Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Система работы над орфограммой
"-Не- с разными частями речи"

Шкатова Ирина Евгеньевна
  Введение.
В программе среднего звена обучения в школе предусматривается изучение тем «Не с глаголами» (5 класс), «Не с существительными», «Не с прилагательными» (6 класс), «Не с причастиями и деепричастиями» (7 класс).
 Написание НЕ с разными частями речи зависит от того, является ли НЕ частью слова (приставкой) или отдельным словом – отрицательной частицей. Приставка НЕ пишется слитно со следующей за ней частью слова, частица НЕ пишется раздельно со следующим за ней словом. Сравните, например:
 « Не казнь страшна – страшна твоя немилость  (П.); Нелёгкий жребий, не отрадный / Был вынут для тебя судьбой, / И рано с жизнью беспощадной / Вступила ты в неравный бой»  (Тютч.).
Трудность для пишущего заключается в разграничении частицы и приставки. Правила построены так, чтобы помочь пишущему разграничить приставку НЕ  и частицу НЕ, и на основе этого выбрать слитное или раздельное написание.
 Частица НЕ выражает отрицание, не создавая нового слова, тогда как с помощью приставки НЕ создается слово.
 Со словами одних грамматических разрядов НЕ может быть написано только раздельно, со словами других разрядов – и слитно, и раздельно. Кроме того, существуют условия, определяющие только слитное написание НЕ вне зависимости от грамматического разряда слов. Только раздельно пишется отрицание НЕ, относящееся к целому словосочетанию.
  1. Слитное написание НЕ
Вне зависимости от грамматической принадлежности слова отрицание НЕ пишется слитно в следующих случаях.
1. Если после НЕ, имеющего отрицательный смысл,  следует часть слова, отдельно (без НЕ) в качестве самостоятельного слова не существующая, например:
• существительные:  
небылица,  неваляшка,  невежество, невежда, невзгода, невидаль,  невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа,  неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь;
• прилагательные
 (а также образованные от них наречия на - о): небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно;
• глаголы:
 невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;
• наречия и другие неизменяемые слова:
 невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто.
2. Если часть слова без не в самостоятельном употреблении имеет другое, не связанное с данным словом значение, например:
 неведение (‘неосведомленность’; ведение означает ‘сфера деятельности’, сравните: в его ведении находилось…); недостаток (‘изъян’; достаток  означает ‘зажиточность, отсутствие нужды’); несчастье (‘беда’, а не ‘отсутствие счастья’), неважный (‘плохой’; важный означает ‘гордый’ и ‘значительный’); недалёкий (‘не очень умный’; далёкий означает ‘находящийся на большом расстоянии’); недоставать (в значении ‘недостаточно’), неприятель (‘враг’).
 Сравните также:
небывалый случай, неверный свет, невероятное событие, невозможный характер, невольная ложь, негодный мальчишка, немедленный отклик, непосредственная реакция; неровность  (в значении ‘неровное место на поверхности’); недаром  (в значении ‘не напрасно’).
3. В составе приставок недо-  и небез-  (небес-):
• недо - со значением неполноты, недостаточности по сравнению с нормой, например:
 недовес, недоделка, недомерок, недооценка, недочёт; недоспелый, недоразвитый; недовыполнить, недодать, недоедать, недополучить, недосказать, недосмотреть, недосолить, недоспать, недосчитаться;
От глаголов с приставкой недо- следует отличать глаголы с приставкой до- и предшествующей частицей НЕ (такие глаголы с частицей НЕ обозначают не доведенное до конца действие). Сравните:
 «Недосмотрел за ребёнком»  и « Не досмотрел до конца пьесу»; « Они хронически недоедают»  и « Он обычно не доедает свою порцию».
• небез- (небес-) со значением умеренной, но достаточно значительной степени признака, например:
 небезызвестный (‘довольно известный’), небезосновательный, небесполезный (‘довольно полезный’), небесплодно (‘довольно результативно’).
