Система уроков-практикумов при подготовке учащихся 8 – 9 классов к итоговой аттестации за курс основной школы
Материал, подобранный к урокам, помогает учащимся 8 – 9 классов в ходе самостоятельной работы закрепить полученные ранее знания и умения.
Урок-практикум 1 (8-9 классы)
Трудные случаи орфографии.
О – Ё – Е после шипящих и Ц.
Цель:
1. Организация комплексного повторения по вопросам орфографии перед подготовкой к итоговой аттестации в 9 классе;
2. Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с раздаточным материалом
1. К вашему сведению!
Гласные О – Ё в корнях слов под ударением: Ё // с Е в однокоренных словах, О занимает постоянную позицию.
К словам подобрать проверочное однокоренное, выделить корни слов и определить орфограмму
Щётка (щЕтина) Ш..ковый Получил ож..г
Шомпол (шОмпольный) Ш..лковый подж..г здание
Ш..пот Ш..рох заж..г свет
Реш..тка Пч..лка шОссе
Крюш..н Бесш..вный ш..колад
Ж..рдочка Капюш..н ж..кей
Ч..ртик Ч..рточка ! ТРЕЩ..ТКА
2. В суффиксе сущ. ОР – ЁР после шипящих пиши Ё!
ДирижЁр, стаж..р, монтаж..р, ретуш..р, ухаж..р, но менедж..р!
3 В окончаниях сущ. и прил. после шипящ. и Ц под ударением пиши О, без ударения – Е.
СвечОЙ под плюш..м с груш..й о бегущ..й (строке)
тучЕЙ большОЙ товарищ..м бесстыж..го (озорника)
карандаш..м цветущЕЙ саранч..й с чуж..го (плеча)
мяч..м жгуч..е (пекло) солнц..м рыж..го (воротника)
4. В суффиксах сущ. и прил. после шипящ. и Ц под ударением пиши О, без ударения – Е.
КрючОК, но горошЕК девч..нка огурцОВый ! то же правило
Сундуч..к распаш..нка гуттаперчЕВый и у наречий
Бельч..нок волч..нок изразц..вый свеж(ё,о)
Мальч..нка замоч..к холщ..вый горяч(Ё,О)
Реч..нька ремеш..к зародыш..вый уж(о,е)
Творческое задание:заполнить пропуски словами, в которых после шипящих пишутся Ё-О-Е, определяя часть слова. Расставьте, где необходимо знаки.
В наш..м саду под колючим кустом …. появился сын ежихи – маленький …. . У него острый …. носик, …. брюшко. Глазки как две бусинки но с …. . ,,,, его не назовешь но поесть он всегда готов. Мы наливали ему…. молочка кормили …. хлебц..м предлагали даже …. . Он подружился во дворе с рыжим …. и злющ..й …., хозяином которых являет..ся …. Захар. Про него все раньше говорили Он лиц..м хорош, да душ..й непригож
Слова для справок: еж..нок, крыж..вник, обж..ра, хитрец..й, ш..лковый, ч..рненький, ч..рствый, свежий, печ..нка, ш..фёр, собач..нка, котище.
Какое предл. соответствует схеме? А: «П».
Урок – практикум 2 для 8 – 9 классов
Орфограммы в корнях слов
Цель:
1. Организация комплексного повторения по вопросам орфографии перед подготовкой к итоговой аттестации в 9 классе;
2. Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с раздаточным материалом и орфографическими словарями
1. Непроверяемые согласные и безударные гласные. Вставить гласные буквы в словах, проверив их по словарю:
Подб..родок, в..н..гре(т,д), в..ст..бюль, к..т..строфа, п..лисадник, к..п..шиться, ч..рикать, к..лыхать, непр..ятности, вск..р..(п,б)каться, м..шинист, ..р(а,о)мат, пох..щение, с..(в,г)одняшний, г..рнизон, жу..жать, х..хикать
2. Проверяемые безударные гласные. Вставить гласную букву после ее проверки:
Во.робей (вор, воробышек). Раст..нуться ( ), д.. щ(я,а)тый ( ), н..чевать ( ), скво(с,з)ь л..ству ( ), в..твистый ( ), пол..скать ( ) белье, пол..скать ребенка, пасутся в поле в..лы ( ), набегают морские в..лы ( ), хв..инка ( ), зап..х ( )
3. Проверяемые звонкие и глухие согласные. Вставить согласную букву после ее проверки:
Указка (указать), подборо..ком ( ), СА.. ( ), ни..корослые ( ), коро..ка ( ), кру.. ( ), вокру.. ( ), но..ках ( ),
Доро..ка ( ), бесе..ка ( ), разве..чик ( ).
