Урок русского языка в 7классе
Деепричастный и причастный обороты
Скробина Галина Николаевна
Цель урока: закрепление сведений о причастном и деепричастном оборотах; формирование практического умения находить причастные и деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них, различать причастные и деепричастные обороты.
Оборудование: учебник М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2.Проверка д/з.(упр.194) Учитель по тетради ученика проверяет д /з. Ученики исправляют ошибки.
3. Закрепление сведений о причастном и деепричастном оборотах.
- Сегодня мы с вами закрепим практические умения находить причастные и деепричастные обороты в речи и ставить знаки препинания при них.
Вспомните, что такое причастный оборот? Деепричастный оборот?(Ответы детей)
- Посмотрите на доску. Какие словосочетания являются причастным оборотом, какие деепричастным?(ответы детей)
На доске:
пунктограммы прич. об. и дееприч. об.
Суффиксы причастий: -ущ-ющ-ащ-ящ-ем-им -ом-вш-ш-енн-ённ-нн-т- какой? какие?
Суффиксы деепричастий: -а-я-в-вши-ши-учи-ючи- что делая? что сделав?
Открыв (что сделав? ) читал, открыв книгу,…
Открывший (какой?) ученик, открывший книгу ,…
-Как вы отличаете причастие от деепричастия? Какую часть речи поясняет причастие? деепричастие? (Ответы детей)
-Разделите страничку на 2 колонки: одна - с п.о., другая - с д.о. Я буду читать словосочетания, а вы распределяйте их по колонкам. У причастий и деепричастий выделите суффиксы, у причастий ещё окончание.
Словарно-распределительный диктант
Поющие на заре, вернувшись домой, растущие у реки, опавшие с тополя, не накормив лошадь, будучи студентом, не замеченная мною ошибка, блестя на солнце, несделанная работа
- Прочитайте словосочетания, являющиеся п.о. На какой вопрос отвечает п.о.?(Ответы ребят)
Учащиеся объясняют орфограммы в словах: заря, растущие, не замеченная мною
- Прочитайте словосочетания, являющиеся д.о.
Учащиеся объясняют орфограммы в словах: блестя, не накормив.
- Расскажите о постановке знаков препинания при п.о.
-Чем является п.о. в предложении?
- Расскажите о знаках препинания при д.о. Чем является д.о. в предложении?
Объяснительный диктант.
1.Подчеркнуть грамматические основы. 2.Найти п.о. и д.о., выделив суффиксы и окончания, объяснить постановку знаков препинания и графически обозначить эти пунктограммы. В каком стиле речи используются п.о. и д.о.?
Щенок выскочил на улицу, приветливо помахивая хвостиком, но, испугавшись нас, спрятался под крыльцо. Скоро забрезжило заросшее камышом озеро, окружённое глухим лесом. Дорога шла через огромное поле, засеянное яровыми, и, поворачивая вправо, углублялась в лес. Устроившись на сене, мы долго смотрели в бездонный зенит, наполненный шевелящимися звёздами, долго слушали ночь с криком коростеля, бегающего поблизости у самого изголовья. Послышался гудок, и, замедляя ход, к станции подошёл поезд.
Творческое задание
1.Замените часть предложения со словом «который» причастным оборотом, стоящим после определяемого слова .
Яблоня, которая не была укрыта соломой, погибла от холода.
2. Замените один из глаголов деепричастием.
Всадник поравнялся с толпой и спрыгнул с лошади.
3. Замените причастный оборот деепричастным оборотом.
Учитель, объяснивший знаки препинания при причастном обороте, велел выполнить упражнение.
Тест
1. На месте каких цифр в этом предложении должны стоять запятые?
В горячем воздухе стремительно носились(1) предчувствующие грозу(2) ласточки(3)и (4)схватив на лету стрекозу(5) или мошку(6)резко взлетали ввысь
1) 1, 2, 3, 4, 5, 6
2) 3, 4, 5, 6
3) 3, 4, 5
4) 4, 6
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Приблизившись к памятнику,
1) дети решили сфотографироваться.
2) его охватило чувство гордости.
3) он произвёл на нас большое впечатление.
4) у нас возникло желание немного передохнуть.
3. В каком предложении НЕТ причастного оборота?
1) Стрелка Васильевского острова – это мыс острова, рассекающего Неву на два широких рукава (Большую и Малую Неву).
2) Перед зданием Биржи на другой стороне площади стоят две колонны, украшенные изображениями ростр – носовых частей корабля.
3) При Петре Первом на Ростральных колоннах всегда горели маячные огни, в наши дни зажигаемые только по праздникам.
4) Посмотрев направо, вы можете увидеть прекрасную панораму Дворцовой набережной и Зимнего дворца.
4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствие в предложении:
Наклонив голову и прищурив глаз ( ) он старательно и очень медленно выводил в письме каждую букву.
1) Нужна запятая, потому что деепричастный оборот стоит перед определяемым словом.
2) Не нужна запятая, потому что деепричастный оборот стоит перед определяемым словом.
3) Нужна запятая, потому что деепричастный оборот всегда выделяется запятыми.
4) Не нужна запятая, потому что это простое предложение
5. В каком предложении должны стоять две запятые, выделяющие причастный оборот? (Знаки препинания не расставлены)
1) Прочитайте текст и перепишите его расставляя необходимые запятые.
2) Она собирала листы разложенные в строгом порядке на рабочем столе и рассказывала о великолепно проведённых каникулах
3) Закрыв глаза он стал вспоминать необходимый адрес.
4) Кот проснулся и сладко потянувшись ловко спрыгнул с дивана
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Перелистывая старые пыльные фотоальбомы(1) и просматривая фотографии(2) и открытки(3) я увидел(4) пожелтевшее от времени (5)письмо с фронта (6)написанное дедушкой(7) за несколько дней до гибели.
1)1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,
2)2, 3, 4, 5,
3)3, 4, 5, 6
4)3, 6
После выполнения теста ученики сдают тетради
4. Итог урока.
- Что общего у причастного и деепричастного оборотов и чем они отличаются? (Ответы ребят)
Домашнее задание: упр.194