                          2.Раздельное написание НЕ
  Отрицание НЕ пишется раздельно в следующих случаях.
1. Со всеми формами глаголов:
а) с инфинитивом и спрягаемыми формами, например:
 не знать, не знаю, не знаете, не знал, не знали, не торопишься, не торопимся, не торопись, не нравится, не повезло;
б) с краткими формами причастий, например:
 не использован, не накрахмалено, не откупорена, не разработаны, не закрыто, не занят, не выпито;
в) с деепричастиями, например:
 не желая, не отвлекаясь, не спеша, не шутя, не успев, не встретившись.
 От деепричастий с частицей НЕ следует отличать:
а) наречие немедля  (‘сразу, тотчас’):
 сравните: « Немедля приступил к делу»  и « Не медля с ответом, он сел за письмо»;
б) сложные предлоги несмотря на, невзирая на,
сравните: « Пришел, несмотря на трудности»  и « Шел, не смотря по сторонам»;
 в) союз несмотря на то, что.
2. С числительными и счетными существительными, например:
 не один, не два, не пять, не оба, не шестой, не сто, не тысяча, не миллион.
3. С местоименными словами, например:
не я, не мне, не ты, не тебя, не он, не тот, не мой, не наше, не их, не кто-нибудь, не такой, не каждый, не всякий, не столько, не так, не всегда, не везде, не своим голосом, сам не свой.
4. С прилагательными, употребляющимися только в краткой форме: не рад, не должен, не горазд.
5. С наречиями (кроме образованных от прилагательных с помощью суффикса -о), а также с неизменяемыми словами, употребляющимися в роли сказуемого, например:
не вблизи, не вовремя, не вполне, не вправе, не впрок, не всерьёз, не вскользь, не вчера, не досыта, не завтра, не зря, не иначе, не навек, не навсегда, не нарочно, не очень, не позади, не полностью, не сегодня, не слишком, не сверху, не сразу; не жаль, не замужем, не зазорно, не надо.
Есть немногочисленные исключения из этого правила: наречия невдалеке, некстати, незадолго, ненадолго, ненамного  могут писаться и слитно, и раздельно.
6. С любыми словами, пишущимися через дефис, например:
 не торгово-промышленный, не научно-исследовательский, не конференц-зал, не социал-демократ, не по-товарищески, не по-русски, не по-нашему.
7. С любыми сочетаниями слов:
а) с сочетаниями, состоящими из знаменательных слов (в этих случаях отрицание относится не к тому слову, которое следует за не, а к целому словосочетанию), например:
не кандидат наук, не гражданин России, не научный сотрудник, не специалист в области филологии, не прямо пропорциональный;
б) с предложно-падежными сочетаниями, например:
 не для детей, не ради славы, не у них, не по пути, не без основания, не под властью, не по совести, не из робких, не о войне, не в духе, не в состоянии, не в своем уме, не к лицу, не под силу.
                            3.Слитное/раздельное написание НЕ
  С существительными, прилагательными (полными и краткими формами и формами сравнительной степени), с наречиями на -о, полными формами причастий НЕ  может писаться как слитно, так и раздельно.
С существительными, прилагательными, наречиями на -о отрицание НЕ пишется раздельно  в следующих случаях.
1. В составе конструкций с противопоставлением: не… а, не… но, …а не…  В таких конструкциях НЕ   может быть только отрицательной частицей, например:
Не счастье, а просто везенье.  Сказал не правду, а полуправду  (сравните: Сказал неправду).  Не любовь, а увлечение (сравните: « Его нелюбовь к животным» ).
Не хороший человек, а скорее дурной  (сравните: Нехороший он человек). Заглавие причудливое, а не оригинальное (сравните: Неоригинальное заглавие).  Не простое яичко, а золотое (сравните: Непростой вопрос).  Не здоровые имеют нужду во враче, но больные.  Он находчив, а не хитёр; Новый приговор не справедливее, а лишь суровее.
