Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы,
способствующие повышению положительной учебной мотивации учащихся
Сладкова Вера Сергеевна
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его
способным развиваться без помощи учителя.
Э. Хаббард
способным развиваться без помощи учителя.
Э. Хаббард
Современный урок русского языка и литературы. Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методика его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) - обязательный компонент любого урока.
Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение.
Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения.
Урок русского языка и литературы должен заставлять учащихся мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Это невозможно сделать при сухом, догматическом подходе к преподаванию.
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно, логично выразить свою мысль.
При изучении мотивации встаёт вопрос, что является её движущей силой, что, в свою очередь, её формирует. Эта проблема актуальна не только для школьного возраста, но и для других периодов жизни человека. Как формируется мотивация у людей? Как она меняется и от чего эти изменения зависят?
Мотивы определяются убеждениями, идеалами, установками, потребностями, интересами. Все эти психические образования взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Задача педагога – диагностировать мотивацию детей и в случае необходимости направлять её в нужное русло. Это будет способствовать формированию социально успешного жизненного стиля учащегося.
Сегодня вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку, думаю, мы все замечали по собственному опыту, что существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.
Поэтому встали вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся?
Чтобы ответить на эти вопросы необходимо в педагогической деятельности обратиться к проблеме формирования и сохранения познавательного интереса к учению как способу развития личности.
Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы учащимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки.
Привить интерес к уроку русскому языку и литературы – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей на уроках русскому языка, повысить их учебную мотивацию.
В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных информационно-коммуникативных технологий. При этом применение информационных технологий заставляет пересматривать не только планирование, но и содержание учебного предмета. Также меняется и роль обучающихся. Задача школьников сводится к постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации изучаемого материала, так как современные информационные системы обеспечивают доступ к большому объему знаний. И для того, чтобы “не потеряться” в этом потоке информации ребенку нужна помощь учителя, владеющего современными педагогическими технологиями.
Большой популярностью у учителя стали пользоваться следующие виды работы:
• работа с демонстрационными материалами;
• компьютерные тесты;
• использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов.
• использование слайд – презентаций.
Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
Привлечь внимание ученика, удивить его - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого, в общем-то, не так трудно. Гораздо труднее удержать интерес, сделать его достаточно стойким. Интерес к той или иной работе надо воспитывать постепенно, поддерживая его ко всем предметам различными приёмами. Сначала это будет интерес к непосредственной деятельности во время выполнения определённой работы. Позднее под чутким руководством педагога интерес перерастет в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
1. учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
2. сталкивает противоречия практической деятельности;
3. излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
4. предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, с позиций кибернетика, врача, художника);
5. побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
6. ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
Качество образовательного процесса важный показатель продуктивности педагогической деятельности - определяется степенью обеспечения развития каждого учащегося в соответствии с его возможностями и выявляется через динамику его развития и образованности.
По сути, всю работу учителя по формированию мотивации достижения можно свести к следующим моментам:
- ориентация на реалистический уровень притязаний;
- развитие чувства ответственности (поиск причин происходящего в себе);
- поддержка уверенности ученика в своих силах через формирование позитивной самооценки.
Каким образом это можно осуществить? При развитии мотива достижения следует ориентировать учеников на самооценку деятельности. Проводить индивидуальные беседы для обсуждения достижений и неудач, интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.
Учащиеся приходят в школу с разным уровнем развития мотива достижения. Для «сильных» учащихся следует подготовить дополнительные задания. Ученикам, которые стремятся к избеганию неудач (что выявлено с помощью диагностики), дать задания, ограждающие от публичного осуждения и критики.
В начале изучения темы необходимо сообщить о том, чему дети должны научиться и какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы. Дети имеют возможность сами выбрать вариант работы.
Можно предложить ученикам выбрать приемлемый для них уровень сложности заданий, а одарённым и плохо успевающим – разработать индивидуальные планы обучения. Помочь поставить перед собой реальные цели. Посоветовать записывать эти цели в тетрадь и отмечать, где и как они будут работать над достижением этих целей, что им для этого понадобится. Веду тетрадь индивидуальных достижений. Каждый учащийся ведёт Портфолио, где фиксируются его успехи и достижения.
Надо постараться создать ситуацию успеха на уроке (атмосфера доверия, обращение по имени, доброжелательный визуальный контакт, постоянно проявление интереса к ученику, сопереживание ему). Помочь ученику снять чувство страха, не бояться авансировать ученика, называть его достоинства, так как авансирование в присутствии коллектива мобилизует активность ребёнка, и он прилагает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику.
Стратегия учителя, создающего активную познавательную атмосферу, заключается не только в использовании новых технологий обучения, но и в переориентации сознания учащегося: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром. Именно тогда познание и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании. «Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон!»- считал С. Л. Соловейчик, и нельзя не согласиться с этим мнением.
Существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации: эмоциональные, познавательные, волевые и социальные.
/. Эмоциональные
1 - поощрение,
2 - порицание,
3 - учебно-познавательная игра,
4 - создание ярких наглядно-образных представлений,
5 - создание ситуаций успеха,
6 - стимулирующее оценивание,
7 - свободный выбор задания,
8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.
//. Познавательные
1 - опора на жизненный опыт,
2 - познавательный интерес,
3 - создание проблемной ситуации,
4 - побуждение к поиску альтернативных решений,
5 - выполнение творческих заданий,
6 - «мозговая атака»,
7 - развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
III. Волевые
1 - предъявление учебных требований,
2 - информирование об обязательных результатах обучения,
3 - формирование ответственного отношения к учению,
4 - познавательные затруднения,
5 - самооценка деятельности и коррекции,
6 - рефлексия поведения,
7 - прогнозирование будущей деятельности.
IV. Социальные
1 - развитие желания быть полезным обществу,
2 - побуждение подражать сильной личности,
3 - создание ситуации взаимопомощи,
4 - поиск контактов и сотрудничества,
5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,
6 - взаимопроверка,
7 – рецензирование
Рекомендуется выбирать такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения, а о недостатках говорить в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать в группе, а общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для учащегося.
Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку.
Мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка и литературы можно использовать ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах.
1. Приемы и стратегии учебной рефлексии.
- · Прием «Плюс-минус-интересно» (автор Эдвард де Боно).
Плюс | |
минус | |
интересно |
Этот прием используется при получении первого аналитического материала или для обратной связи.
- · Концептуальная таблица. Этот прием очень полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов.
Категория сравнения | Категория сравнения | Категория сравнения | Категория сравнения |
|
Персоналии, факты | ||||
Персоналии, факты |
2. Приемы, направленные на развитие критического мышления.
- · Прием «толстые и тонкие вопросы». Цель: формирование грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните, почему…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет если…? На что похоже…? |
Кто? Что? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? |
- Кластер» - прием графической систематизации материала. Автор приема – Гудлат. Он предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
- · Прием «Верите ли вы…?»
· Прием «Рефлексивные вопросы».
Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания другой. Применяется на стадии рефлексии в конце урока.
Набор рефлексивных вопросов:
- Что показалось вам сегодня трудным?
- Что в изученном сегодня для вас самое главное?
- Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
- Какие новые мысли, чувства у вас появились?
- Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
- Были ли моменты недовольства собой?
- Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста
- Заметили ли вы свои успехи?.
- · Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.
- · Прием «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».
Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
Основная цель обучения – помочь ученику пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей.
Литература:
- Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.
- Дейкина А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М., 1990.
- Добровольская В.В. Роль и место письменной речи в гибких моделях обучения. «Мир русского слова», 2002, №4.
- 4.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.,1999.
- 5.Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М. 1983.
- Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат.– М.: 2000.