Урок развития речи в 5 - 6 классах
Речевые средства выразительности в текстах художественного и публицистического стилей речи
Цель: 1. Создать условия и и вызвать интерес учащихся к приемам стилистики, знания которых необходимы для постижения художественных особенностей прозаических и стихотворных произведений.
2. Дать на практическом уровне представление о системе использования тропов в устной и письменной речи
В ходе урока используется раздаточный материал, подготовленный для каждого ученика класса.
Раздаточный материал:
- Карточка с теоретическим материалом.
- Повесть М. Рида «Затерянные в океане», гл. 5 – 8. М.: «Пресса», 1992, т.4
Карточка с теоретическим материалом.
- Сравнение– это троп (художественный прием), состоящий в уподоблении одного
предмета речи другому на основании общего у них признака. ВЫРАЖАЕТСЯ
а) формой сущ. в т.п.: Крокодил выглядел бревном, плывущим по течению.
б) формами прил или нареч. с суффиксами –ее, ей, е на конце слов (сравнительная степень прил. и наречий):
Гавиал по размерам больше и крупнее обычного крокодила.
в) оборотами с сравнительными союзами «как, как будто, точно, словно,
что, подобно»,которые (обороты, а не союзы!) выделяются запятыми, если не являются сказуемыми:
Этот гавиал как бревно. (сказуемое)
Этот гавиал, как бревно, плыл по реке и, как большой ящер, своим видом пугал всех.
Его голова словно вертикальный четырехгранник. (сказуемое)
Его голова, точно вертикальный четырехгранник, торчала из воды.
(После знакомства с данным понятием ребятам предлагается в предложенных главах из книги Майн Рида подобрать примеры)
Карточка с теоретическим материалом
- Эпитет – образное, необычное для предмета речи определение, выражается обычно прил. и нареч.
Сравни! Большой зеленый крокодил и Огромнейший кожаный крокодил.
Глаза горят ярко и Глаза пылают, ослепляя все на свете
(Нахождение примеров из книги «Затерянные в океане»)
Карточка с теоретическим материалом
- Метафора – это троп, состоящий из уподобления слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. В отличие от сравнения второй предмет речи или явление не называется в этом образном обороте речи. Иначе, это скрытое сравнение.
Сравни! Глаза крокодила, как уголья, пылают. И Глаза крокодила гневно пылают.
Практическая часть задания на карточке.
В отрывке из произведения Майн Рида (устно) найти сравнения , эпитеты и метафоры.
Огромная голова страшилища, похожего на гигантскую ящерицу, торчала из воды. Это было пресмыкающееся из породы крокодилов, которое, покинув заросли прибрежного тростника, торпедой неслось по направлению к купающейся девочке Девочка, как изваяние из камня, замерла от страха. И неудивительно! При виде этой страшной
длиннорылой головы с широко разинутой пастью, из которой виднелись острые, как лезвия бритвы, зубы, все остолбенели. Весь вид чудовища говорил о его намерении проглотить несчастную жертву.
Списать текст, заполнив пропуски тропами из справочного материала.
Голова … животного имела не менее ярда в длину, и почти всю ее занимали … челюсти.
. На верхней челюсти ... торчала продолговатая .. .шишка. Этим и отличается гавиал от обычных крокодилов, обитающих в Африке и Южной Америке. Голова человека рядом с крокодильей будет выглядеть .. .воды. Гавиал .. ..хвостом.. бьет по воде, описывая самые … зигзаги и мутя ее ударами могучего .. .тела. Если он погибнет, то его сожрут .. , ….акулы или какие-нибудь другие хищники, еще более …, чем он сам.
Справочный материал:громадный, огромный, ужасный, острый, как шип, капелькой, узловатый, подвижный, невероятный, отвратительный, хищный, ненасытный, зубастый.
Рефлексия:Получили ли вы удовольствия, познакомившись с новыми теоретическими понятиями. Если да, то почему? Если нет, то почему?