Технологическая карта урока в 6 классе
Правописание сложных имен прилагательных
Борышнева Мария Борисовна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №551
Кировского района Санкт-Петербурга
- Тип урока: урок открытия нового знания.
- Целевой компонент.
Педагогические цели:
- создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД);
- развитие логического и критического мышления, умения систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения.
Предметные цели:
- знакомство с правилами правописания сложных имен прилагательных;
- формирование навыка слитного/дефисного написания прилагательных;
- закрепление навыка построения словообразовательной цепочки.
Ожидаемые результаты
Личностные (ученик осознаёт необходимость проведённой на уроке работы).
Метапредметные
- Познавательные: (ученик может выдвигать и обосновывать гипотезы; ученик может осуществить выбор оснований и критериев для сравнения).
- Коммуникативные: (ученик способен с достаточной точностью выражать свои мысли; ученик способен сотрудничать в группе).
- Регулятивные: (ученик может осуществлять целеполагание; ученик может осознавать качество и уровень усвоения учебного материала).
Предметные
- ученик применяет на практике правила слитного/дефисного написания имен прилагательных;
- ученик образует имена прилагательные от сочинительных и подчинительных словосочетаний;
- ученик строит словообразовательную цепочку.
3. Педагогическая технология – проблемно-диалоговое обучение.
- Методы обучения:
- частично-поисковый;
- репродуктивный.
5. Средства обучения:
- ТСО (проектор);
- толковый словарь;
- словообразовательный словарь;
- учебник (Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2013. – 317 с.).
- Организационные формы:
- в группах по 5-6 человек;
- фронтальная.
Структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
Оргмомент |
Приветствует учеников, проверяет разбивку на группы. |
Приветствуют учителя, проверяют наличие средств обучения. |
|
Создание проблемной ситуации. Формулирование темы, постановка цели урока |
Выводит на экран слайд №1 с записанными сложными прилагательными, организует диалог (Какой раздел мы изучаем? Что объединяет все представленные прилагательные? Как пишутся сложные прилагательные? Чего мы не знаем? Сформулируйте тему и цель урока). |
Отвечают на вопросы (фронтально), осознают проблему недостаточности знаний, формулируют тему урока и цель урока.
Записывают дату и тему в тетради. |
Регулятивные (оценка): выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
Выдвижение гипотез |
Побуждает к выдвижению гипотез: Попробуйте сформулировать правила написания сложных прилагательных. При необходимости задает наводящие вопросы (вспомните, что правил написания сложных существительных было много; нужные правила зависят от смысла слов, от словообразования), трансформирует на экране слайд №1, чтобы нужные для анализа слова выделить цветом. Записывает гипотезы на доске. |
Выдвигают гипотезы (индивидуально, в группах). |
Логические: выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
|
Проверка гипотез |
Побуждает к практической проверке гипотез, выдвижению аргументов и контраргументов. |
Проверяют выдвинутые гипотезы (в группах): отбирают слова для проверки гипотезы, сравнивают. |
Логические: создание способов решения проблем поискового характера; анализ с целью выделения признаков.
|
Получение новых знаний |
Сформулируйте правила написания сложных прилагательных. Сверьте ваш список с правилом из учебника на с.88. Убирает с доски лишние записи. |
Формулируют вслух правила – «открывают» новое знание. Сопоставляют свои правила и запись в учебнике. Находят новые знания в учебнике. Дополняют свои знания новой информацией. |
Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли. Познавательные: поиск необходимой информации.
|
Практическая часть. Первичное формирование предметных умений |
Выводит на экран слайд №2 (Образуйте прилагательные от сочетаний, объясните написание, употребите в речи с существительным и запишите грамотно, оформив 2 колонки записей Какие слова не понятны?) Оценивает работу у доски. |
Выполняют упражнения в тетрадях и на доске, отрабатывая правописание прилагательных, образованных от сочинительных и подчинительных словосочетаний. Индивидуально – работа со словарем. |
Регулятивные: осознание правила и успешное использование его в решении задачи. |
«Орфографическая разминка» |
Задает вопрос (Какие пункты правила кажутся вам несложными? Запишите их на двух половинках доски). На слух определите, к какой группе относится слово, выполняйте повороты вправо или влево в зависимости от значения слова. Диктует по карточке-подсказке.
|
Называют неотработанные пункты правила: дефисное написание прилагательных, обозначающих оттенки цвета и прилагательных, образованных путем повторения. Записывают правила на двух половинках доски. Выполняют «орфографическую разминку». |
Регулятивные: осознание правила и успешное использование его в решении задачи. |
Применение знаний и умений в новой ситуации |
Выводит на экран слайд №3 (Постройте словообразовательную цепочку для слов). |
Выполняют упражнения в тетрадях и на доске, отрабатывая навыки грамотного письма. |
Регулятивные: осознание правила и успешное использование его в решении задачи. |
Закрепление предметных умений |
Организует самостоятельную работу учащихся.
Выводит на экран слайд №4 для взаимопроверки в группах. |
По одному человеку от группы подходят к первому столу, читают фрагмент текста, насыщенного сложными прилагательными, запоминают, диктуют в своей группе. Запоминают и диктуют – пока не будет записан весь текст каждым членом группы. Осуществляют взаимопроверку. |
Коммуникативные: управление поведением партнёра; умение решать конфликтные ситуации. |
Рефлексия |
Организация подведения итогов урока. (У кого нет ошибок?) Опишите свое состояние на уроке одним сложным прилагательным. |
Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние. |
Регулятивные: оценка своей работы. |
Домашнее задание |
Записывает домашнее задание на доске: составить диктант, включив в него 10 сложных прилагательных. |
Записывают домашнее задание в дневники. |
|
Приложения
Слайд №1 (слова для анализа и выдвижения гипотез о слитном или дефисном написании): сине-зеленый, бело-розовый, интересный-преинтересный, высокий-высокий, железнодорожный, сельскохозяйственный, садово-огородный, российско-белорусский.
Слайд №2 (словосочетания для образования сложных прилагательных): синие глаза, кислое молоко, официальный и деловой, три тома, правый берег, шахматный и шашечный, приставочный и суффиксальный, геологическая разведка, тысяча километров, средние века, унылый и однообразный, Древняя Русь, каждый день, бумажный и картонный, горные лыжи.
Слайд №3 (слова для построения словообразовательной цепочки): санкт-петербургский, контр-адмиральский, авиадесантный, полметровый, водолазный, физкультурный, пчеловодческий.
Карточка-подсказка (слова для проведения «орфографической разминки»): ярко-синий, изжелта-зеленый, лимонно-желтый, хитрый-прехитрый, яркий-яркий, красно-бурый, добрый-добрый, светло-русый, глубокий-глубокий, снежно-белый, пепельно-вороной, красновато-фиолетовый, читаный-перечитанный, черный-черный.