Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Учебно-методическое пособие

Программа курса развития речи

Примерная программа дополнительных занятий по развитию речи в 5 - 6-м классах (русский язык)

 

 Ефремова Татьяна Олеговна,
учитель русского языка и литературы

      Программа рассчитана на один час в неделю    

Программой по русскому языку и литературе предусмотрены занятия по развитию речи учащихся, однако времени на выполнение такой работы в должном объеме и должного качества зачастую не хватает и потому учителями разрабатываются собственные факультативные курсы и Программы дополнительных занятий по развитию речи. Данная Программа предлагает один из возможных вариантов проведения таких занятий.

При подготовке курса использовались пособия:

  1. Нелькин А. Г., Висленко Л.П., Зайко Т.В.

Рабочие тетради по литературе и развитию речи. 5 класс. Спб: СМИО Пресс, 2005.

2)Топольницкая Л.С. Литературное творчество, или 20 уроков «Жирафы». Тихвин, 2000.

 

   Пояснительная записка к платному курсу «Сказочное развитие речи».

 

Одной из важнейших задач преподавания русского языка и литературы в школе является  развитие связной речи учащихся.

 Обогащение активного и пассивного словарного запаса, грамматического строя речи учащихся; овладение нормами литературного языка, формирование и совершенствование умений и навыков грамотного  и свободного владения устной и письменной речью, формирование умений связно излагать мысли в устной и письменной форме, формирование навыков выразительного чтения и  пересказа текста – основные направления учителя-словесника при реализации данной задачи. Однако практика показывает, что работа по развитию речи учащихся (прежде всего письменной) часто оказывается недостаточной: при  создании  творческих письменных работ дети обнаруживают неспособность выражать свои мысли в письменной форме (не могут подобрать нужное слово, грамотно построить фразу, глубоко и полно раскрыть тему сочинения и т.п.). Поэтому существует необходимость в дополнительных уроках развития речи, что особенно актуально в наше время, когда дети мало читают или не читают вообще.

При этом Программа таких занятий должна строиться с учётом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей, способствовать  воспитанию в каждом ребёнке гармоничной, творческой, духовно богатой личности.

     Программа курса «Сказочное развитие речи», на наш взгляд, оптимально подходит для решения всех названных задач.

 

 Основной задачей Программы является формирование письменных речевых навыков учащихся, что выражается в умении связно излагать прочитанный текст (писать изложения) и создавать свой текст (писать сочинения).

Цели курса.

  1. Образовательные:

-совершенствование устных речевых навыков учащихся и навыка выразительного, сознательного, вдумчивого чтения;

 

  1. Развивающие:

- развитие творческих способностей учащихся: воображения, образного   логическое мышления;

- развитие памяти, внимания, коммуникативных навыков.

2. Воспитывающие:

-воспитание  эстетического вкуса;

-воспитание      умения работать в коллективе и в малой группе;

-формирование нравственного стержня личности .

 

Тематическое планирование.

 

1.111 1.

Я сочиняю о… Мастерская творческого письма.

2.

Сказки осеннего леса. По типу мастерской творческого письма.

3.

Давай поиграем в «Я». Сочиняем сказку. По типу мастерской творческого письма.

4.

Мой любимый сказочный герой. Сочинение.

5,

6,

7,

8,

9

Работа с Рабочими тетрадями по литературе  А.Г. Нелькина, Л. П.Висленко, Т.Б. Зайко.

Сочиняем сказку.

Тетрадь по развитию речи.

10.

Зимушка –зима… Сочиняем сказку.

 

11,

12,

13.

Работа с Рабочими тетрадями по литературе  А.Г. Нелькина, Л. П.Висленко, Т.Б. Зайко.

 «Живое и мертвое».

Чтение фрагментов из сказок Э Гофмана и  Ю. Олеши «Три толстяка». Сопоставление сказочных персонажей. Сочиняем продолжение истории. Обучение изложению.

