Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Вводные слова. Предложения с вводными словами

Ено Марина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
школы №277
Кировского района Санкт-Петербурга

Предмет:русский язык

Класс:8

Цель урока:

1.       Дать представление о вводных словах и их значениях, их роли в тексте.

2.       На какие группы по значению делятся вводные слова и какие приемы используются для их распознавания.

3.       Дать понятие об интонации  в водности ( в понижении голоса и более быстром темпе произнесения вводных слов).

4.       Дать понятие о знаках препинания при вводных словах.  

Объяснение нового материала по теме «Вводные слова» (включая инсценировку учащихся).

           

 

Хотите – верьте, хотите – нет, но однажды мне приснился дивный сон. Будто сижу я в театре, жду начала представления. И вот открывается занавес и на сцену один за другим выходят необыкновенные артисты: слова – члены предложения. Выстроились чинно, взялись за руки и составили такое предложение: «Наше представление  вам понравится». Вдруг из-за кулис вынырнуло еще одно словечко и втиснулось в самую середину, а соседние слова тут же от него запятыми отгородились. Читаю: «Наше представление, возможно, вам понравится». Прочитала – и взяло меня сомнение: что значит – возможно понравится? Выходит, что сами артисты не уверены в успехе? Даже предполагают другую возможность – не понравится? Но тут на сцену выскочило новое слово, растолкало всех, вытеснило слово возможно  и заняло его место. Получилось: «Наше представление , бесспорно, вам понравится». Извините, думаю, но мне это вовсе не нравится, что значит – бесспорно? Ну и самоуверенность у этих артистов.

               Однако члены предложения также проявили недовольство, нажали с двух сторон на слово бесспорно, и оно было исчезло, но потом снова возникло и встало в начале предложения. Вышло еще хуже. «Бесспорно, наше представление вам понравится». Начался шум на сцене и в зале. Слово бесспорно  перекочевало в конец предложения, но это никого не успокоило.  И неизвестно, чем бы все кончилось, если бы на сцену не вышел  сам режиссер. Он строго сказал что-то своенравному слову бесспорно и вывел его из предложения, а вместо него ввел слово возможно. Теперь предложение зазвучало так: «Наше представление, возможно, вам понравится». Мне такое предложение пришлось по душе: успех представления артистами предполагается, но не считается бесспорным. Чувствуется уважение к зрителю.

 

               Уселась я в кресло поудобнее, приготовилась смотреть представление, но, к сожалению, проснулась.

Обобщение темы урока. «Вводные слова».

               - До сих пор речь шла о членах предложения – главных и второстепенных, однородных и неоднородных. Однако, как это ни странно, в предложении «работают» слова, которые в штат его членов не входят, - это вводные слова.

Понятие об интонации вводности.

               Сейчас я буду читать предложения, а вы будете называть вводные слова. Обратите внимание на то, как я буду произносить вводные слова, с какой интонацией.

1.       Вы, по-моему, не правы.

2.       Погода, к счастью, улучшается.

3.       Горный воздух, вне всякого сомнения,  действует благотворно на здоровье человека.

4.       Лошадка, к удивлению моему, бежала быстро.

- Итак, для чего нужны вводные слова?

- Вводные слова необходимы говорящему для того, чтобы выразить свое отношение к сообщению. 

- С какой интонацией произносятся вводные слова?

-Интонация произнесения вводных слов проявляется в понижении голоса и более быстром темпе произнесения вводных слов.

Составление предложений с вводными словами (устно).

 -Вводные слова в меру своих возможностей помогают предложению, вносят в него дополнительные оттенки. Сегодня на уроке мы знакомимся только с двумя оттенками вводных слов.

-По цепочке, друг за другом, составляем предложения с вводными словами, которые имеют различную степень уверенности – большую или меньшую, а затем составляем предложения с вводными словами, которые показывают порядок следования мыслей и их связь.

-А теперь запишите по три предложения в тетрадь, выделите вводные слова.

Работа в тетрадях.

       - Принцесса Грамматика и ее верные слуги параграфы (пара графов) подготовила вам исследовательскую работу. Работать вы будете в парах, в процессе работы нужно выяснить:

 

1.       Какова роль вводных слов в предложении? Для чего они нужны?

2.       Где могут стоять вводные слова в предложении?

3.       Какие знаки препинания ставятся в вводных словах?

4.       Почему вводные слова не являются членами предложения? (К ним нельзя поставить вопрос.)

