Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формы работы по усвоению написания слов с безударными гласными, не проверяемыми  ударением

Хлынова Валентина Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 561
Калининского района Санкт-Петербурга

Словарная работа – это не эпизод, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка с 1 по 11 класс. Прочное усвоение написания слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением, достигается путём частого их употребления в различных заданиях и упражнениях. Чем богаче словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Работая с детьми с задержкой психического развития, у которых созревание организма и развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия), речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит неравномерно, и в замедленном темпе, могу позволить себе охарактеризовать некоторые особенности их развития. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание и т.д.) не позволяет детям полноценно осуществлять рутинную и напряжённую учебную деятельность – быстро устают. Но эти явления при помощи взрослого компенсируются. Ведущей остаётся игровая мотивация.        Первой ступенью к выработке навыка правописания безударных гласных в корне слова является умение определять ударение и выделять безударную гласную. Это должно быть хорошо сформировано в период обучения грамоте, который позволяет заложить основы для воспитания орфографической зоркости учащихся. Знакомство и заучивание слов с непроверяемыми безударными гласными происходит также в период обучения грамоте. Предлагаю некоторые упражнения и игры, которые стимулируют учащегося справиться с поставленной задачей.

Собери буквы в слова

о                                  у

ц       с               р                е    е

а                и          ж                       д

т      л                    н       н            ы

й

столица                    дежурный

р           а              т

о           ь              е

л          ф       ы       к

картофель

Собери слоги в слова

воч

де

ка

ки

ва

лен

су

нок

ри


девочка       валенки        рисунок

 

Расставь буквы так, чтобы получились слова, обозначающие животных (птиц, растений, учебные вещи и.т. д.)

а  к  а  с  б  о      д  е  м  ь  д  е  в

собака                                    медведь

а  ц  я  з

заяц

Убери слог, чтобы получилось слово

Менасяц, ситарень, даулица, посурада.

 

Допиши слог, чтобы получилось слово

 

----мидор       ----ревня

----мон           ----роз

----герь         ----рова

Спиши слова. Составь и запиши слова из выделенных слогов.

Сапоги, горох, одежда, погода.

Огурец, сирень, комната, осина.

Магазин, земляника, ракета, газета

 

Из каких слов выпали гласные?

- ч-н-к (ученик) -бл-к- (яблоко)

с-л-м- (солома) д-р-г- (дорога)

п-н-д-льн-к (понедельник)

Спиши. Подчеркни слова, где спрятались ноты.

Комната, ягода, ребята, багаж, дорога, земляника, автомобиль, помидор, экскурсия, деревня.

Цепочки:

завтрак, квартира, арбуз, завод, деревня, яблоко, октябрь,….

Впиши пропущенные буквы так, чтобы в каждой строке получились слова из словаря.

 

О

 

О

 

 

 

 

О

 

О

 

 

 

 

О

 

О

 

 

 

 

О

 

О

 

 

 

 

(Корова, погода, борона, соловей )

 

о

 

о

 

о

 

о

 

о

 

о

 

о

 

о

 

о

 

о

 

о

 

о

 

о

 

о

 

о

 

(Болото, золото, молоко, долото, логово.)

 

е

 

е

 

 

 

 

е

 

е

 

 

е

 

е

 

 

 

е

 

е

 

 

 

е

 

е

 

 

 

 

е

 

е

 

 

 

 

( Север, ветер, мебель, семена, деревня, серебро.)

 

 

 

Дополни предложения по смыслу.

Во дворе каркает -------- и чирикает-------. На -------- мы купили-------- на поезд. В класс  вошла-------. По скользкой------едет ------.(Ворона, воробей, вокзале, билет, учительница, дороге, автомобиль.)

Угадай, что это ?

Коллективное посещение музея, выставки- (Экскурсия.)

Буквы, стоящие в определённом порядке- (Алфавит.)

Изображение красками на холсте окружающего мира-(Картина)

Кто это делает ?

Лает-----

Мычит-----

Каркает------

Кукарекает-----

Стрекочет------

Чирикает------

 

Допиши название животного.

Болтлив как сорока .

Пуглив  как заяц .

Ответь на вопрос одним словом.

Кто следит за чистотой в классе? (Дежурный )

Кто трудится на заводе ?( Рабочий.)