4. Непроизносимые согласные. Вставить согласную букву после ее проверки слова по словарю:
Ужас..нуться, целос..ный, бесслвес..ный, словес..ный, учас..вовать, чу..ствовать, чес..вовать, ярос..ный, праз..новать жалос..ливый.
5. Работа с текстом: заполнить пропуски, вставить пропущенные знаки.
Ож..дая Генку Миша раст..нулся на до(сч,щ)атом полу шалаша и уткнулся подб..родком в кулаки. Что т..перь делать (Не) н..чевать же на улице… Он вспомнил о кортике и испугался что его могут случайно найти. Вот будет ..стория!
Скво..ь л..ству виден сад ни..корослые ябл..ни в..твистые груши кусты м..лины крыж..вника. На (М,м)ишиной руке по..вилась божья к..ро..ка с ч..рной точкой г..ловы. Миша учас..ливо погл..дел на ..ее пол..жил на л..донь и произнес
Божья к..ро..ка ул..ти на небо прин..си нам хлеба
Она раскрыла тонкие крылышки и ул..тела.
Жу(ж,жж)ит оса над Мишей и смолкнув с..дит..ся ему на ногу. Ужалит или нет (Не) ужалит если Миша (не) пош..велит..ся. Оса (н..)которое время поползет по ..его ноге и с жу(ж,жж)анием ул..тает.
(Не)заметный но огромный живой мир к..пошит..ся вокру..
Мур..вей тащит хв..инку которая больше ..его и рядом с ..им движет..ся тень. Вон скачет по тр..ве кузнечик на согнутых словно сломанных пос..редине но..ках. На с..довой доро..ке (не) уклюже прыгает в..робей а за ..им вн..мательными гла..ками сле..ка прищуренными наблюдает кот дремлющий на ступеньках бесе..ки.
В шалаш запыхавшись вск..ра..кался Генка у которого за пазухой большой кусок еще теплой говядины.
Урок-практикум 3 (8-9 классы)
Трудные случаи орфографии.
Правописание гласных и согласных в корнях слов
Цель:
1. Организация комплексного повторения по вопросам орфографии перед подготовкой к итоговой аттестации в 9 классе;
2. Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с раздаточным материалом
- Проверить пропущенную гласную, записав рядом нужное слово, поставить в нем ударение:
Съ…звить
Осв..тить ф..нарем
Пом..щение
Хр..нилище
Св..щенный союз
Уд..брение
Оч..рование
Уед..нение
Препод..ватель
Обог..щение
2.Сгруппировать слова, связанные тематически, указать
цифрой номер группы:
М..рячок св..топредставление
Св..тлячок р..доначальник
Ур..жденный м..рфлот
Зач..рованный
Сор..дич Подчеркните слово, имеющее значение Просв..щение «пропаганда знаний»
Ч..ровница
М..реплаватель
- Проверить вставленную согласную, записав рядом нужное слово:
Герцо…ский про..ьба
Пира..ский сырое…ка
Кры..ка про..ка
Ло..чонка ве..ти сала..ки
Бече..ка ве..ти за руку
Прово..ка побла..ка
- Вставьте, где необходимо, непроизносимую согласную:
Закулис..ный гнус..ный
Окрес..ность свис..нуть
Чудес..ный крес..ный
Све..ский прелес..ный
Страс..ный лес..ный
- Проверить по словарю и вставить буквы:
Ан..малия, бе..строганов, бр..шюра, би..штекс, в..рн..саж, грей..фру..т, д..риж..р
Урок-практикум 4 (8-9 классы)
Трудные случаи орфографии.
Гласные А – О, Е – И в корнях с чередованием.
Цель:
1. Организация комплексного повторения по вопросам орфографии перед подготовкой к итоговой аттестации в 9 классе;
2. Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с раздаточным материалом
- Подчеркните слова, которые относятся к одному из правил правописания гласных в корнях слов с чередованием, выделите в них корень и графически обоснуйте написание гласной.
Письмена, перемирие, замирание, изложение, приращение, преклонение, равнобедренный, лагерный, загорание, косоглазие, прикоснись, предполагать, непромокаемый, склонение, поплавок, плавный, удираю, проскакал.
