Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

"Виртуальная экскурсия  по Санкт – Петербургу»

(Обобщающий урок по теме «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ» 6 класс)

Кобиль Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы  ГБОУ

СОШ №337

Тип урока:   систематизация и обобщение знаний по теме. 

Цели урока:- систематизировать и обобщить знания по теме;

                      - развитие орфографической зоркости, умения  обосновывать       правильность выбора орфограммы при написании числительных;

                     - развивать умение грамотно  выражать свои мысли;

                     - закрепить умение употреблять числительные в речи;

                     - воспитывать любовь к родному  городу.

Вид урока:   виртуальная    экскурсия по  Санкт – Петербургу.

Форма проведения урока: урок-практикум.

Оборудование:карта-схема Санкт-Петербурга, рисунки, тексты, проектор, презентация в программе «PowerPoint» , разработанная учителем.

Межпредметные связи: литература, история города, русский язык.

 

Ход урока

 УЧИТЕЛЬ:

Ребята, мы с вами закончили изучать тему «Имя числительное».   За несколько уроков мы с вами узнали много об этой части речи. Наша сегодняшняя работа будет состоять из двух блоков: теоретического и практического. Сначала попробуйте ответить на вопросы о числительном, приводя примеры.

Вопросы:

1.  Что такое числительное?

2.  Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение? (Числовое значение могут иметь, кроме числительных ,и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.)

3.  На какие группы делятся числительные по составу? (простые, составные)

4.  Назовите разряды числительных  (количественные, порядковые, собирательные)

5.  Назовите разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные)

6.  С помощью каких суффиксов образуются собирательные числительные? (С помощью суффиксов – ой -, - ер -; пять – пятеро, два – двое )

7.  Как склоняются порядковые числительные? (Как и прилагательные)

8.  Как склоняются дробные числительные? (Первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе)

9.  Какие числительные имеют только две падежные формы? (полтора, полторы, полтораста, сорок, девяносто, сто)

10. Скажите, почему слово одиннадцать пишется с двумя буквамиНН?

Заслушиваются ответы. (С примерами).

Ну что ж, вы имеете неплохие теоретические знания о числительном. Теперь пора перейти от слов к делу.  (Практический блок)

 Сегодня у нас есть возможность  ещё раз убедиться в том, как необходима эта часть речи. Для этого  я приглашаю вас совершить увлекательную экскурсию по Санкт - Петербургу. Она будет длиться 1 урок, т.е. 45 минут. В поездке вы должны быть очень внимательными, так как по окончании экскурсии вам нужно будет сдать «Путевые листки». Для начала давайте разберёмся в том, что такое «экскурсия».

«Экскурсия» - это

1. Посещение (обычно коллективное) достопримечательного   места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем – либо;

2. Организованный, сопровождаемый объяснением, показ чего-либо, проводимый по определённому плану с образовательной или ознакомительной целью.

УЧИТЕЛЬ:

Сегодня мы совершим образовательную экскурсию. Мы поговорим об истории создания города, о его прошлом, побываем на главной площади города.И вы лишний раз убедитесь, что имена числительные очень важны в нашей речи, без них трудно обойтись, общаясь друг с другом.

Сегодня роль экскурсовода будут выполнять разные ученики. После каждой остановки вы будете выполнять письменную работу.  У вас на столах «Путевые листки», где вы будете делать необходимые записи.  Каждый ученик получает распечатанный текст, выписывает из него указанные числительные в нужном падеже, указывает их разряд. В конце урока «Путевые листы» сдаются на проверку.

Итак, наше путешествие начинается.

  Санкт – Петербург( Историческая справка –экскурсовод 1)

Санкт-Петербург — город с трехсотлетней историей. Несколько столетий — небольшой возраст для города. Однако за три века стремительного роста и развития, совершая неожиданные повороты и выбирая свой собственный путь, Санкт-Петербург сформировался как «вечный город», неповторимый по своей красоте и внутренней гармонии. Санкт-Петербург — город уникальный для русской истории, неуловимый и непостижимый. Более двух веков он был блистательной столицей великой Российской империи и сейчас сохраняет статус культурного и духовного центра страны.

Санкт-Петербург — чемпион Европы по количеству мостов, вице-чемпион по числу каналов и островов. На территории Петербурга и его пригородов располагаются 64 реки и 48 каналов, 170 км набережных, около 100 островов и 800 мостов. По обилию вод Санкт-Петербург занимает первое место среди городов Российской Федерации и бывшего СССР и одно из первых мест в мире. Река Нева, вытекающая из Ладожского озера, несёт свои воды в пределах города на протяжении 28 км; перед впадением в Невскую губу Финского залива образует широкую дельту. Ширина реки 340-650 м (наиб. - 1250 м, напротив порта); глубина 8-23 м.  