Ты поступил не плохо, а ужасно.  Разобраться в этом не просто, а очень просто.
 Так же пишется частица  НЕ   в конструкциях с противопоставлением и при отсутствии союза  а,  например:
 Это не развлечение, это урок.  Не приятное – захватывающее зрелище.  Не дорог подарок – дорога любовь.  Он действует не энергичнее – суетливее.
Следует отличать подобные конструкции от противопоставления иного рода, при котором союзы а , и, но  близки по значению к хотя, все-таки, тем не менее, например:
Река была неширокая, но полноводная.  Он некрасивый, но умный.  Она невысока, но стройна.  Недорогой подарок, но приятный. Некрасивый, а симпатичный.  Неглупый, а скучный.
Здесь не отрицается, что река была широкая, что он красивый и т.д., а утверждается, что река неширокая, что он некрасивый и т.д.
2. В составе конструкций, усиливающих отрицание:
а) со словами вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не, например: 
 Это вовсе не правда.  Этот случай вовсе не уникален.  Это отнюдь не очевидно.  Она далеко не храбрая.  Человек он ничуть не глупый. Рассказывать об этом ничуть не весело.  Нимало не смущён.  Она вовсе не образованнее мужа.
б) с отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не  и т.п., например:  
Случай никак не подходящий.  Никуда не годный проект.  Никакой он мне не приятель.
 Нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;
в) с союзом ни… ни,  например:
Ни хозяевам, ни гостям не известный мужчина.  Не нужный ни мне ни тебе.
         
 С существительными, прилагательными, наречиями на -о  отрицание НЕ пишется слитно в следующих случаях.
1. Если слово с не можно заменить близким по значению словом без НЕ. Такая возможность говорит о том, что НЕ– приставка, образующая особое слово, например:
невмешательство (нейтралитет), неправда (ложь); несерьёзный (легкомысленный), нездоровый (болезненный), неглубокие знания (поверхностные), недружелюбный  (враждебный); негромко  (тихо), нередко (часто), нелегко (трудно), неблизко (далеко), немало (много).
2. Если существительные и прилагательные в сочетании с НЕ обозначают непринадлежность к какому-либо разряду лиц или явлений, например: 
неврачи, нефраниузы, немарксисты, нехристиане, неспециалисты, немосквичи, нерусские, недемократы, непоэты, нетермины, неметаллы, нестихи.
 Нерусский взглянет без любви / На эту бледную, в крови, / Кнутом иссеченную музу  (Некр.).  Неврач не разберётся в этом.  Неспециалистам доклад понравился.  Неегиптолог его не поймёт.  Нематематику не решить этой задачи.  Нелингвист не напишет такой диктант.
Неакадемические институты, непищевые добавки, невоенные отрасли .
3. Если перед существительным с НЕ имеется определение или предлог. Наличие этих слов является признаком того, что НЕ с данным существительным образует единое слово, например:
Уволен за невыход на работу.  Во всём виновато вечное моё невезение.  К нерасчётливости прибавилась и всегдашняя его нерешительностъ.  Все знают о её невоспитанности.  Дремлю на балах я, / До них смертельный неохотник  (Гр.).
4. Если при прилагательном, а также при наречии на -о имеются слова очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно   (довольно-таки), достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени – слова со значением степени проявления признака, подчеркивающие утверждение, например: 
очень недобросовестная работа, спал очень неспокойно, стал крайне неактивен и нерасторопен, отвечал крайне невразумительно и неудовлетворительно, весьма незаурядный, весьма необдуманно, чрезвычайно неотзывчивый человек, чрезвычайно неприятно, явно нецелесообразная затея, довольно неудачный финал, достаточно непротиворечиво, вопиюще неграмотный, исключительно неблагоприятные обстоятельства, в высшей степени неприлично.
