Окончание глагола в форме прошедшего времени
Цель урока: Создать на уроке ситуацию, помогающую открыть,что глаголы в форме прошедшего времени единственного числа изменяются по родам и имеют окончания "а", "о" и нулевое окончание; продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации; развивать речь, мышление; воспитывать умение слушать.
Ход урока.
1.Орг. момент.Актуализация знаний.
Прочитайте запись на доске.Найдите лишнее слово.
На доске:
Шуршит, пожелтел, наступил, шелестит, похолодеет, опадут, осень.
-Здесь слово ОСЕНЬ лишнее, это существительное, а остальные слова - глаголы.
-Стираю слово ОСЕНЬ.
Обобщите.
Глаголы обозначают действие:ЧТО ДЕЛАЕТ? ШУРШИТ; ЧТО СДЕЛАЛ? ПОЖЕЛТЕЛ?
Теперь попробуйте эти глаголы разделить на группы.
- Мы можем разделить их на две группы: первая - глаголы с приставками, вторая - без приставок.
Напишите группы в тетрадях. Как по другому разделить на группы?
Можно распределить на три группы по временам: глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.
- Запишите эти три группы глаголов столбиками.Прочитайте.
1 2 3
шуршит наступил похолодеет
шелестит пожелтел опадут
- Глаголы прошедшего времени разберите по составу.
Что общего заметили? (Окончание Л.Перед Л меняется буква. Нет, Л это суффикс, здесь нулевое окончание).
- Есть два мнения, давайте разбираться, кто прав.
- Мы знаем, что окончание - это изменяемая часть слова. НАСТУПИЛ, НАСТУПИЛИ - Л не изменяется, значит, это не окончание, а суффикс. В слове НАСТУПИЛ - нулевое окончание, НАСТУПИЛИ - окончание И. В слове НАСТУПИЛА окончание А, а Л - это суффикс глаголов прошедшего времени.ОСЕНЬ НАСТУПИЛА. УТРО НАСТУПИЛО. Окончание О, Л не меняется.
Итак, что изменилось в слове? (В слове изменилось окончание)
С чем это связано? (На мужской род 3-е лицо указывает местоимение ОН.ОН ПОЖЕЛТЕЛ. Значит, у глагола пршедшего времени будет нулевое окончание.Местоимения помогают определить род глагола 3-го лица: ОН, ОНА, ОНО.Значит, глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам: мужской род - окончание нулевое; женский род - окончание А; средний род - окончание О.)
-Но ЛИСТЬЯ ПОЖЕЛТЕЛИ? (Мы говорили о глаголах в единственном числе, а тут множественное, окончание И.)
-А теперь почитаем, что об этом говорит автор учебника.Самостоятельное чтение.
- Как же определить форму глагола? Например, ЗАШУМЕЛА. (ЗАШУМЕЛА - она, значит, женский род.).
- Зашумело море. Что скажете?(Надо определить род существительного, значит такой же род и у глагола.МОРЕ - средний род,надо писать ЗАШУМЕЛО МОРЕ. А ещё можно узнать по суффиксу Л и по окончанию.
-А теперь посмотрите на доску.
- На доске: Трава поблек -
Солнце блиста-
Вечер наступи-
-В каком времени и роде стоят глаголы? Какие окончания и суффикс?
3.Творческая работа. Опишите, какая погода за окном, используя глаголы прошедшего времени в форме единственного числа.
5. Подведение итогов урока.
- Что мы сегодня заметили, наблюдая глаголы прошедшего времени в форме единственного числа? (Глаголы прошедшего времени в форме единственного числа изменяют окончания по родам: мужской род - окончание нулевое, женский род - А, средний род - окончание О.)
Спасибо за урок, завтра продолжим наши наблюдения за глаголами.