Антонимы
учитель ГБОУ школы № 97
УМК: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.
Цель урока: создать условия для изучения темы «Антонимы».Планируемые результаты
Личностные: осознанно относиться к обучению, уметь проявлять познавательный интерес к учебной деятельности, осознавать успешность своей деятельности.
Метапредметные:
-познавательные: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию в соответствии с целью.
-регулятивные: принимать и сохранять учебное задание, оценивать собственные возможности для выполнения задания, планировать свою деятельность.
-коммуникативные: уметь работать в паре в соответствии с нормами общения, строить продуктивное сотрудничество с партнером, адекватно отвечать на поставленный вопрос.
Предметные: знать термин «синонимы». уметь подбирать синонимы. Повторить лексическое понятие «антонимы»; вспомнить определение термина «антонимы», уметь подбирать антонимы и видеть их в тексте.
Формы контроля: упражнение для контроля понимания предложенной информации.
Межпредметные связи: литература.
Организация пространства: учебный кабинет, персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Раздаточные материалы: текст, карточки.
Технология изучения темы: ТРИИК
Тип урока: комбинированный.
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Действия учителя | Использу-емый материал | Задания для учащегося | Формы работы и контроля | Формируемые УУД | |
1.Мотивация к деят-сти – 7 минуты. а) Орг.момент б) Актуализация знаний в) Самоопре-деление к деятельности |
а)Приветствует, настраивает учащихся на работу. б) Выявляет у учащихся имеющиеся знания по теме. Проверка д/з. Что такое «синонимы»? Для чего нужны синонимы? Могут ли слова разных частей речи быть синонимами? Индивидуальные карточки у некоторых учеников (Приложение 1). в)Чтение отрывка стихотворения Б.Заходера: «И нам с тобой Пришел черед Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово высоко, А ты ответишь: низко. Скажу я слово далеко, а ты ответишь ……, Скажу я слово потерял, И скажешь ты ……. Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты храбрец. Теперь начало Я скажу, - Ну, отвечай: ……….» Сообщение новой темы, запись на доске. г) Спросить, являются ли данные пары слов антонимами. Если нет, то объяснить почему. Тихий – громко; высокий – низкий; свет – темно; белый – черный; мальчик – юноша. Предлагает прочитать определение в учебнике. Изменить пары слов так, чтоб получились антонимичные пары. Одна из пар этих слов может являться антонимами в определенных обстоятельствах, давайте внимательно выполнять все задания на уроке, чтобы в конце урока вы мне смогли сказать, какая же пара слов так «хитро» спряталась, что вы не смогли ее найти. |
б) Д/з упр. 361 г) с.166, определение термина |
а)Приветствие учителя. Включение в работу. Готовность рабочего места. б) Записывают число в тетрадь. Отвечают на вопросы, объясняют, как выполнили упражнение. Планируемые результаты: синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться лексич. значением и употреблением в речи. Мчаться – нестись, бежать, лететь. Тревожный – беспокойный. Бросать – кидать, швырять. Пища – еда. Огромный – громадный. в) Дополняют стихотворение необходимыми словами. г) На этот момент правильно выбрать: высокий – низкий; белый – черный; Изменяют слова. Читают определение термина, записывают в тетрадь. Планируемый результат: слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Измененные пары слов: Тихий – громкий; громко- тихо; свет – темнота; светло – темно; мальчик – девочка; юноша – девушка. |
Фронталь-ная, индивиду-альная. |
осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием. Принимать и сохранять учебное задание Предметные: знать определе-ние термина «Синони-мы» Вспомнить, что такое антонимы. Познава-тельные УУД: -самостоя-тельно формули-ровать тему урока. |
2.Учебно-познавательная деятельность – диагностика освоения материала. – 20 минут. Динамическая пауза. Хлопают над головой 1 раз тогда, когда слышат пару антонимов, хлопают по коленям, когда слышат синонимы. |
Дает задание выписать 1 варианту - антонимы, которые обозначают время; 2 варианту – цвет; 3 – размер; 4 – температура; 5 – место; 6 вариант – ищет антонимы-наречия. (Приложение 2). Просит составить предложение с парой антонимов. Читает пары слов: горячо-холодно, маленький-крошечный, низкий- маленький, высокий – рослый, громкий – тихий, мокрый – сухой, новый – старый, свежий-черствый; симпатичный-хорошенький; сосульки – фигурки. |
Упр. 369. | Выполняют упражнение. Взаимопроверка (правильные ответы на интерактивной доске). Составляют предложение с парой антонимов, записывают. Хлопают над головой или по коленям. |
