Методическая разработка урока для 6 класса
Особенности склонения количественных числительных 40, 90,1 00
(технология дифференцированного обучения)
Жукова Марина Владимировна
Цель: научиться правильно склонять числительные 40, 90, 100; запомнить, что у числительных 40, 90, 100 только 2 формыЗадачи:
образовательные: познакомить учащихся с особенностями склонения количественных числительных;
развивающие: вырабатывать навык правописания падежных форм количественных числительных; развивать познавательный интерес и творческие способности; расширять словарный запас обучающихся за счет правильного употребления числительных в речи.
Воспитательная: воспитывать в учащихся такие качества характера, как внимательность; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
- Орг. момент.
- Повторение изученного.
Давайте прочтем слова: двойка, два, удвоить, второй, вдвое, вдвоём (сл. 1)
- Какие из этих слов являются числительными (два, второй)?
Почему именно эти, если все слова однокоренные (называют количество и порядок при счёте).
- Этап проверки домашнего задания.
Карточка №1.
На золочение креста Петропавловской крепости было потрачено около восьм.. кг золота.
Восстанавливали колокольню более восемнадцат.. лет.
К шестнадцат.. прибавить одиннадцать получится двадцать семь.
Учитель:
- Прочитайте предложения. Найдите числительные, определите их падеж. Вставьте пропущенные буквы.
- Какие окончания вы вставили? Почему вы написали окончание «И» в числительных? У какого склонения существительного есть такие же окончания? В каких падежах?
- Подготовка к восприятию нового материала. Изучение нового материала (определение темы и цели урока)
И.п., В.п. | СОРОК□ | ДЕВЯНОСТО | СТО |
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. | СОРОКА | ДЕВЯНОСТА | СТА |
Учитель: обратите внимание на таблицу, которая лежит у каждого на столе. Рассмотрите таблицу. Как склоняются эти числительные?
Сколько форм имеют числительные 40, 90, 100? (две)
Можно ли считать это особенностью склонения данных числительных?
Как мы могли бы сформулировать тему урока? («Особенности склонения числительных 40,90,100»). Какую цель мы поставим? (Научиться правильно склонять числительные 40, 90, 100, запомнить, что у числительных 40,90, 100 только 2 формы) (Сл.4)
- Этап усвоения новых знаний.
Карточка № 2.
(У кадого на столе лежит карточка № 2)
Прочитайте словосочетания. Сформулируйте задание к упражнению (Вставить пропущенные буквы. Определить падеж числительных)
Моему дедушке девяност.. лет; в этом магазине ст.. рублями не обойдешься; от девяност.. отнимите сорок..; к ст.. прибавьте девяност..; чтобы доехать до моей дачи, нужно потратить около сорок.. минут.
- Этап закрепления новых знаний.
(Затем каждый прочитает свой вариант, назвав окончание и падеж).
Упр. 414, стр.53. Спишите, раскрывая скобки. Обозначьте падежи числительных .
- Городской парк находится в (сто метров) от школы. 2. Около (девяносто процентов) ребят участвуют в школьных спортивных состязаниях. 3. В (сорок сочинений) шестиклассников почти не было ошибок в употреблении форм слов.
- Подведение итогов урока.
Немного исторических фактов. Из истории слова 40 (Сл.7).
В счете предметов в ряду числительных в русском языке число 40 стоит особняком. Десять, двадцать (от более древнего «два десять»), тридцать, – тут логический ряд нарушается, вместо четырдесять или четырьдесят внезапно появляется сорок – и снова: пятьдесят, шестьдесят и т. д. Причину этого парадокса историки объясняют тем, что на Руси когда-то число сорок было счетной единицей, именем существительным. Оно означало «мешок», мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, можно было сшить меховое платье, по-видимому, длинный кафтан.
Можно думать, что и такой кафтан носил тоже название сорок. Мы и сейчас знаем один из видов одежды, обозначаемый этим названием. Это длинная ночная рубаха – сорочка. Рефлексия.
Учитель: как вы оцениваете свою работу на уроке? Важна ли для нас эта тема? Где нам могут пригодиться знания, полученные на уроке?
Приложение №1
Карточка №1.
Прочитайте предложения. Найдите числительные, определите их падеж. Вставьте пропущенные буквы.
На золочение креста Петропавловской крепости было потрачено около восьм.. кг золота.
Восстанавливали колокольню более восемнадцат.. лет.
К шестнадцат.. прибавить одиннадцать получится двадцать семь.
Склонение числительных 40, 90, 100.
И.п., В.п. | СОРОК□ | ДЕВЯНОСТО | СТО |
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. | СОРОКА | ДЕВЯНОСТА | СТА |
Карточка №2.
Прочитайте словосочетания. Сформулируйте задание к упражнению.
Моему дедушке девяност.. лет; в этом магазине ст.. рублями не обойдешься; от девяност.. отнимите сорок..; к ст.. прибавьте девяност..; чтобы доехать до моей дачи, нужно потратить около сорок.. минут.