Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка урока в 8 классе

Предложения с вводными конструкциями

Николаева Елена Анатольевна,
ГБОУ гимназия 505
Красносельского района Санкт-Петербурга

Тип урока: объяснение нового материала, 1 академический час

Цели урока:

Знание: знать, что такое вводные конструкции, определять их роль в речи.

Понимание: находить предложения с вводными конструкциями, добавлять в предложения вводные конструкции, расставлять знаки препинания, объясняя их постановку.

Применение: уметь находить в тексте предложения с вводными конструкциями, объяснять, с какой целью они использованы.

Анализ: правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, определять, какое значение выражает вводная конструкция в предложении.

Синтез: уметь писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Оценка: уметь оценивать орфографические и пунктуационные умения.

 

 

Оборудование:

 

  1. Учебник по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской
  2. Раздаточный материал
  3. Технологическая карта урока
  4. Рабочая карта

 

 

 

План урока:

 

1. Организационный момент                                                                               1 мин

2. Сообщение темы и цели урока                                                                        1 мин

3. Ознакомление с технологической картой урока                                           3 мин

4. Обобщение изученного

А) Первый этап (знание)                                                                                      3 мин

Б) Второй этап (понимание)                                                                                7 мин

В) Третий этап (применение)                                                                             10 мин

Г) Четвертый этап (анализ)                                                                                  8 мин

Д) Пятый этап (синтез)                                                                                       10 мин

5. Итог урока                                                                                                         2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, готовясь к урокам по новой теме, я задумалась: а справятся ли мои ученики с новым материалам? (На доске записаны предложения.)

Ученики усвоят новую тему.

Вероятно, ученики усвоят новую тему.

Ученики, безусловно, усвоят новую тему.

- Чем отличаются предложения? (В первом предложении утверждение, второе передает сомнение, третье – уверенность. Во втором и третьем предложениях передано отношение к тому, о чем Вы говорите.)

- Что помогло мне передать мое отношение? (Вводные слова.)

- К изучению какой темы мы приступаем? (Вводные слова.)

- Мы начинаем изучать тему «Вводные конструкции».

В течение уроков по этой теме вы будете выполнять различные задания, которые в зависимости от сложности будут оцениваться определенным количеством баллов. Работа на уроке будет оценена по сумме набранных баллов. После изучения темы вы получите общий балл, который будет переведен в отметку.

3. Ознакомление с технологической картой урока.

- Рассмотрите технологическую карту урока, напишите в специальной строке свою фамилию и имя.

- Прочитайте, какое максимальное количество баллов можно набрать за урок.

- Ознакомьтесь с тем, как набранный балл переводится в отметку.

4. Обобщение изученного.

А) Первый этап (знание).

- Вспомните, что вы знаете о вводных конструкциях? Ответы ваших товарищей записывайте в кластер. (Ответы учеников записываются на доску, ребята составляют кластер.)

- передают отношение говорящего к предмету речи, помогают организовать текст

- могут стоять в начале, середине и конце предложения

- не являются членами предложения

- могут быть вводные слова, словосочетания и предложения

- на письме выделяются запятыми

- в речи выделяются паузой (интонацией вводности)

- используются во всех типах речи.

Вы уже многое знаете о вводных конструкциях, но еще очень многое вам предстоит узнать. Наши выводы мы будем записывать в кластер, дополняя его, работа с ним не завершена.

- Прочитайте задание ПЕРВОГО этапа. Посмотрите, сколько баллов можно получить за него. Выполните его на распечатках.

(Проверка правильности выполнения.)

- В технологической карте урока в графе «Мои баллы» впишите заработанный вами балл.

Б) Второй этап (понимание).

- ВТОРОЙ этап покажет, насколько хорошо вы понимаете тему.

- Прочитайте задания. Посмотрите в технологической карте, как оценивается каждое.                                         Выберите, какое задание вы будете выполнять.

- Найдите вводные конструкции, определите, какое значение выражают они в      предложении. Или добавьте в предложение вводную конструкцию, определите, какое значение она передает? (После выполнения задания выполняется фронтальная проверка).

- Впишите в технологическую карту те баллы, которые заработали вы.

В) Третий этап (применение).

- ТРЕТИЙ этап покажет, как хорошо вы умеете применять знания на практике.

- Ознакомьтесь с заданиями. Посмотрите в технологической карте, как оцениваются эти задания. Выберите то задание, которое вы можете выполнить.

(Выполняется взаимопроверка. Ученики находят в тексте вводные конструкции, выясняют,  какое значение они предают, или вставляют в текст на места пропусков вводные конструкции самостоятельно и используя слова для справок, расставляют знаки препинания. Анализируют ошибки).

- Впишите полученные баллы в технологическую карту.

Г) Четвертый этап (анализ).

- При выполнении заданий этого этапа вам надо будет прочитать текст, расставить пропущенные знаки препинания и буквы. Определите, какое значение выражает вводная конструкция в предложении.

- Посмотрите в технологической карте, сколько баллов ставится за выполненное вами задание.

(Выполняется фронтальная проверка).

Д) Пятый этап (синтез).

- На этом этапе урока вам надо написать сочинение-рассуждение (4-5 предложений) на тему «Нужны ли вводные конструкции в нашей речи?» Используйте в предложениях вводные конструкции.