-Нашли на парте карточку под номером 1.

-Чтобы ответить на эти вопросы, нужно предложения разобрать синтаксически, т.е. нужно выяснить каким членом предложения является каждое слово в предложении.

 

1.       Кажется, шепчут колосья друг другу.                                                                                         Мир кажется мне книгой бесконечной.

2.       Вы, верно, едете в Москву?                                                                                                      Задача решена верно.

3.       Правда, с годами мои стихи нравились всем.                                                                          Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Итог работы на карточке № 1.

-Итак, делаем вывод о том, что вводные слова в меру своих возможностей помогают предложению, вносят в него дополнительные оттенки. Хотя не имеют обычных тесных связей с другими членами предложения ( к ним нельзя задать вопрос) и сами таковыми не являются.

Самостоятельная работа на карточках № 2.

-Молодцы. Вы хорошо справились с исследовательской работой, выяснили роль вводных слов в предложении, но верные слуги принцессы Грамматики Параграфы подготовили вам еще одно интересное задание.

 

-У меня в руках два совершенно одинаковых конверта. Чтобы их открыть нужно ответить на вопросы , которые находятся в большом конверте.

1.       Какое дерево называют осенней красавицей? Она не боится холода. А ее ягоды становятся сладкими от мороза. Она обогащает почву своими плодами, привлекает массу птиц. А птицы истребляют вредителей леса.            (Рябина)

2.       Какое удивительное творение природы, единственное в мире дерево с белой корой растет в наших лесах?          (Береза)

Самое распространенное дерево на территории Ленинградской области сосна, а затем идет береза. Но, к великому сожалению, около 97% пожаров возникает по вине человека, даже небольшое кострище не зарастает в течении 5-7 лет. Рак легких у сельских жителей встречается в 7-10 лет реже, чем у горожан.

-Как вы думаете,  предложения на какую тему встретятся на этой карточке?

-Конечно, о лесе.

Карточка № 2, I вариант.

-Нужно списать, расставить знаки препинания, выделить вводные слова.

1.       Липа - , несомненно, одно из самых красивых, веселых и нежных деревьев.

2.       В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее зеленого дуба.

3.       Не все из вас, быть может, видели лесную калину.

4.       В клетках воробьев, разумеется. Не держат.

5.       По-видимому, эти лоси забрели в город в ночное тихое время.

- А теперь. Попробуйте догадаться о чем будет текст 2 варианта. Каждый день, когда мы выходим на улицу, она с нами разговаривает на своем дорожном языке. Один знак, одна дорожная буква обозначает целую фразу – дорожный сигнал.

- А сейчас я показываю знаки, а вы говорите, что обозначает каждый знак.

 

 
   

- Итак, конечно, у 2 варианта текст о правилах дорожного движения.

 

Карточка № 2 IIвариант

               Нужны ли тебе дорожные знаки? По-моему, нужны. Во-первых, все мы пешеходы. Во-вторых, у тебя, наверное, есть велосипед. И, наконец, многое еще впереди: может быть, ты, когда вырастешь, сядешь за руль мотоцикла или автомобиля.

Проверка самостоятельной работы.

-Читаем предложения по цепочке, называя вводные слова и их значение.

Работа по развитию речи.

               Ваш товарищ был на олимпиаде по русскому языку, ему задали вопрос, он ответил, но сомневается в правильности своего ответа, помогите ему рассеять сомнение, обрести уверенность.

Вопрос : Как сказать правильно:

               У рыб зуб.

               У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.

(Ответ: у рыб нет зубов.)

-Ты, конечно, прав.

-Бесспорно, на твоем месте я ответил бы также.

- Запишите это предложение в тетрадь.

- Ученик допустил ошибку, как сделать замечание и не обидеть человека своей резкостью.

Девочка сидела на скамейке, которая стояла в сквере и ждала подругу.

- Исправьте ошибку.

-А теперь скажите об этом.

-По-видимому, вы сделали ошибку.

Мне, кажется, вы ошиблись.

-Запишите предложение в тетрадь.

Обобщение.

 

-Итак, что такое вводные слова?

-Для чего они нужны.

-Где в предложении могут находится вводные слова?

-Какие знаки препинания ставятся при вводных словах?

-Почему вводные слова не являются членами предложения?

Д\З

Итак, дома надо подобрать 10 предложений с вводными словами, записать их в тетрадь

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»