Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

  

      Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение СПО «Акушерский колледж»

 

 

 

 

 

 

                 Веденина Светлана Вильямовна

 

 

                    Учебно-методическое пособие

             

 

           Лексические   нормы современного русского языка

 

 

 

 

                                Санкт-Петербург

                                             2013

 

 

 

 

 

 

 Содержание.

1. Назначение учебно-методического пособия.

2.Понятие о лексике.  Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

3. Качества хорошей речи.

      4. Речевые ошибки.

5. Методы  совершенствования речи .

6. Рекомендуемая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Назначение учебно-методического пособия.

 

     Общество, в котором свобода слова стала осознаваться в качестве одной из высших ценностей, пришло к пониманию того, что владение родным языком, умение общаться, вести гармоничные диалоги и добиваться успеха в процессе коммуникации – важные составляющие умений и навыков в различных сферах человеческой деятельности. Вот почему в настоящее время предъявляются высокие требования к уровню среднего и высшего образования, параметры которого определены в концепции модернизации российского образования, развивающей основные принципы образовательной политики в России на период до 2010 года.

Из опыта общественной  жизни очевидно, что умение говорить во многих профессиях становится решающим. К перечню этих профессий относятся все специалисты, работающие с людьми, в том числе врачи, медсестры, акушеры.

Овладение нормами современного литературного языка есть только первый этап формирования осознанного отношения к ресурсам родного языка социально активной личности, умения пользоваться ими в данный момент и в данной ситуации со всеми оттенками и вариантами, которые дает русская речь.

Речевая культура не ограничивается только понятием правильности речи, она не может быть сведена, по словам  В.Г.Костомарова, к перечню запретов  и догматическому определению «правильно-неправильно». Понятие культура речи тесно связано с закономерностями и особенностями развития и функционирования языка , а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя еще и определенную, предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения  новую речевую форму.

Для человека, считающего себя культурным, необходимо понимать:

  • Всю красоту и величие русского национального языка, его роль в становлении государства;
  •  Отличие письменной речи от устной ;
  • .Разновидности  устной речи;
  •  Функциональные стили

Данное пособие предназначено для студентов, желающих в совершенстве овладеть нормами русского литературного языка. Его основная цель – помочь студентам  сформировать основные понятия, с помощью упражнений развить умения правильной русской речи.

Пособие может быть использовано как на занятиях, так и в самостоятельной работе.

2.Характеристика  хорошей речи:

  •  Правильность  речи, т. е. соответствие принятым  в определенную эпоху литературно-языковым нормам: произношения, ударения, образования и употребления грамматических форм, словоупотребления.
  •  Точность  – коммуникативное качество речи, проявляющееся в использовании  слов в полном соответствии  с их значением.
  •  Ясность  – качество речи, обеспечивающее адекватное понимание сказанного. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять», – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.
  •  Уместность  – соответствие слов и выражений  целям и условиям общения.
  • . Логичность  речи, то есть соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь;  неточность   и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Чернышевский).
  •  Простота речи, т. е. безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей» слога. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л. Толстой).
  •  Чистота  речи,  т. е.  устранение из нее  слов  нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных.
  •  Живость  речи, т. е. отсутствие шаблонов; выразительность, образность, эмоциональность.
  •  Благозвучие  речи, т. е. соответствие требованиям  приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их  звуковой стороны

Соответствие этим требованиям  повышает культуру речи, делает человека более компетентным, и, в конечном счете, более успешным.

 

 

 

 

 

 

 

3. Лексические нормы языка.

Лексика (от греч. — словесный, словарный) — словарный состав, совокупность слов языка. Наука, изучающая лексический состав языка, называется лексикологией.

Лексические нормы речи – это правила употребления слов в речи, т.е. точность выбора слова соответственно смыслу высказывания и уместность применения его в общественном значении и общепринятых сочетаниях. 