В Санкт-Петербурге располагаются 2000 библиотек, 221 музей, более 80 театров, 100 концертных площадок, 45 галерей и выставочных залов, 62 кинотеатра, 80 клубных учреждений культуры и т. п. Ежегодно в городе проводится около 100 фестивалей и конкурсов разных направлений культуры и искусства, включая более 50 международных .

НА ЭКРАНЕ появляются картинки: Санкт - Петербург, исторические символы, герб.

Первая остановка у Летнего сада.

 Летний сад.( Историческая справка – экскурсовод 2)

Летний сад - одно из любимых мест жителей и гостей нашего города.

Он расположен в одной из парадных частей набережных левого берега Невы и занимает почти 12га. Сад был создан в 1704г. по замыслу Петра I и стал парадной резиденцией и лучшим украшением города. В восторженных отзывах иностранцев, посетивших Летний сад в первые годы его создания, непременно встречается упоминание о многочисленных мраморных статуях, доставленных сюда из Венеции и Рима.

Первое упоминание о скульптурном украшении Летнего сада относится к 1710 году. Датский посланник при русском дворе Юст-Юль видел "...с лишком 30 больших и малых статуй художественной работы".

Приобретением скульптур в Италии занимались доверенные лица Петра I, знатоки искусства Савва Рагузинский и Юрий Кологривов.

Петр I собрал в Летнем саду уникальную коллекцию статуй и бюстов. Только в парадной части сада находилось около 150 скульптур. В конце XVIII - начале XIX века часть статуй была увезена в Царское Село, Петергоф, Павловск, часть попала в Эрмитаж. Некоторые скульптуры погибли от наводнений. В настоящее время в Летнем саду можно видеть 91 произведение скульптуры: 38 статуй, 5 скульптурных групп, 48 бюстов. Большая часть из них выполнена итальянскими мастерами, в основном, венецианскими, в конце XVII - начале XVIII века.  

 

Решетка Летнего сада.  (Историческая справка – экскурсовод 3)

Ограда Летнего сада со стороны Невы сооружалась в 1771—1784 гг. арх. Ю. М. Фельтеном и П. Е. Егоровым. Ее устройство было связано с облицовкой гранитом невских набережных. Раньше Летний сад вплотную подходил к Неве. В 1760—1770-х гг. были проведены забивка свай и подсыпка грунта, отодвинувшие линию берега примерно на 50 м. Звенья решетки тонкого графичного рисунка с вызолоченными розетками и ажурными вазами на створках ворот выкованы на тульских заводах. Они установлены между 36 гранитными столбами, увенчанными вазами и урнами. Исключительная гармония и стройность решетки Летнего сада делают ее одним из выдающихся произведений классицизма XVIII в.  

 

Летний сад в поэзии(Выразительное чтение стихотворений подготовленными учащимися)

Летний сад упоминается в романе в стихах «Евгений Онегин»Александра Пушкина. Поэт описывает детство главного героя следующим образом:

Monsieur l’Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.

Саду посвящено стихотворение Анны Ахматовой«Летний сад»(1959 года):

Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.

 

   Медный всадник (Историческая справка- экскурсовод 4)

В 1765 году Екатерина приказала русскому послу в Париже найти там талантливого ваятеля для создания памятника Петру, достойного его славы.Между представленными художниками, выбор императрицы остановился на скульпторе Фальконе, который в следующем году приехал в Петербург и изготовил в малом виде модель. В 1765 г. Фальконе получил заказ, с условием окончить работу за 8 лет. Три года работал художникнад моделью своего памятника и, наконец, изготовил её в ту величину, в какую должно было её отлить из бронзы. Модель головы Императора Петра I была изготовлена художницей Колло, замечательной скульпторшей, которая приехала в Poccию вместе с Фальконе, в качестве его ученицы и сотрудницы. Одобрив её, Екатерина II приказала отыскать громадную цельную мраморную глыбу, годную служить
подножием.

