Данная мастерская может быть использована в качестве обучающего занятия при написании эссе и отзыва на рассказ или публицистическую статью ( в 9-м классе) и при подготовке к написанию сочинения части "С" ЕГЭ ( на первоначальном этапе, призванном научить определять проблему текста и высказываться по поводу прочитанного).
Как и все мастерские творческого письма, развивает связную письменную речь, коммуникативные и творческие способности; учит мыслить , а также воспитывает нравственную личность, поэтому эту мастерскую можно рассматривать и как мастерскую ценностных ориентаций, способствующей формированию мировоззрения школьников.
Всё это позволяет использовать её в учебном процессе.
Т.о, главной педагогической задачей мастерской считаем обучение сочинению( напиание эссе)
Цели Мастерской:
1) образовательные:
- совершенствовать умения понимать, и интерпретировать худож текст;
- совершенстовать навык грамотного письма;
2) развивать коммуникативные и творческие способности;
3) воспитывать внимательность друг к другу и отзывчивость, а также ответсвтенность за свои поступки.
1.Индуктор.
-Напишите на листе бумаги два слова (как на доске):
Я ДРУГИЕ (ЛЮДИ)
-Попробуйте определить, в каких отношениях с ДРУГИМИ вы находитесь в данный момент жизни. Выразите это с помощью какого-нибудь символа, например, математического знака: =,-,+…и т. д.). Поставьте этот знак между словами Я и ДРУГИЕ (ЛЮДИ).
-Внизу, под Вашей записью, начертите следующий символ:
Это знак борьбы, противостояния, конфликта… Вспомните, были ли в Вашей жизни случаи, когда Вы противопоставляли себя другим. Напишите под значком одно слово из двух: ДА / НЕТ.
-Если Вы ответили «да», вспомните и напишите, какие чувства Вы тогда испытывали (гнев, злость, зависть, страх, ненависть, отчаяние, гордость…радость, восторг, любовь…что-то другое?).
-Теперь напишите, что, с Вашей точки зрения, объединяет людей, а что –разделяет. Начните так: «Я думаю, объединяет людей…»
Затем: « Я думаю, разделяет людей…»
· Социализация.
-Прочитайте Ваши высказывания в группе.
2.Создание творческого продукта (работа в группе).
-Когда мы так говорим: « Оказывается,
я не одинок…»?Напишите продолжение фразы.
· Социализация.
-Прочитайте, что у Вас получилось, вслух (слушаем выступление групп).
3.Обращение к новой информации и её обработка.
· Знакомство с очерком Ю Котлярского.//Единый государственный экзамен: Рус. яз.: Контрол. измерит. материалы / В. И. Капинос, Л.И. Пучкова, С.И Львова и др.; - М.: Просвещение, 2003, стр.165-166//.
Читает мастер. Финал рассказа (после слова «Вдруг» опускаем).
-Как бы вы закончили этот рассказ? Придумайте и запишите свой финал очерка. Ваша миниатюра будет начинаться словом «Вруг…».
· Социализация.
Слушаем каждого.
· Знакомство с авторским окончанием рассказа.
-Познакомьтесь с авторским финалом (раздаются листочки с текстовым фрагментом, с окончанием очерка учащиеся знакомятся самостоятельно).
-С каким чувством закончили читать рассказ? Напишите.С какой интонацией прочитали бы последние две фразы? Приготовьтесь прочитать вслух, выразительно, окончание очерка (задание для групп).
Выразительное чтение финала.
- Как складываются отношения рассказчика с ДРУГИМИ людьми в первой части и в финале очерка? Какие чувства рассказчик при этом испытывал? Изобразите это символически на листе бумаги (задание аналогично первому заданию мастерской).
-Напишите, как соотносятся друг с другом эти две ситуации. Чем они похожи? Что изменилось? (Учащиеся отмечают «зеркальность» ситуаций, в которых оказывается герой: обе они конфликтны, но в первой части очерка от счастливого влюблённого (рассказчика) страдают окружающие, во второй - от окружающих рассказчика счастливых влюблённых страдает он сам).
-Что, на Ваш взгляд, объединяет, а что разделяет героев повествования? Напишите.
· Социализация.
Афиширование.
· Повторное чтение рассказа, его анализ.
-Представьте, что Вы –РЕЦЕНЗЕНТ
Ю. Котлярского. Какие художественные особенности рассказа Вы бы отметили, на что бы обратили внимание, анализируя содержание? О чём бы спросили автора в личной беседе?
Обсудите это в группе и составьте примерный
план будущей рецензии.
Участникам мастерской раздаются памятки «Как писать рецензию».
Социализация. Афиширование.
4.Обращение к новой информации, её обработка.
- Перед Вами - эссе/рецензия на рассказ Ю. Котлярского. ( Участникам раздаются листы с написанным эссе. Сочинение, неплохое по содержанию, написано с ошибками (по количеству речевых, орфографических и пунктуационных ошибок заслуживает оценки «2»). Ваша задача –оценить эту работу с учётом требований к сочинениям такого рода и отредактировать её, исправив все ошибки.
Работа в группах.
При выполнении задания участники пользуются памятками «Как писать рецензию / литературную», « Виды речевых и грамматических ошибок учащихся».
Проверка правильности выполненной работы (ознакомление с грамотно написанным сочинением), самокоррекция.
Участникам раздаются грамотно написанные сочинения, они проверяют, насколько правильно выполнили свою работу.
5.Итоговая работа- написание небольшого эссе.
Варианты сочинений.Участникам предлагаются следующие темы для письменного размышления / на выбор:
1) Я и другие.
2) Влюблённость, любовь и…
3) Как бы я озаглавил рассказ Ю. Котлярского и почему.
4) Ответ на один из вопросов, предложенных автору (в задании №3).
5) Оказывается, я не один, кто…
6) На следующий день (продолжение рассказа).
· Социализация (вывешивание работ.
6.Рефлексия.
участникам предлагается поделиться друг с другом своими чувствами и мыслями.
Что удивило? Что обрадовало/ огорчило? Чему научились на мастерской? Просим начать, если возможно, своё выступление словами: «Оказывается, я не один, кто…