Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Пошис Людмила Владимировна

План-конспект
урока русского языка в 6 классе
 
             (технология сотворчества и содружества с учащимися)

Тип урока:   урок-заседание
 
Тема урока:  «Русский язык гибнет или проходит путь своего  развития?»
 
Эпиграф урока: «…По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности».
                                                         К. Паустовский.
 
Цели урока: 1. Дать учащимся представление о позитивных и негативных
                          явлениях, происходящих в современном русском языке.
                      2. Развить логическое мышление, умение доказывать собственную точку зрения.
                      3. Привить культуру ведения диалога.
                      4. Воспитать бережное отношение к русскому языку.
 
Предварительная работа:
                  1. Провести анкетирования учащихся.
                  2. Обработка анкет и деление учащихся на 2 группы с условными названиями команд: «Да, язык гибнет » и «Нет, язык развивается»
                  3. Каждой команде дано задание подготовить аргументы, подтверждающие правильность ее позиции.
 
Оборудование:   на уроке используются информационные технологии (компьютер, презентация, интерактивная доска).
 
 
Ход урока:
 
1. Слово учителя.
 
 -  Ребята, в последнее время остро стоит проблема чистоты русского языка. Русский язык переживает сложные времена. Многие ученые-лингвисты бьют тревогу, говоря о надвигающейся лингвистической катастрофе- вымирании русского языка, а некоторые, напротив, считают, что с нашим языком ничего страшного не происходит, он живет по своим законам, что происходящие в нем процессы закономерны, и они продиктованы самой жизнью.
  -  Итак, на наше заседание выносится тема: «Русский язык гибнет или проходит путь своего естественного развития?»
 
2. Судья.
 
    - На заседание приглашаются 2 команды. По результатам анкетирования выяснилось, что 35% класса считают, что русский язык гибнет. Эти ребята войдут в команду под названием «Да» (ставит на стол этой команды табличку со словом «Да»). 65% опрошенных уверены, что язык не гибнет, а развивается по своим собственным законам. Это вторая группа под названием «Нет» (ставит на стол этой команды табличку со словом «Нет»).
      Таким образом, нам предстоит выслушать точки зрения двух сторон.
 
    - Заседание объявляется открытым! Представители команды «Да», вам слово.
 
3. Команда «Да».
 
  - Ваша честь! Мы считаем, что русский язык постепенно гибнет, т.к. и в бытовой, и в официальной сфере используется много иноязычных слов. И как нам кажется, они вытесняют из русского языка исконно русские слова или давно заимствованные.
 
 - Например, сейчас часто мы слышим слово легитимный вместо законный, презентация – вместо открытие, имидж – вместо образ, лейбл – вместо этикетка.
 
 - А зачем употреблять слово консенсус, когда есть русское слово – согласие, зачем употреблять слово электорат, когда есть русское слово – народ?
 
- Мы против подражания Западу и употреблению иноязычных слов.
 
4. Команда «Нет».
 
  - Ваша честь! Команда «Да» говорит о неоправданном употреблении иноязычных слов в русском языке. Но ведь есть такие стороны нашей жизни, например, как работа на компьютере, где невозможно не использовать заимствованные слова, т.к. именно эти слова, а не наши обслуживают сфере деятельности. Это такие слова, как джойстик, монитор, винчестер, сканер, принтер и т.д.
 
 - В наше время востребована и пользуется большим спросом профессия копирайтера, т.е. создателя рекламы. А они используют в своей работе такие слова, как прайс-лист, прайм-тайм, пресс-релиз, дайджест и т.д.
 
5. Учитель обращается к команде «Да».
  - Итак, вам кажется, что наше слепое подражание Западу наносит неповторимый вред русской речи? В какой-то степени вы, ребята, правы. Но я не призываю совсем отказываться от заимствованных слов, от неоправданного их употребления.
   - Вы знаете, не все русскоязычные слова прижились у нас. Известный языковед русского языка В.И.Даль придумал в свое время слова:
 
             - колоземица (атмосфера)
             - ловкосилие (гимнастика)
             - небозем (горизонт)
             - рожекорча (гримаса)
                - мокроступы (галоши)
               - самодвиг (автомат)
 
Но они не прижились в русском языке, не вошли в его словарный запас!
 
6. Команда «Да».
 
 - Что ж, хорошо, а что вы думаете по поводу того, что в средствах массовой информации используются жаргонизмы, просторечия. Например, такие слова как клевый, разборка, забить стрелку, навороты, такие слова, как супер, прикольно, прикид т.д.?
 
 - А что творится на экранах телевидения! В речи телеведущих заметны различного рода ошибки. Например, мы часто слышим с экрана телевидения и по радио: согласно графика вместо согласно графику, каталог- вместо каталог, звонит вместо  звонит, приехатьс Москвы - вместо  приехатьиз Москвы.
 
