Формирование коммуникативной компетентности
на уроках русского языка и литературы
Бушуева Татьяна Борисовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 640
Приморского района Санкт-Петербурга
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 640
Приморского района Санкт-Петербурга
Ключевые слова: коммуникативная деятельность, коммуникативная компетентность, речевое общение, формирование личности, виды речевой деятельности, коммуникативный потенциал.
Аннотация: в статье отражается актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности учеников на уроках русского языка и литературы; приводится классификация методов развития коммуникативной компетентности; сообщается о использовании различных форм и приемов работы для реализации коммуникативной компетентности учащихся.
Аннотация: в статье отражается актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности учеников на уроках русского языка и литературы; приводится классификация методов развития коммуникативной компетентности; сообщается о использовании различных форм и приемов работы для реализации коммуникативной компетентности учащихся.
Актуальность данной статьи заключается в том, что наше общество нуждается в человеке, отличающемся такими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетентности, самостоятельность, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к позиции других людей. И именно развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы способствует формированию такой личности.
Если целенаправленно и систематически использовать возможности русского языка и литературы для формирования у обучающихся коммуникативной компетентности, то это позволит им:
1) повысить уровень качества знаний по русскому языку и литературе;
2) строить отношения со сверстниками и взрослыми;
3) выражать свое мнение и отстаивать его, сохраняя уважение к чужим ценностям;
4) направлять творческие возможности на решение различных задач.
Коммуникативная деятельность учителя – это деятельность общения, с
помощью которой учитель передает знания, организует обмен информацией, управляет познавательно-практической деятельностью учащихся и регулирует взаимоотношения между ними. [1]
Педагог в своей работе может реализовать виды коммуникативной деятельности в следующих видах общения:
Если целенаправленно и систематически использовать возможности русского языка и литературы для формирования у обучающихся коммуникативной компетентности, то это позволит им:
1) повысить уровень качества знаний по русскому языку и литературе;
2) строить отношения со сверстниками и взрослыми;
3) выражать свое мнение и отстаивать его, сохраняя уважение к чужим ценностям;
4) направлять творческие возможности на решение различных задач.
Коммуникативная деятельность учителя – это деятельность общения, с
помощью которой учитель передает знания, организует обмен информацией, управляет познавательно-практической деятельностью учащихся и регулирует взаимоотношения между ними. [1]
Педагог в своей работе может реализовать виды коммуникативной деятельности в следующих видах общения:
- общение с учащимися, представляющее собой такой вид коммуникативной деятельности учителя, при которой он делится своими знаниями, осуществляет управление все познавательно-практической деятельностью учащихся на уроке (например, объяснение нового учебного материала, а также выполнение – заданий, помогающих закрепить пройденный материал); организует обмен информацией, проводит углубленное изучение определенных разделов школьной программы соответствующего предмета (кружки, конкурсы на знания программы предмета); изучает то, в каких условиях живут учащиеся, чем они интересуются в свободное от учебы время, расширяет его кругозор вне школы (например, поход в театр, музей, экскурсия по достопримечательностям города);
- общение с коллегами, когда учитель обменивает информацией, касающейся работы, повышает свой профессионально-методический уровень (на различных учительских конференциях, обсуждениях уроков);
- общение с родителями – данный вид коммуникативной деятельности учителя реализуется в передаче педагогических и психологических знаний, обмене информацией воспитательного характера, профессионально-методической помощи, выяснения необходимых данных для того, чтобы к учащемуся можно было найти индивидуальный подход (проведение родительских собраний, индивидуальное общение с родителями в школе, а также за ее пределами);
- общение с неколлегами, при котором учитель выступает в роли организатора целенаправленного общения, это может быть проведение встречи с интересным человеком в школе (например, приглашение писателя на урок).
Коммуникативная деятельность крайне разнообразна и насыщенна, но большую часть ее времени учитель находится во взаимодействии с учениками, поэтому очень важно формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка.