 

 

14,

15,

16

 

Работа с Рабочими тетрадями по литературе  А.Г. Нелькина, Л. П.Висленко, Т.Б. Зайко.

«Ссора».

Медленное чтение эпизода из книги Дж.Толкиена «Властелин колец».Характеристика персонажей. Сочинение сюжета на заданную тему

 

17,

18,

19,

20,

21.

Работа сРабочими тетрадями по литературе  А.Г. Нелькина, Л. П.Висленко, Т.Б. Зайко.

«Испытание души». Медленное чтение сказки Г.Х Андерсена «Дикие лебеди». Обучение пересказу сюжета, навыкам цитирования и использования сравнения в устной и письменной речи.

 

22,

23.

Работа с Рабочими тетрадями по литературе  А.Г. Нелькина, Л. П.Висленко, Т.Б. Зайко. «Миллионы лет до нашей эры».  Обучение изложению

 

24.

Работа сРабочими тетрадями по литературе  А.Г. Нелькина, Л. П.Висленко, Т.Б. Зайко. «Алиса в стране чудес».

Медленное чтение глав из книги. Выполнение творческих заданий.

25.

 

Попробуй сочинить весёлые стихи!

26.

 

«Весенняя сказка». Мастерская творческого письма.

 

  Пояснительная записка к платному курсу «Комплексный анализ текста».

Важнейшими задачами обучения русского языка в школе являются формирование навыков грамотного письма и развитие связной речи учащихся. Работе с текстом  для осуществления этих задач принадлежит ведущая роль.  Анализируя и создавая тексты различных стилей и типов речи, производя лексический, орфографический, морфемный и другие виды разбора, учащиеся практически овладевают литературными нормами русского языка: правописания, литературного словообразования и образования форм слова, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Курс «Комплексный анализ текста» призван реализовать всё это на практике.

Таким образом, основными целями Программы являются: формирование навыков грамотного письма, совершенствование навыков  различных видов разбора слова и предложения и анализа текста, и развитие связной речи учащихся;

 Кроме того, практическая направленность Программы призвана помочь учащимся в овладении знаний по другим предметам школьного курса: в частности,  обучение конспектированию, подготовка докладов и рефератов на доступном уровне готовит школьников к тем формам работы над текстом, которые используются в старших классах школы.

 

 Тематическое планирование.

 

1.111 1,2.

 

Стили речи.

Комплексный анализ текста.

3,4,5.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Комплексный анализ текста. Творческая рабаота.

 

6,7.

Научное рассуждение. Комплексный анализ текста.

Творческая работа: рассуждение-объяснение.

8.

Рассуждение в художественном стиле. Комплексный анализ текста.

 

9, 10.

Описание научного и художественного стилей речи. Комплексный анализ текста.

11.

Создание  текста - описания в научном стиле речи.

12.

Создание текста – описания в художественном стиле речи.

13.

 

Комплексный анализ повествовательного текста. Художественный стиль речи.

14.

Изложение повествовательного текста. Художественный стиль речи.

15.

Создание рассказа. Художественный стиль речи.

 

16.

 

Научно-деловой стиль речи. Комплексный анализ текста.

 

17.

 

Правила написания деловых бумаг. Объяснительная, заявление, приказ. Творческая работа.

 

18.

Научный стиль речи. Написание конспекта.

 

19, 20.

 

Научный стиль речи. Реферат и доклад.

 

21, 22, 23.

Редактирование текста. Речевые и грамматические ошибки.

24, 25,26.

Комплексный анализ текста разных стилей и типов речи.

 

Образцы заданий ( к урокам)

Сказки осеннего леса…

 

1.       Продолжи фразу:

Осень – золотая пора, когда…________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Закрой глаза. Представь, что ты находишься в осеннем лесу. Что ты видишь? Какое небо? Какие деревья и кусты? Травы? Листья? Видишь ли ты птиц? Животных? Что они делают?

