ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ-СПОРТСМЕНОВ
(НА МАТЕРИАЛЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ)
Малышева Майя Владиславовна,кандидат пед.наук, учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО «Московская экспериментальная школа» Департамента физической культуры и спорта г. Москвы
Обучение одаренных учащихся-спортсменов – одна из актуальных проблем современной педагогики. Поскольку спортивная деятельность для учащегося-спортсмена является приоритетным направлением, основной задачей учителя становится создание оптимальных психолого-педагогических условий для максимального личностного развития и обучения школьника.
Обучение учащегося-спортсмена представляет собой сложный воспитательный процесс, охватывающий различные сферы деятельности школьника. Результативность обучения во многом зависит от успешного взаимодействия всех участников воспитательного процесса: тренера, родителей, психолога, учителя. В связи с этим к основополагающим методам обучения одаренных учащихся-спортсменов следует отнести составление индивидуального учебно-воспитательного плана, учитывающего возрастные, психологические особенности личности ребенка, степень учебной мотивации школьника, специфику преподавания различных школьных предметов. Разумеется, такой учебный план должен опираться, прежде всего, на программу спортивного развития учащегося. Подобное планирование поможет создать необходимые для учащегося-спортсмена условия, при которых он не будет «выключен» из учебного процесса во время тренировок, выступления на соревнованиях и т.д.
Составление индивидуального учебного плана возможно как на небольшой период времени (четверть, семестр), так и на более длительный срок. Краткосрочное планирование позволит учителю поэтапно отследить качество приобретенных знаний, выявить «пробелы» и своевременно их устранить, а также внести необходимые изменения в долгосрочный учебный план, исходя из конкретных потребностей каждого спортсмена.
Большую роль в системе педагогического сопровождения одаренных учащихся-спортсменов играет организация факультативных занятий по основным школьным предметам, что также является реализацией индивидуального подхода в обучении. Факультативные занятия дают учителю большие возможности для применения широкого спектра методических приемов. Подобные занятия, например, могут носить консультационный характер, предоставляя школьникам возможность выявить и устранить конкретные трудности в изучении той или иной темы. Кроме того, на факультативных занятиях может быть организована познавательная деятельность учащихся в мини-группах (3-4 человека), составленных по различным параметрам (возраст, уровень успеваемости и т. д.). Такая работа позволит педагогу дифференцировать задания по степени сложности в соответствии с возможностями учащихся, использовать приемы взаимообучения школьников в мини-группах и в классе в целом, реализовать проблемный подход в обучении.
Рассмотрим этот методический прием на конкретном примере. Одной из центральных в курсе русского языка 8 класса является тема «Односоставные предложения», на изучение которой отводится порядка 8 часов [1]. Знакомство с каждым видом односоставных предложений занимает в среднем 2 часа. На факультативном занятии класс делится на четыре мини-группы, каждая из которых получает задание самостоятельно ознакомиться с теоретическим материалом по одному из видов односоставных предложений и подготовить «презентацию» этого материала для других групп. Для структуризации теоретических сведений школьники могут воспользоваться опорными вопросами, записанными на доске. Итогом работы становится сводная таблица по всем видам односоставных предложений, разделы которой заполняется поэтапно, каждой мини-группой. Практической отработке полученных теоретических сведений посвящается следующее занятие, на котором учащиеся выполняют упражнения обобщающего характера, такие как, например, анализ односоставных предложений и их роли тексте, а также составление собственного речевого высказывания, включающего различные виды изучаемых предложений. В целом, такой методический прием уместно использовать как на этапе изучения новой темы, так и на этапе ее повторения.
