УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«Род несклоняемых имен существительных»
Методическая разработка Вронской Елены Ивановны, учителя русского языка и литературы, ГБОУ №38 Приморского района г. Санкт-Петербурга.
Учебник для обучающихся – «Русский язык . 6 класс» .Авторы – М.Т. Баранов , Т.А. Ладыженская , Л.А.Тростенцова , Л.Т.Григорян , И.И.Кулибаба .
ЦЕЛИ УРОКА :
--Знать: способы определения рода несклоняемых существительных .
--Уметь: согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с несклоняемыми существительными .
--Формировать: правильное употребление в речи несклоняемых существительных с учётом речевой ситуации .
ХОД УРОКА.
1.На прошлом уроке мы с вами познакомились с несклоняемыми существительными . Итак , наш конкурс «Лучший учитель» .Задача наших «учителей» - как можно яснее рассказать о том , что принято относить к несклоняемым существительным .
( К доске выходят 1-2 ученика .Ребята оценивают лучшего выступающего и задают вопросы по теме ) .
2.Проверка домашнего задания . ( Упражнение 219 ). Назовите несклоняемые существительные .( Опрос по цепочке ) .Задание : докажите , что они относятся к разряду несклоняемых .
3.Сегодня мы с вами продолжим разговор о несклоняемых существительных.
--Откройте тетради . Запишем число и тему урока «Род несклоняемых имен существительных» .
Мы помним о том , что все существительные относятся к женскому , мужскому и среднему родам .
--А как вы думаете , зачем нам нужно научиться определять род несклоняемых существительных ? ( ответ : чтобы согласовывать их с другими частями речи) .
--Посмотрите на доску . ( на доске написаны предложения) :
КЕНГУРУ ПРЫГАЛ ИЛИ ПРЫГАЛА ?
КАКАДУ СИДЕЛ ИЛИ СИДЕЛА ?
ТАКСИ ПРИЕХАЛО ИЛИ ПРИЕХАЛА?
(Слушаем мнение друг друга ).
--Да , ребята , это очень трудно !Давайте разбираться вместе . В этом нам поможет разобраться компьютерный класс с виртуальным учителем Андреем Ивановичем и его учениками Анфисой , Верой , Ваней , Васей , с которыми мы уже не раз встречались ранее .
Во время получения новой информации мы будем заполнять таблицу . ( у каждого ученика на парте лежит таблица) .СМОТРЕТЬ ПРИЛОЖЕНИЯ .
4.Интерактивная доска .(СМОТРЕТЬ ПРИЛОЖЕНИЯ ).
а) перед вами несклоняемые существительные. Прочитаем их .
1 группа: какаду ,кенгуру
2 группа : фрау ,мадам ,Дюма ,конферансье , маэстро
3 группа: меню , такси , алоэ , салями , сулугуни
4 группа: Перу , Тбилиси
б) что объединяет 1-ю группу ? (Животные)
--как определить их род ? Мнение детей.
--посмотрите и послушайте ,что говорят ученики в компьютерном классе (фрагмент № 2 с диска .СМОТРЕТЬ ПРИЛОЖЕНИЯ) .Заполняем 1 графу таблицы . ВНИМАНИЕ ! – перед вами слова – подсказки ,можете ими воспользоваться .(СМОТРЕТЬ ПРИЛОЖЕНИЯ) .
--какие из данных слов относятся к этой группе ? Назовите . Задание : составьте с одним из слов предложение на тему « В зоопарке» ,подобрав к нему подходящее по смыслу прилагательное .Обязательно согласуйте в роде.
Ученики работают самостоятельно 2-3 минуты. Слушаем ответы детей ,исправляя ошибки .
в)обратимся ко 2-ой группе .
--что объединяет эти слова ? (перед нами существительные ,называющие человека ) . Как определить их род ? (Дети говорят: «просто !» ) .Смотрим фрагмент №3 .СМОТРЕТЬ ПРИЛОЖЕНИЯ .(Слова – фрау ,мадам ,Гюго ) .
--а как быть со словами «конферансье» и «маэстро»? (Ребята сомневаются ) .Кстати , определите лексическое значение этих слов . (Если дети не смогут – на партах лежат толковые словари .Ребята могут ими воспользоваться ) .СМОТРЕТЬ ПРИЛОЖЕНИЯ (фрагмент №4) .
