Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Система уроков-практикумов при подготовке учащихся 8 – 9 классов к итоговой аттестации за курс основной школы

 

Материал, подобранный к урокам, помогает учащимся 8 – 9 классов в ходе самостоятельной работы закрепить полученные ранее знания и умения.

 

Урок-практикум 1 (8-9 классы)

Трудные случаи орфографии.

О – Ё – Е после шипящих и Ц.

Цель:

1. Организация комплексного повторения по вопросам орфографии перед подготовкой к итоговой аттестации в 9 классе;

2. Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с раздаточным                материалом

 

1. К вашему сведению!

Гласные О – Ё в корнях слов под ударением: Ё // с Е в однокоренных словах,    О занимает постоянную позицию.

 

К словам подобрать проверочное однокоренное, выделить корни слов и определить орфограмму

Щётка (щЕтина)                                       Ш..ковый                Получил ож..г

Шомпол (шОмпольный)                          Ш..лковый              подж..г здание

Ш..пот                                                        Ш..рох                     заж..г свет

Реш..тка                                                     Пч..лка                     шОссе

Крюш..н                                                     Бесш..вный             ш..колад

Ж..рдочка                                                  Капюш..н                 ж..кей

Ч..ртик                                                       Ч..рточка                  ! ТРЕЩ..ТКА

 

2. В суффиксе сущ. ОР – ЁР после шипящих пиши Ё!

ДирижЁр, стаж..р, монтаж..р, ретуш..р, ухаж..р, но менедж..р!

 

3 В окончаниях сущ. и прил.  после шипящ. и Ц под ударением пиши О, без ударения – Е.

СвечОЙ                  под плюш..м       с груш..й        о бегущ..й (строке)

тучЕЙ                     большОЙ            товарищ..м       бесстыж..го (озорника)

карандаш..м           цветущЕЙ           саранч..й           с чуж..го (плеча)

мяч..м                     жгуч..е (пекло)    солнц..м              рыж..го (воротника)

 

4. В суффиксах  сущ. и прил.  после шипящ. и Ц под ударением пиши О, без ударения – Е.

КрючОК,  но горошЕК   девч..нка             огурцОВый           ! то же правило

Сундуч..к                         распаш..нка        гуттаперчЕВый     и у наречий

Бельч..нок                        волч..нок             изразц..вый            свеж(ё,о)

Мальч..нка                      замоч..к               холщ..вый              горяч(Ё,О)

Реч..нька                         ремеш..к              зародыш..вый        уж(о,е)

 

 

 

Творческое задание:заполнить пропуски словами, в которых после шипящих пишутся Ё-О-Е, определяя часть слова. Расставьте, где необходимо знаки.

В наш..м саду под колючим кустом …. появился сын ежихи – маленький …. . У него острый …. носик, …. брюшко. Глазки как две бусинки но с …. . ,,,, его не назовешь но поесть он всегда готов. Мы наливали ему…. молочка кормили …. хлебц..м  предлагали даже …. . Он подружился во дворе с рыжим …. и злющ..й …., хозяином которых являет..ся …. Захар. Про него все раньше говорили Он лиц..м хорош, да душ..й непригож

 

Слова для справок: еж..нок, крыж..вник, обж..ра, хитрец..й, ш..лковый, ч..рненький, ч..рствый, свежий, печ..нка, ш..фёр, собач..нка, котище.

 

Какое предл. соответствует схеме?  А: «П».

 

 

 

Урок – практикум 2 для 8 – 9 классов

Орфограммы в корнях слов

Цель:

1. Организация комплексного повторения по вопросам орфографии перед подготовкой к итоговой аттестации в 9 классе;

2. Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с раздаточным                материалом и орфографическими словарями

 

1. Непроверяемые согласные и безударные гласные. Вставить гласные буквы в словах, проверив их по словарю:

Подб..родок, в..н..гре(т,д), в..ст..бюль, к..т..строфа, п..лисадник, к..п..шиться, ч..рикать, к..лыхать, непр..ятности, вск..р..(п,б)каться, м..шинист,  ..р(а,о)мат, пох..щение, с..(в,г)одняшний, г..рнизон, жу..жать, х..хикать

 

2. Проверяемые безударные гласные. Вставить гласную букву после ее проверки:

Вообей (вор, воробышек). Раст..нуться (                ), д.. щ(я,а)тый (                    ), н..чевать (                     ), скво(с,з)ь л..ству (              ), в..твистый (                ), пол..скать (                       ) белье, пол..скать ребенка, пасутся в поле в..лы (             ), набегают морские в..лы (          ), хв..инка (                   ), зап..х (                 )

3. Проверяемые звонкие и глухие согласные. Вставить согласную букву после ее проверки:

Указка (указать), подборо..ком (                         ), СА.. (           ), ни..корослые (                            ), коро..ка (                          ), кру.. (                       ), вокру.. (                  ), но..ках (                  ),

Доро..ка (                      ), бесе..ка (                         ), разве..чик (                           ).