Прислушайся к звукам осени. Послушай шорох листьев, пение птиц, журчание ручейка, шум ветра в кронах деревьев, плеск волны в озере… А, может, ты слышишь что – то ещё? Послушай, о чём говорят в осеннем лесу. Может, кленовый лист расскажет тебе свою историю? А, может, зайчик? Или лиса?  Куст шиповника? Красавец-гриб? О чём они, по- твоему, думают?

Поблагодари твоего собеседника, поблагодари осенний лес за чудесную прогулку и возвращайся сюда, к нам  в класс. О чём ты можешь рассказать? Что видел? Что слышал? Расскажи.

3. Послушайте, что рассказывают об этом другие ребята.

Чтение рассказов из  книги  Л.Н Топольницкой ( см Программу)..

 

1.      Подумай, от лица кого ты хотел бы рассказать нам об осени. Опиши его (лист, дерево, капельку, гриб, ёжика, белку…). А, может, это будет диалог? Опиши его участников.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

5. Где он (она, оно, они) находится?  Что чувствует? О чем рассказывает? Если их несколько, постарайся услышать их разговор.

Напиши.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Придумай начало своей сказки.

Варианты начала: «Я- …  У меня…Я живу в лесу. Сейчас осень…»

                                   «Встретились в осеннем лесу…»

                                   «Осень – это золотая пора, когда…»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Озаглавь свой рассказ. Запиши его целиком.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Познакомь с ним других.

 

9. Рефлексия.

 

- Какие сказки рассказывает осенний лес?  

 

Читая стихотворение М. Ю. Лермонтова. Урок развития речи.

 Подготовка к сочинению.

I.Индуктор.

1.        Почему нам снятся сны? Задумывались ли вы об этом?

2.Как вы думаете, что может сниться человеку, попавшему на необитаемый остров?

II. Афиширование.

III. Обращение к новой информации.

  1. Север - холодный, заснеженный, завораживающий, дикий, белый.
  2. Пустыня – сухая, жаркая, жгучая, золотая, жёлтая, одинокая, песчаная.

Подчеркните тот эпитет ( 1-2), который(-ые) Вам больше всего нравятся.

3. Попробуйте написать небольшой рассказ об одинокой сосне, растущей на Севере.

 

  1. Прочитайте мини – сочинения Ваших одноклассников о  сосне, растущей на Севере, которой приснился сон о пальме, растущей в знойной пустыне.

Как вы думаете, в каком из сочинений лучше передано состояние одиночества, грусть сосны и её мечта о воссоединении с пальмой? Какое сочинение Вам больше нравится? Свой ответ аргументируйте.

 

4. А теперь прочитайте текст стихотворения. Некоторые слова в этом тексте пропущены. Попробуйте догадаться, какие эпитеты и сравнения должны стоять на месте пропусков.

 

На севере __________ стоит _____________

            На ____________ вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

            Одета, как ________, она.

 

И снится ей всё, что в пустыне ________________

-         В том крае, где солнца восход,

Одна и ___________, на утёсе _______________

            ________________ пальма растёт.

 

5. Почему вы выбрали именно эти слова? Аргументируйте.

 

6.      А теперь прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком…».

 

7.      Какое слово Вам непонятно? Почему автор выбрал именно такое сравнение? Какие эпитеты Лермонтова помогают передать его отношение к описываемому?

8.      Сопоставьте это стихотворение с другим стихотворением М.Ю. Лермонтова: «Утёс». Чем они похожи? Чем различаются? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Попробуйте написать, о чём эти два стихотворения? Только ли о сосне, пальме, утёсе, тучке? О чём должен задуматься читатель, читая такие стихотворения?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     Д/З. I. Напишите сочинение по одной из выбранных Вами тем:

1.      Читая стихотворение М. Ю. Лермонтова «Утёс» («На севере диком…).

2.      Сопоставляя стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс»  и «На севере диком….

3.       Плач утёса о потерянном счаcтье ( от лица Утёса).

План  к темам №1, 2.