Однако такие слова, как абсолютно, совершенно, могут употребляться и в сочетаниях этого типа (подчеркивая утверждение), и при словах, пишущихся с НЕ раздельно. Сравните, например:
абсолютно  (совершенно) неудачное выступление - он человек абсолютно  (совершенно) не старый  (возможно синонимичное сочетание вовсе не старый).
5. Если при форме сравнительной степени прилагательных и наречий имеются уточняющие наречия, например: 
ещё неинтереснее, гораздо некрасивее, намного неприятнее, всё недоступнее, чуточку непонятнее, а также если форма сравнительной степени употребляется в отрицательных конструкциях типа: нет ничего неудачнее, чем… или в конструкции с союзами чем… тем, например: чем незамысловатее, тем лучше; чем дальше, тем неутешительнее.
От ряда прилагательных с приставкой НЕ - и соответствующих наречий формы сравнительной степени не образуются. К ним относятся образования с НЕ - от слов, имеющих формы с суффиксом -е  и -ше  (например: небогатый, непростой, негромкий, нетонкий, недалеко), с ударным суффиксом -ее  (например: несильный, неясный, несложный, невесело). Поэтому обычны написания не богаче, не проще, не громче, не дальше, не сильнее, неяснее, не веселее.
Однако очень редко формы сравнительной степени от таких образований с НЕ - встречаются, например:
 Плывучий призрак сделался ещё неяснее  (П.).  Непроще, скрытнее его не было малого во всех Извалах  (Бун.).
Во всех прочих случаях при отсутствии в контексте слов, помогающих распознать отрицание или утверждение и, следовательно, отличить частицу НЕ от приставки НЕ -, пишущий должен проверить, какие слова – усиливающие отрицание или подчеркивающие утверждение – возможны по смыслу в данном контексте.
При возможности подстановки слов, выражающих противопоставление или усиливающих отрицание (вовсе, отнюдь  и др.), НЕ пишется раздельно, например:
Путь туда  (отнюдь) не далёкий.  Погода была  (нисколько) не жаркая.  Он  (далеко) не спокоен.  Они  (ничуть) не виновны.  Живут они  (вовсе) не богато.  Признаться в своей ошибке  (вовсе) не унизительно.  Уехал, но  (отнюдь) не надолго.  Может быть,  (вовсе) и не плохо, что он туда не попал.  Разобраться в этих правилах  (ничуть) не легко.
При возможности подстановки слов, подчеркивающих утверждение (очень, достаточно  и др.), НЕ пишется слитно, например:
 Путь туда  (очень) недалёкий.  Живут они  (весьма) небогато.  Погода была  (достаточно) нежаркая.  Он (очень) неспокоен.  Они (явно) невиновны.  Уехал, но  (очень) ненадолго.  Может быть, (очень) и неплохо, что он туда не попал.  Разобраться в этих правилах (весьма) нелегко.
В отличие от причастий, при любых зависимых словах (кроме слов, усиливающих отрицание) написание таких прилагательных с НЕ остается слитным, например:
несвойственная ей роль, незнакомый мне человек, неизвестные ранее стихи, непохожий на сестру мальчик, несклонный к хвастовству, в недоступных для детей местах, остров давно необитаем.
Таким образом, пишущий должен отдавать себе отчет в том, что  он хочет выразить: отрицание признака – и тогда написать не   отдельно от следующего слова (например: он не здоров, не важно, не редки случаи, не случайно, не существенно, не удивительно, не демократическим путём ) или утверждение признака – и тогда написать не   слитно (сравните: он нездоров, нередки случаи, неважно, неслучайно, несущественно, неудивительно, недемократическим путем). От выбора написания будет зависеть и понимание написанного читающими.
