Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Урок-исследование русского языка в 6-м классе

Метатема:  Местоимение. Он. Лён

Степанова Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 147
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Цели урока:

 - обучающие: исследовать местоимение как особой лексико- грамматической категории слов в процессе коллективной мыслительной деятельности, дать понятие о местоимении  как части речи; познакомить с растением «лен», его свойствами и пользой, применением в быту;

- развивающие:формировать у учащихся прием мышления по определению местоимениянаучить находить местоимения в речи, вырабатывать некоторые навыки правильного употребления местоимений, то есть нормы употребления; понимание необходимости учиться правильной речи - одной из существенных сторон общей культуры человека

- воспитательные:способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса, воспитывать уважение к труду человека.

 -  метапредметные : развивать умения анализировать материал, сравнивать, формулировать свою точку зрения, аргументированно доказывать, через исследование, наблюдения, подвести учащихся к самостоятельному осмыслению практической значимости изучаемого материала.

Оборудование: компьютер, проектор, экран,  рабочие листы для учащихся.

Приложение: Презентация PowerPoint, тексты для анализа.

Ход урока

1.      Приветствие. Эмоциональная зарядка.

-- Доброе утро, ребята!

    Сегодня утром каждый из вас  перешагнул  порог  своей  школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то, может  быть, немного  грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с  эмоциональной зарядки.(встаньте, пожалуйста, и повторяйте движения за мной)

Здравствуй, мир! Это я,

А вокруг страна моя!

Я легко к земле нагнусь,

К каждой травке прикоснусь,

Влево, вправо повернусь,

По округе пробегусь.

Стал я бодрый и весёлый,

Здравствуй же, родная школа!!

Здравствуй же, страна моя!

Здравствуй, мир!

Проснулся я!                    

Молодцы! А теперь улыбнитесь друг другу и, заряженные  хорошим настроением, займите свои места.

2. Постановка учебной проблемы. Формулировка темы и целей урока.

-- Проверим, кто из вас был самым внимательным: словом какой части речи закончилась наша эмоциональная зарядка? (Местоимением Я).

- Что это за слово? Какая часть речи?

-А какие еще местоимения вы знаете?

- Как вы думаете, вы назвали все местоимения русского языка? ( Да\нет)

- Тогда попробуем выполнить задание. Перед вами текст – посчитайте , сколько местоимений в тексте

 

''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена."   (11 местоимений)

-Почему вы не можете  справиться с этим заданием? Что нам нужно знать?  (Что такое местоимение)

- Это и есть тема нашего урока. Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.

-Что ,на ваш взгляд, мы должны будем узнать на уроке? Чему научиться?

( Узнать: Что такое местоимение (значение, признаки, синтаксическая роль)

Научиться: находить местоимения в тексте)

3.Мини-исследование

1)      Прием «яркое пятно», определение цели исследования

- Местоимений в языке немного—всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте  употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных.  Почему? Это действительно загадка.

Разгадать эту загадку нам поможет небольшое исследование, в результате которого постараемся выяснить, что такое местоимение, т.е. целью нашего исследования    будет – определение местоимения как части речи.

              2) Составление  плана исследования

- Скажите, по каким признакам мы можем отличить одну часть речи от другой? ( по грамматическим признакам).

- Какие грамматические признаки вы знаете?

( 1. Общее грамматическое  значение

  2. Морфологические признаки

  3. Синтаксическая роль)

­- Вот и план нашего исследования, а проводить мы его будем на основе этого текста.

              3) Исследование

-Прочитайте текст выразительно и ответьте на вопрос: о чем идет речь в тексте?

- Почему вы по-разному отвечаете? (Слово «Он» не называет предмета)

Далее учитель напоминает, что слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.

ВЫВОД 1. Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

-На какой все-таки предмет указывает местоимение ОН?

Далее следует продолжение текста: "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".

- Давайте выпишем из текста сначала слова, которые указывают на предмет, затем  на признак и на количество.

 

 

 

Ему                Д.п.

такой

несколько

Из него    ?     Р.п.

 

 

Он                  И.п.

 

 

Всем

 

 

На него     ?    В.п.

 

 

Им                  Т.П.

 

 

Его               ?   Р.п.

 

 

 Вывод 2: Местоимения делятся на группы (разряды)

-Понаблюдаем в какой форме стоит местоимение он. Определите падеж в этих формах.

-Какой можем сделать вывод?

Вывод 3: Местоимение изменяется по падежам.

- А какие еще грамматические признаки характерны для местоимения?

( Он-она-оно-они)

Вывод 4: Некоторые местоимения изменяются по числам и родам.

- Определите, какими членами предложения являются местоимения?

Вывод 5: Местоимения в предложении обычно выполняют роль подлежащего, дополнения, определения.

             4) Обобщение выводов.

- Давайте расскажем по нашему плану исследования, что же такое местоимение?

            5) Сравнительный анализ результатов исследования и материалов учебника.

