Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка урока русского языка в 10 классе

Лексика и фразеология

Немчанинова Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 73 г. Кирова

Тип урока:  урок повторения и обобщения материала.

Цели: повторить и систематизировать знания, полученные на уроках по теме «Лексика. Фразеология»; отрабатывать навыки выполнения заданий по типу ЕГЭ.

Ход урока

 Сегодня мы постараемся повторить и обобщить знания по лексике и фразеологии.

Слово – особая единица языка. Слово изучается не только лексикологией, но и другими разделами науки о языке. Это морфемика и словообразование, морфология и синтаксис. Слова в русском языке не рассыпаны в беспорядке. Лексика русского языка – это система, внутри которой слова вступают друг с другом в разные отношения.

На доске слова:

Далёкий – близкий.

Большой – огромный.

Эффектный – эффективный.

Ключ (от двери) – ключ (родник).

Учащиеся анализируют записанные пары слов. В первой паре звучание слов разное, а значение противоположное. Это антонимы. Во второй паре слова различаются по звучанию, но близки по значению. Это синонимы. Третья пара – слова схожи по звучанию, но различны по значению. Такие слова называются паронимами. В последней паре слова не отличаются друг от друга по звучанию  и написанию, но имеют разное лексическое значение. Это омонимы.

 

Вспомним, что такое:

- антонимы? (это слова, противоположные по значению)

-синонимы? (разные по звучанию, по близкие по значению слова)

- омонимы? (разные по значению, но совпадающие по написанию слова)

- паронимы? (слова, разные по значению, но близкие, сходные по написанию).

 - В чём различие между языковыми и контекстуальными синонимами?

(Контекстуальные синонимы – слова, сближающиеся по значению только в определённом контексте).

- Что такое контекстуальные антонимы?

(Слова, приобретающие противоположное значение в определённом контексте).

- Что такое синонимический ряд? (Это синонимы, объединённые общим значением и расположенные в определённом порядке).

 

Упражнение 1.

Определите, что представляет собой каждая пара слов (можно выполнить в виде таблицы).

Злой – добрый (антонимы); искусный – искусственный (паронимы); старый – древний (синонимы); холодный – горячий (антонимы); смелый – храбрый (синонимы); каменный – каменистый (паронимы); запустить (ракету) – запустить (учёбу) (паронимы); (крепкий) брак – брак (в работе) (паронимы).

 

Важно не только знать основные лексические единицы языка, но и то, как они используются в тексте, уметь правильно их употреблять.

Упражнение 2.

Подобрать антонимы к приведённым словам.

а) Бодрствовать, волновать, разрушать, ругать.

б) Слава, трусость, радость, война.

 

Упражнение 3.

Найти лишнее слово в синонимическом ряду.

а) Отзывчивый, душевный, наблюдательный, сердечный, чуткий.

    ( наблюдательный)

б) Краткость, сжатость, содержательность, немногословность, лаконизм.

    ( содержательность)

 

Упражнение 4.

а) Найти контекстуальные синонимы.

Общественное мнение есть великое благо и великая сила; оно составляет нравственно свободную поверку всех действий человеческих, подлежащих суду общественному. (К.С.Аксаков)

(Благо – сила)

б) Найти в тексте антонимы, в том числе и текстовые.

Свет и тепло питали лес, хлебные цветы и нивы, а ветер соединял и смешивал дыхание всех живущих на земле, чтобы каждый живой чувствовал другого живого, всё равно – далёкий он или близкий, знакомый или непонятный. (А. Платонов)

(Далёкий – близкий, знакомый – непонятный)

 

Вспомним, что называется фразеологизмом? (устойчивое сочетание слов, которое употребляется как единица речи)

Фразеологизм обладает целостным значением и выступает как один член предложения. Фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы.

 

Упражнение 5.

Допишите пропущенное слово. Поясните с помощью синонимов, что обозначает данный фразеологизм.

1. Держать нос

2. Держать себя

3. Держать ушки

4. Держать ухо

5. Держать язык

Ответы: 1 – по ветру. Менять свои убеждения, приноравливаться, подлаживаться к кому-либо, чему-либо.

2 – в руках. Не терять самообладания, выдержки.

3 – на макушке. Проявлять осторожность, быть настороже.

4 – востро. Вести себя осторожно, никому не доверяться.

5 – за зубами. Не говорить лишнего, молчать, когда нужно.

 

Упражнение 6.

К каждому фразеологизму надо подобрать синоним и антоним.

Использовать для этого словосочетания из справки.

Повесить голову, бежать изо всех сил, за тридевять земель, хоть шаром покати, спустя рукава.

Справка: не покладая рук, пасть духом, ни былинки ни травинки, мчаться во весь дух, к чёрту на кулички, воспрянуть духом, в двух шагах, шаляй – валяй, ползти черепашьим шагом, куры не клюют.

 

Упражнение 7.

В каких примерах допущены ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов?

1. Я по гроб доски не забуду его помощи.

2. Будь он хоть семи пядей во лбу, а не сможет выполнить этой задачи.

3. Очень большую роль возлагал я на встречу с президентом.

 4. Он привык всё делать с размахом и поставил дело на широкие ноги.

Ответ: 1, 3, 4.

Итог урока.

Учитель резюмирует пройденный на уроке материал.

Завершить урок можно небольшой самостоятельной работой.

Д.З. Сделать небольшое сообщение на тему «История фразеологизма». Для этого самостоятельно выбрать фразеологический оборот, объяснить его значение и рассказать об истории его происхождения.

 

Материал для упражнений приготовлен как раздаточный материал на каждый стол.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»