Место стилистической работы в курсе русского языка в 7-8 классах
Ходина Лариса Владимировна, учитель высшей категории, лицей №40.
В настоящее время к культуре речи предъявляются высокие требования. Речь должна быть не только правильной в орфоэпическом, лексическом и грамматическом отношении, но и стилистически целесообразной и дифференцированной. Стилистическая работа прежде всего проводится на уроках фонетики, лексики, грамматики, развития связной речи. Чтобы найти для нее место и время на этих уроках, необходим особый дидактический материал и особые комбинированные упражнения, сочетающие грамматические, стилистические и правописные задания. Комбинированные упражнения, в которых сочетаются задания, идущие от разных методов обучения, открывают путь стилистики на уроке русского языка.
Приведу пример, как постепенно при изучении обогащаются понятия о научном стиле в 8 классе. При повторении темы “Виды предложения по цели высказывания” ученики узнают, что для научного стиля речи наиболее характерны повествовательные – нейтральные общеупотребительные конструкции. Вопросительные предложения употребляются в одной функции – с целью привлечения читателя к содержанию передаваемой информации.
Например: Что же происходит в цветке после того, как пыльца попадает на рыльце пестика?
При изучении членов предложения учащиеся узнают, что для научного стиля типичны сказуемые, выраженные глаголами в настоящем времени, что связано с отвлеченным характером научного изложения, рассуждение ведется вне времени.
Например:Внутри семя почки находится яйцевая клетка с протоплазмой и ядром.
При изучении дополнения показываю учащимся, что в научной речи господствует прямой порядок слов.
Когда изучаем односоставные предложения, показываю, что в научном стиле используются лишь некоторые конструкции. Прежде всего, обобщенно-личные. Из безличных употребляются, например, предложения со значением необходимости.
Например: Хлорофилл легко можно выделить из листа. А назывные предложения используются только в заголовках.
Например:Словосочетание и предложение.
Когда изучаем главные члены предложения, отмечаю, что в научных текстах предложение выражается, как правило, существительным и терминологическим сочетанием. Учащимся предлагается найти грамматические основы предложений и указать, чем выражено подлежащее в научном тексте.
Например:Антисептические средства – это химические вещества, обладающие противомикробным действием.
Когда изучаем тему «Сказуемое», акцентирую внимание на том, что в научной речи широко используются сказуемые - глаголы в настоящем времени, причем это настоящее время никакого конкретного времени не обозначает: характеризуются постоянные свойства предметов и явлений. Эта особенность связана с отвлеченностью и обобщенностью научного стиля.
Например: Культурные сорта яблони размножаются исключительно прививкой.
Следует показать учащимся, что в научном стиле речи господствует наряду с простым глагольным составное именное сказуемое. Конструкциями с именным сказуемым выражается умозаключения, определения, тезисы. Глагольное сказуемое в научном стиле употребляется редко.
Например: Квадрат – равносторонний прямоугольник. Подлежащее – главный член двусоставного предложения.
В научной речи конструкции с именным сказуемым широко используется для определения научных понятий.
Например: Метафора – вид изобразительного средства…
Средства художественной изобразительности в научном тексте, служат – например синтаксический параллелизм, служат средством выражения строгой, специально подчеркнутой личности изложения.
Например: Макроструктура – это строение металла, видимое невооруженным взглядом. Микроструктура – это строение металлов, наблюдаемое под микроскопом.
При изучении темы «Определение» показываю, что в научных произведениях определения не имеющее эмоциональной окраски выполняют чисто информационную функцию.
Пример: По сейсмическим данным, под материками земная кора состоит из верхнего гранитного и нижнего базальтового слоя.
Таким образом, предлагаемая система работы расширяет обучающие возможности уроков русского языка. Учащиеся овладевают не только нормами литературно правильной речи, но и умением строить речь в соответствии с разнообразными задачами и условиями общения.
Литература
1. Арефьева С.А. Изучение грамматики во взаимосвязи со стилистикой: Программа для 5-9 классов. М.: Прометей, 1998.
2. Арефьева С.А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. М.: Прометей, 1997.
3. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика: Пособие для учителей. М.Просвещение, 1978.
4. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во УРАО, 2002.
5. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1983.
6. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981
7. Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка (7-8 классы): Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1979.
8. . Костомаров В.Г. Культура речи и стиль. М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1960.
9. Львов М.Р. О речевом развитии учащихся средней школы // Советская педагогика. 1973.
10.Молодцова С.Н. Система работы по стилистике русского языка в школе: Пособие для учителя. М.: НИИ школ, 1978.
11.Пешковский A.M. Роль грамматики при обучении стилю // Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1959.
12.Шлыкова М.П. Работа над стилем речи учащихся на уроках грамматики // Русский язык в школе. 1960. - № 2.