 

Выборочный диктант. Запиши слова с непроверяемой безударной гласной в корне.

Колхоз собрал хороший урожай пшеницы. Пенал, карандаш, тетрадь- учебные вещи. Под берёзой сидит заяц-беляк. На школьном огороде растут морковь, капуста, огурцы, помидоры.

 

Выпиши слова с ударением на первый слог (на 2 или 3)

Молоко, капуста, сахар, молоток, завтрак, картина.

 

Выпиши сначала слова, в которых правильно поставлено ударение, а потом те, в которых ударение поставлено неверно.

Дорога, магазин, багаж, портфель, президент, договор.

 

К данным словам подбери однокоренные слова.

Чёрный, -------

Земляника, ------

Дорога, ------

Составление небольших рассказов с опорой на слова по темам:

« Варим борщ.» (капуста, помидоры, картофель, морковь)

«В библиотеке»( библиотека, алфавит, портрет, абонемент, автор )

«Моя квартира»( комната, коридор,кровать,диван,кровать, мебель, телефон )

«В поле» (овёс, ветер, пшеница,трактор, урожай, солома )

 

Отгадай и запиши отгадки.

Круглый да гладкий он рос не на грядке. На ветке висел. На солнышке зрел. Белка нашла и в дупло принесла. (Орех.)

 

Привязан кустик к колышку, на кустике шары. Бока, подставив солнышку, краснеют от жары. (Помидоры.)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. ( Месяц.)

 

И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. ( Иней )

 

Жидкое, а не вода. Белое, а не снег. (Молоко.)

 

Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она при закреплении материала, в частности важнейших орфограмм.

 

Кроссворд 1.

 

1

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

6

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1. То он- блин, то он- клин, ночью на небе один. (Месяц)

2  Сам худ, голова с пуд. (Молоток)

3  Растёт на грядке зелёная ветка, а на ней красные детки. (Помидоры)

По вертикали:

4  Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Мороз)

5  Всегда шагаем мы вдвоём, похожие, как братья. Мы за обедом                                                                                                                     под столом, а ночью под кроватью. (Сапоги.)

6  В лесу кланяется, придёт домой растянется. (Топор.)

 

 

 

 

Кроссворд 2.

 

 

9

 

 

1

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1 Когда чёрен, куслив и  проворен. Как покраснеет, то присмиреет. (Рак.)

2 Волшебная коробочка есть у меня. Кнопки нажимаю и слышу друга я. (Телефон.)

3 Два братца через дорогу живут,а друг друга не видят. (Глаза.)

4 Одной рукой всех встречает, а другой провожает. (Дверь.)

 

5 Круглые мальчики живут в зелёном чуланчике. (Горох.)

6 Рукавом махнул- все деревья и кусты согнул. (Ветер.)

По вертикали:

7 Толстый тонкого побьёт, тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток.)

8 Иду я в воду красным, а, из воды чернею. (Железо.)

9 С подругами и сёстрами она приходит к нам. Рассказы, вести, новости приносит по утрам. (Газета.)

10 Сама пёстрая, ест зелёное, а даёт белое. (Корова.)

11 Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.)

 

 

 

Ребусы.

 

У           Й Урожай

ком

та 40 а

Комната Сорока.

100 К

У Восток

Улица

Аяц ДО

Заяц Дорога

Р 1 а

Родина м Р

 

м и

Помидор

 

 

 

КОА ро кро

Корова ТЬ

Кровать

и

а

 

Горизонт.

 

       
       
 

 

О=е

НЯ

 

Деревня

 

       
   
 
     

 

При работе с учебником даются разного рода задания для частого написания слов из словаря. Учащиеся выписывают названия птиц, месяцев, дней недели, учебные вещи, названия деревьев, домашних животных, транспорта и др., а также слова с мягким знаком на конце слова, существительные женского рода (мужского рода, среднего рода), одушевлённые, неодушевлённые существительные, подбирают к словам антонимы и синонимы  и т.д.. Это далеко не полный перечень различных видов заданий, используемых в целях прочного усвоения слов из словаря (с непроверяемой безударной гласной в корне) и  в комплексе  способствующие расширению словарного запаса, абстрактного мышления, воспитывающие орфографическую зоркость ребёнка.

Формы работы по усвоению написания слов с безударными гласными, не проверяемыми  ударением.

