ГБОУ СОШ № 156т с углубленным изучением информатики
Калининского района Санкт-Петербурга
Максимова Галина Геннадьевна,
учитель высшей категории
Методическая разработка по изучению нового материала (7 класс)
Тема: Категория состояния как часть речи
Технология: мультимедийная технология, обучение в диалоге
Главная дидактическая цель урока: изучение нового материала
Цели урока:
1. Образовательная: изучение и первичное закрепление знаний о словах категории состояния
2. Воспитательная: воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативной культуры..
3. Развивающая: способствовать развитию познавательных интересов к изучению русского языка, формированию умения преобразовывать информацию из одной формы в другую, выполнять универсальные логические действия.
Задачи:
1) актуализировать знания по теме «Наречие», «Имя прилагательное», раскрыть основные черты категории состояния как части речи;
2)способствовать развитию умений находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия и краткого прилагательного, способствовать развитию долговременной памяти и образного мышления;
3)способствовать осознанию значимости употребления слов категории состояния в речи.
Оборудование урока:
- Презентация к уроку
- Дидактический раздаточный материал: рабочий лист на каждого ученика.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап |
Оформление доски перед уроком, организация внимания учащихся, формирование групп учащихся |
Включение в деловой ритм: работа с градусниками самочувствия |
||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовка учащихся к активному усвоению материала |
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. Запись темы урока: «Категория состояния как часть речи». Какова цель нашего сегодняшнего урока? Не заглядывая в учебник, вы можете сказать, какие слова можно отнести к словам категории состояния, а также, что обозначают слова категории состояния? Мы должны провести исследование и узнать, какие слова относятся к категории состояния, как и по каким признакам отличать слова категории состояния от других частей речи и какиезначения они имеют. Обратите внимание на слайд. 1. |
Целеполагание. Ученики сами определяют цели урока.
Работа в паре. Учащиеся проводят исследование: какие слова можно отнести к категории состояния . 2. Утро солнечно и радостно. 3. Глаза светились радостно. 4. На душе у ребят было радостно.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Овладение содержанием учебного материала |
Заполнение таблицы ( слайд презентации)
Работа с таблицей. Чем отличается наречие от СКС? Чем наречие отличается от краткого прилагательного? (правило из учебника на слайд) Часть алгоритма (предложения для закрепления, работа по алгоритму)
Проблемный вопрос: Что обозначает эта часть речи? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, постарайтесь объединить по смыслу выделенные слова. Систематизация знаний по значению СКК (работа с таблицей на слайде) Анализ и систематизация. Работа с таблицей по алгоритму ( слайд презентации и раздаточный материал)
Задание по развитию речи:Посмотрите на слайд, вы видите иллюстрации. Составьте предложения, описывающие то, что изображено на иллюстрациях, используя слова категории состояния; опишите свое состояние
|
Работа учащихся по алгоритму. Он легко отвечает на любые вопросы. (наречие. обстоятельство) Облачко легко, невесомо. (крат. прил., именная часть составного именного сказуемого) Мне легко. (СКС, сказуемое)
Работа в паре. Мне душно в жаре смолистого воздуха (физическое состояние). Тихо уж очень, и собаки не лают (состояние окружающей среды). Нельзя курить (оценка действий).
Фронтальная работа.
Работа в паре. Анализ текста, дополнение таблицы.
Самостоятельная работа учащихся.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление знания содержания учебного материала |
Работа с текстом упражнения в учебнике |
Самостоятельная работа учащихся, взаимопроверка. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итога, рефлексивная деятельность |
Организую рефлексивную деятельность. Благодарю учащихся за урок, оцениваю работу в целом и отдельных учащихся. |
Проводится оценка работы на уроке. Мне удалось… Меня удивило… Мне понравилось… Я доволен… Я считаю, что поработал… Мне было трудно…
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж его выполнения. |
|
Записывают домашнее задание |