Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Фанфик как средство повышения
творческой активности учащихся

Рахметова Гульсясак Мидхатовна
 Художественная литература есть способ познания мира. Только ученики все чаще ленятся вдумчиво читать, предпочитая всевозможные сжатые изложения, коими пестрят многие сайты в сети Интернет. Или читают быстро, «галопом по Европе», не понимая, что каждое слово наполнено неповторимым смыслом, тончайшими оттенками мысли автора. Как переломить это нежелание читать, как способствовать воспитанию хорошего читателя? Эти вопросы звучат с каждым днем актуальнее.
       Пожалуй, каждый из нас  в жизни хотя бы однажды сталкивался с такой ситуацией, когда интересный  рассказ обрывался «на самом интересном месте». Многие мамы так делают, чтобы побудить ребенка самостоятельно дочитать рассказ или повесть. Также бывают случаи, когда поклонники сериалов или серий книг хотят видеть продолжение понравившейся им истории, когда она уже закончена. Чтобы вновь погрузиться в мир какого-нибудь произведения, но уже с другим финалом или интересным продолжением, есть люди, которые сочиняют «фанфик» или «фанфикшен». Но не все знают о том, что это значит.
       Фанфи́к— жаргонизм, обозначающий любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений а также компьютерных игр и пр. Понятие произошло от англ. Fan fiction—фан-литература, фан-проза. Фанфикшен – это общее название произведений, созданных на основе уже существующих. А фикрайтерством  называется написание сочинений, раскрывающих или дополняющих уже существующие. Авторами фикра́йтерами — как правило, становятся не профессиональные писатели, а поклонники литературы. Обычно самые разные фанфики  создаются  не ради выгоды, а для чтения другими любителями чтения. С недавних пор фикрайтерство стало объектом исследования учёных России и других стран. Это явление довольно неоднозначное и разнообразное, особенно, если учитывать то, что автором фанфика может стать любой человек. Фанфикшен очень популярен среди молодежи, предпочитающих общение в Сети. Многие из них пробовали себя в области сочинения фанфиков, многие читают и оценивают их на соответствующих  сайтах.
        Вместе с учениками я попыталась разработать возможную модель применения фанфиков на уроках литературы. Для этого был рассмотрены плюсы от применения фанфикшена в урочной и внеурочной деятельности. Фанфик может стать первой пробой пера, средством развития фантазии ученика. Фанфикшен имеет в виду творческую переработку материала книги,  послужившей источником нового творения. Еще он может стать мотивацией для изучения литературы, для более  глубокого понимания сути художественного произведения. Чтобы сочинить фанфик, автор должен хорошо узнать  текст  книги- первоисточник. Это, несомненно, приведет к увлечению чтением, что на сегодняшний день является особенно актуальным. Бесспорный плюс еще в том, что сегодня среди создателей фанфиков считается престижным переводить свои фанфики на другие языки и размещать их на разных ресурсах. Подобное занятие стимулирует авторов на изучение иностранных  языков.
        Также фанфик может способствовать формированию на уроке ситуации успеха, может развить у школьника нестандартное мышление. Фанфик  хорош для индивидуальной и коллективной работы. Фанфикшен – явление интерактивное, и каждый новый фанфик мгновенно получает читательскую аудиторию, которая дает оценку творчеству автора. Неграмотно написанный текст получает низкий рейтинг, а его автор – негативную оценку со стороны других участников сообщества. Значит, написание фанфиков требует постоянного оттачивание авторских навыков письменной речи.