Гром-камень

Вскоре явился крестьянин из деревни Лахты и сообщил, что у них, в 12 верстах от Петербурга, имеется подходящая гранитная скала, известная в той местности под названием «Гром-Камня».Название произошло оттого, что когда-то молния ударила в этот камень и произвела в нем расщелину. По преданию, на эту скалу всходил 
несколько раз Петр Великий, чтобы обозреть окрестности. Камень лежал на 15 футов (4,5 м) в земле и весь оброс мхом; в расщелине
росли даже березки. Перетащить эту гранитную глыбу в Петербург представляло нелегкую
задачу. Объявлена была награда в 700 рублей тому, кто придумает легчайший способ передвинуть эту громаду. Зимой 1770 года приступили к делу. В январе Екатерина II ездила с двором в Лахту смотреть, как тащат камень. С неимоверными усилиями 400 человек, в продолжении  9 месяцев, тащили эту громаду: сделана была твердая дорога и 400 человек тащили камень на медных санях, катившихся помощью медных шаров по медным желобам. Императрица Екатерина II сама ездила несколько раз осматривать камень и сооружения по его перевозке, и в память этого трудного предприятия велела выбить медаль с надписью: «дерзновению подобно. Генваря 20, 1770». Через залив и Неву глыба была переправлена на плоскодонном судне в 180 футов (54 м) длиной. 11 октября 1770 года, скала была поставлена на свое место, но окончательного устройства памятника Петра  пришлось ожидать ещё 12 лет.

Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.

…С подъятой гордо головою,

Надменно выпрямив свой стан,

Куда – то кажет вдаль рукою

С коня могучий великан;

А конь, притянутый уздою,

Поднялся вверх с передних ног,

Чтоб всадник дальше видеть мог.

                              Н Огарев (1840-1841)

Дворцовая площадь. ( Историческая справка – экскурсовод 5).

С середины XIX века Дворцовая площадь является главной площадью Санкт-Петербурга. А изначально это был луг, существовавший еще до основания города, на котором пасли скот. Вдоль набережной Невы постепенно появлялись жилые дома .С Дворцовой площадью связаны крупные события в истории России. Над ее созданием в течение более двух столетий трудились несколько поколений выдающихся зодчих. Главное здание ансамбля, благодаря которому площадь получила свое название, – Зимний дворец. Он построен по проекту Бартоломео Франческо Растрелли (1700–1771). Итальянец по происхождению, Растрелли прожил в России всю жизнь и сумел в своих постройках передать ее национальный характер. Зимний дворец выполнен в стиле русского барокко, который отличается от европейского пышностью и праздничностью. Здание принадлежит к числу высших достижений русского и мирового зодчества XVIII века.

Фасады Зимнего дворца покоряют своей богатой пластикой. Виртуозно применяя в различных сочетаниях архитектурные элементы, грамотно выстраивая большие объемы, Растрелли добивался впечатления необычайной красочности, декоративной насыщенности и жизненной силы. Вся система украшений дворца подчеркивала необыкновенную в те времена высоту здания, его господство над городом. Архитектор создал роскошный дворец, ставший символом Елизаветинской эпохи.

Зимний дворец в числах

Здание дворца имеет 1084 комнаты, 1945 окон, 117 лестниц (включая потайные). Длина по фасаду со стороны Невы — 137 метров, со стороны Адмиралтейства — 106 метров, высота 23,5 метра. В 1844 году Николаем Iбыл издан указ о запрещении  строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше высоты Зимнего дворца. Они должны были строиться как минимум на одну саженьменьше.

Здание Главного штаба

Вторым основным компонентом ансамбля Дворцовой площади стало здание Главного штаба площади, творение Карла Ивановича Росси (1775-1849). Оно состоит из двух грандиозных по своей протяженности корпусов, соединенных в одно целое монументальными арками, переброшенными над Малой Морской улицей. Длина дуги здания – около 580 метров.

В западном корпусе размещался Главный штаб и другие военные учреждения, в восточном – два министерства: иностранных дел и финансов.

Основным акцентом в композиции огромного по протяженности фасада, обращенного на площадь, является величественная арка, задуманная Росси как памятник Отечественной войне 1812 года. Ее венчает шестерка лошадей, управляемая богиней победы Никой.

  Александровская колонна.  (Историческая справка – экскурсовод 6)

Монумент в честь победоносного завершения Отечественной войны 1812 года. Идея установки в Петербурге триумфальной колонны принадлежит О.Монферрану. В 1830 году начались работы по рытью котлована и сооружению фундамента: в основание постамента было забито 1250 сосновых свай, а на них уложили обтесанные гранитные глыбы.

Одновременно с этим шли работы по добыванию и обработке монолитов для колонны  и пьедестала. Работы эти были сопряжены с величайшими трудностями и длились более 2 лет.19 июня 1832 года колонна была погружена на специальное судно и отбуксирована в Петербург, а 30 августа, при огромном стечении зрителей, в присутствии всей императорской  фамилии, ее установили на Дворцовой площади.

Толпы  народа теснились на площади, у окон и на крыше Главного штаба. За колонны ухватились до 2 тысяч солдат. Колонна медленно поднялась и повисла в воздухе; затем канаты были отданы, и каменная глыба тихо и верно опустилась на пьедестал. По  площади пронеслось громовое «ура!». Государь, обрадованный успехом, сказал торжествующему   архитектору: «Монферран, вы себя обессмертили».