- С экранов телевидения постоянно звучат американизмы: «о,кей!», «вау!», «йес!», магазинные вывески пестрят словом «шоп». Речь молодых людей щедро насыщена нецензурными словами, жаргонизмами. Где же великий русский язык?
7.  Команда «Нет».
 
 - С этим мы с вами полностью согласны. Ваша честь, здесь нам возразить нечего. Но в тоже время мы считаем, что положение не такое уж и катастрофическое.
 
 - Ваша честь! Я хочу сказать по поводу употребления жаргонизмов. Мы считаем, что жаргонные слова имеют право на жизнь. Они помогают молодежи более точно, ярко, эмоционально, коротко и доходчиво выразить свою мысль.
 
 - Я тоже думаю, что жаргонизмы – временное явление. Я, например, употребляю жаргонизмы в своей речи. Мне нравится: класснуха, музон, днюха, ботаник, двояк, тусовка – прикольно!
 
- Ваша честь! Мы сейчас проинсценируем два отрывка. А представители команды «Да» пусть решат сами, какой отрывок воспринимается ими с большим интересом.
 
                       1-ая сценка. Читает первая ученица.
 
   Господа! Вчера графиня давала бал. Она знает толк в этих делах. Бал был отличный. Одна прехорошенькая особа кружилась в танце весь вечер. Хозяйка бала была в восторге, даже подсчитала, сколько сердец пронзила юная особа. Но каково же было ее удивление, когда в числе поклонников юной Афродиты она увидела и своего мужа, старого графа. Он кружился ней в вихре вальса, ланиты его пылали, а с уст не сходили слова любви и пылких признаний.
 
                     О времена, о нравы!
 
                       2-ая сценка.Читает вторая ученица.
 
 - Кать, привет! Слышь, вчера была пафосная тусовка. Собрался весь бомонд. Хозяйка, клеевая такая, знает, как их проводить. Тусовка была - просто супер! Ты знаешь, одна малоизвестная мажорочка кружила в танце весь вечер. Она всех привлекла внимание своим гламурным нарядом! Хозяйка бала была в восторге оттого, что светская львица сумела подцепить несколько пацанов. Но была в шоке, когда увидела, как ее пенсион подкатил к девице. Он замутил с ней, навешал лапши и сказок о красивой жизни!
 
                         Респект!
 
8. Учитель.
 
  - Тексты похожие, но воспринимаются по-разному, в зависимости от употребленных в них слов.
 
9.  Команда «Да».
 
- Хорошо, а что вы скажете по поводу закрытия русскоязычных школ в странах Ближнего Зарубежья, особенно в прибалтийских странах?
 
- Ведь там запрещено пользоваться русским языком в государственных учреждениях, закрываются школы с преподаванием на русском языке, сокращается объем передач на радио и телевидении на русском языке.
 
- На Украине русский язык теряет свои позиции, сокращается число русских школ в Киеве, их осталось только 8 (а 10 лет назад их было 155). В детских садах воспитание ведется только на украинском языке.
- В Киргизии, Узбекистане, Казахстане, Туркмении тоже закрываются русские школы, и сокращается число русскоязычного населения.
 
 
10.   Команда «Нет».
     - С этой информацией мы с вами полностью согласны. Моей семье пришлось уехать из Казахстана только по этой причине.
 
11. Учитель.
 
   -Да, ребята, в последние годы наше общество поставило в главенствующее положение экономику, отодвинуло культуру в целом на второй план. Русский язык стал стремительно терять свои позиции. И, наверное, не случайно 2007г. был объявлен Годом русского языка. Русский язык постепенно утрачивает статус мирового. За три десятилетия количество людей, владеющих русским языком,  уменьшилось вдвое. В 80-е годы прошлого века русским языком владело около 500 млн. человек. В настоящее время по распространенности русский язык занимает четвертое место в мире после китайского языка, английского и испанского. Если же падение интереса к русскому языку будет продолжаться, то по прогнозам специалистов, через 25 лет русский язык будет оттеснен с мировых позиций целым рядом других языков, в первую очередь – французским, хинди. Арабским. Забывают русский язык, например, в  Китае: состоятельные китайцы все чаще посылают детей учиться в Европу или США, а не в Россию. Например, в США насчитывается 88 тыс. китайских студентов, в Японии – 76 тыс., а в России – всего 13 тыс.
        В одном из своих выступлений ректор МГУ В.А.Садовничий сказал, что сегодня русским языком владеет 278 миллионов человек: 164 миллиона считает его родным, а 114 миллионов владеют им как иностранным.
 
12.  Команда «Да».
 
