Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности приемов и методов работы
на уроках русского языка  в коррекционной школе

Шиманская Елена Михайловна 
Я не открою секрета в том,  что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.
Каждому учителю известно, что для этого необходимо развивать, закреплять орфографическую и пунктуационную память, зоркость и слух. Но как добиться того, чтобы учащийся мог не только видеть и работать над допущенными уже ошибками, но до письма смог различить в потоке речи отдельные орфограммы и быстро выбрать правильное написание. Ведь нам, учителям русского языка, хорошо знакома ситуация, когда заучивание учащимися орфографических правил не обеспечивает эффективности их применения на практике. Поэтому и усиливается поиск действенных методов повышения грамотности учащихся.
Приёмов и методов найдено много.  За годы своей работы учителем пришла к выводу, что одним из более приемлемых приёмов работы над повышением грамотности является использование НЛП. 
Если обучение ассоциируется с чем-то приятным – оно эффективно. Использование притч и метафор на коррекционных занятиях.
РЕЧЕВЫЕ ПРЕДИКАТЫ
Когда вы внимательно слушаете чью-то речь, вы можете заметить, что бессознательно человек преимущественно использует речевые предикаты (глаголы, наречия, прилагательные и некоторые существительные) предпочитаемой репрезентативной системы. Кто-то скажет: “Я отчетливо вижу нарисованную вами перспективу” (В), кто-то скажет: “Это звучит серьезно” (А), а кто-то “Я чувствую себя уверенно в этой ситуации” (К). 
Визуальные предикаты: посмотрите, отражаются, выглядят, ясно, блестящий, красочный, вид, цвет и т.п.
Аудиальные предикаты: звучит, расскажите, слышится, громко, шумно, звонко, звенящий, эхо и т.п.
Кинестетические предикаты: чувствую, переживаю, тепло, сильно, вкус, ощущение.
Многие слова нельзя отнести только к одной из репрезентативных систем. Например, при слове “море” одни видят картинку, другие слышат шум волн, а третьи вдыхают морской воздух и чувствуют горячий песок под ногами. Еще раз хотим напомнить, что обычно человек использует предикаты всех трех систем. Если вы хотите подстроиться по речевым предикатам, послушайте речь собеседника, определите предпочитаемую систему и используйте ее в своей речи. В результате у партнера обычно возникает чувство, что “с ним говорят на его языке”.
На основе предпочитаемой репрезентативной системы и предпочитаемых речевых предикатов определяется обобщенный тип личности: визуалы, аудиалы и кинестетики. Исследования показали, что ученики начальной школы в основном кинестетики, средней - более аудиальны, и в старшей - более визуальны.
Левое полушарие “отвечает” за словесные выражения, числа, аналитическое мышление и линейно-цифровые рассуждения. Правое полушарие “отвечает” за образную память, ориентирование в пространстве, воображение, цветовые ритмы, кинестетические переживания и творчество. Обычно одно из полушарий доминирует, т.е. можно говорить о левополушарных и правополушарных людях.
 
2.   УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УРОКА С ПОЗИЦИЙ НЛП.
1. Начало урока с позитивного якоря. Если обучение ассоциируется с чем-то приятным - оно эффективно. 
2. Мотивация на обучение.
3. Использование на уроке правополушарного и левополушарного подхода.
4. Использование состояния непонимания. Одни, когда начинают не понимать, злятся и теряют информацию, другие используют это состояние. Ошибка - тоже результат деятельности. Непонимание - дверь к пониманию. Найдите что-то, что было сделано хорошо. 
5. Сравнивайте успехи ученика с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами других. Реже говорите частицу НЕ. 
6. Позитивное якорение.
9. Завершение урока метафорой. 
« ВСЕ  В  ТВОИХ  РУКАХ» 
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о,  мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: « Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: « Все в твоих руках …»
Очень интересны небольшие упражнения на
 
УПРАЖНЕНИЕ «  О З Е Р О» 
Представьте себе, что вы идёте по густому лесу. У каждого из вас есть свой лес, в котором вы предпочитаете бывать, и с которым связаны приятные воспоминания. Кругом деревья, под ногами трава или сухие иголки – я не знаю. Вы оглядываетесь вокруг – стволы деревьев тянутся высоко вверх. Постепенно деревья расступаются и за ними появляется большая поляна, посреди которой лежит лесное озеро, наполненное удивительно чистой, прозрачной водой. Оно сверкает как драгоценный камень. Оно очень спокойное и глубокое.
А теперь представьте, что вы превращаетесь в это озеро. Ощутите свою глубину, спокойствие. Позвольте себе побыть некоторое время тихим лесным озером, скрытым от людских глаз в густом лесу. Если вы хотите, вы можете оставить себе это чувство. Оно есть в вас и останется в вас столько, сколько вы захотите.
 