_________________________________________________________________

 

 

 

________________________________

 

 

В.А. Хлынова,

учитель начальных классов,

ГБОУ школа № 561

Калининского района, СПб

 

______________________________

 

Словарная работа – это не эпизод, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка с 1 по 11 класс. Прочное усвоение написания слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением, достигается путём частого их употребления в различных заданиях и упражнениях. Чем богаче словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Работая с детьми с задержкой психического развития, у которых созревание организма и развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия), речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит неравномерно, и в замедленном темпе, могу позволить себе охарактеризовать некоторые особенности их развития. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание и т.д.) не позволяет детям полноценно осуществлять рутинную и напряжённую учебную деятельность – быстро устают. Но эти явления при помощи взрослого компенсируются. Ведущей остаётся игровая мотивация.        Первой ступенью к выработке навыка правописания безударных гласных в корне слова является умение определять ударение и выделять безударную гласную. Это должно быть хорошо сформировано в период обучения грамоте, который позволяет заложить основы для воспитания орфографической зоркости учащихся. Знакомство и заучивание слов с непроверяемыми безударными гласными происходит также в период обучения грамоте. Предлагаю некоторые упражнения и игры, которые стимулируют учащегося справиться с поставленной задачей.

 

 

 

 

Собери буквы в слова

о                                  у

ц       с               р                е    е

а                и          ж                       д

т      л                    н       н            ы

й

столица                    дежурный

р           а              т

о           ь              е

л          ф       ы       к

картофель

Собери слоги в слова

воч

де

ка

ки

ва

лен

су

нок

ри


девочка       валенки        рисунок

 

Расставь буквы так, чтобы получились слова, обозначающие животных (птиц, растений, учебные вещи и.т. д.)

а  к  а  с  б  о      д  е  м  ь  д  е  в

собака                                    медведь

а  ц  я  з

заяц

Убери слог, чтобы получилось слово

Менасяц, ситарень, даулица, посурада.

 

Допиши слог, чтобы получилось слово

 

----мидор       ----ревня

----мон           ----роз

----герь         ----рова

Спиши слова. Составь и запиши слова из выделенных слогов.

Сапоги, горох, одежда, погода.

Огурец, сирень, комната, осина.

Магазин, земляника, ракета, газета

 

Из каких слов выпали гласные?

- ч-н-к (ученик) -бл-к- (яблоко)

с-л-м- (солома) д-р-г- (дорога)

п-н-д-льн-к (понедельник)

Спиши. Подчеркни слова, где спрятались ноты.

Комната, ягода, ребята, багаж, дорога, земляника, автомобиль, помидор, экскурсия, деревня.

Цепочки:

завтрак, квартира, арбуз, завод, деревня, яблоко, октябрь,….

 

 

 

 

 

 

 

Впиши пропущенные буквы так, чтобы в каждой строке получились слова из словаря.

 

О

 

О

 

 

 

 

О

 

О

 

 

 

 

О

 

О

 

 

 

 

О

 

О

 

 

 

 

(Корова, погода, борона, соловей )

 

о

 

о

 

о

 

о

 

о

 

о

 

о

 

о

 

о

 

о

 

о

 

о

 

о

 

о

 

о

 

(Болото, золото, молоко, долото, логово.)

 

е

 

е

 

 

 

 

е

 

е

 

 

е

 

е

 

 

 

е

 

е

 

 

 

е

 

е

 

 

 

 

е

 

е

 

 

 

 

( Север, ветер, мебель, семена, деревня, серебро.)

 

 

 

Дополни предложения по смыслу.

Во дворе каркает -------- и чирикает-------. На -------- мы купили-------- на поезд. В класс  вошла-------. По скользкой------едет ------.(Ворона, воробей, вокзале, билет, учительница, дороге, автомобиль.)

Угадай, что это ?

Коллективное посещение музея, выставки- (Экскурсия.)

Буквы, стоящие в определённом порядке- (Алфавит.)

Изображение красками на холсте окружающего мира-(Картина)

Кто это делает ?

Лает-----

Мычит-----

Каркает------

Кукарекает-----

Стрекочет------

Чирикает------

 

Допиши название животного.

Болтлив как сорока .

Пуглив  как заяц .

 

 

Ответь на вопрос одним словом.

