Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Технологическая карта урока

Антонимы

Павлова Ксения Игоревна,
учитель ГБОУ школы № 97
Предмет:  русский язык                            Класс:  5                                            Урок № 77

УМК: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.

Цель урока: создать условия для изучения темы «Антонимы».
Планируемые результаты
Личностные: осознанно относиться к обучению, уметь проявлять познавательный интерес к учебной деятельности, осознавать успешность своей деятельности.
Метапредметные:
-познавательные: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию в соответствии с целью.
-регулятивные: принимать и сохранять учебное задание, оценивать собственные возможности для выполнения задания, планировать свою деятельность.
-коммуникативные: уметь работать в паре в соответствии с нормами общения, строить продуктивное сотрудничество с партнером, адекватно отвечать на поставленный вопрос.
Предметные: знать термин «синонимы». уметь подбирать синонимы. Повторить лексическое понятие «антонимы»; вспомнить определение термина «антонимы», уметь подбирать антонимы и видеть их в тексте.
Формы контроля: упражнение для контроля понимания предложенной информации.
Межпредметные связи: литература.
Организация пространства: учебный кабинет, персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Раздаточные материалы: текст, карточки.
Технология изучения темы: ТРИИК
Тип урока: комбинированный.

 
Деятельность учителя Деятельность ученика
  Действия учителя Использу-емый материал Задания для учащегося Формы работы и контроля Формируемые УУД
1.Мотивация к деят-сти – 7 минуты.
а) Орг.момент
 
б) Актуализация знаний
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
в) Самоопре-деление к
деятельности
 
а)Приветствует, настраивает
учащихся на работу.
 
б) Выявляет у учащихся
имеющиеся знания по теме. Проверка д/з.
Что такое «синонимы»? Для чего нужны синонимы? Могут ли слова разных частей речи быть синонимами?
Индивидуальные карточки у некоторых учеников (Приложение 1).
 
 
 
в)Чтение отрывка стихотворения Б.Заходера: «И нам с тобой Пришел черед Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово высоко, А ты ответишь: низко. Скажу я слово далеко, а ты ответишь ……, Скажу я слово потерял, И скажешь ты ……. Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты храбрец. Теперь начало Я скажу, - Ну, отвечай: ……….»
Сообщение новой темы, запись на доске.
 
г) Спросить, являются ли данные пары слов антонимами. Если нет, то объяснить почему.
 
Тихий – громко;
высокий – низкий;
свет – темно;
белый – черный;
мальчик – юноша.
 
Предлагает прочитать определение в учебнике.
Изменить пары слов так, чтоб получились антонимичные пары.
 
 
Одна из пар этих слов может являться антонимами в определенных обстоятельствах, давайте внимательно выполнять все задания на уроке, чтобы в конце урока вы мне смогли сказать, какая же пара слов так «хитро» спряталась, что вы не смогли ее найти.
 
 
 
 
 
б) Д/з упр. 361
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г) с.166, определение термина
 
а)Приветствие учителя.
Включение в работу.
Готовность рабочего места.
б) Записывают число в тетрадь. Отвечают на вопросы, объясняют, как выполнили упражнение. Планируемые результаты: синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться лексич. значением и употреблением в речи.
Мчаться – нестись, бежать, лететь. Тревожный – беспокойный. Бросать – кидать, швырять. Пища – еда. Огромный – громадный.
 
в) Дополняют стихотворение необходимыми словами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г) На этот момент правильно выбрать: высокий – низкий;
белый – черный;
 
Изменяют слова. Читают определение термина, записывают в тетрадь. Планируемый результат: слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
  Измененные пары слов:
Тихий – громкий;
громко- тихо;
свет – темнота;
светло – темно;
мальчик – девочка;
юноша – девушка.

 
 
 
 
 
 
Фронталь-ная, индивиду-альная.
осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием. Принимать и сохранять учебное задание
Предметные: знать определе-ние термина «Синони-мы»
 
 
 
 
 
 
 
Вспомнить, что такое антонимы.
 
 
Познава-тельные УУД:
-самостоя-тельно формули-ровать
тему урока.

 
2.Учебно-познавательная
деятельность – диагностика
освоения материала. – 20 минут.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Динамическая пауза. Хлопают над головой 1 раз тогда, когда слышат пару антонимов, хлопают по коленям, когда слышат синонимы.
Дает задание выписать 1 варианту -  антонимы, которые обозначают время; 2 варианту – цвет; 3 – размер; 4 – температура; 5 – место; 6 вариант – ищет антонимы-наречия. (Приложение 2). Просит составить предложение с парой антонимов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Читает пары слов:
горячо-холодно, маленький-крошечный, низкий- маленький, высокий – рослый, громкий – тихий, мокрый – сухой, новый – старый, свежий-черствый; симпатичный-хорошенький; сосульки – фигурки.
Упр. 369. Выполняют упражнение.
Взаимопроверка (правильные ответы на интерактивной доске).
Составляют предложение с парой антонимов, записывают.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Хлопают над головой или по коленям.
Индивидуальная, рабо-та в парах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Индивиду-аль-ная, груп-повая
Регулятив-ные УУД:
определять лично значимую
цель в рамках учебной темы
 
Коммуни-кативные УУД:
-сотрудни-чать с учителем,
одноклас-сниками.
Личност-ные резуль-таты:
-проявлять интерес к теме
урока.