Заполняем 2-ю графу таблицы .
ЗАДАНИЕ: найдите в словах – подсказках существительные ,относящиеся к этой группе .Определите их род .Составьте словосочетания ,запишите.
Ученики работают 1-2 минуты . Слушаем ответы ,исправляя ошибки .
г)а теперь обратимся не к 3-й группе ,а к 4-й.
--что объединяет эти слова? (географические названия) .
--как определить род географических названий ?Думаю ,что вы сейчас сообразите.. Молодцы! (Если не сообразят – сразу обратиться фрагменту №5).СМОТРЕТЬ ПРИЛОЖЕНИЯ .
--а Гоби ? а Па-де-Кале ? (трудно)…Конечно , необходимо изучать географию , чтобы писать без ошибок .(фрагмент №6). СМОТРЕТЬ ПРИЛОЖЕНИЯ .
д)заполняем 3-ю графу таблицы .Смотрим упр.225 (карандашом выполняем).2 минуты. Проверка .
Последняя группа несклоняемых существительных.
--что объединяет эти слова ? (неодушевлённые нарицательные существительные ) .определите их род.
Мнение ребят –трудно ? легко ?
Смотрим фрагмент №7 .СМОТРЕТЬ ПРИЛОЖЕНИЯ .
5.Давайте посмотрим на нашу заполненную таблицу .Сделайте выводы о роде несклоняемых именах существительных .(Мнение ребят) .
6.И последнее..Перед вами текст.СМОТРЕТЬ ПРИЛОЖЕНИЯ .(текст у каждого ребёнка на парте) .
--прочитайте
--что удивило? (обсуждение)
--определите стиль текста ,тип текста
--озаглавьте
--объясните орфограммы
--морфологический разбор слова «кенгуру» ( из 1-го предложения ) .
Домашнее задание .
Написать маленький рассказ с несклоняемыми существительными ,согласовывая их с прилагательными и глаголами прошедшего времени .
ПРИЛОЖЕНИЯ .
1.Таблица перед началом урока.
Несклоняемые имена существительные |
Род
|
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
2.Заполненная таблица на конец урока.
Несклоняемые имена существительные |
Род
|
1.Одушевленные существительные, обозначающие животных |
Мужской род (в зависимости от пола) |
2.Одушевленные существительные, называющие человека. |
О мужчине – м.р. О женщине – ж.р. |
3.Географические понятия |
По родовому признаку |
4.Неодушевленные существительные |
Средний род (но есть исключения) |
3.Слова – подсказки : мисс ,пони , шимпанзе , Гюго , авокадо , атташе , метро , домино , кафе , интервью , фойе , леди , тире , реле , плато .
4. ТЕКСТ .
У кенгуру не только необычное название , но и всё необычно .
Задние ноги кенгуру в несколько раз больше передних , поэтому ( ей , ему ) приходится передвигат…ся , делая огромные пры…ки ( до 10 метров в длину и 3 метров в высоту ) .Ударами ног о землю они п…дают сигналы друг другу. С…дит кенгуру по-особому , опираясь на большой хвост . О кенгуру можно рассказать много , но самое необычное – д…тёныши кенгуру . Они р…ждают…ся вел…чиной с грецкий орех . Пока малыши не подр…стут , они живут в сумке на животе матер… , п…тают…ся её молоком .
--Какое из двух местоимений , данных в скобках , вы выберете. Объясните .
5.CDдиск“Русский язык, 5-6 класс. Морфология. Орфография – 1С: Образование ”
6.ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПОСОБИЯ .
1.Русский язык .6 класс : поурочные планы по учебнику М .Т . Баранова и др. Автор – составитель С . С . Колчанова .
2.Тексты по русскому языку .5-7 классы . Авторы Н .В . Охременко , О .В . Федина .
3.Сборник диктантов по орфографии и пунктуации . 5-9 классы . Авторы Г . И . Блинов , В . А . Антохина .
4.Обучение русскому языку в 5-6 классах . Авторы М . Т . Баранов , Л .Т . Григорян .