С полными формами причастий отрицание НЕ пишется раздельно:
а) если при них имеются зависимые слова, например:
человек, не гнушающийся никакими средствами; не ведающий, что творит; не заботящийся о пропитании; друзья, не видевшиеся много лет; не подтверждаемая фактами версия; не признанный современниками гений; не опознанный наземными службами объект; не связанный обязательствами; не обязанный подчиняться; не растроганный её слезами; давно не стиранное платье; с весны не крашенная крыша;
б) в составе конструкций с противопоставлением или конструкций, усиливающих отрицание, например:
 это не законченная работа, а какие-то наброски; не знающий, а лишь догадывающийся; не воюющие, а мирно соседствующие страны; не уважаемый – любимый; отнюдь не успокоенный, нимало не смущённая, нисколько не обрадованный, никем не замеченный, никогда не унывающий, никем не любимый.
С полными формами причастий отрицание НЕ пишется слитно:
а) при отсутствии зависимых слов, например:
 невооружённые солдаты, нераспечатанное письмо, невозвращённые ценности, неработающие пенсионеры, невоюющие стороны, нераспустившийся цветок, нереализованное преимущество, недоказанная теорема, незавершённый роман, непризнанный гений, неопознанный объект, незакрытая дверь, неполитые растения;
б) в составе конструкций, подчеркивающих утверждение, например:
крайне незаслуженное порицание, весьма необдуманный поступок, явно необоснованные требования.
Правописание не с глаголами
В учебнике для 5 класса по теме «Не с глаголами» даётся полное правило правописания не с глаголами. Формулировка правила звучит так: «Не с глаголами пишется раздельно. Исключение составляют глаголы, которые не употребляются без не». Отдельно выделены глаголы: негодовать, ненавидеть, неистовствовать. Работа по орфоэпии проходит с разными глаголами, например: не напишешь, не будешь, не решишь, не прожить, не догнать и т.д.
В наблюдении к параграфу 79 учебника стоит проблемный вопрос: как пишутся глаголы с частицей не? Проблемным будет и следующий вопрос: как надо писать не с глаголами, однокоренными к словам ненависть, негодование, неистовство и почему?
Таким образом перед учителем стоят две задачи: 1) убедиться в том, что ученик «видит» глагол среди других частей речи и 2) объяснить положение «употребляется с не – не употребляется без не». Здесь следует добавить, что частица не – «отрицательная частица».
Объяснение нового.
Тема «Не с глаголами» впервые подводит учащихся к пониманию отрицания в русском языке (напомним, что в начальной школе они только практически знакомятся с правописанием не с глаголами).
Урок, посвящённый изучению данной темы, можно начать с работы над наблюдением текста из произведения И.С.Тургенева «Муму»:
… Татьяна не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости её держали в чёрном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали её плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, - вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с неё очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та её почти в глаза не знала. Когда Герасима привезли из деревни, она чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры, всячески старалась не встречаться с ним, даже жмурилась, бывало, когда ей случалось пробегать мимо него, спеша из дома в прачечную.
Учащиеся видят глаголы, написанные раздельно с не: не могла, не видала, не было, не говорила, не знала, не обмерла, не встречаться. Отвечая на вопрос, как пишутся глаголы с частицей не, учащиеся приходят к выводу: не пишется с глаголами раздельно. Затем предлагаются упражнения в написании не с глаголами: поставить перед выделенными глаголами частицу не, объяснить их правописание и т.п.
Данная орфограмма имеет два положения, их и должны будут понять и запомнить учащиеся. Чтобы усвоить второе положение « если глагол без не не употребляется, он с не пишется слитно» предлагаю следующее задание.
Запишите, раскрывая скобки: (не)навидеть. Есть ли слово «навидеть»? - … Нет. Если слова такого нет, значит, нельзя писать его раздельно с не: (не)взлюбить - …, (не)здоровится - …, (не)годовать - …, (не)доумевать - …
Очень помогают «опознавательные признаки», которые мы сообщаем для трудных случаев правописания не с глаголами. Чтобы установить, раздельно или слитно пишется частица не с данным словом, надо определить, какая это часть речи.