Максим Горький  писал о том, что слово следует употреблять с точностью самой строгой. Слово должно использоваться  в том значении ( прямом или переносном), которое оно имеет и которое зафиксировано в словарях русского языка .Нарушения лексических норм приводят к искажению смысла высказывания. Точность словоупотребления и  состоит в соблюдении  лексических норм русского литературного языка, в умении пользоваться точными словами в устной и письменной речи.

4. Речевые ошибки.

Существует несколько причин неправильного употребления слов.

- Непонимание значения слова.

- Нарушение лексической сочетаемости.

- Многословие (плеоназм; использование лишних слов; тавтология; расщепление сказуемого; слова-паразиты).

- Лексическая неполнота высказывания.

- Незнание точного значения и неправильное употребление новой и устаревшей лексики; слов иноязычного происхождения.

- Неуместное употребление лексики ограниченного употребления и стилистически маркированной лексики.

- Неправильное употребление многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов

      Можно привести много примеров неточного использования слов в языке. Давайте подумаем, что означает наречие «где-то» Много ли у него значений? Оказывается, всего одно: « неизвестно, в каком месте» Вспомните, как вы можете употребить это наречие. Правильно: « где-то заиграла музыка; открыли окно, зашумел ветер». Примеры неправильного использования этого наречия: «Где-то в 80-х годах прошлого века», «Где-то на следующий год», «План выполняется где-то на 104%», «Явка избирателей где-то %60».

Грубой речевой ошибкой является употребление глагола «ложить» вместо « положить, класть»

Что означает глагол «гарцевать»7. Посмотрим в словаре: «Гарцевать- искусство ездить верхом» .К.Ф.Рылеев писал: «По сторонам на скакунах танцуют удальцы лихие». А вот  в одной из заметок встречается: « Ионыч гарцует на бричке с ленивым кучером на козлах» Можно ли гарцевать на бричке, естественно, нет. А у Чехова Ионыч едет на тройке с бубенцами и все встает на свои места. Таким образом, если мы не знаем значения слова необходимо обратиться к словарю или поискать в  Интернете.

 Найдите речевые ошибки и устраните неточность речи в следующих предложениях.

1. За бесплатный проезд - штраф 10 рублей.

2. Если вы хотите сделать подарок своим близким, приходите в наш магазин: только у нас супердешевые цены на всю бытовую технику.

3. В жилищно-коммунальном хозяйстве города за последние два года произошли глобальные изменения.

4. Руководители предприятий стремятся к тому, чтобы объем инвестиций в производство стал выше.

5. Ваше предположение ни на чем не обосновано.

6. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека.

7. Данный вопрос не входит в нашу миссию.

8. У нас работают настоящие  патриоты своего дела,   трудоголики в самом лучшем смысле этого слова.

9. Он не только писал стихи, но и повести.

10. Погода сопутствовала хорошему отдыху.

11. Пишите свои инициалы полностью.

12. Эта проблема с каждым днем ухудшается.

Вам, конечно, известно сочетание “проливной дождь”. Здесь слово “проливной” значит “очень сильный”. Найдите прилагательное, которое передает такой же смысл в сочетании с такими словами: брюнет, друг, враг, ошибка, тьма, восторг.

Таким образом, мы понимаем, что ясность и точность речи необходимы, так как являются одной из главных составляющих культурного человека. А проверить себя можно, если заглянуть в словарь или задать вопрос в Интернете

      Ясность, понятность речи зависит и  от правильного употребления в ней иностранных и заимствованных слов. Всегда ли нужны иностранные слова?  Можно ли найти слово с таким же значением , но отечественного происхождения? Попытки заменить  иностранные слова  аналогичными русскими предпринимались неоднократно. Так, российский ученый и филолог  В.И.Даль  в свой знаменитый  словарь почти не включил заимствованные слова. Он считал, что их следует заменить областными, просторечными или вновь созданными.  Идея не прижилась, и сейчас никто не говорит самоход вместо автомат, хорошуха  вместо кокетка, побудок вместо  инстинкт.