I. Вступление.

 Одиночество - один из главных, основных мотивов творчества М. Ю. Лермонтова. Одинок его Парус, «ищущий бури» ( Стихотворение «Парус»), одинок и  Дубовый листок, оторвавшийся от дерева и не нашедший приюта (Стихотворение «Листок», одиноки Утёс («Утёс») и  Сосна («На севере диком…»).

Перечитаем _______________________________( одно из этих стихотворений, последние два стиховорения, стихотворение «Листок» - выберете необходимое).

II. Основная часть.

1.      Текст стихотворения.

2.      Какая картина предстаёт нашему воображению?

Читая это стиховорение, мы живо представляем себе… (что именно? Опишите).

3.Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие чувства вызывает?

Отвечая на вопросы 2 и 3, укажите, какие средства выразительности помогают передать то или иное состояние, то или иное чувство, тот или оной образ.

Для справок: М. Ю. Лермонтов использует приём олицетворения;

Эпитеты … помогают создать образ;

Помимо олицетворений, сравнения, эпитетов М. Ю. Лермонтов в этих двух стихотворениях использует особый приём – антитезу (противопоставление). Как вы думаете, что противопоставляется в них и зачем?

4. Вопросы к стихотворению «Листок» – см. стр. 164 учебника.

5.  О чём заставляет задуматься стихотворение (-я)? Как бы Вы сформулировали его  основную мысль.

Стихотворение заставляет задуматься…

Я думаю, основная мысль стихотворения -….

III.

Заключение.

Ваше отношение к стихотворению.

II. Оформите Ваше сочинение на альбомном листе, нарисуйте иллюстрацию к Выбранному стихотворению. Иллюстрация должна передавать настроение стихотворения!

 

 

  1.Составьте статью для энциклопедического словаря о телефоне в научном стиле.  

 

Телефон  -

 

1)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для справок: 1) телефон ( от теле- и греч phone – звук.

прибор электроакустический; преобразование электрических колебаний; звуковые колебания; в, для.

Телефоны электромагнитные, электродинамические, пьезоэлектрические;  различать .

 Наибольшее применение; в устройствах телефонной и радиотелефонной связи; находить.

2) ______________название ____________ связи и _______________  аппарата. (Общепринятое сокращенное), телефонный – в Р. п., телефонная – в Р. п.

2. Прочитайте статью о мобильном телефоне.

МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН - конечное устройство сети мобильной связи. Как и любой другой телефон, оснащен микрофоном, динамиком и клавиатурой. Имеет сравнительно небольшие размеры, обычно помещается на ладони. Связывается с сетью мобильной связи с помощью радиосигнала. Мобильный телефон — гибрид рации и миниатюрной ЭВМ. По мере развития техники на ЭВМ мобильного телефона были возложены другие функции — управление телефоном, записной книжкой, передача SMS  и  MMS; в  мобильные телефоны были встроены калькулятор, а позднее и камера со вспышкой и оптикой.

 

 

Напишите небольшой рассказ о Вашем мобильном телефоне в художественном стиле (можно от лица телефона).

Напишите, как его зовут, какие у него есть функции и т. п. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕЛЕФОН (от теле... и греч. phone — звук), 

 
   

1) электроакустический прибор для преобразования электрических колебаний в звуковые. По принципу преобразования различают телефоны электромагнитные, электродинамические, пьезоэлектрические Наибольшее применение находит в устройствах телефонной и радиотелефонной связи.

2) Общепринятое сокращенное название телефонной связи и телефонного аппарата.

 

 2.

-Здравствуйте! Это говорит одноклассник Светы - Кирилл Иванов.

-Здравствуй, Кирюша!

-Будьте добры, позовите Свету!

-Одну минуточку!

-Я слушаю. Привет, Кирилл!

-Света! Здравствуй! У тебя есть книга Толкиена «Властелин колец»?

-Есть.

-Ты не можешь дать её на недельку? Очень хочется прочитать, а в библиотеке нет.

