Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«Род несклоняемых имен существительных»

Методическая разработка Вронской Елены Ивановны, учителя русского языка и литературы, ГБОУ №38 Приморского района г. Санкт-Петербурга.

 

Учебник для обучающихся – «Русский язык . 6 класс» .Авторы – М.Т. Баранов , Т.А. Ладыженская , Л.А.Тростенцова , Л.Т.Григорян , И.И.Кулибаба .

ЦЕЛИ УРОКА :

--Знать: способы определения рода несклоняемых существительных .

--Уметь: согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с несклоняемыми существительными .

--Формировать: правильное употребление в речи несклоняемых существительных с учётом  речевой ситуации .

ХОД   УРОКА.

1.На прошлом уроке мы с вами познакомились с несклоняемыми существительными . Итак , наш конкурс «Лучший учитель» .Задача наших «учителей» - как можно яснее рассказать о том , что принято относить к несклоняемым существительным .

( К доске выходят 1-2 ученика .Ребята оценивают лучшего выступающего и задают вопросы по теме ) .

2.Проверка домашнего задания . ( Упражнение 219 ). Назовите несклоняемые существительные .( Опрос по цепочке ) .Задание : докажите , что они относятся к разряду несклоняемых .

3.Сегодня мы с вами продолжим разговор о несклоняемых существительных.

--Откройте тетради . Запишем число и тему урока «Род несклоняемых имен существительных» .

Мы помним о том , что все существительные относятся к женскому , мужскому и среднему родам .

--А как вы думаете , зачем нам нужно научиться определять род несклоняемых существительных ? ( ответ : чтобы согласовывать их с другими частями речи) .

--Посмотрите на доску . ( на доске написаны предложения) :

КЕНГУРУ  ПРЫГАЛ   ИЛИ  ПРЫГАЛА ?

КАКАДУ  СИДЕЛ  ИЛИ  СИДЕЛА ?

ТАКСИ  ПРИЕХАЛО  ИЛИ  ПРИЕХАЛА?

(Слушаем мнение друг друга ).

--Да , ребята , это очень трудно !Давайте разбираться вместе . В этом нам поможет разобраться компьютерный класс с виртуальным учителем Андреем Ивановичем и его учениками Анфисой , Верой , Ваней , Васей , с которыми мы уже не раз встречались ранее .

Во время получения новой информации мы будем заполнять таблицу . ( у каждого ученика на парте лежит таблица) .СМОТРЕТЬ  ПРИЛОЖЕНИЯ .

4.Интерактивная доска .(СМОТРЕТЬ  ПРИЛОЖЕНИЯ ).

  а) перед вами несклоняемые существительные. Прочитаем их .

1 группа: какаду ,кенгуру

 2 группа :  фрау ,мадам ,Дюма ,конферансье , маэстро

 3 группа:  меню , такси , алоэ , салями , сулугуни

 4 группа: Перу , Тбилиси

  б) что объединяет 1-ю группу ? (Животные)

--как определить их род ?    Мнение детей.

--посмотрите и послушайте ,что говорят ученики в компьютерном классе (фрагмент № 2 с диска .СМОТРЕТЬ   ПРИЛОЖЕНИЯ) .Заполняем  1 графу таблицы . ВНИМАНИЕ ! – перед вами слова – подсказки ,можете ими воспользоваться .(СМОТРЕТЬ  ПРИЛОЖЕНИЯ) .

--какие из данных слов относятся к этой группе ? Назовите . Задание : составьте с одним из слов предложение на тему « В зоопарке» ,подобрав к нему подходящее по смыслу прилагательное .Обязательно согласуйте в роде.

 Ученики работают самостоятельно 2-3 минуты. Слушаем ответы детей ,исправляя ошибки .

 в)обратимся ко 2-ой группе .

--что объединяет эти слова ? (перед нами существительные ,называющие человека ) . Как определить их род ? (Дети говорят: «просто !» ) .Смотрим фрагмент №3 .СМОТРЕТЬ  ПРИЛОЖЕНИЯ .(Слова – фрау ,мадам ,Гюго ) .

--а как быть со словами «конферансье» и «маэстро»? (Ребята сомневаются ) .Кстати , определите лексическое значение этих слов . (Если дети не смогут – на партах лежат толковые словари .Ребята могут ими воспользоваться ) .СМОТРЕТЬ  ПРИЛОЖЕНИЯ (фрагмент №4) .