       Отдельным видом работы с фанфиками может быть организация конкурса на лучший фанфик. Его можно сделать долгосрочным проектом, как индивидуальным, так и командным. Команды из 4 человек (фанфикер, бета- ридер, гамма-ридер, переводчик) напишут фанфик с переводом на английский или башкирский язык. По итогам конкурса можно наградить создателей по номинациям: «Лучший фанфик», «Лучший фикрайтер», «Лучший бета-ридер», «Лучший гамма-ридер», «Лучший Перевод». Перед проведением таких конкурсов важно учителю на уроках литературы объяснить учащимся новый вид творческой работы. Также можно использовать вот такую памятку о том, как работать с фанфиком на уроке литературы:
I. Объяснить, что такое фанфик с точки зрения   жанра массовой литературы.
II. Объяснить шапку фанфика. Шапка фанфика нужна, чтобы избежать обвинений в плагиате и нарушении закона об авторском праве. В шапке указываются:1)Название фанфика 2)Автор (имя или ник) 3)Бета-ридер – человек, который читает фанфик перед публикацией и редактирует его. Предложения Беты могут касаться орфографии и пунктуации, а также  коррекция характеристик героев, удаления или добавления в сюжете и пр.4) Гамма-ридер – человек, который отвечает за смысловую цельность, речевую связность и последовательность повествования. 5)Статус 6)Размер 7)Жанр
8) Рейтинг - неформальная система определений для предварительной оценки фанфика. 9) Саммари – краткое содержание: приманка в нескольких предложениях, где автор сообщает о главном в своем фанфике. 10) Фэндом – первоисточник
III.Ознакомить с одним-двумя примерами таких творческих работ, написанных по известному произведению.
IV.Пояснить, какими приёмами и видами фанфика пользуются фикрайтеры.
V.Предложить разные виды фанфиков: письмо герою произведения или писателю; встреча или беседа с персонажем фэндома в современном мире; придумка о том, что могло стать с героями произведения через много лет и т.п., кроссовер («переплетение» нескольких произведений).
VI. Обозначить объём и время  выполнения работы. Целесообразно выполнять такой вид деятельности во время урока литературы или внеклассного чтения. Во внеурочной деятельности сочинение фанфиков можно проводить в рамках кружковой работы. В таком случае появится возможность ознакомить школьников с правилами составления сборника фанфиков. Дети научатся выбирать формат книги, оформлять титульный лист, обложку и суперобложку, писать аннотацию, составлять оглавление и т.д.      
       В своей педагогической практике я использую такой вид творческой работы на уроках русского языка , как фанфик. В 5 классе по программе Т. А. Ладыженской  есть урок развития речи: «Письмо». Современные дети очень далеки от этого эпистолярного жанра, не желают писать длинные письма, так как привыкли общаться короткими сообщениями. Но на помощь приходит фанфик. Прочитав заранее короткий рассказ В.  Осеевой «Почему?», ученики пишут письма от имени разных героев( в том числе даже от собаки Бум) , объясняя мотивы тех или иных поступков. Эта работа вызывает живой интерес и приводит к пониманию того, что многое можно сказать посредством письма.
       Умение выстраивать монологическую речь сейчас оценивается в формате нового устного экзамена в 9 классе: итоговое собеседование. В течение одной минуты учащийся должен уметь придумать монолог, выбирая разные типы речи: описание, повествование, рассуждение. При подготовке к такому собеседованию можно также использовать фанфики. При изучении раздела «Зарубежная литература» по программе  В. И.
Коровиной  учащиеся знакомятся выборочно с главами из романа «Дон Кихот» М. Сервантеса.  После прочтения глав на завершающих уроках можно попробовать себя в роли фикрайтера: на экран проецируется картина, на которой изображен интересный  эпизод из романа.  Одна группа учащихся готовит описание картины, вторая- придумывает фанфик- свое продолжение истории, изображенной на картине. Первая группа отрабатывает монологическую речь по типу «описание», вторая- по типу «повествование».  Также можно в конце этой работы сформулировать проблемные вопросы по картине (или по сочиненному фанфику) и порассуждать, отвечая на них. Таким образом, учащиеся развивают свою речь, при этом увлечены творческой задачей.
       На мой взгляд, фанфики могут стать основой для создания различных форм работы (уроков, конкурсов) по развитию УУД учащихся.  Бесспорно, этот новый вид творчества очень популярен и востребован среди молодежной и школьной аудитории. Важно формировать вкус  к хорошим фанфикам, иметь на них свой критический взгляд, что тоже формирует вдумчивого читателя.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»