Коммуникативная компетентность – это знания о речи, ее функциях; сформированность умений в области четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма); способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения. [2]
В понятие «коммуникативная компетентность» учеников включены следующие показатели: [3]
Коммуникативная компетентность – это знания о речи, ее функциях; сформированность умений в области четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма); способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения. [2]
В понятие «коммуникативная компетентность» учеников включены следующие показатели: [3]
- информированность в лингвистической теории, понимание ее как системы правил и общих предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи;
- знание речеведческой теории и владение основными видами речевой деятельности;
- владение основными языковыми (опознавать, классифицировать) и речевыми (выбирать, актуализировать) умениями;
- способность анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней выбирать программу (вербальную, невербальную) речевого поведения.
Большое количество научно-практических трудов говорит о том, что коммуникативную компетентность ученика удобнее всего рассматривать по продуктам его учебной деятельности, т.е. по письменным текстам, созданными самостоятельно. Однако в то же время коммуникативная компетентность ученика выступает как личностное качество, которое несет определенную смысловую нагрузку характеристики субъекта. Многие ученые придерживаются мнения, что решающим условием для формирования коммуникативной компетентности учащихся является организация в учебном процессе коммуникативных ситуаций, при которых учитель создает коммуникативное взаимодействие с учениками и между учениками, оценивая результаты работы через учебный продукт – тексты и высказывания (в письменной и устной формах)
Коммуникативная компетентность включает знание языка, способов взаимодействия с окружающими людьми и ситуациями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление, задавать вопросы и отвечать на них, то есть уметь дискутировать. Коммуникативная компетентность способствует формированию умений и навыков речевого общения.
Коммуникативные навыки очень важны для каждого человека, ведь общение – неотъемлемая часть нашей жизни. С их помощью мы познаем мир, общаемся с разными людьми. Если человек не владеет данными навыками, то ему в современном мире ему придется очень сложно завязывать контакты, строить отношения с другими людьми.
Школа является отличной средой для того, чтобы подрастающее поколение научилось говорить свободно на родном языке, уметь свободно выражать свои мысли, пользоваться всеми средствами выразительности, правильно применять различные лингвистические приемы.
По моему мнению, чтобы обучающийся становился личностью, стремящейся к максимальной реализации всех своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях, его необходимо научить решать языковыми соседствами разнообразные коммуникативные задачи во всевозможных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у учащегося коммуникативную компетентность.
Коммуникативная компетентность обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию учащихся в современных жизненных условиях. Коммуникативная компетентность подразумевает под собой готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации, а именно получать необходимую информацию, аргументировано отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичных выступлениях на основе признания того факта, что существуют разные позиции по тому или иному вопросу. Коммуникативная компетентность, представляя собой знание норм и правил общения, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности».
Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, определяющих качество его общения. Данное определение также включает в себя две составляющие:
Коммуникативная компетентность включает знание языка, способов взаимодействия с окружающими людьми и ситуациями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление, задавать вопросы и отвечать на них, то есть уметь дискутировать. Коммуникативная компетентность способствует формированию умений и навыков речевого общения.
Коммуникативные навыки очень важны для каждого человека, ведь общение – неотъемлемая часть нашей жизни. С их помощью мы познаем мир, общаемся с разными людьми. Если человек не владеет данными навыками, то ему в современном мире ему придется очень сложно завязывать контакты, строить отношения с другими людьми.
Школа является отличной средой для того, чтобы подрастающее поколение научилось говорить свободно на родном языке, уметь свободно выражать свои мысли, пользоваться всеми средствами выразительности, правильно применять различные лингвистические приемы.
По моему мнению, чтобы обучающийся становился личностью, стремящейся к максимальной реализации всех своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях, его необходимо научить решать языковыми соседствами разнообразные коммуникативные задачи во всевозможных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у учащегося коммуникативную компетентность.
Коммуникативная компетентность обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию учащихся в современных жизненных условиях. Коммуникативная компетентность подразумевает под собой готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации, а именно получать необходимую информацию, аргументировано отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичных выступлениях на основе признания того факта, что существуют разные позиции по тому или иному вопросу. Коммуникативная компетентность, представляя собой знание норм и правил общения, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности».
Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, определяющих качество его общения. Данное определение также включает в себя две составляющие:
- коммуникативные свойства личности, характеризующие развитие потребности в общении, отношение к способу общения;
- коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, проявлять активность, эмоционально откликаться на состояние собеседника, формировать и реализовывать собственную программу общения
Процесс формирования коммуникативной компетентности является сложным и длительным. Главная роль в данном процессе принадлежит урокам русского языка и литературы. Особая сложность в преподавании данных дисциплин состоит в том, чтобы соотнести предметный курс и реальный речевой опыт школьников.
К сожалению, на настоящий момент можно утверждать, что большое количество учащихся очень плохо владеют коммуникативными навыками. Последний опыт проведения работы в формате устного собеседования, который подразумевал под собой работу с текстом, его краткое изложение, составление монолога на основе ситуационной задачи, показал, что обучающиеся не в состоянии работать с простейшими заданиями. Многие обучающиеся не умеют доступно объяснить свою позицию по тому или иному вопросу, составить монолог, используя необходимые данные или вступить в диалог с другим человеком.
Поэтому очень важно развивать коммуникативную компетентность учащихся на уроках русского языка, создавая при этом условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, аудировании. Урок должен соответствовать принципу «Обучать общению, общаясь».
Для реализации коммуникативной компетентности учащихся используются различные формы, методы и приемы работы, направленные на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
Поэтому очень важно, чтобы проведение уроков не сводилось к монотонной работе, состоящий только из выполнениях стандартных упражнений, а представляло собой использование различных методов.
Различные исследования, применение интерактивных технологий обучений, групповые формы и методы, все это способствует развитию творческой активности, формирование мыслительной деятельности, обучению учащхся отстаивать свою точку зрению, а также помогают добиться высокого уровня качества понимания изучаемого материала.
Работа в парах и группах позволяет решить и некоторые задачи воспитания, а именно, желание и умение сотрудничать с другими людьми. Школьники свободно говорят, отстаивают свою позицию, ищут решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
Методы развития коммуникативной компетентности можно подразделить на:
К сожалению, на настоящий момент можно утверждать, что большое количество учащихся очень плохо владеют коммуникативными навыками. Последний опыт проведения работы в формате устного собеседования, который подразумевал под собой работу с текстом, его краткое изложение, составление монолога на основе ситуационной задачи, показал, что обучающиеся не в состоянии работать с простейшими заданиями. Многие обучающиеся не умеют доступно объяснить свою позицию по тому или иному вопросу, составить монолог, используя необходимые данные или вступить в диалог с другим человеком.
Поэтому очень важно развивать коммуникативную компетентность учащихся на уроках русского языка, создавая при этом условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, аудировании. Урок должен соответствовать принципу «Обучать общению, общаясь».
Для реализации коммуникативной компетентности учащихся используются различные формы, методы и приемы работы, направленные на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
Поэтому очень важно, чтобы проведение уроков не сводилось к монотонной работе, состоящий только из выполнениях стандартных упражнений, а представляло собой использование различных методов.
Различные исследования, применение интерактивных технологий обучений, групповые формы и методы, все это способствует развитию творческой активности, формирование мыслительной деятельности, обучению учащхся отстаивать свою точку зрению, а также помогают добиться высокого уровня качества понимания изучаемого материала.
Работа в парах и группах позволяет решить и некоторые задачи воспитания, а именно, желание и умение сотрудничать с другими людьми. Школьники свободно говорят, отстаивают свою позицию, ищут решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
Методы развития коммуникативной компетентности можно подразделить на:
- Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
- Пересказ
- Диалог
- Ролевые игры
- Доклады, сообщения
- Учебные исследования и проекты
- Обсуждения, дискуссия, диспут
- Публичные выступления
- Диалог
- Ролевые игры
- Доклады, сообщения
- Учебные исследования и проекты
- Обсуждения, дискуссия, диспут
- Публичные выступления
- Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
- Сочинения, изложения
- Составление текстов на заданную тему
- Участие в исследовательских работах, требующих написание статей
На своих уроках я использую различные методы развития коммуникативной компетентности у учащихся, далее приведены некоторые из них.