Индивидуальная, рабо-та в парах Индивиду-аль-ная, груп-повая |
Регулятив-ные УУД: определять лично значимую цель в рамках учебной темы Коммуни-кативные УУД: -сотрудни-чать с учителем, одноклас-сниками. Личност-ные резуль-таты: -проявлять интерес к теме урока. |
Последняя пара слов сосульки – фигурки не являются общеязыковыми антонимами, т.е. не воспринимаются носителями языка как антонимы. Но могут стать антонимами в определенной ситуации: «Мама украсила елку не стеклянными сосульками, а блестящими фигурками животных». Такие антонимы называются «контекстные антонимы». Как называется прием художественной выразительности в литературе, когда автор использует контекстные антонимы в тексте? Предлагает найти антитезу в отрывке стихотворения А.С.Пушкина |
упр. 371 – приложе-ние 3. |
Слушают, задают вопросы. Выполняют и записывают упражнение, находят антонимы и контекстные антонимы, надписывают их. Ищут контекстные антонимы в карточках: На небесах печальная луна Встречается с веселою зарею, Одна горит, другая холодна. Заря блестит невестой молодою, Луна пред ней, как мертвая, бледна. Так встретился, Эльвина, я с тобою. |
Индивиду-аль-ная, фрон-таль-ная. | познава-тельные: осущест-влять поиск информа-ции в соответст-вии с учебным заданием, извлекать информа-цию в соответ-ствии с целью. |
|
3.Интеллектуально- преобразовательная деятельность – 12 минут |
Предлагает дать определение термину «контекстные антонимы» Предлагает составить предложение / ситуацию так, чтобы пары слов стали контекстными антонимами: «спелый / зеленый», «щегол / кукушка», «два / пять». Возвращаемся к началу урока. Предлагает найти ту пару слов, которая может стать контекстными антонимами. Составить предложение, чтобы эти слова стали антонимами. |
Дают определение термину «контекстные антонимы». Ожидаемый ответ: слова одной и той же части речи, которые приобретают противоположные значения только в определенном авторском тексте. Записывают в тетради определение термина. Составляют предложения. Зачитывают варианты Ожидаемый ответ: Нужно собирать спелые ягоды, а не зеленые. Пой щеглом, а не кукушкой. Готовься к диктанту тщательно, чтобы получить не «два», а «пять». Находят пару: мальчик – юноша. Ожидаемый ответ. Мальчик просит помощи, а юноша помогает сам. |
Индивидуальная, груп-повая | познава-тельные: осущест-влять поиск информа-ции в соответс-твии с учебным заданием, извлекать информа-цию в соответс-твии с целью. Давать определе-ние понятию через понимание его важнейших особенно-стей |
|
Домашнее задание – 3 минуты |
Формулирует домашнее задание: ответить на вопросы с. 167 устно, упр. 372 письменно: подобрать антонимы и записать. Составить 2 предложения с антонимами : одно предложение с общеязыковыми, другое – с контекстными. |
с. 167 устно, упр. 372 письменно | Воспринимают домашнее задание, уточняют. |
Индивидуальная, груп-повая | Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения, планировать дальнейшие свои действия. |
4.Рефлексив-ная деятельность – 3 минуты. | Предлагает оценить результат. Закончить предложения: Мне понятно… Мне показалось сложным… На уроке я был…. - |
Оценивают результат, дополняют предложения. | Индивиду-аль-ная, груп-повая | Лично-стные результаты: понимать успеш-ность своей работы. Регулятивные УУД: объективно оценивать свои действия по выпол-нению задания. Познавательные УУД: анализиро-вать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные УУД: высказы-вать свою точку зрения. |
Приложение 1.
Карточка 1. Вычеркните лишнее слово (не является синонимом к остальным словам).
разговор, беседа, диалог, лекция.
смеяться, скалить зубы, хохотать, гоготать, рыдать.
холодный, студёный, прохладный, холодоустойчивый, ледяной.
дарить, подарок, жаловать, презентовать.
Приложение 2.
1 – время: ранний-поздний, тогда-теперь; утро-вечер;
2 – цвет: белый-черный, яркий- тусклый, бледный – румяный;
3 – размер: широкий – узкий, короткий – длинный, высокий – низкий,
4 – температура: жара – холод; горячий- холодный; нагреть – остудить.
5 – место: близко- далеко, подземный – наземный, вверх-вниз
6 – наречия: тогда-теперь; близко-далеко; вверх- вниз. (или для более сильных учеников)
Приложение 3.
Волк простодушный, а лиса хитрая. (Общеязыковые антонимы – простодушный и хитрый, контекстные – волк и лиса). Лев храбрый, а заяц трусливый. Муха маленькая, а слон большой. Ягненок слабый, а волк сильный. Лисица умная (находчивая), а ворона простодушная (наивная). Стрекоза ленивая, а муравей трудолюбивый (работящий).