 

4. Непроизносимые согласные. Вставить согласную букву после ее проверки слова по словарю:

Ужас..нуться, целос..ный, бесслвес..ный, словес..ный, учас..вовать, чу..ствовать, чес..вовать, ярос..ный, праз..новать жалос..ливый.

 

5. Работа с текстом: заполнить пропуски, вставить пропущенные знаки.

Ож..дая Генку Миша раст..нулся на до(сч,щ)атом полу шалаша и уткнулся подб..родком в кулаки. Что т..перь делать  (Не) н..чевать же на улице… Он вспомнил о кортике и испугался что его могут случайно найти. Вот будет ..стория!

Скво..ь л..ству виден сад ни..корослые ябл..ни в..твистые груши кусты м..лины крыж..вника.  На (М,м)ишиной руке по..вилась божья к..ро..ка с ч..рной точкой г..ловы. Миша учас..ливо погл..дел на ..ее пол..жил на л..донь и произнес

Божья к..ро..ка ул..ти на небо прин..си нам хлеба

Она раскрыла тонкие крылышки и ул..тела.

Жу(ж,жж)ит оса над Мишей и смолкнув с..дит..ся ему на ногу. Ужалит или нет  (Не) ужалит если Миша (не) пош..велит..ся. Оса (н..)которое время поползет по ..его ноге и с жу(ж,жж)анием ул..тает.

(Не)заметный но огромный живой мир к..пошит..ся вокру..

Мур..вей тащит хв..инку которая больше ..его и рядом с ..им движет..ся тень. Вон скачет по тр..ве кузнечик на согнутых словно сломанных пос..редине но..ках. На с..довой доро..ке (не) уклюже прыгает в..робей а за ..им вн..мательными гла..ками сле..ка прищуренными наблюдает кот дремлющий на ступеньках бесе..ки.

В шалаш запыхавшись вск..ра..кался Генка у которого за пазухой большой кусок еще теплой говядины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок-практикум 3 (8-9 классы)

Трудные случаи орфографии.

Правописание гласных и согласных в корнях слов

Цель:

1. Организация комплексного повторения по вопросам орфографии перед подготовкой к итоговой аттестации в 9 классе;

2. Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с раздаточным                материалом

 

  1. Проверить пропущенную гласную, записав рядом нужное слово, поставить в нем ударение:

Съ…звить

Осв..тить ф..нарем

Пом..щение

Хр..нилище

Св..щенный союз

Уд..брение

Оч..рование

Уед..нение

Препод..ватель

Обог..щение

 

2.Сгруппировать слова, связанные тематически, указать

цифрой номер группы:

М..рячок                                               св..топредставление

Св..тлячок                                            р..доначальник

Ур..жденный                                       м..рфлот

Зач..рованный

Сор..дич                                  Подчеркните слово, имеющее значение Просв..щение                          «пропаганда знаний»

Ч..ровница

М..реплаватель

 

  1. Проверить вставленную согласную, записав рядом нужное слово:

Герцо…ский                                       про..ьба

Пира..ский                                           сырое…ка

Кры..ка                                                 про..ка

Ло..чонка                                              ве..ти                               сала..ки

Бече..ка                                                 ве..ти  за руку

Прово..ка                                              побла..ка

 

  1. Вставьте, где необходимо, непроизносимую согласную:

 

Закулис..ный                                      гнус..ный

Окрес..ность                                        свис..нуть

Чудес..ный                                          крес..ный

Све..ский                                             прелес..ный

Страс..ный                                          лес..ный

 

  1. Проверить по словарю и вставить буквы:

Ан..малия, бе..строганов, бр..шюра, би..штекс, в..рн..саж, грей..фру..т, д..риж..р

 

 

 

Урок-практикум 4  (8-9 классы)

Трудные случаи орфографии.

Гласные  А – О, Е – И в корнях с чередованием.

Цель:

1. Организация комплексного повторения по вопросам орфографии перед подготовкой к итоговой аттестации в 9 классе;

2. Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с раздаточным                материалом

 

  1. Подчеркните слова, которые относятся к одному из правил правописания гласных в корнях слов с чередованием, выделите в них корень и графически обоснуйте написание гласной.

Письмена, перемирие, замирание, изложение, приращение, преклонение, равнобедренный, лагерный, загорание, косоглазие, прикоснись, предполагать, непромокаемый,  склонение, поплавок, плавный, удираю, проскакал.