Заимствование – это нормальное, естественное явление для любого языка. Слова входят в язык вместе с возникновением новых предметов, понятий. (глобус, цирк, бутерброд,  режиссер, митинг).

Другой причиной заимствования является стремление говорящих  к уточнению и разграничению смысловых оттенков при помощи исконных и заимствованных слов. Так, широкое значение русского слова вывоз – всякая доставка, отправление, перевозка, и более узкое специальное значение, заимствованное из английского языка: экспорт- вывоз товара за границу. Широкое значение слова «сообщение» - любой рассказ, уведомление, извещение, и более узкое значение, заимствованное из французского языка: «коммюнике» - официальное извещение о каких-либо переговорах.

Наконец, слово  могут заимствовать для обозначения того, для чего в нашем языке есть несколько слов; например, «кросс» - бег по пересеченной местности, или «снайпер» - меткий стрелок.

Неправильное использование  иностранных слов  чаще всего связано с непониманием их смысла.

Вот что мне удалось прочитать: «Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт». В чем здесь ошибка? Правильно! Обратимся к словарю. «Полиглот – это человек, владеющий многими языками». Значит, в другом контексте это слово употреблять нельзя . Например, некоторые толкуют слово «приоритет» как уважение, хотя словари толкуют приоритет как первенство в открытии. Придумаем предложение с этим словом.

     В книжной и особенно научной речи иностранные слова уместны и необходимы в качестве специальных терминов. А вот в обычной  речи, тем более разговорной, иноязычное слово может оказаться неуместным.

Вот характерные примеры6

-акцентировать (подчеркивать ,выделять)

-аналогичный (сходный, соответственный)

-варьировать (видоизменять, разнообразить)

-дезинформировать (давать неверные сведения)

-доминировать (господствовать, преобладать)

-инертный (бездеятельный, неподвижный)

-кардинальный (основной, главнейший, важнейший)

-компромисс (соглашение на основе взаимных уступок)

-мемуары (воспоминания)

-персонаж (действующее лицо в литературном произведении)

-превалировать (преобладать, иметь перевес)

Найдите ошибки при использовании иноязычных слов:

  1. Ничто не может вывести Обломова из его баланса.
  2. Между Павлом Петровичем и Базаровым постоянно возникают диспуты.
  3. В композиции романа важную роль играет пейзаж местности
  4. На классном форуме были обсуждены неотложные вопросы успеваемости и дисциплины.
  5. Писатель продемонстрировал подлинную сущность «кровопийцы» Иудушки.
  6. В поэме отчетливо виден весь антагонизм противоречий между помещиками и простым народом.
  7. Постановка пьесы на сцене была большим прогрессивным шагом вперед в развитии нашей драматургии.
  8. Монолог Сатина – это хвалебный дифирамб человеку.

Выпишите из орфографического словаря 10–15 слов, начинающихся с буквы а. Найдите слова, которые стали настолько привычными, что уже не воспринимаются как иностранные.

 

 

     Одна из распространенных ошибок – это недостаточное разграничение однокоренных слов. Например, слово «заглавный» имеет  значение « содержащий заглавие  или указывающий на действующее лицо, именем которого названы  пьеса, опера, фильм и т.д.» Проанализируем следующее высказывание великого российского актера Н. Черкасова:  «Мне была поручена заглавная роль в новой постановке – в Дон Кихоте». Как вы считаете, правильно ли актер употребил термин? Обоснуйте ваше мнение.

Такие слова – сходные по своему звучанию и морфологической структуре, но совершенно различные по смыслу, называются паронимы.

А теперь попробуем определить разницу в лексическом значении слов

Доверительный – доверчивый

Лирический – лиричный

Нестерпимый – нетерпимый

Удачливый – удачный

Наследство - наследие

Целый – цельный

Ярый – яростный

Советник – советчик

Чужой – чуждый

Эффективный - эффектный

К каждому из слов этой пары подберите сочетание. Например, лирический герой, лиричная музыка

     Нарушение лексической сочетаемости также приводит к речевым ошибкам. Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо. Слово «львиный» в значении «самый большой, лучший» в русском языке сочетается  со словом  « доля». В.Н..Ажаев пишет: «Львиную долю технических материалов мы изыскали на месте».

