Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Морфология. Самостоятельные части речи

Косырева Наталия Анатольевна

Класс: 5

Предмет: русский язык

Дидактические характеристики урока

1.Целевой компонент.

Педагогический цели:

  • создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД)

развитие логического и критического мышления, умения отбирать материал, аргументировать свою точку зрения

  • формирование предметных знаний и умений

Предметные цели:

  • повторение признаков самостоятельных частей речи;
  • обобщение термина «морфология»;
  • изучение признаков наречия;
  • подготовка к контрольному диктанту: отработка навыков выделения морфем и правописание Ь после шипящих;

Ожидаемые результаты:

  • Личностные (ученик осознаёт необходимость проведённой на уроке работы для дальнейшего обучения)
  • Метапредметные ( познавательные, коммуникативные, регулятивные)
  • Предметные ( ученик умеет распознать самостоятельные части речи по их характерным признакам; ученик правильно выделяет морфемы в слове; ученик грамотно пишет слова с орфограммой «Б после шипящих на конце слова»)

2. Педагогическая технология – проблемное обучение.

3. Методы обучения:

  • метод проблемного изложения
  • частично-поисковый
  • репродуктивный

4. Средства обучения:

  • ТСО
  • Учебник Русский язык 5 класс для общеобразовательных учреждений под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. -  М.:Дрофа, 2012.-317 стр.)

5. Организационные формы:

  • Индивидуальная
  • Парная
  • Фронтальная

 

 

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Проверка

домашнего

задания

Организует устный опрос всех учащихся при входе в кабинет и разноуровневую самостоятельную работу по домашнему заданию тех, кто уже вошёл.

1.Отвечают на вопросы учителя при входе в кабинет.

2.Выбирают уровень сложности и выполняют его самостоятельно.

Практическая часть.

Формирование предметных умений ( упр.130)

Организация самостоятельной работы учащихся ( на доске и в тетради). Проверка выполнения заданий и оценивания работ товарищей.

1.Распределяют слова по группам ( 1 ученик выписывает по 2 существительных, прилагательных, глагола;  другой ученик – по 2 местоимения, предлога, союза)

2.Проверяют и оценивают работу товарищей, выполнявших её на доске

3.Осознают. что не все части речи казаны, объясняют причину.

Орфографическая физкультминутка

Организация, с одной стороны, физкультминутки, с другой – повторения правописания слов с орфограммой «Ь после шипящей на конце слова»

Встают, выходят из-за парт. Есть в слове Ь – присели, нет в слове Ь-подняли руку.

Практическая часть.

Формирование предметных умений ( упр.131)

Организация самостоятельной работы учащихся ( на доске и в тетради), проверка правильности выполнения заданий и оценивания работ товарищей.

1.Распределяют слова в три колонки ( имя существите- льное, имя прилагательное, глагол) – у доски 3 ученика.

2.Проверяют и оценивают работу товарищей, выполнявших  её на доске.

3.Осознают, что не все слова выписаны, объясняют причину.

Объяснение нового материала

Постановка вопросов по теории наречия, на которые учащиеся должны самостоятельно найти ответ, читая учебник

1.Читают статью учебника

2.Отвечают на вопросы учителя

3.Дают определение понятию «наречие»

Рефлексия

Организация подведения итогов урока

1.Формируют учебную проблему

2.Формируют знание

3.Вспоминают, какие орфографические навыки совершенствовались в ходе урока

Домашнее задание

 

 

 

 

Учебные задания и формируемые универсальные учебные действия.

ЛУУД – личностные универсальные учебные действия

ПУУД – познавательные универсальные учебные действия

КУУД – коммуникативные универсальные действия

РУУД – регулятивные универсальные учебные действия

Учебные задания

Формируемые УУД

1.Назови морфему( любую, стоящую до\после корня, без которой слово не может существовать, имеющуюся в зависимости от падежа, рода, спряжения и т.д.)