Определение того, какой частью речи является слово, к которому примыкает частица не, имеет особо важное значение для правописания некоторых «трудных» глаголов, таких, как хотеть, быть, мочь, стать. Дело в том, что эти глаголы часто употребляются в качестве связки. Учащиеся, привыкнув видеть их в такой роли, перестают считать их глаголами и поэтому не применяют к ним правила правописания частицы не с глаголами.
Важно учесть ещё одно обстоятельство. Как подсказывает опыт, в правописании частицы не с безличными глаголами допускается значительно больше ошибок, чем с глаголами личными.
Весьма часто учащиеся допускают ошибки в глаголах с приставкой недо-, так как не в глагольной приставке недо- обозначает «несоответствие требуемой норме». Следует сказать, что приставка недо- вносит в глаголы значение неполноты, недостаточности действия, например: недобрать, недовесить, недовыполнить, недоедать, недооценивать, недоплатить, недослышать и т.д. Приставка недо- антонимична приставке пере-. Поэтому надёжным способом проверки является подбор антонимов: недооценивать – переоценивать, недовыполнить – перевыполнить и т.п.
Подобные же трудности имеются и при написании глагола не доставать (недоставать). Здесь встречается и слитное и раздельное написание в зависимости от того, какое значение имеет глагол в контексте. Например: Ему недостаёт мужества, решительности, но: Он не достаёт рукой до стены – раздельное написание в значении «не дотягивается» и слитное – в значении «быть в недостаточном количестве».
Дополнительных разъяснений требует и написание глагола не насмотрится. В большинстве случаев он употребляется с не: в выражении смотрит не насмотрится, смотреть тебе не насмотреться. Без частицы не этот глагол употребляется сравнительно редко (Мать не может насмотреться на сына; Насмотрелся новых картин), поэтому учащиеся порою принимают его за глагол, который без не вообще не употребляется.
Для закрепления следует выполнить упражнения учебника. Кроме того, можно предложить следующие виды работ.
 
ВИДЫ РАБОТ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
  1. Комментированное письмо.
Не спеши языком, торопись делом. Кто труда не боится, того и лень сторонится. В лес дрова не возят. Шила в мешке не утаишь. Приглашать можно, неволить нельзя. Лентяю всё неможется да нездоровится, от работы голова кружится. Бдительного воина врасплох не застанешь. Не бойся врага умного, а бойся друга глупого. (Пословицы)
  1. Творческое списывание.
  1. С записанными на доске глаголами составить связный текст на тему «Береги книги»:
рвать,
пачкать,
разрисовывать,
не загибать страницы,
делать записи на полях,
бросать где попало и т.д.
  1. По аналогии с предложенным заданием составить словосочетания на тему, в которой уместно употребить глаголы с отрицанием. Например: «На рыбалке», «В лесу», «Умей вести себя» и т.д.
3. Творческая работа.
Составить предложения, употребив в них устойчивые сочетания: не ударить лицом в грязь, души не чаять, звёзд с неба не хватает, комар носа не подточит, не спускать глаз, палец в рот не клади, палец о палец не ударить, камня на камне не оставить, носа не показывать.
4. Задание.
Переписать, раскрывая скобки.
(Не) шумит оно (море), (не) хлещет, лишь едва, едва трепещет. Красно солнце отвечало: «Я царевны (не) видало». (Не) хочу быть вольною царицей. Тут уж царь (не) утерпел, снарядить он флот велел.
(Из произведений А.С.Пушкина)
5. Свободный диктант.
Журавли.
  1. Осень в этом году стояла сухая и тёплая. Берёзовые рощи долго не желтели. Долго не увядала трава.
  2. В небе курлыкали журавли. Большие косяки тянулись один за другим прямо к югу.
  3. По берёзовой просёлочной дороге ехал грузовик. Шофёр остановил машину и начал смотреть на журавлей. «Счастливо, друзья!» - крикнул он.
  4. Потом долго не заводил мотор, чтобы не заглушать переливы птичьего крика. Смотрел и не мог оторваться от журавлиной стаи, которая медленно уходила в туман.
