Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Методическая разработка урока для 6 класса

Особенности склонения количественных числительных 40, 90,1 00

(технология дифференцированного обучения)
Жукова Марина Владимировна
Цель: научиться правильно склонять числительные 40, 90, 100;   запомнить, что у числительных 40, 90, 100 только 2 формы
Задачи:
образовательные:  познакомить учащихся с особенностями склонения количественных числительных;
развивающие:  вырабатывать навык правописания падежных форм количественных числительных; развивать познавательный интерес и творческие способности; расширять словарный запас обучающихся за счет правильного употребления числительных в речи.
Воспитательная:  воспитывать в учащихся такие качества характера, как внимательность; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
  1.  Орг. момент.
Учитель: У кого хорошее настроение? Кто еще не проснулся? Что надо делать на уроке, чтобы поднялось настроение? (слушать учителя, отвечать на вопросы, добывать знания)
  1. Повторение изученного.
Учитель: Запишите число, классная работа. Какого разряда числительное вы записали? (порядковое). Какой еще разряд имени числительного вы знаете? (количественные).  На какие группы делятся количественные числительные? Приведите примеры.
Давайте прочтем слова: двойка, два, удвоить, второй, вдвое, вдвоём (сл. 1)
-  Какие из этих слов являются числительными (два, второй)?
Почему именно эти, если все слова однокоренные (называют количество и порядок при счёте).
  1. Этап проверки домашнего задания.
Учитель: вспомним материал прошлого урока. Были ли у вас вопросы при выполнении домашнего задания? Если нет, то посмотрите, пожалуйста, на карточку, которая лежит у вас на столе  (Сл.2)
Карточка №1.
На  золочение креста Петропавловской крепости  было потрачено около восьм..  кг золота.
Восстанавливали колокольню более восемнадцат..  лет.
К шестнадцат.. прибавить одиннадцать получится двадцать семь.
 
Учитель:
- Прочитайте предложения. Найдите числительные, определите их падеж.  Вставьте пропущенные буквы.
- Какие окончания  вы вставили? Почему вы написали окончание «И» в числительных?  У какого  склонения существительного  есть такие же окончания? В каких падежах?
  1. Подготовка к восприятию нового материала. Изучение нового материала (определение темы и цели урока)
У каждого на парте лежит таблица склонения числительных 40, 90, 100.  (Сл.3)
И.п., В.п. СОРОК□ ДЕВЯНОСТО СТО
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. СОРОКА ДЕВЯНОСТА СТА
 
Учитель: обратите внимание на таблицу, которая лежит у каждого на столе. Рассмотрите таблицу.  Как склоняются эти числительные?
 Сколько форм имеют числительные 40, 90, 100? (две)
 Можно ли считать это особенностью склонения данных числительных?
            Как мы могли бы сформулировать тему урока? («Особенности склонения числительных 40,90,100»). Какую цель мы поставим? (Научиться правильно склонять числительные 40, 90, 100,  запомнить, что у числительных 40,90, 100 только 2 формы) (Сл.4)
  1. Этап усвоения новых знаний.
Учитель: употребите данные словосочетания сорок поваров и девяносто рублей  в Т.п. и П.п. Запишите полученные словосочетания  (Сл.5-6).
 
Карточка № 2.
 (У кадого на столе лежит карточка № 2)
Прочитайте словосочетания. Сформулируйте задание к упражнению  (Вставить пропущенные буквы. Определить падеж числительных) 
Моему дедушке девяност..  лет; в этом магазине ст.. рублями не обойдешься; от девяност.. отнимите сорок..; к ст.. прибавьте девяност..; чтобы доехать до моей дачи, нужно потратить около сорок.. минут.
  1. Этап закрепления новых знаний.
Творческое задание. Первый ряд придумывает предложение с числительным – 40, второй – с числительным 90 и третий – с числительным 100.
(Затем каждый прочитает свой вариант, назвав окончание и падеж).
 
Упр. 414, стр.53. Спишите, раскрывая скобки. Обозначьте падежи числительных .

 
  1. Городской парк находится в (сто метров) от школы. 2. Около (девяносто процентов) ребят участвуют в школьных спортивных состязаниях. 3. В (сорок сочинений) шестиклассников почти не было ошибок в употреблении форм слов.
  1. Подведение итогов урока.
Над какой темой сегодня мы с вами работали на уроке? («Особенности склонения числительных 40,90,100») Давайте вспомним цель урока? Достигнута ли она?( Научиться правильно склонять числительные 40, 90, 100,  запомнить, что у числительных 40,90, 100 только 2 формы)
Немного исторических фактов. Из истории слова 40 (Сл.7).
В счете предметов в ряду числительных в русском языке число 40 стоит особняком. Десять, двадцать (от более древнего «два десять»), тридцать, – тут логический ряд нарушается, вместо четырдесять или четырьдесят внезапно появляется сорок – и снова: пятьдесят, шестьдесят и т. д.  Причину этого парадокса историки объясняют тем, что на Руси когда-то число сорок было счетной единицей, именем существительным. Оно означало «мешок», мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, можно было сшить меховое платье, по-видимому, длинный кафтан.
Можно думать, что и такой кафтан носил тоже название сорок. Мы и сейчас знаем один из видов одежды, обозначаемый этим названием. Это длинная ночная рубаха – сорочка.
  1. Д.з. Объяснение домашнего задания.  Подберите 3 пословицы с числительными 40, 90,100.
 Рефлексия.
Учитель:  как вы оцениваете свою работу на уроке? Важна ли для нас эта тема? Где нам могут пригодиться знания, полученные на уроке? 
Приложение №1 
Карточка №1.
Прочитайте предложения. Найдите числительные, определите их падеж.  Вставьте пропущенные буквы. 
На  золочение креста Петропавловской крепости  было потрачено около восьм..  кг золота.
Восстанавливали колокольню более восемнадцат..  лет.
К шестнадцат.. прибавить одиннадцать получится двадцать семь.
Склонение числительных 40, 90, 100.
И.п., В.п. СОРОК□ ДЕВЯНОСТО СТО
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. СОРОКА ДЕВЯНОСТА СТА
  
Карточка №2.
Прочитайте словосочетания. Сформулируйте задание к упражнению. 
Моему дедушке девяност..  лет; в этом магазине ст.. рублями не обойдешься; от девяност.. отнимите сорок..; к ст.. прибавьте девяност..; чтобы доехать до моей дачи, нужно потратить около сорок.. минут.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»