Морфология. Самостоятельные части речи
Косырева Наталия Анатольевна
Класс: 5
Предмет: русский язык
Дидактические характеристики урока
1.Целевой компонент.
Педагогический цели:
- создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД)
развитие логического и критического мышления, умения отбирать материал, аргументировать свою точку зрения
- формирование предметных знаний и умений
Предметные цели:
- повторение признаков самостоятельных частей речи;
- обобщение термина «морфология»;
- изучение признаков наречия;
- подготовка к контрольному диктанту: отработка навыков выделения морфем и правописание Ь после шипящих;
Ожидаемые результаты:
- Личностные (ученик осознаёт необходимость проведённой на уроке работы для дальнейшего обучения)
- Метапредметные ( познавательные, коммуникативные, регулятивные)
- Предметные ( ученик умеет распознать самостоятельные части речи по их характерным признакам; ученик правильно выделяет морфемы в слове; ученик грамотно пишет слова с орфограммой «Б после шипящих на конце слова»)
2. Педагогическая технология – проблемное обучение.
3. Методы обучения:
- метод проблемного изложения
- частично-поисковый
- репродуктивный
4. Средства обучения:
- ТСО
- Учебник Русский язык 5 класс для общеобразовательных учреждений под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.:Дрофа, 2012.-317 стр.)
5. Организационные формы:
- Индивидуальная
- Парная
- Фронтальная
План урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Проверка домашнего задания |
Организует устный опрос всех учащихся при входе в кабинет и разноуровневую самостоятельную работу по домашнему заданию тех, кто уже вошёл. |
1.Отвечают на вопросы учителя при входе в кабинет. 2.Выбирают уровень сложности и выполняют его самостоятельно. |
Практическая часть. Формирование предметных умений ( упр.130) |
Организация самостоятельной работы учащихся ( на доске и в тетради). Проверка выполнения заданий и оценивания работ товарищей. |
1.Распределяют слова по группам ( 1 ученик выписывает по 2 существительных, прилагательных, глагола; другой ученик – по 2 местоимения, предлога, союза) 2.Проверяют и оценивают работу товарищей, выполнявших её на доске 3.Осознают. что не все части речи казаны, объясняют причину. |
Орфографическая физкультминутка |
Организация, с одной стороны, физкультминутки, с другой – повторения правописания слов с орфограммой «Ь после шипящей на конце слова» |
Встают, выходят из-за парт. Есть в слове Ь – присели, нет в слове Ь-подняли руку. |
Практическая часть. Формирование предметных умений ( упр.131) |
Организация самостоятельной работы учащихся ( на доске и в тетради), проверка правильности выполнения заданий и оценивания работ товарищей. |
1.Распределяют слова в три колонки ( имя существите- льное, имя прилагательное, глагол) – у доски 3 ученика. 2.Проверяют и оценивают работу товарищей, выполнявших её на доске. 3.Осознают, что не все слова выписаны, объясняют причину. |
Объяснение нового материала |
Постановка вопросов по теории наречия, на которые учащиеся должны самостоятельно найти ответ, читая учебник |
1.Читают статью учебника 2.Отвечают на вопросы учителя 3.Дают определение понятию «наречие» |
Рефлексия |
Организация подведения итогов урока |
1.Формируют учебную проблему 2.Формируют знание 3.Вспоминают, какие орфографические навыки совершенствовались в ходе урока |
Домашнее задание |
|
|
Учебные задания и формируемые универсальные учебные действия.