(По К.Паустовскому)
6. Словарный диктант с сигнальными карточками (слитно - синяя карточка, раздельно - белая). Используйте алгоритм.
Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу прийти, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю.
Правописание не с именами существительными
При изучении правописания не с существительными впервые выдвигается понятие противопоставления при отрицании. Частица не для выражения отрицания и самое понятие «отрицание» достаточно прочно осознаны детьми в их речевой и жизненной практике, так как все наши суждения непременно делятся на утвердительные или отрицательные.
Понятие же «противопоставление» - сложное, и его надо разъяснить. Прежде всего надо осмыслить сам термин «противопоставление». Идём от смысла слова, разбирая его по составу: про-тиво-по-ставл-ени-е. Слово означает процесс, при котором чему-то одному противопоставляется что-то другое («ставится против»). Сразу же указываем и чисто внешний признак противопоставления: наличие в предложении союза а (не приятель, а враг; не галка, а ворона).
Противопоставление возможно, когда один собеседник утверждает или предлагает что-то, а другой – отрицает и при этом указывает на нечто другое:
- Ты был летом в лагере? – Нет, я был не в лагере, а на даче.
Противопоставление мыслится также при наличии усиливающих отрицательную частицу слов: отнюдь не, ничуть не, далеко не и т.д.
На изучение темы «Правописание не с именами существительными» отводится1 час, необходимо провести дополнительные занятия, чтобы у учащихся выработались достаточно твёрдые навыки правильного написания не с именами существительными .
На первом уроке даются все три положения, составляющие суть правила:
не- - приставка: пиши слитно;
не- - часть корня: пиши слитно;
не- - отрицательная частица: пиши раздельно.
Разработка темы может идти таким путём.
  1. Учащиеся записывают: ненависть, ненастье, неряха.
Затем коллективно выясняется, употребляются ли эти слова без не. Учащиеся обычно нуждаются в том, чтобы учитель разъяснил, что значит «слово не употребляется без не». Это значит, что без не слово теряет своё самостоятельное лексическое значение. Например, если у слова неряха отнять не, получится «ряха». Такого слова в русском литературном языке нет, поэтому мы и говорим: слово неряха без не не употребляется. То же самое можно сказать и о словах ненастье (слова «настье» нет), ненависть и т.п.
Делаем первый вывод: не с существительными пишется слитно тогда, когда эти слова без не употребить невозможно (они становятся бессмысленными).
Сразу же закрепляем изученное.
Учащимся даётся задание:
а) из слов, написанных на доске до урока, выбрать только те, которые без не не употребляются, и объяснить их значение (примерный список слов: невнимание, невежа, небылицы, негодование, неграмотность, незнакомка, невидимка, невежда, недомогание, незабудка, несчастье, независимость). Например: невежа – грубый, плохо воспитанный человек; невежда – малообразованный человек; небылицы – выдуманные, вымышленные сообщения; негодование – возмущение, сильное раздражение. С некоторыми словами учащиеся составляют предложения;
б) выбрать из упр.289 слова, подтверждающие первое положение.
Вводя понятие «слова без не не употребляются», целесообразно дать сказку со словами, в которых исчезло не:
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не,
Посмотрел я вокруг с доумением.
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шёл суразный дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
Учитывая интерес учащихся к происхождению слов, можно дать небольшую этимологическую справку о словах невежа, недуг, неряха, нелепость и др.
В современном языке приставка не- в этих словах не выделяется, она превратилась в часть корня. Исторически эта приставка существовала и влияла на значение слов. Например: невежа – от вежа – «знаток»+приставка не-недуг – от дуг – «сила, здоровье»+приставка не-нелепость – из нелепый – от лепый – «красивый, хороший»+приставка не- и т.д.
  1. Убедившись, что материал усвоен всеми, переходим ко второму положению: слитное написание не с существительными, в которых приставка не- образует новое слово. Полезно повторить определение приставки.
