привлекательным на уроках русского языка
для учеников, или как вернуть интерес
к учению тем, кто его потерял?
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я усваиваю.
Китайская мудрость
Современных учеников стало трудно увлечь традиционными уроками, отсюда пропадает познавательный интерес ученика, а именно, пытливость, любознательность, готовность и стремление к познавательной деятельности. Причины спада школьной мотивации самые разнообразные и могут касаться как умственного развития ученика, его понимания цели пребывания в школе, так и стиля руководства классом, содержания педагогического общения между учителем и учащимися.
На мой взгляд, первая причина спада познавательного интереса у школьников к урокам заключается в уровне профессиональной компетентности преподавателя. Педагогическое мастерство, способность не пересказать учебный материал, а увлечь им учащихся, как и при помощи чего построен урок, что кладётся в основу обучения: стремление «пройти программу», «заставить» ученика выучить необходимый материал, или научить учиться.
Вторая причина, от которой зависит мотивация к учению, определяется субъективным переживанием ученика своего успеха в школе, которое связано не только с хорошей успеваемостью, но и с ощущением личной значимости в классе, подтверждением внимания к своей персоне, как со стороны одноклассников, так и преподавателя. Коммуникативный компонент педагогической деятельности во многом обуславливает ее эффективность в целом. Характер взаимоотношений педагога со школьниками самым серьезным образом влияет на их успеваемость и личностную успешность. Все эти составляющие формируют мотивацию к учению у школьника, поэтому, если на это не обращать внимания в организации учебного процесса, у учащихся ослабевает познавательный интерес. Отсюда вытекает непривлекательность учебного процесса, учащимся во время урока становится гораздо интереснее современные технические устройства (планшеты, плееры, смартфоны). Во время урока ученики играют в игры через смартфоны, ведут переписку с друзьями в социальных сетях, слушают музыку.
Отсутствие интереса к учёбе может привести ещё и к тому, что учащиеся станут инертными, будут стремиться к проявлению себя в других жизненных сферах, никак не связанных со школой. Инертность, пассивность таких детей приведёт в конечном итоге к отставанию по тем или иным предметам из-за не сформированности необходимых знаний и умений.
Из всего вышесказанного напрашивается вопрос «Как организовать уроки русского языка так, чтобы они стали для школьников радостью познания мира и активизировали бы их желание учиться?»
Г.И. Щукина в своей книге «Познавательный интерес в учебной деятельности школьника» выделяет «три важнейших источника стимуляции познавательных интересов: содержание учебного материала, организация познавательной деятельности учащихся и отношения, которые складываются в учебном процессе между учителем и учащимися и между учениками».
В современной школе более важными и востребованными являются два источника стимуляции познавательных интересов. Г.И Щукина среди стимулов, связанных с организацией познавательной деятельности учащихся, акцентирует внимание на следующих: многообразии форм самостоятельной работы, овладении новыми способами познавательной деятельности, проблемности в обучении, элементах исследования. Среди стимулов, вытекающих из отношений учащихся и учителем на уроке, она называет эмоциональный тонус познавательной деятельности учащихся, педагогический оптимизм учителя, соревнование. Идеи Галины Ивановны Щукиной в организации учебного процесса актуальны и в наши дни, только модифицируется урок. Перед учителем ставятся несколько иные задачи: урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта ученика по отношению к излагаемому учителем содержанию.
На своих уроках использую обучение как исследование, организую поисковую, познавательную деятельность учащихся путём постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения; деятельностный подход, при котором ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности; проблемное изложение материала, метод проектов.
Использую компьютерные технологии, которые позволяют добиваться высоких результатов обучения, такие как:
- презентация, которая хороша для объяснения новой темы;
- информационно-обучающие программы. Это может быть презентация или слайд с материалами урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари, интернет-репетиторы по предмету или на электронные библиотеки.
- Тестирующие программы как способ контроля очень широко распространены в современной школе: это варианты от простых карточек с вопросами до сложных многоуровневых программ.
- Программа Moodle, которая позволяет разработать системный пошаговый урок с включением презентации, заданий на соответствие и сравнение, тестов. Такой урок очень хорош для детей, которые по каким-либо причинам находятся на домашнем обучении.
Пытаюсь заинтересовать учащихся, подбирая интересные факты, использовать нестандартный подход, либо интересную форму (пример: устроить суд над героем, автором, эпохой).
Организую на уроках структурированную командную работу, где каждый принимает участие, учится внимательно слушать своего партнёра, затем передаёт суть услышанного. Стремлюсь к тому, чтобы были задействованы не только активные, а абсолютно все ученики. Использую приёмы для развития в учениках пытливости ума и умения задаваться вопросами. Неотъемлемым элементом на уроке является позитивный настрой учащихся, уважительное отношение друг к другу.
Всё это позволяет проводить интересные уроки, на которых учащимся не приходится скучать, они всегда в поисках истины, они все знают, что «отсидеться» на уроке не получится – придётся работать.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня моя задача, как педагога, не столько дать ребенку как можно больше знаний, сколько научить самостоятельно добывать знания, развить в нём пытливость ума, креативное и критическое мышление, вооружить таким важным умением, как сотрудничать с другими и презентовать свой ответ.
Таким образом, развивая все вышеперечисленные умения и навыки, можно с уверенностью сказать, что учащийся сможет найти свою дорогу в жизни.
Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.
Уильям Уорд