- Посмотрите в технологической карте, как оценивается это задание.

(При проверке 2-3 ученика зачитывают получившиеся сочинения. Тот, кто ответил, вписывает свои баллы в технологическую карту и подсчитывает общий балл. У всех учеников собираю рабочие карты, технологические карты урока, проверяю работу, выставляю баллы.)

5.  Итог урока.

- Какую тему изучали сегодня на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения:

1. Было трудно…

2. Было интересно…

3. Теперь я могу…

4. Я бы хотел…

(Ученики зачитывают получившиеся предложения, оценивая свою деятельность на уроке, высказывая впечатления.)

 

Домашнее задание. Составьте рассказ по картине (смотри цветную вклейку учебника), включая в предложение вводные конструкции.

Рабочая карта учени

 

Тема урока «Предложения с вводными конструкциями»

 

Этап 1 (знание)

 

Сформулируйте определение вводных конструкций, опираясь на кластер и материалы учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 2 (понимание)

 

Задание 1

Найдите вводные конструкции. Определите, какое значение выражают они в предложении.

  1. Книги как известно издавна печатались на Руси.
  2. Как утверждают летописцы Ярослав Мудрый владел большой библиотекой.
  3. К сожалению сейчас ее следы потеряны.

 

Задание 2

Добавьте в предложение вводную конструкцию. Какое значение она передает?

1. Книга                                    может быть оружием.

2. Пустота в душе                                     часто является следствием пустоты на домашних полках или чтения пустых книг.

3.                                           каждый определяет свой круг чтения, однако нельзя читать только детективы или                                         приключенческую литературу.

 

 

Этап 3 (применение)

 

Задание 1

Найдите в тексте вводные конструкции (знаки препинания не расставлены). С какой целью они использованы?

 

С одной стороны вводные слова не являются членами предложения стало быть выделяются интонационно и пунктуационно. С другой стороны без них речь теряет свою индивидуальность, функциональную специфику. Например без них нельзя передать чувства говорящего в связи с сообщением, что несомненно должно быть использовано в разговорном, публицистическом и художественном стилях.

 

 

 

 

 

Задание 2

Вставьте в текст на места пропусков вводные конструкции. Можно использовать слова для справок. Расставьте знаки препинания. Какое значение предают вводные конструкции?

Но                        все хорошо в меру.                      если в речи использовать слишком много вводных слов и                          не к месту, то будет иметь место речевая избыточность, что

является недопустимым.                     многим людям присуще врожденное «чувство языка», что                                предостерегает их от речевых ошибок.

 

Слова для справок

Разумеется, в самом деле, как часто водится, в сущности, удивительное дело, к счастью.

 

Этап 4 (анализ)

 

Прочитайте текст. Расставьте пропущенные знаки препинания и буквы. Определите, какое значение выражает вводная конструкция в предложении.

 

Друзья мои читайте книги! Книги наши учителя и помощники советчики. Они безусловно

 

играли и пр..должают играть главнейшую роль в развити.. нашей цивилизац… Во первых

 

книги ра..казывают о том чего человечество достигло в далеком прошлом; во вторых

 

об..ясняют настоящее и наконец увл..кают в мир будущего. Как справедливо отмечают

 

любители литературы хорошие книги бе…порно развивают ум помогают вырабатывать

 

характер формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том что они без сомнения

 

повышают грамотность пр..вивают вкус к хорошему слову и конечно любовь к языку.

 

Этап 5 (синтез)

Напишите рассуждение (4-5 предложений) на тему «Нужны ли вводные конструкции в нашей речи?» Используйте в предложениях вводные конструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока «Предложения с вводными конструкциями»

 

Фамилия, имя_________________________________________________________________

 

Первый этап

 

 

баллы

мои баллы

примечания

Я верно сформулировал определение вводных конструкций

3

 

 

Я неполно сформулировал определение вводных конструкций

2

 

 

 

 

Второй этап

 

 

баллы

мои баллы

примечания

Задание 1. Я нашел вводные конструкции в предложениях, определил, какое значение они предают

2

 

 

Задание 2. Я добавил в предложение вводные конструкции, определил, какое значение они передают

4

 

 

 

Третий этап

 

 

баллы

мои баллы

примечания

Задание 1. Я нашел в тексте вводные конструкции, верно расставил знаки препинания

2

 

 

Задание 2. Я вставил на места пропусков вводные конструкции, верно расставил знаки препинания

4

 

 

 

Четвертый этап

 

 

баллы

мои баллы

примечания

Я нашел в тексте вводные конструкции, верно расставил пропущенные знаки препинания и буквы

4

 

 

Я нашел не все вводные конструкции, верно расставил пропущенные знаки препинания и буквы

3

 

 

Я нашел все вводные конструкции, но допустил ошибки в расстановке знаков препинания и букв

2

 

 

Я нашел не все вводные конструкции и допустил ошибки в расстановке знаков препинания и букв

1

 

 

 

Пятый этап

 

 

баллы

мои баллы

примечания

Я написал рассуждение на предложенную тему

5

 

 

Я допустил ошибки в рассуждении

3

 

 

 

Максимальное количество баллов за урок - 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения:

Было трудно__________________________________________________________________

Было интересно_______________________________________________________________

Теперь я могу_________________________________________________________________

Я бы хотел_______________________________

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»