Подумайте, есть ли в данном предложении речевая ошибка:

«Львиная часть субсидий пришлась на специалистов высшего звена, в то время, как среднему медперсоналу достались крохи».

 Вам, конечно, известно сочетание “проливной дождь”. Здесь слово “проливной” значит “очень сильный”.

Найдите прилагательное, которое передает такой же смысл в сочетании с такими словами: брюнет, друг, враг, ошибка, тьма, восторг.

 Вредит нашей речи и многословие.

 Как часто мы слышим, что даже при формулировке вопроса, следует пространное введение, и лишь затем сам вопрос.

 Встречаются следующие виды многословия:

- Плеоназм (от греч. pleonasmos - избыток, чрезмерность) - употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов.

- Использование лишних слов. Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте.

- Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos - слово) - повторение однокоренных слов или одинаковых морфем.

- Расщепление сказуемого. Замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием.

- Слова-паразиты. Такие слова засоряют речь, особенно устную. Это разнообразные частицы и отдельные слова, которыми говорящий  заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием Неуместное употребление лексики ограниченного употребления и стилистически маркированной лексики.

Ошибкой является любое языковое новшество, если оно затрудняет понимание людьми друг друга.

Рассмотрим подробнее ошибки многословия:

Так, плеоназм предполагает применение лишних слов, не дополняющих и не усиливающих смысл сказанного. Например, «Павка впервые познакомился с Таней» лишним является слово «впервые», так как знакомство уже предполагает первую встречу.

Теперь несколько упражнений на закрепление сказанного.

Отметьте, в каких случаях употребление «лишнего» слова является средством передачи логического ударения или средством создания речевой выразительности, а в каких – лексической ошибкой:

Какому поэту принадлежат эти строки. Зачем он  два раза повторяет одно и то же слово?

«Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ…»

2. Эта девушка оставила о себе очень  прекрасное впечатление.

3.. Эта работа проводилась стихийно, без определенной системы.

4. Родильный дом объявил о вакансии на место медсестры.

Считаются ли неправильными следующие сочетания?

Странный парадокс,

Свободная вакансия

Первый дебют

Памятные сувениры

Старый ветеран.

Биография жизни

Главная суть

Вернуться обратно

Упасть вниз

Взаимоотношения друг с другом

В июне месяце

Неиспользованные резервы

Простаивать без дела

Мы дорожим каждой минутой времени

Отступить назад на два шага

Необычный феномен

Забавный курьез

Ведущий лидер

     При небрежном построении фразы может возникнуть  нежелательная двузначность, мешающая восприятию речи. Это явление получило название омонимия. Например, «Экскурсанты прослушали объяснения руководителя группы. ( слушали они его внимательно или  пропустили все его разъяснения)

 Укажите причины возникновения двусмысленности в данных предложениях. Устраните неясность.

1. В верхнем ящике стола лежали марки.

2. В 25 лет он остепенился.

3. Сегодня футболисты покинули поле стадиона без голов.

4. Николай тебя не узнает.

5. Эту особенность поведения модели просмотрели.

6. По выходным я вожу детей в парк.

7. После повторного анализа были получены отличные результаты.

     Определенную опасность таит и синтаксическая омонимия.

 Предложения «Назначение председателя всем показалось удачным; Характеристика Васильева точно соответствовала действительности; Газеты сообщили об отъезде гостя из Сенегала». Как вы думаете, почему не следует так строить предложения?

      Нам давно известно такое понятие, как синонимы, которые очень украшают и обогащают нашу речь. Давайте вспомним, что же такое синонимы. Приведите примеры.

