Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе 

Краткие и полные страдательные причастия

Елисеева Елена Анатольевна
Тип урока: Изучение нового материала.
Технология урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация ранее пройденного
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление пройденного.
5. Обобщение и систематизация знаний.
6 Домашнее задание.
7. Оценивание обучающихся, итог урока. Рефлексия.
Цель урока: Дать понятие о кратких страдательных причастиях, об их синтаксической роли в предложении; учить распознавать полные и краткие формы причастий и употреблять их в речи.
Задачи: 1. Сформировать умение различать краткие и полные страдательные причастия.
2. Повторить и закрепить понятие краткие прилагательные; написание н,нн в суффиксах прилагательных.
3. Развивать и совершенствовать речь - работа над орфоэпическими нормами.
4. Воспитывать любознательность и трудолюбие.
Планируемые результаты:
метапредметные: пользоваться словарями, перерабатывать (составлять план) и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, таблицу, ключевые слова).
предметные: определять краткие и полные страдательные причастия, их морфологические признаки, находить в предложении и тексте причастные обороты, устно и графически обозначать условия постановки / не постановки знаков препинания.
личностные: анализировать тексты, включающие краткие и полные страдательные причастия, воспроизводить по частям текст с причастными оборотами, корректировать написанное, совершенствовать навыки самоконтроля.
Основные термины, понятия: причастие, краткая форма причастия, полная форма причастия.
Ход урока:
I. Этап целеполагания. 4 минуты
— Какая форма прилагательного представлена во 2-м ряду?
- На какой вопрос отвечают краткие прилагательные?
— Как изменяются краткие прилагательные? (По родам, числам.)
— Какова синтаксическая роль кратких прилагательных в предложении? (В предложении являются сказуемыми.)
Таблица 1
- Какая часть это речи?
- А во второй колонке тоже причастие? (по аналогии с прилагательным можете предположить, в какой форме употреблено?)
- давайте сформулируем тему урока: что сегодня изучаем? Чем будем заниматься на уроке, чтобы изучить особенности краткой формы причастий?
II. Изучение нового материала. 10 минут
Давайте образуем мн. Число, ж.р, м.р.
- Как изменяются краткие формы причастий?
- на какой вопрос отвечает кр. Прич?
- Какова синтаксическая функция  кратких причастий в предложении?
— Что общего между краткими страдательными причастиями и краткими прилагательными?
- и в чем разница?
Просмотр видео. Давайте посмотрим: верные ли выводы мы сделали по изученной теме.
- что нового вы узнали из видео?
Давайте оформим новую тему в тетрадь по теории (3 мин)
IV. Закрепление проводится в ходе выполнения упражнений. Упр 107.
1. Заполнение таблицы (Таблица 2). 10 мин
— Какое причастие из записанных выше произносится не по правилу?
2. Динамическая пауза. (2-3 минуты).
3. Работа с текстом.
 А) прочитать текст
Б)найти причастия, определить: действительные они или страдательные, а также находим краткие страдательные причастия.
Карточка 1.
И.С.Тургенев Стихотворение в прозе «Нищий» (7 минут)
« Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.
Его глаза были воспалены, посинелые губы, шершавые лохмотья, раны нечисты... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!
Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Он стонал, он мычал о помощи.
Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Я был смущён и потерян, я крепко пожал эту грязную, трепещущую руку...
—  Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
—   Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата».
 
С учащимися ведем беседу:
- Как вы поняли этот текст?
Это При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль).
- как и в пословице, в притче есть прямой смысл и тайный, как вы думаете, какой тайный смысл притчи о нищем?
Комментарии.
Образ нищего – человек, попавший в жизненные невзгоды. Несмотря ни на что, нельзя оставлять человека без помощи. Если не можешь помочь реально, помоги участием, одобрением.
Что нищий, обездоленный, что благополучный человек – все равны перед Богом, все достойны человеческого отношения к себе.
 
4. Подведение итогов (3 минуты)- 1-3 вопрос.
5. Самостоятельная работа (5 минут)
А1. Укажите страдательное причастие.         
1) Постригающий; 3) оставленный;
2) обозначивший; 4) выскочивший.
А2. Выпишите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Со всех сторон высятся неприступные скалы (1) обвешанные зеленым плющом (2) желтые обрывы (3) исчерченные промоинами (4) а внизу Арагва тянется серебряной нитью.
А3. Укажите правильное объяснение постановки запятых или их отсутствия в данном предложении.
Метались в воздухе (?) подхваченные ветром (?) сухие листья.
1) Простое предложение с однородными членами, запятые нужны.
2) Причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не нужны.
3) Предложение с причастным оборотом, который стоит после определяемого слова, запятые нужны.
4) Предложение с причастным оборотом, запятые не нужны.
А4. Подчеркните в данном предложении краткое страдательное причастие (краткие страдательные причастия).
Елочные игрушки сделаны из грецких орехов, покрыты блестящей фольгой.
Взаимопроверка (если время позволит).
6. Д/з упр.108
По желанию на «5» (при условии, что правильно будет сделано). Упр. 114
7. Рефлексия 
Ответьте на вопрос: за что я могу себя похвалить?
                                            
 


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»