Правописание сложных имен существительных
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 186
Калининского района Санкт-Петербурга
Цель урока: формировать умение дефисного и слитного написания сложных имён существительных.
Задачи:
Образовательная: обеспечить усвоение обучающимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных существительных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания существительных;
Развивающая: создать условия для развития умений производить классификацию существительных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;
Воспитывающая: воспитывать положительный интерес к изучаемой теме, потребность давать самостоятельную оценку своей деятельности, создавать благоприятную атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознавать важность изучаемого правила слитного и дефисного написания сложных имён существительных;
- осознавать практическую и личностную значимость результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
- Регулятивные: формировать умение ставить и формулировать цель деятельности;
умение находить способы решения поставленной цели для слитного и дефисного написания сложных существительных на основе соотнесения того, что известно и усвоено и того, что еще не известно.
- Познавательные: осознавать познавательную задачу; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в рабочих материалах урока.
- Коммуникативные: слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Предметные:
- развивать орфографическую зоркость, используя правило дефисного и слитного написания сложных существительных;
- повторить правило слитного и дефисного написания сложных имён существительных.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы обучающихся: самостоятельная работа, работа в группе, исследование.
Оборудование: проектор; компьютер;
Ход урока:
1. Организация начала урока, мотивация учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята!
Начинаем наш урок!
Набираем знаний впрок.
Приготовили тетрадки,
Ручки, книги и закладки.
Спинки ровно приподняли
И глазами показали,
Что готовы заниматься
И усердно просвещаться.
Буквы будем выводить,
Красиво, громко говорить.
Ждёт успех тех непременно,
Кто работает отменно!
Запишите сегодняшнюю дату, классная работа.
- Актуализация знаний
На прошлом уроке мы изучали образование имён существительных способом сложения. Назовите, какие виды сложения вы знаете:
- сложение без соединительной гласной,
- сложение с соединительной гласной,
- сложение с одновременным присоединением суффикса.
У имени существительного есть уникальные способы словообразования, такие, каких нет у других частей речи, назовите их:
- бессуффиксный,
- сокращение частей слов, такие слова называются сложносокращёнными,
- некоторые сложносокращённые существительные образуются из начальных букв
или звуков (аббревиатура).
- Вы убедили меня в том, что вы разобрались с этой темой.
А теперь пора помочь тем, кто потерялся в стране Словообразования – это Маша Орфограммкина и Миша Ошибкин.
Игра «Помоги Маше Орфограммкиной и Мише Ошибкину». Чтобы ребятам выбраться из этой страны, нужно правильно выполнить ряд заданий, а мы им поможем.
- Маша Орфограммкина считает, что слово спецназ образовано суффиксальным способом. Так ли это? (нет, это сложение без соединительной гласной)
- Миша Ошибкин считает, что слово овощерезка образовано сложением с одновременным присоединением суффикса. Прав ли Миша?
- Маша Орфограммкина считает, что слово мореход образовано способом сложения с соединительной гласной? Права ли Маша?
- Миша Ошибкин считает, что в словосочетании встретить пожарного - пожарный – это имя прилагательное. Прав ли Миша? Каков способ образования этого слова?
Подведём итог:
Доскажи фразу: «Сложные слова – это …».
«Способ сложения в словообразовании – это…».
2.Постановка учебной задачи.
Давайте совершим путешествие по бескрайнему морю сложных существительных:
Мореплавание, утконос, рыба-молот, юго-восток, шапка-ушанка, пол-листка, пол-
-Воронежа, дровосек, полведра, сбербанк, Ханты-Мансийск, северо-запад, Алма-Ата, путешественник.
Внимательно прочитайте эти слова. Понаблюдайте.
-Все ли слова вам знакомы?
-Как могут писаться сложные существительные? (слитно – через дефис)
- Сможете ли вы сейчас справиться с написанием словарного диктанта «Сложные существительные»? (Нет)
- Почему? (Недостаточно знаний по данной теме)
- Что для этого нужно? (Изучить правило)
3. Исходя из вышесказанного попробуем сформулировать тему урока: «Правописание сложных имён существительных»
- Определим теперь цели нашего урока:
1)изучить правила слитного и дефисного написания сложных существительных
2) потренироваться в их правильном написании.
Лев Николаевич Толстой сказал: «Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим».
Предлагаю продолжить наше путешествие в реку правил и провести исследование лексического материала.
4. Изучение нового материала
Ребята изучают правило по учебнику, приводят свои примеры.
Жан-Жак Руссо, великий французский мыслитель и просветитель говорил: «Час работы научит больше, чем день объяснения".
1) Первичная проверка усвоения знаний
- Настало время проверить усвоенные знания, проверить себя, насколько хорошо усвоен материал.
Аристотель говорил: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле».
2) Работа по карточкам.
Напишите слова, раскрывая скобки.
(Кино) афиша, (зоо) техник, (гидро) насос, (вело) пробег, (био) ресурсы, (агро) посев, (авто) гонка, (авиа) посылка.
3) Упражнение 158.
Работа с текстом.
1) Прочитать текст выразительно.
2) Что интересного вы узнали из этого текста?
3) Определите его стиль, тип речи, тему, основную мысль.
4) Выписать сложные существительные, объяснить их правописание.