ЛУУД – личностные универсальные учебные действия
ПУУД – познавательные универсальные учебные действия
КУУД – коммуникативные универсальные действия
РУУД – регулятивные универсальные учебные действия
Учебные задания |
Формируемые УУД |
1.Назови морфему( любую, стоящую до\после корня, без которой слово не может существовать, имеющуюся в зависимости от падежа, рода, спряжения и т.д.) 2.Разноуровневые задания (слова из ЗСП-6):
|
ЛУУД (самоопределение): мотивация учения ПУУД (логические): анализ с целью выделения признаков |
1.Прочитайте лингвистическую сказку про себя, вслух 2.Сформулируйте тему урока 3.Поставьте вопросы, на которые, по-вашему, нам надо ответить в течение урока 4.Используя лингвистическую сказку и свои знания дайте ответ на поставленные вопросы своему соседу. |
ПУУД (общеучебные): формулирование познавательной цели. КУУД: управление поведением партнера; умение с достаточной точностью выражать свои мысли РУУД (оценка): выделение того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
1.Выполните упражнение 130: выпишите по 2 слова, иллюстрирующих части речи, наречия перепишите. 2.Какой части речи не хватает в упражнении? 3.Это является опечаткой или задумкой автора учебника? Докажите свое мнение. |
ПУУД (логические): выдвижение гипотез и их обоснование; создание способов решения проблем поискового характера. |
Слова для орфографической физминутки: раздался плач, много груш, темная ночь, звучит туш, боевая мощь, острый меч, решение задач, у дубовых рощ, грязная ветошь, много свеч, постройка дач, светлый плащ. |
РУУД: анализ услышанного и принятие решения о способе действия. |
1.Выполните упр.131: выпишите слова в начальной форме, распределяя их по столбикам. 2.На второй вопрос учебника второй вариант даёт ответ первому (устно) |
ПУУД (общеучебные): формулирование познавательной цели. КУУД: управление поведением партнёра; умение с достаточной точностью выражать свои мысли. РУУД( оценка): выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
1.К какой части речи чаще всего относятся наречия? 2.Что обозначают наречия? 3.На какие вопросы отвечают наречия? Приведите примеры. 4.Что такое наречия? |
ПУУД(логические): анализ с целью выделения существенных признаков; синтез как составление целого из частей. КУУД: умение с достаточной точностью выражать свои мысли. |
1.Какие задачи мы с вами ставили в начале урока? 2.Что помогло нам их выполнить? 3.Какие орфографические навыки мы ещё совершенствовали сегодня? |
ЛУУД (смыслообразование): мотивация учения КУУД: умение с достаточной точностью выражать свои мысли. РУУД (оценка): осознание качества и уровня усвоения. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Лингвистическая сказка « На балу у принцессы Морфологии"
В некотором царстве, в некотором государстве стоял город. И правила в этом городе принцесса Морфология.
Задумала она устроить бал и пригласить на него все части речи.
Никто не отказался от приглашения, все поспешили на праздник.
Вот зазвучала музыка. Гости разбились по парам: Существительное с Прилагательным, Глагол с Наречием, Местоимение с Предлогом. Союз с Частицей.
Потанцевали они, повеселились, а затем затеяли спор: кто из них важнее и нужнее? Чуть до драки дело не дошло.
Тут вмешалась принцесса Морфология и сказала: «Кто из вас сумеет рассказать о нашем городе с помощью только своей части речи, тот и победит в споре».
Все части речи попытались это сделать. Но у них ничего не вышло, рассказ не получился.
Встала принцесса Морфология с трона и сказала:»Теперь вы убедились в том. Что все части речи важны и нужны. И больше никогда не ссорьтесь в моём городе!»
С тех пор все части речи в городе стали жить дружно.
Список использованной литературы
- Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования (приказ Министерства образования и науки от 17.12.201- № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.02.2011 3 19644) – Режим доступа:http://standart/edu/ru
- Примерные программы основного общего образования. Русский язык.-3-е изд.дораб.-М : Просвещение, 2011.-112 с.-(Стандарты второго поколения)
- Арьяева Л.В. Технология диалогового взаимодействия как средство формирования интеллектуальной компетентности учащихся //Известия РГПУ им. А.И.Герцена №21(51): Аспирантские тетради: Научный журнал. – 2007. – С.150-156
- Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под редакцией А.Г.Асмолова. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-152с.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя.- М.,2002.-168с.