Хорошо продуманная и умело организованная операция заняла 1 час 45 минут. Окончательная отделка  - полировка ствола, установка бронзовых украшений – заняла еще 2 года.

Высота колонны – 25,5 м, а общая высота памятника – 47,5 м. Это самая высокая в мире триумфальная колонна. Колонна весит 650 тонн, и благодаря своей тяжести и точному расчету Монферрана этот монолит держится на пъдестале без всяких креплений.

А.С.Пушкин

Выразительное чтение стихотворения подготовленным  учеником.

 Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.

Отрывки, выделенные курсивом, распечатаны для учеников. Тексты раздаются после каждой остановки. Учащиеся работают с ними, заполняют «Путевые листки».

Рефлексия.

·        Что нового я узнал на уроке?

·        Каковы результаты моей деятельности на уроке?

·        Что у меня получилось лучше всего?

·        Как я оцениваю свою работу?

Домашнее задание:подготовить историческую справку о самом интересном (на ваш взгляд)  произведении монументальной скульптуры. (Все числительные должны быть написаны прописью!)

Текст №1 Санкт - Петербург

Санкт-Петербург — чемпион Европы по количеству мостов, вице-чемпион по числу каналов и островов. На территории Петербурга и его пригородов располагаются 64 реки и 48 каналов, 170 км набережных, около 100 островов и 800 мостов. По обилию вод Санкт-Петербург занимает первое место среди городов Российской Федерации и бывшего СССР и одно из первых мест в мире. Река Нева, вытекающая из Ладожского озера, несёт свои воды в пределах города на протяжении 28 км; перед впадением в Невскую губу Финского залива образует широкую дельту. Ширина реки 340-650 м (наиб. - 1250 м, напротив порта); глубина 8-23 м.  

В Санкт-Петербурге располагаются 2000 библиотек, 221 музей, более 80 театров, 100 концертных площадок, 45 галерей и выставочных залов, 62 кинотеатра, 80 клубных учреждений культуры и т. п. Ежегодно в городе проводится около 100 фестивалей и конкурсов разных направлений культуры и искусства.

Текст №2 Летний сад

  Петр I собрал в Летнем саду уникальную коллекцию статуй и бюстов. Только в парадной части сада находилось около 150 скульптур. В конце XVIII - начале XIX века часть статуй была увезена в Царское Село, Петергоф, Павловск, часть попала в Эрмитаж. Некоторые скульптуры погибли от наводнений. В настоящее время в Летнем саду можно видеть 91 произведение скульптуры: 38 статуй, 5 скульптурных групп, 48 бюстов. Большая часть из них выполнена итальянскими мастерами, в основном, венецианскими, в конце XVII - начале XVIII века.  

Текст№3 «Медный всадник»

В 1765 году Екатерина приказала русскому послу в Париже найти там талантливого ваятеля для создания памятника Петру, достойного его славы. В 1765 г. Фальконе получил заказ, с условием окончить работу за 8 лет.  Вскоре явился крестьянин из деревни Лахты и сообщил, что у них, в 12 верстах от Петербурга, имеется подходящая гранитная скала, известная в той местности под названием «Гром-Камня». Камень лежал на 15 футов (4,5 м) в земле и весь оброс мхом. Объявлена была награда в 700 рублей тому, кто придумает легчайший способ передвинуть эту громаду. Зимой 1770 года приступили к делу. В январе Екатерина II ездила с двором в Лахту смотреть, как тащат камень. С неимоверными усилиями 400 человек, в продолжении 9 месяцев, тащили эту громаду Через залив и Неву глыба была переправлена на плоскодонном судне в 180 футов (54 м) длиной..

Текст№4 Зимний дворец в числах

Здание дворца имеет 1084 комнаты, 1945 окон, 117 лестниц (включая потайные). Длина по фасаду со стороны Невы — 137 метров, со стороны Адмиралтейства — 106 метров, высота 23,5 метра. В 1844 году Николаем Iбыл издан указ о запрещении  строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше высоты Зимнего дворца. Они должны были строиться как минимум на одну саженьменьше.

Текст №5Александровская колонна.

Высота колонны – 25,5 м, а общая высота памятника – 47,5 м. Это самая высокая в мире триумфальная колонна. Колонна весит 650 тонн, и благодаря своей тяжести и точному расчету Монферрана этот монолит держится на пьдестале без всяких креплений.

 

 

 

 

 

 

Путевой листок

Фамилия, имя учащегося____________________________________ Класс_______________________

Объект

Числительные количественные

(простые, сложные или  составные)

Числительные порядковые

 

1.Санкт - Петербург

 

 

2.Летний сад

 

 

3.Медный всадник

 

 

4.Зимний дворец

 

 

5.Александровская колонна

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»