Синонимы – это слова,  различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение. Богатство синонимов в русском языке  дает возможность избегать однообразия речи, сделать ее более яркой и выразительной. Но при этом нельзя забывать, что , несмотря на всю похожесть синонимов, они отличаются друг от друга оттенками лексического значения, экспрессивной окрашенностью, стилистической закрепленностью.

Сравним , например, слова, обозначающие одно и то же: глаза, очи, зенки, буркала. Кто сможет сказать, чем отличаются эти синонимы?

Правильно, глаза – это простое обозначение понятия, не несущее экспрессивной окраски; Например, «Они, не мигая смотрели в глаза друг другу» или у  А. С. Пушкина  « И впился комар как раз тетке прямо в правый глаз». И хотя сама фраза очень эмоциональна, слово глаза не несет этой эмоциональной нагрузки.

Слово «очи» носит характер некоторой торжественности, парадности. Мы говорим: «У нее не глаза, а очи в пол лица», тем самым подчеркивая красоту глаз.

Слово «очи» часто употребляется в русской поэзии, олицетворяя для авторов народ. Так, М. Исаковский писал: «Где ж вы, где ж вы, очи карие, где ж ты, мой родимый край?.

Слово  «зенки» и «буркала» имеют  оттенок крайней резкости, грубости, употребляются либо в жаргонной, либо в ненормированной лексике.

Горький  писал: « Старая хозяйка говорит мне: «Погоди, книгожора, лопнут зенки-то».

Обычно каждый из синонимов  имеет особый оттенок значения, отличающий его  от других синонимов.

А теперь самостоятельно выполним упражнение:

Перепишите, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова, данные в скобках.

  1. Ученики внимательно …….. в микроскоп каплю жидкости.

       Дети бесцеремонно  ……..приезжего (разглядывать, рассматривать)

 

  1. Древние египтяне  ……..огромные пирамиды.

На  берегу реки недавно …….. купальню.

Из палатки и весел туристы быстро …….. носилки. (соорудить, воздвигнуть, построить)

 

  1. Наш попутчик рассказал …….. историю.

У него оказался пытливый и …….. ум.    ( любознательный, любопытный)

  1. Вы …….. на здоровье – радушно угощала нас хозяйка.

Мы сели к столу и стали с аппетитом ……..(есть, кушать).

Проверяем упражнение, анализируем предложения, обосновываем свою точку зрения.

Следующее задание.

В произведениях А. И. Солженицына широко используется диалектная лексика. В данных ниже предложениях из произведений писателя определите целесообразность употребления диалектных слов, приемы их введения в текст.

1. Гнила и старела когда-то шумная, а теперь пустынная изба – и старела в ней беспритульная   Матрена.

2. Она начала рассказывать, сперва в общих чертах, однако он потребовал дотонка.

3. “Да чего говорить, обапол!” – сердилась Матрена на кого-то невидимого.

4. Он пытался теперь выбиться во двор за единым глотком свежего воздуха, за жменею снега для обтирания.

Слова ограниченного употребления (диалектная, специальная и жаргонная лексика) должны быть сведены к минимуму, так как употребление их делает речь непонятной.

Диалектизмы - слова или устойчивые сочетания, которые не входят в лексическую систему литературного языка и являются принадлежностью одного или нескольких говоров русского общенационального языка. Диалектизмы оправданны в художественной или публицистической речи для создания речевых характеристик героев. Немотивированное же использование диалектизмов говорит о недостаточном владении нормами литературного языка. Некоторые диалектные слова со временем могут стать общеупотребительными. 

Термины - это слова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т.п.

Широкая пропаганда научных знаний в печати, по радио, ТВ способствует активному проникновению терминов в устную речь. В настоящее время происходит, с одной стороны,  терминологизация  литературного языка, с другой, - «олитературивание» терминов. По утверждению языковедов, широкое употребление терминов является общеевропейской современной тенденцией. Именно поэтому проблема употребления терминов требует особого внимания. Не должно быть "иллюзии понятности" - несоответствия нашего понимания смысла слов его действительному содержанию при уверенности в правильном понимании слова. Неумение дать определение слову - главный критерий "иллюзии понятности".