Другой формой работы с одаренными учащимися-спортсменами могут стать опережающие задания на самостоятельное изучение новой темы. Такую форму работы целесообразнее проводить со школьниками, успевающими на 4 и 5 по предмету и способными самостоятельно освоить новый материал. Однако и в этом случае контроль педагога над процессом изучения той или иной темы необходим. По заданиям, выполненным учащимися, учитель оценивает качество самостоятельно приобретенных знаний и выявляет трудности, возникшие у школьников при изучении темы. Затем, на факультативном занятии, учитель имеет возможность разобрать с учащимися те задания, которые были им не вполне понятны или в которых были допущены ошибки. Кроме того, целесообразно провести небольшую проверочную работу (можно в виде теста), которая поможет преподавателю выявить, какие аспекты данной темы необходимо дополнительно проработать с каждым конкретным учеником.
Так, например, группе учащихся-спортсменов 6 класса на время их пребывания на соревнованиях было дано задание самостоятельно изучить тему «Наклонения глагола», на которую отводиться 8 часов, включая работу по развитию речи. Шестиклассники должны были познакомиться с теоретическим материалом по теме, представленным в параграфах 83-86 [2], выполнить упражнения на закрепление (устно и письменно), выучить словарные слова по данному материалу, написать мини-сочинения по темам «Если бы я был учителем…» (на употребление глаголов в условном наклонении) и/или «Как приготовить салат / починить велосипед и т.д.» (на употребление глаголов в повелительном наклонении». В итоге, эти задания не вызвали серьезных затруднений у учащихся. Однако, как выявила проверочная работа по вышеуказанной теме, орфограмма «Правописание мягкого знака в глаголах повелительного наклонения» не была закреплена школьниками в достаточной степени. На последующих уроках уровень сформированности навыка правописания мягкого знака в глаголах повелительного наклонения был повышен за счет дополнительных тренировочных упражнений.
К одним из эффективных методов педагогического сопровождения одаренных учащихся-спортсменов следует отнести также вариативность обучения, что способствует активизации самостоятельности учащихся в изучении учебного материала, развитию у них позитивной мотивации к усвоению знаний, предоставляет им возможность выбора способов учебной деятельности, соответствующих их уровню познавательных способностей.
Рассмотрим, например, как можно использовать элементы вариативного обучения на уроках литературы в 8 классе. В учебнике [3] в разделе «Литература конца XIX - начала XX века» для чтения и обсуждения предлагаются следующие произведения: А.П. Чехов «О любви», И.А. Бунин « Кавказ», А.И. Куприн «Куст сирени». Эти рассказы, близкие по времени создания и по тематике, вместе с тем обладают самобытными художественными чертами, которые позволят учащимся увидеть различия в освещении темы любви каждым из писателей и различия в индивидуально-творческих манерах Чехова, Бунина, Куприна. Восьмиклассники самостоятельно прочитывают эти небольшие по объему художественные тексты и выполняют задания на выбор. Самым простым заданием может стать составление плана и/или пересказа одного из этих произведений. Более сложный вид задания – создание школьниками письменного высказывания по одному из рассказов, что поможет учителю выявить и оценить не только глубину понимания учащимися литературного текста, но и их уровень владения навыками анализа текста и речевыми умениями. Восьмиклассникам предлагаются следующие вопросы для написания ответа-рассуждения: по рассказу А.П. Чехова «О любви» - «Осуждаете или одобряете вы поступки героев?», по рассказу И.А. Бунина «Кавказ» - «Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?», по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени» - «Счастлива ли Вера Алмазова в браке?». Наконец, самым сложным заданием может стать сочинение, включающее сопоставительный анализ всех трех произведений, например по теме «В чем сходства и различия в освещении темы любви в рассказах Чехова, Бунина, Куприна?». Разумеется, последний вид работы потребует от школьников высокого уровня развития аналитических и речевых умений.
Таким образом, представленные выше методические приемы направлены на совершенствование процесса обучения одаренных учащихся-спортсменов, призваны скоординировать учебную и спортивную деятельность, оказать помощь школьнику в его личностном росте, а также обогатить профессиональную деятельность педагога, ориентированную на приобщение личности спортсмена к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития.
Литература
1. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2001.
2. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - М.: «Просвещение», 2002.
3. Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина. - М.: «Просвещение», 2006.