Цифровые образовательные ресурсы в помощь ученику и учителю
Проектная и исследовательская деятельность со словарем
с использованием цифровых образовательных ресурсов
Проектная и исследовательская деятельность со словарем
с использованием цифровых образовательных ресурсов
Этот волшебник – словарь
(из опыта работы)
Яценко Алла Юрьевна,
учитель русского язык и литературы
АНО «Общеобразовательная Санкт-Петербургская школа»,
Санкт-Петербург
E-mail Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АНО «Общеобразовательная Санкт-Петербургская школа»,
Санкт-Петербург
E-mail Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Аннотация
Тема урока «Этот волшебник - словарь» посвящена важности роли толкового словаря в понимании учащимися текстов художественных произведений. К сожалению, современные дети с трудом воспринимают сюжет литературных произведений 18-19 веков, испытывают затруднения при анализе, система образов искажена. Часто это происходит из-за неправильной трактовки слов, которые являются устаревшими или не входят в лексикон учеников. Кроме того, исчезает стилистическое чутьё, умение по контексту определить значение незнакомого слова, обедняется словарный запас.
Постоянное использование на уроке словарных статей, разъясняющих лексическое значение слов, наблюдение за изменением некоторых значений, определение пути попадания слова в русский язык помогает справится с вышеописанными проблемами. Ученики с 5 класса привыкают внимательно и бережно относиться к слову, вдумчиво читать, использовать приобретённые знания в собственной речи. Урок проводится с использованием электронного орфографического словаря, демонстрации видеоролика, иллюстрации.
Урок «Этот волшебник – словарь» включён в КТП по литературе и связан с изучением лирики Александра Сергеевича Пушкина, пейзажным стихотворениям и отрывкам из романа в стихах «Евгений Онегин».
Цель урока: проанализировать отрывок из 5 главы «Евгения Онегина», опираясь на лексическое значение незнакомых слов.
Задачи урока:
1. Продолжить формирование умения находит слова в поэтическом тексте, значение которых непонятно ил и определено неверно.
2. Учить работать со словарной статьёй «Толкового словаря живого русского словаря» Владимира Даля и «Большой толковый словарь» С.А. Кузнецова.
3. Использовать правильное лексическое значение слов для анализа лирического произведения.
Планируемые результаты.
Предметные, метапредметные, личностные (см. технологическую карту урока)
Форма проведения.
Урок – исследование.
Используемые педагогические технологии, методы, приемы.
Групповая работа с заполнением карт исследования по технологии «Зигзаг», гипотеза, эксперимент, обобщение, определение учебной задачи и её решение, создание схемы – кластера.
Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).
Видеоролик, посвящённый создателю первого толкового словаря. Онлайн словарь, иллюстрации к 5 главе «Евгения Онегина».
Тема урока по литературе: «Этот волшебник - словарь» | Тип урока: изучение нового материала | |||
Цель урока: в ходе исследования текста отрывка из вступления к 5 главе романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» выявить слова, значение которых непонятно или неверно установлено, с помощью словарной статьи «Толкового словаря» исправить ошибки и проанализировать отрывок. | ||||
Учебные задачи:
|
||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные:
|
Метапредметные
|
Личностные:
|
||
Ресурсы урока: видеоролик «День словаря»https://videouroki.net/blog/vidieourok-dien-slovaria.html, текст стихотворного отрывка, распечатки словарных статей, ссылка на словарь онлайн https://slovarozhegova.ru/, карта исследования, иллюстрация, таблица рефлексии. | ||||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: | |||
Мотивация познавательной деятельности | ||||
Демонстрирует фрагмент видеоурока «День словаря» Приглашает гостя и помощника в исследовательской лаборатории – «Толковый словарь» Ожегова Создаёт проблемную ситуацию: В стихотворениях А.С. Пушкина, а с его творчеством мы как раз знакомимся уже несколько уроков, встречаются такие строки «Звезда пустынная сияла», «Свободы сеятель пустынный». Каково значение слова «Пустынный» Получается, что всё это встречается в пустыне? |
Определяют тему урока вместе с учителем, в словарной «Толковом словаре» Ожегова или словаре онлайн находят значение слова «пустынный». Соотносят современное значение слова «пустынный» со значением в словаре Даля. Высказывают и обосновывают гипотезу: Чтобы правильно понимать текст произведения необходимо точно определять лексическое значение слов. |
|||
Актуализация необходимых знаний | ||||
Организует эксперимент в творческой исследовательской лабораторий. Задание: внимательно прочитать текст отрывка, нарисовать иллюстрацию, особенно важно обратить внимание на подчёркнутые слова. Александр Пушкин Зима!.. Крестьянин, торжествуя (отрывок из романа «Евгений Онегин») Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно… Демонстрирует иллюстрацию художника к этому отрывку(приложение 1) Выдаёт лист с таблицей рефлексии (приложение 2) |
Читают текст, рисуют иллюстрацию. Сопоставляют свой рисунок с предложенным учителем. Делают вывод о различиях: верно изобразить происходящее помешало неправильное понимание значений некоторых слов. Формулируют учебную задачу: с помощью исследования словарной статьи определить значение неизвестных слов, проанализировать отрывок. Заполняют часть таблицы рефлексии (приложение 1) |
|||
Организация познавательно деятельности | ||||
Организует работу в группах. |
Распределяют слова по группам, заполняют карту исследования (приложение 4), пользуясь словарными статьями или виртуальными источниками, представители переходят в группы, Анализируют отрывок, сравнивают первичное представление с вновь полученным после работы со словарём. |
|||
Подведение итогов | ||||
Объявляет о завершающем этапе исследования. Озвучивает дифференцированное домашнее задание: Выучить отрывок наизусть, уточнить значение непонятных слов в последних четырёх строчках, установить иноязычные это слова или исконно русские. Дополнительное задание 1.Найти в стихотворениях Пушкина «Мороз и солнце, день чудесный…» незнакомые слова, определить их значение 2. Привести пример слов, значение которых изменилось. |
Обсуждают и записывают выводы о важности работы с «Толковым словарём» |
|||
Рефлексия | ||||
Предлагает оценить работу групп с точки зрения
|
Оценивают свою работу, работу группы, заполняют 3 столбик таблицы рефлексии(приложение 2). | |||
4. Заключение
В результате использование Толкового словаря на уроках литературы у обучающихся повышается исследовательский интерес, формируется стилистическое чутьё, воссоздающее воображение, им становятся ближе и понятнее тексты художественных произведений, а значит анализ и интерпретация тестов становятся более эффективными.
Если такую работу систематически проводить, начиная с 5 класса, то постепенно обращаться к словарям войдёт у учеников в потребность, сформируется устойчивая привычка, что повысит их уровень владения родным языком.
5. Список источников.
1. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, Москва: Азъ, 1994.
2. https://slovarozhegova.ru/
3. https://videouroki.net/blog/vidieourok-dien-slovaria.html
4. «Евгений Онегин» А.С. Пушкин (отрывок из 5 главы), М: Художественная литература 1967.