Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Технологическая карта урока в 6 классе

Правописание сложных имен прилагательных

 Борышнева Мария Борисовна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №551
Кировского района Санкт-Петербурга

  1. Тип урока: урок открытия нового знания.
  2. Целевой компонент.

Педагогические цели:

  • создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД);
  • развитие логического и критического мышления, умения систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения.

Предметные цели:

  • знакомство с правилами правописания сложных имен прилагательных;
  • формирование навыка слитного/дефисного написания прилагательных;
  • закрепление навыка построения словообразовательной цепочки.

Ожидаемые результаты

Личностные (ученик осознаёт необходимость проведённой на уроке работы).

Метапредметные

  • Познавательные: (ученик может выдвигать и обосновывать гипотезы; ученик может осуществить выбор оснований и критериев для сравнения).
  • Коммуникативные: (ученик способен с достаточной точностью выражать свои мысли; ученик способен сотрудничать в группе).
  • Регулятивные: (ученик может осуществлять целеполагание; ученик может осознавать качество и уровень усвоения учебного материала).

Предметные

  • ученик применяет на практике правила слитного/дефисного написания имен прилагательных;
  • ученик образует имена прилагательные от сочинительных и подчинительных словосочетаний;
  • ученик строит словообразовательную цепочку.

3. Педагогическая технология – проблемно-диалоговое обучение.

  1. Методы обучения:
  • частично-поисковый;
  • репродуктивный.

5. Средства обучения:

  • ТСО (проектор);
  • толковый словарь;
  • словообразовательный словарь;
  • учебник (Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2013. – 317 с.).
  1. Организационные формы:
  • в группах по 5-6 человек;
  • фронтальная.

 

Структура урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Оргмомент

 Приветствует учеников, проверяет разбивку на группы.

 Приветствуют учителя, проверяют наличие средств обучения.

 

Создание проблемной ситуации.

Формулирование темы, постановка цели урока

Выводит на экран слайд  №1 с записанными сложными прилагательными, организует диалог (Какой раздел мы изучаем? Что объединяет все представленные прилагательные? Как пишутся сложные прилагательные? Чего мы не знаем? Сформулируйте тему и цель урока).

Отвечают на вопросы (фронтально), осознают проблему недостаточности знаний, формулируют тему урока и цель урока.

 

 

 

 

 

Записывают дату и тему в тетради.

Регулятивные (оценка): выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Выдвижение гипотез

Побуждает к выдвижению гипотез: Попробуйте сформулировать правила написания сложных прилагательных.

При необходимости задает наводящие вопросы (вспомните, что правил написания сложных существительных было много; нужные правила зависят от смысла слов, от словообразования), трансформирует на экране слайд №1, чтобы нужные для анализа слова выделить цветом.

Записывает гипотезы на доске.

Выдвигают гипотезы (индивидуально, в группах).

Логические: выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

 

Проверка гипотез

Побуждает к практической проверке гипотез, выдвижению аргументов и контраргументов.

Проверяют выдвинутые гипотезы (в группах): отбирают слова для проверки гипотезы, сравнивают.

Логические: создание способов решения проблем поискового характера; анализ с целью выделения признаков.

 

Получение новых знаний

Сформулируйте правила написания сложных прилагательных.

Сверьте ваш список с правилом из учебника на с.88.

Убирает с доски лишние записи.

Формулируют вслух правила – «открывают» новое знание.

Сопоставляют свои правила и запись в учебнике.

Находят новые знания в учебнике.

Дополняют свои знания новой информацией.

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

поиск  необходимой  информации.

 

Практическая часть. Первичное формирование предметных умений

Выводит на экран слайд №2 (Образуйте прилагательные от сочетаний, объясните написание, употребите в речи с существительным и запишите грамотно, оформив 2 колонки записей

Какие слова не понятны?)

Оценивает работу у доски.

Выполняют упражнения в тетрадях и на доске,  отрабатывая правописание прилагательных, образованных от сочинительных и подчинительных словосочетаний.

Индивидуально – работа со словарем.

Регулятивные:

осознание  правила  и  успешное  использование  его  в  решении  задачи.

«Орфографическая разминка»

Задает вопрос (Какие пункты правила кажутся вам несложными? Запишите их на двух половинках доски).

На слух определите, к какой группе относится слово, выполняйте повороты вправо или влево в зависимости от значения слова.

Диктует по карточке-подсказке.

 

Называют неотработанные пункты правила: дефисное написание прилагательных, обозначающих оттенки цвета и прилагательных, образованных путем повторения. Записывают правила на двух половинках доски.

Выполняют «орфографическую разминку».

Регулятивные:

осознание  правила  и  успешное  использование  его  в  решении  задачи.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Выводит на экран слайд №3 (Постройте словообразовательную цепочку для слов).

Выполняют упражнения в тетрадях и на доске,  отрабатывая навыки грамотного письма.

Регулятивные:

осознание  правила  и  успешное  использование  его  в  решении  задачи.

Закрепление предметных умений

Организует самостоятельную работу учащихся.

 

 

 

 

 

 

Выводит на экран слайд №4 для взаимопроверки в группах.

По одному человеку от группы подходят к первому столу, читают фрагмент текста, насыщенного сложными прилагательными, запоминают, диктуют в своей группе.  Запоминают и диктуют – пока не будет записан весь текст каждым членом группы.

Осуществляют взаимопроверку.

Коммуникативные: управление поведением партнёра; умение решать конфликтные ситуации.

Рефлексия

Организация подведения итогов урока. (У кого нет ошибок?)

Опишите свое состояние на уроке одним сложным прилагательным.

Отвечают  на  вопросы.

Определяют   своё  эмоциональное  состояние.

Регулятивные:

оценка  своей  работы.

Домашнее задание

Записывает домашнее задание на доске: составить диктант, включив в него 10 сложных прилагательных.

Записывают домашнее задание в дневники.

 

 

Приложения

 

Слайд №1 (слова для анализа и выдвижения гипотез о слитном или дефисном написании): сине-зеленый, бело-розовый, интересный-преинтересный, высокий-высокий, железнодорожный, сельскохозяйственный, садово-огородный, российско-белорусский.

 

Слайд №2 (словосочетания для образования сложных прилагательных): синие глаза, кислое молоко, официальный и деловой, три тома, правый берег, шахматный и шашечный, приставочный и суффиксальный, геологическая разведка, тысяча километров, средние века, унылый и однообразный, Древняя Русь, каждый день, бумажный и картонный, горные лыжи.

 

Слайд №3 (слова для построения словообразовательной цепочки): санкт-петербургский, контр-адмиральский, авиадесантный, полметровый, водолазный, физкультурный, пчеловодческий.

 

Карточка-подсказка (слова для проведения «орфографической разминки»): ярко-синий, изжелта-зеленый, лимонно-желтый, хитрый-прехитрый, яркий-яркий, красно-бурый, добрый-добрый, светло-русый, глубокий-глубокий, снежно-белый, пепельно-вороной, красновато-фиолетовый, читаный-перечитанный, черный-черный.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»