 

  1. Прочитать слова : обм..кнуть блин в сметану, зам..чить белье, м..кающий в вареье, пром..кашка, непром..каемый плащ, см..чить т ряпку, м..чи ть врага.

Распределить слова по группам и  записать их, выделив корни

1 группа – корень имеет значение «пропускать через себя жидкость»

 

 

2 группа – корень со значением «погружать в жидкость »

 

 

  1. Прочитать внимательно слова: распредели пор..вну, пор..внять ряды, зар..внять участок, подр..вняйтесь, ур..вень производства, вс е р..вны, р..внина, р..весник, р..внять дорожки, полр..внять челку.

Распределить слова по группам: 1 группа – слова, корень которых обозначает «гладкий, ровный»

 

 

2 группа - слова, корень которых обозначает «одинаковый, равный, как и другой»

 

 

3 группа – слова-исключения

 

 

  1. Заполнить пропуски, вставить пропущенные знаки препинания.

 

На з..ре ле..кое прик..сновение бабушкиной руки разбудило меня но я вздрогнул потому что вчера (с,з)г..рел на солнце. Мой заг..р не был р..вным на разных учас..ках тела. Спина была красной и ярко бл..стела ж..вот же оставался белым. На з..рьке хорошо купаться и пол..жать в зар..слях клевера так как лучи сле..ка к..саются кожи и р..стений. Люблю лежа следить за другими пл..вцами и смотреть на р..внину где соб..раются рабочие. В стороне от меня распол..жились мои р..весники которые накл..ня голову ра..глядывали какие (то) р..сточки. Большие деревья кл..няются солнцу заслоняя выг..ревшую траву в которой проб..раются муравьи. Я зам..рев разглядываю приск..кавшего сюда кузнеч..ка и сидящую на пл..вущем в реке листе лилии жабу. Бл..стательный мир окружает нас

 

 

 

 

Урок-практикум 5  (8-9 классы)

Трудные случаи орфографии.

ПРАВОПИСАНИЕ Ъ и Ь РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ

Цель:

1. Организация комплексного повторения по вопросам орфографии перед подготовкой к итоговой аттестации в 9 классе;

2. Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с раздаточным                материалом

 

Проверочный орфографический диктант.

Изл…жение о подж…гателях распол…женной в озере в зар..слях камыша вышке, пл..вец прик…снулся к бортику и оп…рался на него зам…рев, р…внина расст…лается до бл…стаюшего на з…ре горизонта, р…сточки подр…сли, их обм…кивали в воду, прыгать на ск…калке, подр…внять газон, ст…реть мел, заг….рающие  лежа разб…ралли ур…внение и выт…ралли пот с накл…ненных лиц, прекл…няюсь перед памятью.

 

Ответить на вопрос: являются ли однокоренными слова творец, творческий, отворить калитку, творог, творожник, притворяться  и почему?

 

 

 

 

 

ПРАВОПИСАНИЕ Ъ и Ь РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ

Заполни пропуски нужным знаком:

В корнях слов после согласных перед гласными Е,Е,Ю,Я,И пишется                             ________________.

После приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся на гласные Е,Е,Ю,Я пишется ______________________.

В иностранных словах, оканчивающихся на …он, пишется ______________, например ШАМПИН…ОН.

После приставок иностранного происхожденя ДЕЗ, ДИС, АД, ПАН, ИН, КОН, КОНТР, ТРАНС перед Е,Е,Ю,Я сохраняется __________, например

АД …  ЮТАНТ, СУБ…ЕКТ.

В сложных словах после числительных ДВУХ, ТРЕХ, ЧЕТЫРЕХ перед Е,Е,Ю,Я пишется также ________________.

 

Вставь в слово нужный знак:

Бур..ян, из..ян, транс..японский, кол..е, руж..е, вз..ерошить,  без..языкий, порт..е, медал..он, бул..он, ин..екция, трех..ярусный.

 

Проверь по словарю написание слов и узнать их значение:

ИЗОБ…ЮТ, ВЗ…ИМАТЬ,ВЗ…ЯТЬ, ФОТООБ…ЕКТИВ, ДИЗ…ЮНТИВНЫЙ, АД…ЮНКТ, КОН…ЮНКТУРЩИК, КОНТР…ЯРУС, ПОД…ЯЧИЙ, ФЕЛЬД…ЕГЕРЬ, С…ЭКОНОМИТЬ, КОНТР…АТАКА,ТРАНС…УРАНОВЫЙ, В…ЮГА.

Составить с этими словами предложения

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»