Заполняем 2-ю графу таблицы .

ЗАДАНИЕ: найдите в словах – подсказках существительные ,относящиеся к этой группе .Определите их род .Составьте словосочетания ,запишите.

Ученики работают 1-2 минуты . Слушаем ответы ,исправляя ошибки .

 г)а теперь обратимся не к 3-й группе ,а к 4-й.

--что объединяет эти слова? (географические названия) .

--как определить род географических названий ?Думаю ,что вы сейчас сообразите.. Молодцы! (Если не сообразят – сразу обратиться фрагменту №5).СМОТРЕТЬ  ПРИЛОЖЕНИЯ .

--а Гоби ? а Па-де-Кале ? (трудно)…Конечно , необходимо изучать географию , чтобы писать без ошибок .(фрагмент №6). СМОТРЕТЬ  ПРИЛОЖЕНИЯ .

д)заполняем 3-ю графу таблицы .Смотрим упр.225 (карандашом выполняем).2 минуты. Проверка .

Последняя группа несклоняемых существительных.

--что объединяет эти слова ? (неодушевлённые нарицательные существительные ) .определите их род.

Мнение ребят –трудно ? легко ?

Смотрим фрагмент №7 .СМОТРЕТЬ  ПРИЛОЖЕНИЯ .

5.Давайте посмотрим на нашу заполненную таблицу .Сделайте выводы  о роде несклоняемых именах существительных .(Мнение ребят) .

6.И последнее..Перед вами текст.СМОТРЕТЬ  ПРИЛОЖЕНИЯ .(текст  у каждого ребёнка на парте) .

--прочитайте

--что удивило? (обсуждение)

--определите стиль текста ,тип текста

--озаглавьте

--объясните орфограммы

--морфологический разбор слова «кенгуру» ( из 1-го предложения ) .

 

Домашнее задание .

Написать маленький рассказ с несклоняемыми существительными ,согласовывая их с прилагательными и глаголами прошедшего времени .

ПРИЛОЖЕНИЯ .

1.Таблица перед началом урока.

 

 

Несклоняемые имена существительные

 

Род

 

 

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

 

 

2.Заполненная таблица на конец урока.

 

 

Несклоняемые имена существительные

 

Род

 

 

1.Одушевленные существительные, обозначающие животных

Мужской род (в зависимости от пола)

2.Одушевленные существительные, называющие человека.

О мужчине – м.р.

О женщине – ж.р.

3.Географические понятия

По родовому признаку

4.Неодушевленные существительные

Средний род (но есть исключения)

 

3.Слова – подсказки : мисс ,пони , шимпанзе , Гюго , авокадо , атташе , метро ,  домино , кафе , интервью , фойе , леди , тире , реле , плато .

 

4. ТЕКСТ .

     У кенгуру не только необычное название , но и всё необычно .

Задние ноги кенгуру в несколько раз больше передних , поэтому ( ей , ему ) приходится передвигат…ся , делая огромные пры…ки ( до 10 метров в длину и 3 метров в высоту ) .Ударами ног о землю они п…дают сигналы друг другу. С…дит кенгуру по-особому , опираясь на большой хвост . О кенгуру можно рассказать много , но самое необычное – д…тёныши кенгуру . Они р…ждают…ся вел…чиной с грецкий орех . Пока малыши  не подр…стут , они живут в сумке на животе  матер… , п…тают…ся её молоком .

--Какое из двух местоимений , данных в скобках , вы выберете. Объясните .

5.CDдиск“Русский язык, 5-6 класс. Морфология. Орфография – 1С: Образование ”

 

6.ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПОСОБИЯ .

1.Русский язык .6 класс : поурочные планы по учебнику М .Т . Баранова и др. Автор – составитель С . С . Колчанова .

2.Тексты по русскому языку .5-7 классы . Авторы Н .В . Охременко , О .В . Федина .

3.Сборник диктантов по орфографии и пунктуации . 5-9 классы . Авторы  Г . И . Блинов , В . А . Антохина .

4.Обучение русскому языку в 5-6 классах . Авторы  М . Т . Баранов , Л .Т . Григорян .

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»