Профессионализмы - слова, которыми традиционно принято обозначать тот или иной предмет в профессиональной сфере. Профессионализмы выступают как принятые в определенной профессиональной группе просторечные эквиваленты терминов. Но немотивированное перенесение профессионализмов в общелитературную речь нежелательно. 

Жаргоны - своеобразные социальные диалекты, свойственные профессиональным или возрастным группам людей (жаргоны спортсменов, моряков, охотников, студентов, школьников). Это обиходно-бытовая лексика и фразеология, характеризующаяся социально ограниченным употреблением. Жаргон представляет собой стилистически сниженную лексику и находится за пределами литературного языка. Разговорная лексика входят в лексическую систему литературного языка, но употребляется преимущественно в устной речи, главным образом в сфере повседневного общения.

Просторечие - слово, грамматическая форма или оборот преимущественно устной речи, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета речи, а также простая непринужденная речь, содержащая такие слова, формы и обороты.).

Разговорная и просторечная лексика, в отличие от диалектной (областной), употребляется в речи всего народа.

Многословие.

Встречаются следующие виды многословия:

- Плеоназм (от греч. pleonasmos - избыток, чрезмерность) - употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов.

- Использование лишних слов. Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте.

-      Слова-паразиты. Такие слова засоряют речь, особенно устную. Это разнообразные частицы и отдельные слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания.

Приведите примеры слов паразитов, которые вы употребляете чаще всего.

-      Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos - слово) - повторение однокоренных слов или одинаковых морфем.

:

Устраните  повторяющиеся однокоренные слова:

  1. Появление пьес  А.Н. Островского  явилось огромным событием в истории нашего театра;
  2. Автор сатирически изображает  образы помещиков.
  3. Унаследовав наследство дяди, Онегин стал жить в деревне.
  4. Французский император просчитался, рассчитывая на быструю победу.
  5. Когда вражеские  войска стали приближаться ближе, весь народ выступил против врагов.
  6. «Слово о полку Игореве» призывало русских людей объединиться воедино.

Исправляем ошибки, если они есть:

  1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее.
  2. Читая «Молодую гвардию», мы, юноши и девушки, не знавшие войны, видим, как героически боролись с захватчиками наши современники.
  3. Через весь роман проходит фабула  патриотизма.
  4. Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии параллельно, взаимно пересекаясь.
  5. В момент пребывания на юге  Пушкин пишет романтические произведения.
  6. Очень рано я понял, что  биология -  завлекательная наука.
  7. Сначала о Манилове складывается двойное впечатление.
  8. С первого взгляда он может показаться очень даже прекрасным человеком.
  9. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.
  10. Скоропостижный отъезд Хлестакова  и известие о прибытии настоящего ревизора приводят  чиновников в оцепенение.
  11. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Плюшкиным и Ноздревым.

Домашнее задание:   

 Следующее упражнения выполните дома. Подумайте над тем, правильно ли вы употребляете слова

  1. Смеяться …….. смехом. Перенести болезнь (заразный, заразительный)
  2. Это был человек отсталый, ……..  Заболеть …….. туберкулезом (костный, косный).
  3. Иметь …….. намерения. Обладать …….. характером (скрытый, скрытный)
  4.  ……..мастер.    ……..шелк (искусственный, искусный).
  5.  ……..женщина  ……..слово . (обидный, обидчивый).

 

6)Писатель Тургенев рассказал о трагической судьбе ….Герасима. Троекуров был жестоким …. (крепостник, крепостной).

  1. Стоять в ……. позе. Принять  …….. меры против нарушителей дисциплины .

(эффективный, эффектный).

