Методическая разработка урока в 8 классе
Предложения с вводными конструкциями
Николаева Елена Анатольевна,
ГБОУ гимназия 505
Красносельского района Санкт-Петербурга
Тип урока: объяснение нового материала, 1 академический час
Цели урока:
Знание: знать, что такое вводные конструкции, определять их роль в речи.
Понимание: находить предложения с вводными конструкциями, добавлять в предложения вводные конструкции, расставлять знаки препинания, объясняя их постановку.
Применение: уметь находить в тексте предложения с вводными конструкциями, объяснять, с какой целью они использованы.
Анализ: правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, определять, какое значение выражает вводная конструкция в предложении.
Синтез: уметь писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Оценка: уметь оценивать орфографические и пунктуационные умения.
Оборудование:
- Учебник по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской
- Раздаточный материал
- Технологическая карта урока
- Рабочая карта
План урока:
1. Организационный момент 1 мин
2. Сообщение темы и цели урока 1 мин
3. Ознакомление с технологической картой урока 3 мин
4. Обобщение изученного
А) Первый этап (знание) 3 мин
Б) Второй этап (понимание) 7 мин
В) Третий этап (применение) 10 мин
Г) Четвертый этап (анализ) 8 мин
Д) Пятый этап (синтез) 10 мин
5. Итог урока 2 мин
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, готовясь к урокам по новой теме, я задумалась: а справятся ли мои ученики с новым материалам? (На доске записаны предложения.)
Ученики усвоят новую тему.
Вероятно, ученики усвоят новую тему.
Ученики, безусловно, усвоят новую тему.
- Чем отличаются предложения? (В первом предложении утверждение, второе передает сомнение, третье – уверенность. Во втором и третьем предложениях передано отношение к тому, о чем Вы говорите.)
- Что помогло мне передать мое отношение? (Вводные слова.)
- К изучению какой темы мы приступаем? (Вводные слова.)
- Мы начинаем изучать тему «Вводные конструкции».
В течение уроков по этой теме вы будете выполнять различные задания, которые в зависимости от сложности будут оцениваться определенным количеством баллов. Работа на уроке будет оценена по сумме набранных баллов. После изучения темы вы получите общий балл, который будет переведен в отметку.
3. Ознакомление с технологической картой урока.
- Рассмотрите технологическую карту урока, напишите в специальной строке свою фамилию и имя.
- Прочитайте, какое максимальное количество баллов можно набрать за урок.
- Ознакомьтесь с тем, как набранный балл переводится в отметку.
4. Обобщение изученного.
А) Первый этап (знание).
- Вспомните, что вы знаете о вводных конструкциях? Ответы ваших товарищей записывайте в кластер. (Ответы учеников записываются на доску, ребята составляют кластер.)
- передают отношение говорящего к предмету речи, помогают организовать текст
- могут стоять в начале, середине и конце предложения
- не являются членами предложения
- могут быть вводные слова, словосочетания и предложения
- на письме выделяются запятыми
- в речи выделяются паузой (интонацией вводности)
- используются во всех типах речи.
Вы уже многое знаете о вводных конструкциях, но еще очень многое вам предстоит узнать. Наши выводы мы будем записывать в кластер, дополняя его, работа с ним не завершена.
- Прочитайте задание ПЕРВОГО этапа. Посмотрите, сколько баллов можно получить за него. Выполните его на распечатках.
(Проверка правильности выполнения.)
- В технологической карте урока в графе «Мои баллы» впишите заработанный вами балл.
Б) Второй этап (понимание).
- ВТОРОЙ этап покажет, насколько хорошо вы понимаете тему.
- Прочитайте задания. Посмотрите в технологической карте, как оценивается каждое. Выберите, какое задание вы будете выполнять.
- Найдите вводные конструкции, определите, какое значение выражают они в предложении. Или добавьте в предложение вводную конструкцию, определите, какое значение она передает? (После выполнения задания выполняется фронтальная проверка).
- Впишите в технологическую карту те баллы, которые заработали вы.
В) Третий этап (применение).
- ТРЕТИЙ этап покажет, как хорошо вы умеете применять знания на практике.
- Ознакомьтесь с заданиями. Посмотрите в технологической карте, как оцениваются эти задания. Выберите то задание, которое вы можете выполнить.
(Выполняется взаимопроверка. Ученики находят в тексте вводные конструкции, выясняют, какое значение они предают, или вставляют в текст на места пропусков вводные конструкции самостоятельно и используя слова для справок, расставляют знаки препинания. Анализируют ошибки).
- Впишите полученные баллы в технологическую карту.
Г) Четвертый этап (анализ).
- При выполнении заданий этого этапа вам надо будет прочитать текст, расставить пропущенные знаки препинания и буквы. Определите, какое значение выражает вводная конструкция в предложении.
- Посмотрите в технологической карте, сколько баллов ставится за выполненное вами задание.
(Выполняется фронтальная проверка).
Д) Пятый этап (синтез).
- На этом этапе урока вам надо написать сочинение-рассуждение (4-5 предложений) на тему «Нужны ли вводные конструкции в нашей речи?» Используйте в предложениях вводные конструкции.
- Посмотрите в технологической карте, как оценивается это задание.