Кто следит за чистотой в классе? (Дежурный )

Кто трудится на заводе ?( Рабочий.)

 

Выборочный диктант. Запиши слова с непроверяемой безударной гласной в корне.

Колхоз собрал хороший урожай пшеницы. Пенал, карандаш, тетрадь- учебные вещи. Под берёзой сидит заяц-беляк. На школьном огороде растут морковь, капуста, огурцы, помидоры.

 

Выпиши слова с ударением на первый слог (на 2 или 3)

Молоко, капуста, сахар, молоток, завтрак, картина.

 

Выпиши сначала слова, в которых правильно поставлено ударение, а потом те, в которых ударение поставлено неверно.

Дорога, магазин, багаж, портфель, президент, договор.

 

К данным словам подбери однокоренные слова.

Чёрный, -------

Земляника, ------

Дорога, ------

 

 

Составление небольших рассказов с опорой на слова по темам:

« Варим борщ.» (капуста, помидоры, картофель, морковь)

«В библиотеке»( библиотека, алфавит, портрет, абонемент, автор )

«Моя квартира»( комната, коридор,кровать,диван,кровать, мебель, телефон )

«В поле» (овёс, ветер, пшеница,трактор, урожай, солома )

 

Отгадай и запиши отгадки.

Круглый да гладкий он рос не на грядке. На ветке висел. На солнышке зрел. Белка нашла и в дупло принесла. (Орех.)

 

Привязан кустик к колышку, на кустике шары. Бока, подставив солнышку, краснеют от жары. (Помидоры.)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. ( Месяц.)

 

И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. ( Иней )

 

Жидкое, а не вода. Белое, а не снег. (Молоко.)

 

Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она при закреплении материала, в частности важнейших орфограмм.

 

Кроссворд 1.

 

1

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

6

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1. То он- блин, то он- клин, ночью на небе один. (Месяц)

2  Сам худ, голова с пуд. (Молоток)

3  Растёт на грядке зелёная ветка, а на ней красные детки. (Помидоры)

По вертикали:

4  Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Мороз)

5  Всегда шагаем мы вдвоём, похожие, как братья. Мы за обедом                                                                                                                     под столом, а ночью под кроватью. (Сапоги.)

6  В лесу кланяется, придёт домой растянется. (Топор.)

 

 

 

 

Кроссворд 2.

 

 

9

 

 

1

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1 Когда чёрен, куслив и  проворен. Как покраснеет, то присмиреет. (Рак.)

2 Волшебная коробочка есть у меня. Кнопки нажимаю и слышу друга я. (Телефон.)

3 Два братца через дорогу живут,а друг друга не видят. (Глаза.)

4 Одной рукой всех встречает, а другой провожает. (Дверь.)

 

5 Круглые мальчики живут в зелёном чуланчике. (Горох.)

6 Рукавом махнул- все деревья и кусты согнул. (Ветер.)

По вертикали:

7 Толстый тонкого побьёт, тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток.)

8 Иду я в воду красным, а, из воды чернею. (Железо.)

9 С подругами и сёстрами она приходит к нам. Рассказы, вести, новости приносит по утрам. (Газета.)

10 Сама пёстрая, ест зелёное, а даёт белое. (Корова.)

11 Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.)

 

 

 

Ребусы.

 

У           Й Урожай

ком

та 40 а

Комната Сорока.

100 К

У Восток

Улица

Аяц ДО

Заяц Дорога

Р 1 а

Родина м Р

 

м и

Помидор

 

 

 

КОА ро кро

Корова ТЬ

Кровать

и

а

 

Горизонт.

 

       
       
 

 

О=е

НЯ

 

Деревня

 

       
   
 
     

 

При работе с учебником даются разного рода задания для частого написания слов из словаря. Учащиеся выписывают названия птиц, месяцев, дней недели, учебные вещи, названия деревьев, домашних животных, транспорта и др., а также слова с мягким знаком на конце слова, существительные женского рода (мужского рода, среднего рода), одушевлённые, неодушевлённые существительные, подбирают к словам антонимы и синонимы  и т.д.. Это далеко не полный перечень различных видов заданий, используемых в целях прочного усвоения слов из словаря (с непроверяемой безударной гласной в корне) и  в комплексе  способствующие расширению словарного запаса, абстрактного мышления, воспитывающие орфографическую зоркость ребёнка.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»