4)Христофор Колумб
Наверное, нет человека, который бы не знал имени выдающегося первооткрывателя новых земель. Мореплаватель из Генуи служил испанским королям. Колумб совершил четыре путешествия к берегам Америки. Во время первого из них были открыты острова Куба, Гаити и более мелкие. Колумб был убеждён, что открыл новые острова у восточного побережья Азии, поэтому до сих пор эту часть Земли мы называем Вест-Индией, а коренные жители Америки и Индии именуются почти одинаково.
Выпишите из текста сложные имена существительные (первооткрыватель, мореплаватель, путешествие, Вест-Индия)
5. Закрепление знаний.
1) Творческая работа в группах:
«Путешествие по суше, воздуху и морю»
Ребята делятся на группы и составляют план путешествия в виде небольшого рассказа, используя существительные, которые пишутся через дефис.
(Ханты-Мансийск, Иссык-Куль, Ильмень-озеро, Москва-река, Санкт-Петербург, Петропавловск- Камчатский, Улан-Удэ, Новгород-Северский, Ростов-на-Дону)
(Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Азово-Кубанская равнина)
(северо-восток, юго-запад, юго-восток, северо-запад)
(Рыба-пила, акула-молот, рыба-игла, рыба-парусник, рыба-клоун, рыба-пегас, меч-рыба).
2) Игра «Редактор» (работа с раздаточным материалом)
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты-рябин туманней глубины.
Избастаруха челюстью порога
Жует пахучий мякиштишины.
(Исправить ошибки)
6. Физминутка
Распределительный диктант (Слова распределить на группы: слитно, через дефис)
Я пришел из школы:
Мамы дома нет.
На столе оставлен
Для меня обед:
Полбатона хлеба,
Полсудка борща,
И на сковородке
Ровно пол-леща.
Если мамы дома нету,
Полминуты не теряй
И варенье из буфета
Поскорее доставай!
У меня сегодня
Был такой обед:
Полкило варенья,
Полмешка конфет.
Пол-арбуза с тортом,
Апельсин с халвой.
(Я еще не мертвый,
Но полуживой.)
Я не ем уж полнедели,
Я не сплю уж пять ночей,
У моей стоят постели
Ровно пол-Москвы врачей.
7. Расширяем кругозор
Пословицы и поговорки являются народным творчеством. У всех народов пословицы создавались в крестьянской среде. Они возникали, как общее суждение, как выводы из непосредственных наблюдений над жизнью, трудом и бытом народа, его историей. Чего не было в истории народа, того нет и в пословицах. Народная мудрость пословиц обогатит ваш словарный запас, сделает вашу речь образной, яркой.
Подберите подходящие по смыслу слова.
Охотника и ……….. девятая заря кормит.
Реку в ………… не переходят.
У хорошего …………. плохой земли не бывает
Речь льется, как …………. (японская).
9. Рот открыл — ………….. рассыпал (азербайджанская).
(рыболов, половодье, землепашец, водопад, драгоценность)
8. Это интересно
Имена людей – часть истории народа. Учёные установили, что в именах отражают быт, мировоззрение, фантазия, художественное творчество народов, их исторические контакты. На появление тех или иных имён влияет социально-экономическое развитие общества. До введения на Руси христианства личные имена были ничем иным, как прозваниями, данными по тому или иному поводу. В древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемую часть человека. Они скрывали свои имена от врагов, считая, что одного звания имени достаточно для того, чтобы навредить кому-нибудь. Иногда писали у себя на пятках имена своих врагов, чтобы при ходьбе попирать их и тем самым делать зло носителям этих имен. (Вильгельм Е. Е. История происхождения русских имен // Актуальные исследования. 2020. №20 (23). С. 7-10. URL: https://apni.ru/article/1319-istoriya-proiskhozhdeniya-russkikh-imen).
Примеры древнерусских имён, состоящие из двух основ: Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар, Милонег.
9. Обобщение знаний.
- О чём мы говорили сегодня на уроке?
- Как пишутся сложные существительные?
С помощью теста проверим, как вы усвоили новый материал:
10. Тест
1. Определите вариант, в котором сложное существительное пишется слитно.
а) (авиа)транспорт
б) (бизнесс)класс
в) (юго)запад
2. Определите вариант, в котором сложное существительное пишется через дефис.
а) (кино)выставка
б) (зоо)техник
в) (стол) книга
3. Определите вариант, в котором существительное с корнем пол-пишется через дефис.
а) (пол)банана
б) (пол)листа
в) (пол)комнаты
4. Определите вариант со слитным написанием сложных существительных
а) (Пертопавловск)Камчатский
б) (электро)самовар
в) (пресс)секретарь
Ответы:1-а; 2-в; 3-б;4-б;
11. Рефлексия
Ребята, сегодня на уроке мы изучили новый материал: правописание сложных существительных. Я хочу, чтобы вы сами оценили уровень ваших знаний по трём пунктам: 1) усвоил хорошо; 2) усвоил, но требуется повторение правила; 3) плохо усвоил.
12. Итог урока.
Вот и подошёл к концу урок.
Каждый сделал всё, что смог:
Учил, писал, запоминал,
Свои ошибки исправлял.
Домашнее задание:
Сочинить рассказ или стихотворение про мальчика или девочку, которые делали всё наполовину.