(При проверке 2-3 ученика зачитывают получившиеся сочинения. Тот, кто ответил, вписывает свои баллы в технологическую карту и подсчитывает общий балл. У всех учеников собираю рабочие карты, технологические карты урока, проверяю работу, выставляю баллы.)
5. Итог урока.
- Какую тему изучали сегодня на уроке?
- Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения:
1. Было трудно…
2. Было интересно…
3. Теперь я могу…
4. Я бы хотел…
(Ученики зачитывают получившиеся предложения, оценивая свою деятельность на уроке, высказывая впечатления.)
Домашнее задание. Составьте рассказ по картине (смотри цветную вклейку учебника), включая в предложение вводные конструкции.
Рабочая карта учени
Тема урока «Предложения с вводными конструкциями»
Этап 1 (знание)
Сформулируйте определение вводных конструкций, опираясь на кластер и материалы учебника.
Этап 2 (понимание)
Задание 1
Найдите вводные конструкции. Определите, какое значение выражают они в предложении.
- Книги как известно издавна печатались на Руси.
- Как утверждают летописцы Ярослав Мудрый владел большой библиотекой.
- К сожалению сейчас ее следы потеряны.
Задание 2
Добавьте в предложение вводную конструкцию. Какое значение она передает?
1. Книга может быть оружием.
2. Пустота в душе часто является следствием пустоты на домашних полках или чтения пустых книг.
3. каждый определяет свой круг чтения, однако нельзя читать только детективы или приключенческую литературу.
Этап 3 (применение)
Задание 1
Найдите в тексте вводные конструкции (знаки препинания не расставлены). С какой целью они использованы?
С одной стороны вводные слова не являются членами предложения стало быть выделяются интонационно и пунктуационно. С другой стороны без них речь теряет свою индивидуальность, функциональную специфику. Например без них нельзя передать чувства говорящего в связи с сообщением, что несомненно должно быть использовано в разговорном, публицистическом и художественном стилях.
Задание 2
Вставьте в текст на места пропусков вводные конструкции. Можно использовать слова для справок. Расставьте знаки препинания. Какое значение предают вводные конструкции?
Но все хорошо в меру. если в речи использовать слишком много вводных слов и не к месту, то будет иметь место речевая избыточность, что
является недопустимым. многим людям присуще врожденное «чувство языка», что предостерегает их от речевых ошибок.
Слова для справок
Разумеется, в самом деле, как часто водится, в сущности, удивительное дело, к счастью.
Этап 4 (анализ)
Прочитайте текст. Расставьте пропущенные знаки препинания и буквы. Определите, какое значение выражает вводная конструкция в предложении.
Друзья мои читайте книги! Книги наши учителя и помощники советчики. Они безусловно
играли и пр..должают играть главнейшую роль в развити.. нашей цивилизац… Во первых
книги ра..казывают о том чего человечество достигло в далеком прошлом; во вторых
об..ясняют настоящее и наконец увл..кают в мир будущего. Как справедливо отмечают
любители литературы хорошие книги бе…порно развивают ум помогают вырабатывать
характер формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том что они без сомнения
повышают грамотность пр..вивают вкус к хорошему слову и конечно любовь к языку.
Этап 5 (синтез)
Напишите рассуждение (4-5 предложений) на тему «Нужны ли вводные конструкции в нашей речи?» Используйте в предложениях вводные конструкции.
Технологическая карта урока «Предложения с вводными конструкциями»
Фамилия, имя_________________________________________________________________
Первый этап
|
баллы |
мои баллы |
примечания |
Я верно сформулировал определение вводных конструкций |
3 |
|
|
Я неполно сформулировал определение вводных конструкций |
2 |
|
|
Второй этап
|
баллы |
мои баллы |
примечания |
Задание 1. Я нашел вводные конструкции в предложениях, определил, какое значение они предают |
2 |
|
|
Задание 2. Я добавил в предложение вводные конструкции, определил, какое значение они передают |
4 |
|
|
Третий этап
|
баллы |
мои баллы |
примечания |
Задание 1. Я нашел в тексте вводные конструкции, верно расставил знаки препинания |
2 |
|
|
Задание 2. Я вставил на места пропусков вводные конструкции, верно расставил знаки препинания |
4 |
|
|
Четвертый этап
|
баллы |
мои баллы |
примечания |
Я нашел в тексте вводные конструкции, верно расставил пропущенные знаки препинания и буквы |
4 |
|
|
Я нашел не все вводные конструкции, верно расставил пропущенные знаки препинания и буквы |
3 |
|
|
Я нашел все вводные конструкции, но допустил ошибки в расстановке знаков препинания и букв |
2 |
|
|
Я нашел не все вводные конструкции и допустил ошибки в расстановке знаков препинания и букв |
1 |
|
|
Пятый этап
|
баллы |
мои баллы |
примечания |
Я написал рассуждение на предложенную тему |
5 |
|
|
Я допустил ошибки в рассуждении |
3 |
|
|
Максимальное количество баллов за урок - 20
Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения:
Было трудно__________________________________________________________________
Было интересно_______________________________________________________________
Теперь я могу_________________________________________________________________
Я бы хотел_______________________________