-         Дам, конечно!

-         Может, захватишь завтра в школу?

-         Хорошо, захвачу. Чтобы не забыть, я прямо сейчас положу её в портфель.

-         Спасибо! До свидания.

-         До свидания!

 

3.

Один раз мы с Мишкой были в игрушечн… магазине и увид…ли замечательную игрушку – телефон. В большой деревянной коробке л…жали два телефонных аппарата. Две тру..ки, в которые говорить и слушать, и целая катушка проволоки. Продавщица об…яснила нам, что если один телефон поставить в одной квартире, а другой  -    у соседей и соед…нить оба аппарата проволокой, то можно переговариват(?)ся…

… Примчались из магазина с коробкой. Один телефон у меня поставили, другой – у Мишки и от моего телефона протянули проволоку через форточку вниз, прямо к Мишкиному телефону.

-         Ну. – говорит Мишка. – попробуем разговаривать. Беги наверх и слушай.

Я помчался к себе, взял трубку и слушаю. А трубка уже кричит Мишкиным голосом:

-Алло! Алло!

Я тоже как закричу:

-Алло!

-Слышно что-нибудь?

-Слышно. А тебе слышно?

-Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?

-Хорошо. А тебе?

-И мне хорошо! Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь?

-Слышно. Ха-ха-ха! А тебе слышно?

Слышно. Послушай, сейчас я к тебе приду.

Мишка приб…жал ко мне, и мы принялись обнимат(?)ся от радости:

-Хорошо, что купили телефон! Правда?

            -Конечно, - говорю, - хорошо.

      -Слушай, сейчас я пойду обратно и позвоню тебе.

Он уб…жал и позвонил снова.

Я взял трубку:

-Алло!

-Алло!

-Слышно?

-Слышно.

-Хорошо?

-Хорошо.

-И у меня хорошо. Давай разговаривать.

-Давай, - говорю. – А о чём разговаривать?

-Ну, о чём… О чём-нибудь… Хорошо, что мы купили телефон, правда?

-Правда.

-Вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?

-Правда.

-Ну?

-Что «ну»?

-Чего же ты не разговариваеш?

А ты почему не разговариваешь?

-         Да я не знаю, о чём разговаривать, - говорит Мишка. - Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь…

 

Задания.

1.      Определи стиль речи каждого текста.

2.      Ответь на вопрос: как нужно вести беседу по телефону?

3.      Разбери по составу слово телефон.

Текст №3

4.      Найди слово, соответствующее схеме:

5.      Найди сложносочиненное предложение.

6.      Найди простое предложения с однородными сказуемыми.

7.      Найди слово с ошибкой и объясни  орфограмму, приведи пример на то же правило.

 

Повествование.

Повествует о каких-то событиях в прошлом, настоящем или будущем. Здесь говорится о последовательных, сменяющих друг друга действиях, и поэтому в повествовательном тексте много глаголов.

Те действия, которые автор хочет выделить особо, описываются подробно, детально.

Рассказ - небольшой повествовательный жанр, посвященный какому-то событию, случаю.

I.     Вступление.

II. Основная часть.

1.      Завязка.

2.      Развитие действия.

3.      Кульминация.

4.      Развязка

III.Заключение.

 Как-то раз… Однажды… Это случилось, когда… Эта история произошла…

Так или примерно так начинаются рассказы о каких-то случаях из жизни.

Рассмотрите рисунки в учебнике ( с 248). Ответьте на вопросы учебника (устно). Представьте, что история, изображённая на рисунках, произошла в вашей или знакомой вам семье. Расскажите её. Придумайте заголовок вашему рассказу. Подумайте, как вы его начнёте. Может быть, так:

«Однажды папа (мой  дядя, дедушка, сосед…) принёс откуда-то свой портрет – большой, красивый, в деревянной рамке…»

Что произошло далее? Как развивались события? Чем всё закончилось?

Придумайте и запишите.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                     

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»