц-беляк. На школьном огороде растут морковь, капуста, огурцы, помидоры.
Выпиши слова с ударением на первый слог (на 2 или 3)
Молоко, капуста, сахар, молоток, завтрак, картина.
Выпиши сначала слова, в которых правильно поставлено ударение, а потом те, в которых ударение поставлено неверно.
Дорога, магазин, багаж, портфель, президент, договор.
К данным словам подбери однокоренные слова.
Чёрный, -------
Земляника, ------
Дорога, ------
Составление небольших рассказов с опорой на слова по темам:
« Варим борщ.» (капуста, помидоры, картофель, морковь)
«В библиотеке»( библиотека, алфавит, портрет, абонемент, автор )
«Моя квартира»( комната, коридор,кровать,диван,кровать, мебель, телефон )
«В поле» (овёс, ветер, пшеница,трактор, урожай, солома )
Отгадай и запиши отгадки.
Круглый да гладкий он рос не на грядке. На ветке висел. На солнышке зрел. Белка нашла и в дупло принесла. (Орех.)
Привязан кустик к колышку, на кустике шары. Бока, подставив солнышку, краснеют от жары. (Помидоры.)
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. ( Месяц.)
И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. ( Иней )
Жидкое, а не вода. Белое, а не снег. (Молоко.)
Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она при закреплении материала, в частности важнейших орфограмм.
Кроссворд 1.
|
1 |
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
4 |
|
|
|
6 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
1. То он- блин, то он- клин, ночью на небе один. (Месяц)
2 Сам худ, голова с пуд. (Молоток)
3 Растёт на грядке зелёная ветка, а на ней красные детки. (Помидоры)
По вертикали:
4 Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Мороз)
5 Всегда шагаем мы вдвоём, похожие, как братья. Мы за обедом под столом, а ночью под кроватью. (Сапоги.)
6 В лесу кланяется, придёт домой растянется. (Топор.)
Кроссворд 2.
|
9 |
|
|||||||||
|
1 |
|
|
|
|||||||
|
8 |
|
|
|
|
|
|||||
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||||||||
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|||||||
По горизонтали:
1 Когда чёрен, куслив и проворен. Как покраснеет, то присмиреет. (Рак.)
2 Волшебная коробочка есть у меня. Кнопки нажимаю и слышу друга я. (Телефон.)
3 Два братца через дорогу живут,а друг друга не видят. (Глаза.)
4 Одной рукой всех встречает, а другой провожает. (Дверь.)
5 Круглые мальчики живут в зелёном чуланчике. (Горох.)
6 Рукавом махнул- все деревья и кусты согнул. (Ветер.)
По вертикали:
7 Толстый тонкого побьёт, тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток.)
8 Иду я в воду красным, а, из воды чернею. (Железо.)
9 С подругами и сёстрами она приходит к нам. Рассказы, вести, новости приносит по утрам. (Газета.)
10 Сама пёстрая, ест зелёное, а даёт белое. (Корова.)
11 Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.)
Ребусы.
У Й Урожай
ком
та 40 а
Комната Сорока.
100 К
У Восток
Улица
Аяц ДО
Заяц Дорога
Р 1 а
Родина м Р
м и
Помидор
КОА ро кро
Корова ТЬ
Кровать
и
а
Горизонт.
О=е
НЯ
Деревня
При работе с учебником даются разного рода задания для частого написания слов из словаря. Учащиеся выписывают названия птиц, месяцев, дней недели, учебные вещи, названия деревьев, домашних животных, транспорта и др., а также слова с мягким знаком на конце слова, существительные женского рода (мужского рода, среднего рода), одушевлённые, неодушевлённые существительные, подбирают к словам антонимы и синонимы и т.д.. Это далеко не полный перечень различных видов заданий, используемых в целях прочного усвоения слов из словаря (с непроверяемой безударной гласной в корне) и в комплексе способствующие расширению словарного запаса, абстрактного мышления, воспитывающие орфографическую зоркость ребёнка.
Формы работы по усвоению написания слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением.
