План урока
Чередование гласных в корне
(повторение, обобщение, подготовка к диктанту)
Тарасова Наталия Анатольевна
I. Общий опрос по теме.
- На какие группы гласных делятся орфограммы корня?
(проверяемые, непроверяемые, чередующиеся).
- Назовите корни с чередованием гласных а-о.
(кас-кос, лаг-лож, раст-ращ-рос).
- У каких корней общее правило?
(кас-кос, лаг-лож).Приведите примеры.
- Запись под диктовку словосочетаний (с графическим обозначением орфограммы).
излагать планы коснуться темы
пролагать путь касательная линия
- Каково правописание гласных а-о в корнях раст-ращ-рощ?
+ Назвать слова-исключения: Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль.
- Работа со стихотворным отрывком М. Исаковского:
Ручей в овражке еле слышно поет о чем-то о своем, и машет белой веткой вишня: «Растем, товарищи, растем».
Задание:выписать слово с чередованием, обозначить орфограмму:
растем
Задание:правописание корней зар-зор, гар-гор
- запись предложения под диктовку с последующим обозначением орфограмм.
Заря в волну бросается с разбега, и сразу разгорается волна.
(А. Прокофьев.)
- Рассказать о чередовании гласных е-и.
Устный диктант (по карточкам).
выбирать, оттереть, стелить, блестеть, расстилается, собирать, умирать, запирать, задирать, замирать, соберу.
Задание: определить в предложении слово с чередованием е-и:
Грибники собирают в эту пору полные корзины грибов.
собирают
Работа с текстом (на доске).
На небе загоралась заря. Я пробирался по тропинке. Тяжелые колосья касались моего лица.
Вскоре поднялось солнце, и луч его озарил далекие поля, лес на горизонте и ярко заблестевшую речку. Из-под моих ног выскочила перепелка и скрылась во ржи. По сторонам дороги росли сосны. Они закрывали своими верхушками высокое небо. Я отправился в лес в надежде собрать немало ягод.
(По А. Бобковой.)
Задание:
1) выписать слова с чередованием гласных в корне, обозначив орфограмму графически:
загоралась, заря, пробирался, касались, поднялось (им/я), озарил, заблестевшую (е/и), росли (не перед ст/щ)
2) найти в тексте слова на орфограмму «Проверяемые гласные в корне слова»; выписать их, обозначить, орфограмму графически
тропинке – тропка, колосья – колос, лицА – лИца, далекие – даль, верхушками – верх.
3) найти в тексте слова на орфограмму «Непроверяемые гласные в корне слова»; обозначить орфограмму графически:
(на) горизонте (слов.), перепелка – слов., дороги – слов., (в) надежде – слов., ягод – слов.
4) определить тип текста (описание + повествование)
5) синтаксический разбор предложения:
Вскореподнялось солнце, и луч его озарил далекие поля, лес на горизонте и ярко заблестевшую речку.
I. Повествовательное.
II. Невосклицательное.
III. Сложное, сложносочиненное.
1 простое: двусоставное, распространенное, не осложнено.
2 простое: двусоставное, распространенное, осложнено.
Подведение итогов.
- Что сегодня повторили (какие орфограммы?)
- Корни с чередованием гласных.
- Проверяемая гласная в корне слова.
- Непроверяемая гласная в корне слова.
- Какие пунктограммы повторили?
- Запятая между частями сложного предложения.
- Запятая при однородных членах предложения.
Д\З: 1) повторить дома материал урока;
2) пар. 52.
3) упр. 636 (письм.) 2-ы предл. – синт. р-р. 4