Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

План урока

Чередование гласных в корне

(повторение, обобщение, подготовка к диктанту)

Тарасова Наталия Анатольевна

 

I. Общий опрос по теме.

- На какие группы гласных делятся орфограммы корня?

         (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся).

- Назовите корни с чередованием гласных а-о.

         (кас-кос, лаг-лож, раст-ращ-рос).

- У каких корней общее правило?

         (кас-кос, лаг-лож).Приведите примеры.

- Запись под диктовку словосочетаний (с графическим обозначением орфограммы).

излагать планы            коснуться темы

пролагать путь            касательная линия

- Каково правописание гласных а-о в корнях раст-ращ-рощ?

+ Назвать слова-исключения: Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль.

- Работа со стихотворным отрывком М. Исаковского:

         Ручей в овражке еле слышно поет о чем-то о своем, и машет белой веткой вишня: «Растем, товарищи, растем».

Задание:выписать слово с чередованием, обозначить орфограмму:

         растем

Задание:правописание корней зар-зор, гар-гор

         - запись предложения под диктовку с последующим обозначением орфограмм.

         Заря в волну бросается с разбега, и сразу разгорается волна.

(А. Прокофьев.)

- Рассказать о чередовании гласных е-и.

         Устный диктант (по карточкам).

выбирать, оттереть, стелить, блестеть, расстилается, собирать, умирать, запирать, задирать, замирать, соберу.

Задание: определить в предложении слово с чередованием е-и:

         Грибники собирают в эту пору полные корзины грибов.

         собирают

Работа с текстом (на доске).

                На небе загоралась заря. Я пробирался по тропинке. Тяжелые колосья касались моего лица.

         Вскоре поднялось солнце, и луч его озарил далекие поля, лес на горизонте и ярко заблестевшую речку. Из-под моих ног выскочила перепелка и скрылась во ржи. По сторонам дороги росли сосны. Они закрывали своими верхушками высокое небо. Я отправился в лес в надежде собрать немало ягод.

(По А. Бобковой.)

Задание:    

1) выписать слова с чередованием гласных в корне, обозначив орфограмму графически:

загоралась, заря, пробирался, касались, поднялось (им/я), озарил, заблестевшую (е/и), росли (не перед ст/щ)

2) найти в тексте слова на орфограмму «Проверяемые гласные в корне слова»; выписать их, обозначить, орфограмму графически

тропинке – тропка, колосья – колос, лицА – лИца, далекие – даль, верхушками – верх.

3) найти в тексте слова на орфограмму «Непроверяемые гласные в корне слова»; обозначить орфограмму графически:

(на) горизонте (слов.), перепелка – слов., дороги – слов., (в) надежде – слов., ягод – слов.

4) определить тип текста (описание + повествование)

5) синтаксический разбор предложения:

Вскореподнялось солнце, и луч его озарил далекие поля, лес на горизонте и ярко заблестевшую речку.

I.       Повествовательное.

II.      Невосклицательное.

III.     Сложное, сложносочиненное.

         1 простое: двусоставное, распространенное, не осложнено.

         2 простое: двусоставное, распространенное, осложнено.

Подведение итогов.

- Что сегодня повторили (какие орфограммы?)

         - Корни с чередованием гласных.

         - Проверяемая гласная в корне слова.

- Непроверяемая гласная в корне слова.

- Какие пунктограммы повторили?

         - Запятая между частями сложного предложения.

         - Запятая при однородных членах предложения.

Д\З:   1) повторить дома материал урока;

         2) пар. 52.

         3) упр. 636 (письм.) 2-ы предл. – синт. р-р. 4

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»