     - Да, цифры, конечно, ужасающие. А давайте поговорим еще и о рекламе. Ведь в последнее время в нашей жизни большое место занимает реклама: телереклама, радиореклама, мы ее видим в печати, на досках объявления, на футболках и т.д. Ладно, они были бы оформлены грамотно, но в них допущены различного рода ошибки: и орфографические, и грамматические.
 
     - Например, перед Новым годом на экранах телевидения постоянно прокручивалась реклама подарочных сертификатов «Л, Этуаль», где была допущена ошибка в произношении: «Л, Этуаль: побалуйте себя» вместо побалуйте.
 
    - Или возьмем всем поднадоевшую рекламу про сникерс: «Не тормози! Сникерсни!» Что это за слово? Оно не соответствует ни одному способу образования слов в русском языке.
 
    - А реклама: «Дуйте все на распродажу в магазин «Эльдорадо»!» Или «Сливаем, все по красной цене!» Сплошные ошибки.
 
13.   Команда «Да».
 
   - Но если нельзя без рекламы, то давайте рекламировать друзей русского языка. Это словари!
 
  - Вы до сих пор не знаете, что общего между капустой и капитаном? Тогда мы идем к вам с этимологическим словарем!
 
 - Черное и белое. Лед и пламень. Жизнь и смерть. Любовь и ненависть. Читайте словарь антонимов русского языка!
 
14. Учитель.
 
      - Ребята, вы правы. Слова дуйте и сливаем – это метонимия, вид тропа, употребление одного слова, выражения вместо другого, на основе близости, смежности понятий.
 
15.   Команда «Да».
 
       -Ваша честь! Мы хотим показать  представителям команды «Нет» инсценировку – отрывок из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев», где говорится о том, какое впечатление производит человек с ограниченным словарным запасом. Вы не боитесь, что такая ситуация может повториться в дальнейшем?
 
(инсценировка из романа, действующие лица: автор, Эллочка Щукина и Эрнест Павлович Щукин).
 
16. Учитель.
 
      - Ребята, ситуация, описанная И.Ильфом  и Е.Петровым, относилась к первой половине 20 века! В России уже были периоды, когда существовала угроза гибели русского языка. К подобным периодам относятся, например, екатерининская эпоха, когда русский язык испытывал огромное воздействие со стороны французского языка, и второй период (1917г.) – период народных говоров, жаргонов, просторечья.
Однако русский язык не был побежден такими, как Эллочка. И мне кажется, что вы зря волнуетесь, русскому языку не угрожает исчезновение.
Язык можно сравнить с организмом человека. Как организм претерпевает изменения, так и язык меняется с годами. Как человек переживает болезнь, так и язык может проходить через кризисные периоды в своем развитии. Но в отличие от человеческого организма, язык не может умереть до тех пор, пока существует народ, говорящий на этом языке.
Наш Калининский район – территория России, где главным языком является русский. В нашем районе проживают люди разных национальностей: русские, украинцы, татары, казахи, армяне, грузины и т.д. В семьях они общаются на родных языках, друг с другом – на русском. Это очень важно!
Итак, наш язык – живой организм, в котором происходят разные процессы. Поэтому отчасти, безусловно, правы обе команды. Вы согласны со мной?
 
 17. Судья (выносит приговор).
 
          - Выслушав интересные мнения обеих сторон, я могу сказать следующее: русский язык подает нам сигналы «SOS», показывая, что с нашей душой творится что-то неладное.
 Так давайте же отбросим бездумное копирование иноязычных слов и будем по-настоящему «великим, могучим и свободным народом, которому дано такое богатство – наш русский язык!»
 
 - Итак, оглашается приговор: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Этот клад, это достояние, переданное нам нашими предками».
 
           На этом судебное заседание объявляется оконченным.
 
Все участники заседания выходят и по строчке читают стихотворение А.Ахматовой « Клятва».
 
  1. Домашнее задание.   Напишите письмо зарубежному сверстнику о достоинствах русского языка. Убедите его в том, что  если он хочет стать умным, коммуникабельным, преуспевающим в жизни человеком, ему необходимо  выучить русский язык.
 
Анкета для учащихся:
 
 
  1. Считаете ли вы, что русский язык загрязнен жаргонизмами и иноязычными
      словами?
 
    2. Используете ли вы жаргоны в своей речи?
 
    3. Как вы считаете, допустимо ли использование жаргонных слов и выражений
       в СМИ?
 
    4. Какой телеканал чаще других использует жаргонный лексикон?
 
    5. Обращаете ли вы на ошибки на рекламных щитах, на объявлениях?
 
    6. Как вы думаете: русский язык гибнет или проходит путь своего
        естественного развития?
  

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»