- Откройте учебники на стр. 143 прочитайте теоретический материал, найдите ту информацию, которая не прозвучала в нашем исследовании. 

(Местоимения можно разделить на группы в зависимости от того, какую часть речи замещают: местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные)

-Сформулируем общий прием умственной деятельности по определению местоимения, выделите составные действия.

ОБЩИЙ ПРИЕМ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕСТОИМЕНИЯ.

1. Выделяю слово.

2. Определяю, указывает ли данное слово на предметы, их признаки или количество.

З. Определяю, изменяется ли данное слово по падежам (а также по родам и числам).

4. Определяю, является ли данное слово в предложении подлежащим, дополнением или определением.

4. Решение учебной задачи.

-Посчитаем же, сколько местоимений в нашем тексте. (11)

5.    Работа с текстом. Формирование представлений о льне.

          1) определение цели работы

-О чем же наш текст?

-Что такое лён? (растение)

-Вы бы хотели побольше узнать об этом растении? Какова цель нашей работы?

          2) деление по группам по интересам

- На самом деле лён известен с глубокой древности, о нем можно говорить очень много  и очень долго. Я предлагаю вам несколько тем, выберите, какая из тем больше вам интересна.

«Польза и свойства льна»

«Чем славен лён в древности»

«Лён - растение семейства льновых»

«Обработка льна»

- Ребята, а где мы сможем найти информацию по этим темам?

(распределение по группам)

3) работа в группах.

Каждая группа получает текст по своей теме и

задание: 1. Кратко перескажите текст (самое главное, интересное)

                  2. Доказать, что выделенное слово – это местоимение.

                  3. Выписать (подчеркнуть)  все местоимения.

                     4)Выступления групп.

-Что помогло вам найти местоимения, определить эту часть речи?

6.  Формирование мировоззренческих понятий

Послушайте сказку и ответьте на вопрос: Что помогло мужику вырастить хороший лён?

                                 КАК ЛЁН МУЖИКА УСЛАДИЛ

Поймал мужик в тенета птичку-невеличку необычайной красоты. Думает, посажу её в клетку на радость ребятишкам. А эта райская птичка вдруг заговорила человеческим голосом:

— Отпусти меня, мужик, на волю, а я исполню любое твоё желание.

— Добро-хорошо. Я сызмальства люблю мёд. Хочу его пить и пить, и чтобы он не кончался.

— А зачем ты в поле идёшь?

— Намерен выращивать лён.

— Всё у тебя будет ладно, только не ленись, — и птичка-невеличка выпорхнула из рук мужика и улетела в поднебесье.

Поехал по осени мужик в лес, рубить делянку под поле. Долго махался топором — валил большие и малые деревья, обрубал сучья. Пот катит ручьями, в горле пересохло. И тут слышит говорок родничка. Наклонился, припал к нему губами и... чуть не обалдел! Не вода а мёд тёк ему прямо в рот: холодный, чистый и сладкий-сладкий.

Добро на таком поле робить, подумал мужик, и с благодарностью вспомнил птичку-невеличку.

Весной, как просохла земля, мужик снова на делянку — надо катать её. Он жёг срубленные ране деревья, направлял огонь так, чтобы всё выгорело. Тяжкий это труд: на жаре, в дыму и копоти, усталые руки и ноги, жажда во рту. Пошёл мужик напиться к роднику, глотнул раз-другой и... себе не верит — вода превратилась в мёд!

А потом мужик работал с землёй: пахал её, боронил, засевал, всходы полол. И каждый раз родник поил его медовой водой. Осень несла свои заботы — лён надо теребить, околачивать, слать на вылежку, трепать... Большого труда требовал лён, труда до пота. Зато всегда мужик пил воду из родника, похожую на мёд. И когда мужик закончил дела в поле, оно одарило его волокном — длинным, мягким, белым. Всю зиму возил на базар волокно, имел хороший барыш от продажи его. Соседи дивились удачливости мужика, пытали у его секрет, не верили рассказам о медовой воде. Не верили, пока сами не убедились.

С тех пор все в деревне ростят лён, торгуют им. А тот родник стали звать Медовым Ручьём. И каждый житель пытается поймать в тенета птичку-невеличку, потому что много желаний есть у деревенских мужиков.

-Конечно, вырастить хороший лен мужику помогло трудолюбие.

 - А нам сегодня на уроке помогло трудолюбие?

(Объясните смысл пословицы: От семени до волокна дорога длинна).

7. Итог урока

       1) Рефлексия.

- Достигли мы целей урока? Узнали, что такое местоимение? Научились находить их в тексте?

- Что на уроке было для вас самым интересным?

-какая работа больше понравилась?

- Что вам было трудно выполнить на уроке?

-Над чем вам еще предстоит поработать?

       2) Оценки.

       3)Домашнее задание

 

Если вам понравилось находить местоимения, отгадывать, что они называют, выполните упр.654

Если вам хочется рассуждать о местоимении как части речи, я предлагаю вам упр.658.

Спасибо за работу!

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»