_________________________________________________________________
________________________________
В.А. Хлынова,
учитель начальных классов,
ГБОУ школа № 561
Калининского района, СПб
______________________________
Словарная работа – это не эпизод, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка с 1 по 11 класс. Прочное усвоение написания слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением, достигается путём частого их употребления в различных заданиях и упражнениях. Чем богаче словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Работая с детьми с задержкой психического развития, у которых созревание организма и развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия), речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит неравномерно, и в замедленном темпе, могу позволить себе охарактеризовать некоторые особенности их развития. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание и т.д.) не позволяет детям полноценно осуществлять рутинную и напряжённую учебную деятельность – быстро устают. Но эти явления при помощи взрослого компенсируются. Ведущей остаётся игровая мотивация. Первой ступенью к выработке навыка правописания безударных гласных в корне слова является умение определять ударение и выделять безударную гласную. Это должно быть хорошо сформировано в период обучения грамоте, который позволяет заложить основы для воспитания орфографической зоркости учащихся. Знакомство и заучивание слов с непроверяемыми безударными гласными происходит также в период обучения грамоте. Предлагаю некоторые упражнения и игры, которые стимулируют учащегося справиться с поставленной задачей.
Собери буквы в слова
о у
ц с р е е
а и ж д
т л н н ы
й
столица дежурный
р а т
о ь е
л ф ы к
картофель
Собери слоги в слова
воч |
де |
ка |
ки |
ва |
лен |
су |
нок |
ри |
девочка валенки рисунок
Расставь буквы так, чтобы получились слова, обозначающие животных (птиц, растений, учебные вещи и.т. д.)
а к а с б о д е м ь д е в
собака медведь
а ц я з
заяц
Убери слог, чтобы получилось слово
Менасяц, ситарень, даулица, посурада.
Допиши слог, чтобы получилось слово
----мидор ----ревня
----мон ----роз
----герь ----рова
Спиши слова. Составь и запиши слова из выделенных слогов.
Сапоги, горох, одежда, погода.
Огурец, сирень, комната, осина.
Магазин, земляника, ракета, газета
Из каких слов выпали гласные?
- ч-н-к (ученик) -бл-к- (яблоко)
с-л-м- (солома) д-р-г- (дорога)
п-н-д-льн-к (понедельник)
Спиши. Подчеркни слова, где спрятались ноты.
Комната, ягода, ребята, багаж, дорога, земляника, автомобиль, помидор, экскурсия, деревня.
Цепочки:
завтрак, квартира, арбуз, завод, деревня, яблоко, октябрь,….
Впиши пропущенные буквы так, чтобы в каждой строке получились слова из словаря.
|
О |
|
О |
|
|
|
|
О |
|
О |
|
|
|
|
О |
|
О |
|
|
|
|
О |
|
О |
|
|
|
(Корова, погода, борона, соловей )
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
|
о |
(Болото, золото, молоко, долото, логово.)
|
е |
|
е |
|
|
|
|
е |
|
е |
|
||
|
е |
|
е |
|
|
|
|
е |
|
е |
|
|
|
|
е |
|
е |
|
|
|
|
е |
|
е |
|
|
|
( Север, ветер, мебель, семена, деревня, серебро.)
Дополни предложения по смыслу.
Во дворе каркает -------- и чирикает-------. На -------- мы купили-------- на поезд. В класс вошла-------. По скользкой------едет ------.(Ворона, воробей, вокзале, билет, учительница, дороге, автомобиль.)
Угадай, что это ?
Коллективное посещение музея, выставки- (Экскурсия.)
Буквы, стоящие в определённом порядке- (Алфавит.)
Изображение красками на холсте окружающего мира-(Картина)
Кто это делает ?
Лает-----
Мычит-----
Каркает------
Кукарекает-----
Стрекочет------
Чирикает------
Допиши название животного.
Болтлив как сорока .
Пуглив как заяц .
Ответь на вопрос одним словом.
Кто следит за чистотой в классе? (Дежурный )
Кто трудится на заводе ?( Рабочий.)
Выборочный диктант. Запиши слова с непроверяемой безударной гласной в корне.