МЕТАФОРА 
Когда я был маленьким, мне подарили картинку-мозаику. Знаете, такую картинку, которая состоит из разных кусочков. Но вытряхнув её из коробки, я оказался в растерянности. Там было так много  маленьких кусочков, что мне совершенно было непонятно с чего начинать. Кто-то помог мне выявить секрет. Я научился брать один кусочек, дополнять его другим подходящим, пока несколько маленьких кусочков не образовывали один побольше. Затем я научился складывать несколько больших кусочков в один ещё больший, и так до тех пор, пока не получалась вся картинка. Так что я вполне понимаю, если вы в этом месте, может быть, почувствуете себя  не вполне уверенными. Я надеюсь помочь вам сложить все маленькие кусочки в большие. Пока не получится вся картина. 
Стивен Хеллер « Монстры и волшебные палочки» 
 
СТРАТЕГИЯ  ОРФОГРАФИИ.
  1. Поместите правильное написание слова напротив себя так, чтобы вы могли его легко видеть.
  2. Закройте глаза и подумайте о чем-нибудь приятном и расслабляющем Когда это чувство окрепнет, откройте глаза и посмотрите на слово.
  3. Поднимите глаза вверх влево и нарисуйте это правильное написание во внутреннем взоре.
  4. Взгляните на воображаемый вами образ этого слова и запишите буквы, которые видите. Сверьтесь с правильным написанием.
  5. Неясные буквы выделите, сделав их больше по сравнению с другими
  6. Закрасьте слово своим любимым цветом.
  7. Нарисуйте в воздухе пальцами силуэты букв, представляя в уме, что вы пишете.  
ТЕРРАСА,  ВЛАСТВУЮЩИЙ,  БАГРЯНЫЙ 
 
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ И ВНУТРЕННЕЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ. 
Упражнение «МУХА»
Начать можно с самого простого рисунка, затем перейти к более сложным. Инструкция для участников: мы дрессируем муху. Она двигается по команде вверх, вниз, вправо, влево на одну клетку.Дети играют с закрытыми глазами, команды подаются по очереди. Играющие должны быть внимательны, не допуская выхода мухи за пределы игрового поля. 
Упражнение «Расставь в своей комнате» 
Цицерон тренировал свою память так: то, что ему нужно было запомнить, он располагал в знакомой комнате. Потом достаточно было «пройти» по ней, собирая необходимую информацию. Ученикам предлагается следующий список: очки, гусь, шоколадка, сердце, грузовик, носки, книга, чувство, солнце, мышь, пылесос, часы, цветок, компьютер, смех, лестница, ваза, свеча, седло, слон.
Необходимо проверить, кто сколько слов может произвести в произвольном порядке, попросить рассказать, кто как запоминал слова. Которые не имеют предметного образа ( смех, чувство) 
Упражнение на внутреннюю визуализацию, память, внимание.
Такие упражнения очень хорошо развивают память особенных детей. Например:
Запомните 10 слов, представляя себе мультфильм, где участвуют названные герои. Помните, что в некоторых словах есть орфограммы! Запоминать можно с открытыми или закрытыми глазами – кому как удобно. Слова для запоминания: пчелы, медвежонок, тележка,  стакан, маргаритка, облако, бельчонок, дорожка, солнце. Предварительно слова записываются на доске, чтобы их можно было показать во время проверки. После того, как те, кто запомнил все 10 слов, прочитали их, разберите слова с орфограммами. Вспомните правописание о-е после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях сущ. и прилагательных, пусть каждый подберет по своему примеру, выделив орфограмму. 
Упражнение на переключение внимания «Три дистанции»
По команде «Первая дистанция» дети должны услышать, как можно больше звуков на улице. По команде «Вторая дистанция» - услышать звуки в школе. И по команде «Третья дистанция»- услышать то, что происходит внутри каждого(стук сердца, дыхание)
Затем дети должны назвать те звуки, которые они услышали на первой, второй и третьей дистанциях. Смогут ли они определить, чьи шаги раздавались в школе, откуда доносились голоса и шум машин, какие птицы пели 
Переключение внимания!
Тренировка мышления и воображения! 
Найти как можно больше продолжений
предложения ( можно придумать любое) 
« Листья бывают …»
Итак начинаем : « Листья бывают золотыми, опавшими, … 
Каждый называет свое предложение! Упражнение уместно для тренировки различий между прилагательными и причастиями 
Как я оцениваю детей.
  • Диагностическая работа
  • Урок самостоятельности (детей обязательно нужно приучать к самостоятельности, а мы только разжевываем материал и времени проверить себя детям не остается, отсюда и нервозность при написании и диктантов и ДКР.
  • Для оперативной проверки орфографических навыков – цифровой диктант или ТРЕНАЖЕР по орфографии (во время работы необходимо обращать внимание на особенности трудных слов, давать установку на их осмысление, используя СТРАТЕГИЮ ОРФОГРАФИИ. Затем можно использовать любой мини-текст с проработанной орфограммой и проверить знания ученика уже на оценку, орфограмма графически выделяется.
  • Контрольный опросник по литературе по проверке содержания.( разрешается пользование и книгой, и учебником ) Некоторые вопросы даются на дом заранее, чтобы ребенок подготовился.
  • Повторим орфографию! Пишем на доске мини-диктант на «общую оценку» ( они заранее уточняют и очень переживают за каждого, кто выходит, особенно за тех ,кто слабее). Затем проверяем работу, выявляем ошибки, оцениваем, что хорошо сегодня сделали, а что плохо, по кругу называем то, что могли сделать лучше, подводим итог, считаем ошибки , ставим оценку сами себе, как правило, неутешительную.
  • Трудно поверить, но для того, чтобы что-нибудь хорошо запомнить, нужно постараться как можно дольше не думать об этом.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»