 
  Последняя пара слов сосульки – фигурки не являются общеязыковыми антонимами, т.е. не воспринимаются носителями языка как антонимы. Но могут стать антонимами в определенной ситуации: «Мама украсила елку не стеклянными сосульками, а блестящими фигурками животных». Такие антонимы называются «контекстные антонимы».
 
Как называется прием художественной выразительности в литературе,  когда автор использует контекстные антонимы в тексте? Предлагает найти антитезу в отрывке стихотворения А.С.Пушкина
упр. 371 – приложе-ние 3.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Слушают, задают вопросы. Выполняют и записывают  упражнение, находят антонимы и контекстные антонимы, надписывают их.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ищут контекстные антонимы в карточках:
 
На небесах печальная луна
Встречается с веселою зарею,
Одна горит, другая холодна.
Заря блестит невестой молодою,
Луна пред ней, как мертвая, бледна.
Так встретился, Эльвина, я с тобою.

 
Индивиду-аль-ная, фрон-таль-ная. познава-тельные: осущест-влять поиск информа-ции в соответст-вии с учебным заданием, извлекать информа-цию в соответ-ствии с целью.
 
3.Интеллектуально-
преобразовательная
деятельность – 12 минут
Предлагает дать определение термину «контекстные антонимы»
 
 
 
 
 
 
 
Предлагает составить предложение / ситуацию так, чтобы пары слов стали контекстными антонимами:
 «спелый / зеленый»,
«щегол / кукушка»,
«два / пять».
 
 
 
 
 
 
Возвращаемся к началу урока. Предлагает найти ту пару слов, которая может стать контекстными антонимами. Составить предложение, чтобы эти слова стали антонимами.
 

 
  Дают определение термину «контекстные антонимы».
Ожидаемый ответ: слова одной и той же части речи, которые приобретают противоположные значения только в определенном авторском тексте.
Записывают в тетради определение термина.
Составляют предложения. Зачитывают варианты
Ожидаемый ответ:
Нужно собирать спелые ягоды, а не зеленые.
Пой щеглом, а не кукушкой.
Готовься к диктанту тщательно, чтобы получить не «два», а «пять».
 
Находят пару: мальчик – юноша.
 
Ожидаемый ответ. Мальчик просит помощи, а юноша помогает сам.
Индивидуальная, груп-повая познава-тельные: осущест-влять поиск информа-ции в соответс-твии с учебным заданием, извлекать информа-цию в соответс-твии с целью.
Давать определе-ние понятию через понимание его важнейших особенно-стей

 
Домашнее задание – 3 минуты
 

 
Формулирует домашнее
задание: ответить на вопросы с. 167 устно, упр. 372 письменно: подобрать антонимы и записать. Составить 2 предложения с антонимами : одно предложение с общеязыковыми, другое – с контекстными.

 
с. 167 устно, упр. 372 письменно Воспринимают домашнее
задание, уточняют.
 

 
Индивидуальная, груп-повая Регулятивные УУД:
- принимать учебную задачу для
самостоятельного выполнения,
планировать дальнейшие свои
действия.
4.Рефлексив-ная деятельность – 3 минуты. Предлагает оценить результат.
Закончить предложения:
Мне понятно…
Мне показалось сложным…
На уроке я был….
 
 
 
-

 
  Оценивают результат, дополняют предложения. Индивиду-аль-ная, груп-повая Лично-стные результаты: понимать успеш-ность своей
работы.
 
Регулятивные УУД:
объективно оценивать свои
действия по выпол-нению
задания.
Познавательные УУД:
анализиро-вать, обобщать,
делать выводы.
 
Коммуникативные УУД:
высказы-вать свою точку
зрения.
 
Приложение 1.
Карточка 1.  Вычеркните лишнее слово (не является синонимом к остальным словам).
разговор, беседа, диалог, лекция.
смеяться, скалить зубы, хохотать, гоготать, рыдать. 
 холодный, студёный, прохладный, холодоустойчивый, ледяной. 
 дарить, подарок, жаловать, презентовать.
 
Приложение 2.
1 – время: ранний-поздний, тогда-теперь; утро-вечер;
2 – цвет: белый-черный, яркий- тусклый, бледный – румяный;
3 – размер: широкий – узкий, короткий – длинный, высокий – низкий,
4 – температура: жара – холод; горячий- холодный; нагреть – остудить.
5 – место: близко- далеко, подземный – наземный, вверх-вниз
6 – наречия: тогда-теперь; близко-далеко; вверх- вниз. (или для более сильных учеников)
 
Приложение 3.
Волк простодушный, а лиса хитрая. (Общеязыковые антонимы – простодушный и хитрый, контекстные – волк и лиса). Лев храбрый, а заяц трусливый. Муха маленькая, а слон большой. Ягненок слабый, а волк сильный. Лисица умная (находчивая), а ворона простодушная (наивная). Стрекоза ленивая, а муравей трудолюбивый (работящий).

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»