Колхоз собрал хороший урожай пшеницы. Пенал, карандаш, тетрадь- учебные вещи. Под берёзой сидит заяц-беляк. На школьном огороде растут морковь, капуста, огурцы, помидоры.
Выпиши слова с ударением на первый слог (на 2 или 3)
Молоко, капуста, сахар, молоток, завтрак, картина.
Выпиши сначала слова, в которых правильно поставлено ударение, а потом те, в которых ударение поставлено неверно.
Дорога, магазин, багаж, портфель, президент, договор.
К данным словам подбери однокоренные слова.
Чёрный, -------
Земляника, ------
Дорога, ------
Составление небольших рассказов с опорой на слова по темам:
« Варим борщ.» (капуста, помидоры, картофель, морковь)
«В библиотеке»( библиотека, алфавит, портрет, абонемент, автор )
«Моя квартира»( комната, коридор,кровать,диван,кровать, мебель, телефон )
«В поле» (овёс, ветер, пшеница,трактор, урожай, солома )
Отгадай и запиши отгадки.
Круглый да гладкий он рос не на грядке. На ветке висел. На солнышке зрел. Белка нашла и в дупло принесла. (Орех.)
Привязан кустик к колышку, на кустике шары. Бока, подставив солнышку, краснеют от жары. (Помидоры.)
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. ( Месяц.)
И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. ( Иней )
Жидкое, а не вода. Белое, а не снег. (Молоко.)
Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она при закреплении материала, в частности важнейших орфограмм.
Кроссворд 1.
|
1 |
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
4 |
|
|
|
6 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
1. То он- блин, то он- клин, ночью на небе один. (Месяц)
2 Сам худ, голова с пуд. (Молоток)
3 Растёт на грядке зелёная ветка, а на ней красные детки. (Помидоры)
По вертикали:
4 Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Мороз)
5 Всегда шагаем мы вдвоём, похожие, как братья. Мы за обедом под столом, а ночью под кроватью. (Сапоги.)
6 В лесу кланяется, придёт домой растянется. (Топор.)
Кроссворд 2.
|
9 |
|
|||||||||
|
1 |
|
|
|
|||||||
|
8 |
|
|
|
|
|
|||||
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||||||||
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|||||||
По горизонтали:
1 Когда чёрен, куслив и проворен. Как покраснеет, то присмиреет. (Рак.)
2 Волшебная коробочка есть у меня. Кнопки нажимаю и слышу друга я. (Телефон.)
3 Два братца через дорогу живут,а друг друга не видят. (Глаза.)
4 Одной рукой всех встречает, а другой провожает. (Дверь.)
5 Круглые мальчики живут в зелёном чуланчике. (Горох.)
6 Рукавом махнул- все деревья и кусты согнул. (Ветер.)
По вертикали:
7 Толстый тонкого побьёт, тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток.)
8 Иду я в воду красным, а, из воды чернею. (Железо.)
9 С подругами и сёстрами она приходит к нам. Рассказы, вести, новости приносит по утрам. (Газета.)
10 Сама пёстрая, ест зелёное, а даёт белое. (Корова.)
11 Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.)
Ребусы.
У Й Урожай
ком
та 40 а
Комната Сорока.
100 К
У Восток
Улица
Аяц ДО
Заяц Дорога
Р 1 а
Родина м Р
м и
Помидор
КОА ро кро
Корова ТЬ
Кровать
и
а
Горизонт.
О=е
НЯ
Деревня
При работе с учебником даются разного рода задания для частого написания слов из словаря. Учащиеся выписывают названия птиц, месяцев, дней недели, учебные вещи, названия деревьев, домашних животных, транспорта и др., а также слова с мягким знаком на конце слова, существительные женского рода (мужского рода, среднего рода), одушевлённые, неодушевлённые существительные, подбирают к словам антонимы и синонимы и т.д.. Это далеко не полный перечень различных видов заданий, используемых в целях прочного усвоения слов из словаря (с непроверяемой безударной гласной в корне) и в комплексе способствующие расширению словарного запаса, абстрактного мышления, воспитывающие орфографическую зоркость ребёнка.