- Составление текстов на заданную тему
- Участие в исследовательских работах, требующих написание статей
На своих уроках я использую различные методы развития коммуникативной компетентности у учащихся, далее приведены некоторые из них.
- Рецензирование учащегося.
Обучающийся дает устный ответ перед всем классом в соответствии с
заданием, предложенным ему учителем. Другие учащиеся внимательно слушают данное выступление, могут делать у себя в тетради какие-либо пометки. По окончании выступления учитель задает вопрос ученикам: «Кто хотел бы дать рецензию на данный ответ?». Выбирается один или несколько учеников, которые дают свои рецензии.
Оценивающий ученик сообщают о том, правильно ли выступающий выполнил задание, со всеми ли пунктами он справился, не допустил ли ошибок; он дает анализ речи оцениваемого языка, не было ли ошибок в построении предложений, словосочетаний и т.д. Рецензия должна быть абсолютно объективной, четко сформулированной и высказанной в соответствующей форме.
Данное задание помогает вовлекать в учебный процесс всех обучающихся, оно хорошо, как для выступающего ученика, так и для рецензента. Для оцениваемого обучающегося данный метод полезен тем, что он может услышать мнение не только профессионального педагога, но и своих сверстников. Иногда ученик может не полностью прислушиваться к мнению учителя по тем или иным причинам, но если мнение других одноклассников совпадет с профессиональным, то обучающийся сможет больше доверять мнению педагога. Для рецензента польза данного задания состоит в том, что он улучшает свои коммуникативные навыки, анализируя чье-либо выступление и давая ему оценку.
Также нельзя не отметить тот факт, что этот метод позволяет сделать учебный процесс более уравновешенным в плане поведения обучающихся, так как в тишине в классе заинтересованы не только учитель и выступающий обучающийся, но и другие ученики, так как многие хотят поучаствовать в этой интересной образовательной игре, а для этого нельзя пропустить ни фрагмента из выступления оцениваемого ученика.
заданием, предложенным ему учителем. Другие учащиеся внимательно слушают данное выступление, могут делать у себя в тетради какие-либо пометки. По окончании выступления учитель задает вопрос ученикам: «Кто хотел бы дать рецензию на данный ответ?». Выбирается один или несколько учеников, которые дают свои рецензии.
Оценивающий ученик сообщают о том, правильно ли выступающий выполнил задание, со всеми ли пунктами он справился, не допустил ли ошибок; он дает анализ речи оцениваемого языка, не было ли ошибок в построении предложений, словосочетаний и т.д. Рецензия должна быть абсолютно объективной, четко сформулированной и высказанной в соответствующей форме.
Данное задание помогает вовлекать в учебный процесс всех обучающихся, оно хорошо, как для выступающего ученика, так и для рецензента. Для оцениваемого обучающегося данный метод полезен тем, что он может услышать мнение не только профессионального педагога, но и своих сверстников. Иногда ученик может не полностью прислушиваться к мнению учителя по тем или иным причинам, но если мнение других одноклассников совпадет с профессиональным, то обучающийся сможет больше доверять мнению педагога. Для рецензента польза данного задания состоит в том, что он улучшает свои коммуникативные навыки, анализируя чье-либо выступление и давая ему оценку.
Также нельзя не отметить тот факт, что этот метод позволяет сделать учебный процесс более уравновешенным в плане поведения обучающихся, так как в тишине в классе заинтересованы не только учитель и выступающий обучающийся, но и другие ученики, так как многие хотят поучаствовать в этой интересной образовательной игре, а для этого нельзя пропустить ни фрагмента из выступления оцениваемого ученика.
- «Кто больше придумает?»
Каждый ученик получает картинку, на которой изображен какой-либо сюжет. Обучающиеся должны выполнить следующее задание: написать текст по сюжету данного изображения. Выигрывает тот, кто напишет больше всех предложений, конечно, необходимо учитывать и соответствие рассказа ситуации, изображенной на картинке.
