Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование функциональной грамотности
на уроках русского языка и литературы

Карнаухова Лариса Вениаминовна

Функциональная грамотность-использование знаний, умений и навыков ,приобретенных в школе ,для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,а также в межличностном общении и социальных отношениях. Функциональная грамотность должна формироваться в различных областях. В области русского языка и литературы мы говорим о читательской грамотности, главная задача которой-находить и извлекать информацию из текста, осмысливая и оценивая содержание и форму текста.

Формирование навыков читательской грамотности у школьника — одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю, так как именно грамотность — это составляющая часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся в условиях ФГОС.

Формирование навыков функциональной грамотности начинается с самостоятельного определения учениками темы и цели урока. Важно лишь создать необходимые условия для этого: комфортный психологический настрой, правильно сформулированный проблемный вопрос или ситуация, способность услышать каждого.
Развивать функциональную грамотность можно на любом этапе урока, при изучении любой темы по русскому языку или литературе.Так ,при изучении комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»ученики восьмых классов разыгрывали мини-спектакль. Открытием для одноклассников стало умение некоторых ребят вживаться в роль, через интонацию, мимику и жесты, показать характеры героев. Различные мини-сочинения, эссе, зарисовки(темы предлагаю разные):

  • Моя мечта

  • Какую экскурсию тебе хотелось бы провести?

  • Первая работа.Какой ты ее представляешь?

  • Три главных урока жизни -

помогают ученикам точно отбирать материал, развивают их устную и письменную речь, творческие способности.
При работе с текстом на уроках развития речи по литературе и русскому языку кроме традиционных заданий по культуре речи с точки зрения функциональной грамотности использую следующие задания: сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором. Напишите, согласны вы или нет с точкой зрения автора. Почему? Аргументируйте свой ответ. Укажите, в каких предложениях текста передана главная информация.

Для отработки навыков понимания содержания любого текста применяю вопросы ,требующие формулировки и аргументации собственного мнения, обоснования своей точки зрения,а также задания ,предполагающие развитие умения обнаруживать иронию, юмор, различные оттенки смысла, выраженные словом. Примеры таких заданий: предложите свое название текста. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Поясните термины :ирония,индивидуально-авторские слова, сравнительные обороты, риторические вопросы. С какой целью они употребляются автором в тексте?

На уроках русского языка грамматические задания можно видоизменять в зависимости от грамматической темы урока. Так, в темах, посвященных смысловому анализу текста,предлагаю групповое задание: составить несколько памяток о правилах безопасности в различных жизненных ситуациях.(Например: твой младший брат или сестра хотят завести свою страницу в соцсетях. Напиши инструкцию на тему «Как пользоваться соцсетями» для начинающих.) Учащиеся определяют стиль текста, обсуждают памятки в группах. Используя информацию из разных памяток, заполняют свою таблицу в тетради. Подобные задания помогают ученикам ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл.
Важно отобрать материал таким образом, чтобы через решение учебной задачи ученик мог пополнить свои практические навыки. Опираясь на жизненный и знаниевый опыт обучающихся, предлагаю сравнить, сопоставить, проанализировать ту информацию, которая дается в учебнике, найти самостоятельно в других источниках материал по заданной теме, высказать свое мнение, доказать свою точку зрения.
Умение наблюдать, классифицировать, анализировать и синтезировать — основополагающие методы работы с любым текстом, лексическим материалом.В темах,посвященных подготовке к сочинению-рассуждению,сжатому изложению ,продолжаю работу с текстом в плане функциональной грамотности. Даю задания на умение анализировать структуру текста,вычленять главную и второстепенную информацию,извлекать необходимую информацию для ответа на вопрос, выявлять связь между прочитанным и жизненной ситуацией.

Решая практические задачи, ученик применяет знакомые ему формулы решения, отсеивает ненужную информацию, формирует умение логически выстраивать свой ответ, соотносит известное с неизвестным или со своим жизненным опытом, учится высказывать и доказывать свое мнение.
Дифференцированные задания, разработанные с учетом учебных потребностей и возрастных особенностей — одна из составляющих функциональной грамотности и залог успеха на уроках. Большую помощь в работе по формированию функциональной грамотности на уроках оказывает ИКТ: ведь без презентаций, поиска дополнительной информации из других источников немыслим современный урок.

На стадии рефлексии используются мини-монологи: «Мне сегодня на уроке понравилось…, было сложно…, хочется похвалить…, за…». Эти небольшие высказывания помогают учащимся быстро оценить себя, отметить свой вклад во время урока, критически проанализировать, что нового они узнали.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»