- Прочитать слова : обм..кнуть блин в сметану, зам..чить белье, м..кающий в вареье, пром..кашка, непром..каемый плащ, см..чить т ряпку, м..чи ть врага.
Распределить слова по группам и записать их, выделив корни
1 группа – корень имеет значение «пропускать через себя жидкость»
2 группа – корень со значением «погружать в жидкость »
- Прочитать внимательно слова: распредели пор..вну, пор..внять ряды, зар..внять участок, подр..вняйтесь, ур..вень производства, вс е р..вны, р..внина, р..весник, р..внять дорожки, полр..внять челку.
Распределить слова по группам: 1 группа – слова, корень которых обозначает «гладкий, ровный»
2 группа - слова, корень которых обозначает «одинаковый, равный, как и другой»
3 группа – слова-исключения
- Заполнить пропуски, вставить пропущенные знаки препинания.
На з..ре ле..кое прик..сновение бабушкиной руки разбудило меня но я вздрогнул потому что вчера (с,з)г..рел на солнце. Мой заг..р не был р..вным на разных учас..ках тела. Спина была красной и ярко бл..стела ж..вот же оставался белым. На з..рьке хорошо купаться и пол..жать в зар..слях клевера так как лучи сле..ка к..саются кожи и р..стений. Люблю лежа следить за другими пл..вцами и смотреть на р..внину где соб..раются рабочие. В стороне от меня распол..жились мои р..весники которые накл..ня голову ра..глядывали какие (то) р..сточки. Большие деревья кл..няются солнцу заслоняя выг..ревшую траву в которой проб..раются муравьи. Я зам..рев разглядываю приск..кавшего сюда кузнеч..ка и сидящую на пл..вущем в реке листе лилии жабу. Бл..стательный мир окружает нас
Урок-практикум 5 (8-9 классы)
Трудные случаи орфографии.
ПРАВОПИСАНИЕ Ъ и Ь РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ
Цель:
1. Организация комплексного повторения по вопросам орфографии перед подготовкой к итоговой аттестации в 9 классе;
2. Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с раздаточным материалом
Проверочный орфографический диктант.
Изл…жение о подж…гателях распол…женной в озере в зар..слях камыша вышке, пл..вец прик…снулся к бортику и оп…рался на него зам…рев, р…внина расст…лается до бл…стаюшего на з…ре горизонта, р…сточки подр…сли, их обм…кивали в воду, прыгать на ск…калке, подр…внять газон, ст…реть мел, заг….рающие лежа разб…ралли ур…внение и выт…ралли пот с накл…ненных лиц, прекл…няюсь перед памятью.
Ответить на вопрос: являются ли однокоренными слова творец, творческий, отворить калитку, творог, творожник, притворяться и почему?
ПРАВОПИСАНИЕ Ъ и Ь РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ
Заполни пропуски нужным знаком:
В корнях слов после согласных перед гласными Е,Е,Ю,Я,И пишется ________________.
После приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся на гласные Е,Е,Ю,Я пишется ______________________.
В иностранных словах, оканчивающихся на …он, пишется ______________, например ШАМПИН…ОН.
После приставок иностранного происхожденя ДЕЗ, ДИС, АД, ПАН, ИН, КОН, КОНТР, ТРАНС перед Е,Е,Ю,Я сохраняется __________, например
АД … ЮТАНТ, СУБ…ЕКТ.
В сложных словах после числительных ДВУХ, ТРЕХ, ЧЕТЫРЕХ перед Е,Е,Ю,Я пишется также ________________.
Вставь в слово нужный знак:
Бур..ян, из..ян, транс..японский, кол..е, руж..е, вз..ерошить, без..языкий, порт..е, медал..он, бул..он, ин..екция, трех..ярусный.
Проверь по словарю написание слов и узнать их значение:
ИЗОБ…ЮТ, ВЗ…ИМАТЬ,ВЗ…ЯТЬ, ФОТООБ…ЕКТИВ, ДИЗ…ЮНТИВНЫЙ, АД…ЮНКТ, КОН…ЮНКТУРЩИК, КОНТР…ЯРУС, ПОД…ЯЧИЙ, ФЕЛЬД…ЕГЕРЬ, С…ЭКОНОМИТЬ, КОНТР…АТАКА,ТРАНС…УРАНОВЫЙ, В…ЮГА.
Составить с этими словами предложения