После выбора победителя, можно прочитать его работу всему классу, чтобы обратить внимание детей на то, как лучше было составить тот или иной текст, последовательно и логично расположить предложения в нем. Данное задание можно представить в нескольких вариантах. Данное задание помогает развить воображение, а также устную и письменную речь.
После выбора победителя, можно прочитать его работу всему классу, чтобы обратить внимание детей на то, как лучше было составить тот или иной текст, последовательно и логично расположить предложения в нем. Данное задание можно представить в нескольких вариантах. Данное задание помогает развить воображение, а также устную и письменную речь.
- Составление диалога.
Обучающимся предлагается составить диалог друг с другом на заданную тему. Примерный объем предложений равен пятнадцати. Ученики получают конкретную тему (например, «Что лучше: бумажная книга или электронная?»), либо им предложено выбрать одну из нескольких, за 5-7 минут они должны составить друг с другом диалог, приведя необходимую аргументацию своей позиции. При этом желательно использовать не только простые, но и сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; предложения, насыщенные однородными членами, причастными и деепричастными оборотами и т.д.
Польза данного задания заключается в том, что ученики пытаются четко обосновать свое мнение по данному вопросу, вступая в дискуссию с другим человеком. Формируются навыки устной речи, что обязательно поможет обучающимся в будущем, например, на собеседовании при поступлении в университет.
Польза данного задания заключается в том, что ученики пытаются четко обосновать свое мнение по данному вопросу, вступая в дискуссию с другим человеком. Формируются навыки устной речи, что обязательно поможет обучающимся в будущем, например, на собеседовании при поступлении в университет.
- Составление текста.
Учитель записывает на доске набор слов, которые могут иметь какие-либо трудности при их произношении. Например: аэропорт, шофер, шоссе, директора, средство, помощник, километр, начал. Задача учащихся – за несколько минут составить связны текст, используя данные слова и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Также учитель может назначить ученика-эксперта, который должен внимательно прослушать текст и сделать вывод о том, правильно ли произнесены все слова. Оценку в данном случае получают сразу два учащихся.
Данное задание помогает сформировать нормы произношения некоторых сложных слов у учащихся, позволяет сконцентрировать их внимание.
Высоким результатом развития коммуникативной компетентности у учащихся можно считать успешное освоение следующих критериев:
1. Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
2. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
3. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.
4. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста; Владение монологической и диалогической речью; Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
5. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составление плана, тезисов, конспекта; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
6. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»); выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
7. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Можно сделать вывод, что развитие коммуникативной компетентности является главной целью, которую учитель должен ставить перед собой на уроках русского языка и литературы.
Коммуникативная компетентность имеет тенденцию к становлению частью культурной компетентности, она ведет к повышению общей культуры личности, формированию у нее высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения ее в разнообразные виды деятельности.
Данное задание помогает сформировать нормы произношения некоторых сложных слов у учащихся, позволяет сконцентрировать их внимание.
Высоким результатом развития коммуникативной компетентности у учащихся можно считать успешное освоение следующих критериев:
1. Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
2. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
3. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.
4. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста; Владение монологической и диалогической речью; Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
5. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составление плана, тезисов, конспекта; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
6. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»); выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
7. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Можно сделать вывод, что развитие коммуникативной компетентности является главной целью, которую учитель должен ставить перед собой на уроках русского языка и литературы.
Коммуникативная компетентность имеет тенденцию к становлению частью культурной компетентности, она ведет к повышению общей культуры личности, формированию у нее высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения ее в разнообразные виды деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Редакционная коллегия: профессор Т.А. Ладыженская, профессор В.Н ... — М.,1990; Словарь литературоведческих терминов / Сост. Л.И. Тимофеев и СВ. Тураев.
- Современный образовательный процесс: основные понятия и термины.М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006
- Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности / Под ред. С. В. Титовой. — СПб.: Питер, 2009. — 176 с.: ил.