  1. Наблюдать за …… развития растения. Идти впереди ……(процесс, процессия)
  2. Бороться за технический …… Решать задачи на …… (прогрессия, прогресс).
  3. Оказаться человеком невоспитанным,….. Мало читать, быть …… (невежда, невежа).
  4.  Взять ….. над школой.  Участвовать в маскарадном …..(шефство, шествие)
  5.  Произнести ….. в честь кого-либо. Уехать отдыхать в …. (здравница,здравица)
  6. В больнице работает опытный ….. В пьесе выведен  отрицательный …..(персонаж, персонал).
  7. На дворе стало ….. Сирень начала …..(расцветать, рассветать)
  8. …..ребенка ….. куртку и сапоги (одеть, надеть)
  9. …..плохого работника ….. разные краски ( с мешать, сместить)
  10. …..на вершину горы …..в класс (войти, взойти).

Проверяем себя:

  1. Что такое лексические нормы и зачем они нужны?.
  2. Что мешает внедрению лексических норм в жизнь?
  3. С какими речевыми ошибками мы познакомились на занятиях?.

Проверочный тест: 1. Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом»?

      а) совесть

      б) долг

      в) стыд

      г) благородство

 

2. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый»?

      а) порядочный

      б) гуманный

      в) преданный

      г) добрый

 

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «система взглядов на природу и общество»?

      а) мировоззрение

      б) наука

      в) кругозор

      г) мнение

 

4. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?

      а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе

      б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание

      в) аналогия — противоположность чему-либо

      г) привилегия — преимущественные права, льготы

 

5. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?

      а) полиглот — человек, равнодушный к пище

      б) посягать — покушаться

      в) авангард — передовая, ведущая часть какой-либо общественно­й группы

      г) полый — имеющий внутри пустоту

 

6. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?

      а) педантичный — строгий в выполнении всех требований, чрезвычайно точный, аккуратный

      б) аврал — спешная работа, выполняемая всем коллективом

      в) пиетет — глубокое уважение, почтение

      г) постный — придерживающийся диеты

 

  1. Какое из указанных слов является многозначным?     

а) тополь

      б) фонетика

      в) классификация

      г) сладкий

 

8. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?

                  а) черное платье

      б) черная душа

      в) черный вторник

      г) черные мысли

 

9. Какое из слов в предложении В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа употреблено в переносном значении?

      а) площадь

                   б) вокзал

      в) собралась

      г) густая

 

10. Какое из слов в предложении, « Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы употреблено в переносном значении»?

      а) летний

      б) дремлют

      в) бледно-красен

      г) блестят

 5. Методы повышения  речевой культуры:

1. Приобретение  новых знаний, накопление сведений  из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной литературы.

2. Расширение  лингвистического кругозора, знаний  о языке.

3. Обогащение  словарного запаса .Вслушивайтесь в незнакомые слова, пытайтесь узнать их смысл, употребляйте правильно.

4. Развитие  речевого слуха. Следует слушать,  как говорят, как произносят  слова, как употребляют слова,  т. е. обращать внимание не  только на содержание речи, но  и на форму преподнесения материала,  языковое мастерство, ораторские приемы. Особенно хороши для данной цели телевизионные и радиопередачи.

5. Практика говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т. п.). Чем чаще вы общаетесь с культурными людьми, тем лучше говорите.

6. Овладение  техникой речи. Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания.

7.Одним  из эффективных способов совершенствования речевой культуры является работа со словарями.

     В заключение хотелось бы пожелать вам развивать свою наблюдательность. Замечайте все, чаще задавайте себе вопросы, занимайтесь самообразованием, получайте удовольствие от общения с интересными людьми, старайтесь делиться полученными знаниями.

 

 

Рекомендуемая литература:

  1. Учебник по культуре речи
  2. Правильность русской речи. Словарь-справочник. Составители:Бельчиков Ю.А.,Панюшева М.С.)
  3. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. Словарь-справочник под ред.  Горбачевича К.С.
  4. Словарь синонимов
  5. Словарь иностранных слов
  6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов -  на  Дону, 1998
  7. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М.,2010.
  8. Греков В.Ф. ,Крючков С.Е., Чешко А.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М. 2008.

 

 

.

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»