Записываются примеры: правда-неправда (ложь); счастье-несчастье (горе); приятель-неприятель (враг).
Устанавливаем, что приставка не- придаёт словам противоположный смысл: Правда не живёт рядом с неправдой. Приятель помог мне. Неприятель долго сопротивлялся.
Показываем учащимся, что существительные, образованные с помощью приставки не- , можно заменить близкими по смыслу словами (синонимами), не имеющими такой приставки.
Для закрепления этого материала учащиеся выполняют такие упражнения:
а) К словам болезнь, рабство, отсутствие, противник подобрать синонимы с приставкой не-.
Для справок: недуг, неволя, неявка, неприятель.
б) Из упр.284 выбрать слова, относящиеся ко второму положению.
3. Следующее положение: раздельное написание не с существительными. В этих случаях не выступает не как приставка, а как частица. Это положение закрепляем, выполняя упр.286.
Трудность при объяснении материала заключается в том, что определения частицы как служебной части речи в 6 классе ещё не даётся. Приходится ограничиваться лишь формальным признаком, отличающим частицу от приставки.
Порядок рассуждений для всех рассматриваемых положений будет следующим (записывается в тетради-справочники).
Не с существительными
  1. Определи, употребляется ли существительное без не:
а) если не употребляется, то пиши слитно,
б) если употребляется, то
2) проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет:
а) если есть, пиши раздельно,
б) если нет, то
3) замени существительное синонимом или близким по смыслу словом:
а) если можно заменить, пиши слитно,
б) если нельзя заменить, пиши раздельно.
Виды работ для закрепления
  1. Упражнения.
1.1.Заменить данные слова или словосочетания существительными, подходящими по смыслу, которые без не не употребляются; составить с этими существительными предложения.
Болезнь, невежливый человек, плохая погода и т.д.
Для справок: недуг, невежа, ненастье и т.д.
1.2.Закончить предложения так, чтобы было противопоставление.
  1. Не погода помешала уборке урожая, а … 2) Не счастье помогло исследователям, а … 3) Не приятель обратился ко мне с просьбой, а …
1.3.Заменить выделенные слова словами с приставкой не-, перестроив предложения , если потребуется.
  1. Некоторые товарищи получили выговор за то, что не явились на собрание (за неявку). 2) Он был обижен отсутствием признательности (неблагодарностью). 3) Он любил рассказывать о том, чего не бывает на свете (небылицы).
1.4.Переписать, объясняя написание не с существительными; частицу подчеркнуть.
  1. Сеюсь как из сита, но не порошок, заползаю в жито, но не червячок. (Заг.) 2) Учение – свет, а неученье – тьма. (Посл.) 3) Не боюсь я людской молвы, а боюсь твоей немилости. (Л.) 4) В деревне скучно, грязь, ненастье, осенний ветер, мелкий снег. (П.) 5) Не печь кормит, а руки. (Посл.) 6) Не котёл варит, а стряпуха. (Посл.) 7) Опять вы, гордые, восстали за независимость страны. (Л.) 8) Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печке лежит. (Посл.)
1.5.Подобрать к словам синонимы и антонимы без приставки не-.
Невесомость, неприятность, неумение, неясность, неудача.
Для справок: отсутствие тяжести, веса (тяжесть); огорчение, горе, расстройство (радость, удовольствие); беспомощность (умение, мастерство); туманность (ясность, чёткость, определённость); промахи, оплошность (удача, успех, желательный исход).
  1. Комментированное письмо.
  1. А народ-то над ним насмехается: «Поделом тебе, старый невежа!» (П.) 2) Владимир кипел от негодования. (П.) 3) Последние тёплые солнечные дни сентября сменило долгое ненастье. 4) Невидимкою луна освещает снег летучий. (П.) 5) В крике журавлином мне слышится не осень, а весна. (Фир.)
  1. Творческая работа.
Запомнить следующие сочетания (объяснение их значения найти во фразеоло
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»