2.Разноуровневые задания (слова из ЗСП-6):

  • Выполните морфемный разбор слов
  • Распределите слова по словообразовательным моделям

ЛУУД (самоопределение): мотивация учения

ПУУД (логические): анализ с целью выделения признаков

1.Прочитайте лингвистическую сказку про себя, вслух

2.Сформулируйте тему урока

3.Поставьте вопросы, на которые, по-вашему, нам надо ответить в течение урока

4.Используя лингвистическую сказку и свои знания дайте ответ на поставленные вопросы своему соседу.

ПУУД (общеучебные): формулирование познавательной цели.

КУУД: управление поведением партнера; умение с достаточной точностью выражать свои мысли

РУУД (оценка): выделение того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

1.Выполните упражнение 130: выпишите по 2 слова, иллюстрирующих части речи, наречия перепишите.

2.Какой части речи не хватает в упражнении?

3.Это является опечаткой или задумкой автора учебника? Докажите свое мнение.

ПУУД (логические): выдвижение гипотез и их обоснование; создание способов решения проблем поискового характера.

Слова для орфографической физминутки: раздался плач, много груш, темная ночь, звучит туш, боевая мощь, острый меч, решение задач, у дубовых рощ, грязная ветошь, много свеч, постройка дач, светлый плащ.

РУУД: анализ услышанного и принятие решения о способе действия.

1.Выполните упр.131: выпишите слова в начальной форме, распределяя их по столбикам.

2.На второй вопрос учебника второй вариант даёт ответ первому (устно)

ПУУД (общеучебные): формулирование познавательной цели.

КУУД: управление поведением партнёра; умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

РУУД( оценка): выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

1.К какой части речи чаще всего относятся наречия?

2.Что обозначают наречия?

3.На какие вопросы отвечают наречия? Приведите примеры.

4.Что такое наречия?

ПУУД(логические): анализ с целью выделения существенных признаков; синтез как составление целого из частей.

КУУД: умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

1.Какие задачи мы с вами ставили в начале урока?

2.Что помогло нам их выполнить?

3.Какие орфографические навыки мы ещё совершенствовали сегодня?

ЛУУД (смыслообразование): мотивация учения

КУУД: умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

РУУД (оценка): осознание качества и уровня усвоения.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Лингвистическая сказка « На балу у принцессы Морфологии"

В некотором царстве, в некотором государстве стоял город. И правила в этом городе принцесса Морфология.

Задумала она устроить бал и пригласить на него все части речи.

Никто не отказался от приглашения, все поспешили на праздник.

Вот зазвучала музыка. Гости разбились по парам: Существительное с Прилагательным, Глагол с Наречием, Местоимение с Предлогом. Союз с Частицей.

Потанцевали они, повеселились, а затем затеяли спор: кто из них важнее и нужнее? Чуть до драки дело не дошло.

Тут вмешалась принцесса Морфология и сказала: «Кто из вас сумеет рассказать о нашем городе с помощью только своей части речи, тот и победит в споре».

Все части речи попытались это сделать. Но у них ничего не вышло, рассказ не получился.

Встала принцесса Морфология с трона и сказала:»Теперь вы убедились в том. Что все части речи важны и нужны. И больше никогда не ссорьтесь в моём городе!»

С тех пор все части речи в городе стали жить дружно.

 

 

Список использованной литературы

  1. Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования (приказ Министерства образования и науки от 17.12.201- № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.02.2011 3 19644) Режим доступа:http://standart/edu/ru
  2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык.-3-е изд.дораб.-М : Просвещение, 2011.-112 с.-(Стандарты второго поколения)
  3. Арьяева Л.В. Технология диалогового взаимодействия как средство формирования интеллектуальной компетентности учащихся //Известия РГПУ им. А.И.Герцена №21(51): Аспирантские тетради: Научный журнал. – 2007. – С.150-156
  4. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под редакцией А.Г.Асмолова. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-152с.
  5. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя.- М.,2002.-168с.

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»